Глава 6. Эксперимент Шелф - Черномор

Владилен Николаев
На фото группа гидрооптиков около мачты, подготовленной для установки на дне моря около подводной лаборатории. Слева направо: В.Якубенко, А.Жильцов, В.Николаев, В.Павлов, Б.Кельбалиханов.  Мыс Маслен. Болгария. 

В 1973 и 1974 годах работы с подводной лабораторией «Черномор» проводились на глубинах 18 и 20 метров в районе мыса Маслен (у побережья Болгарии). С нами сотрудничали специалисты Болгарского института рыбного хозяйства и океанографии. Болгары назвали эти работы экспериментом «Шелф – Черномор». В первом из этих экипажей от нас работали Павел Боровиков, Александр Подражанский и Олег Куприков, во втором - Олег Скалацкий, Валерий Якубенко и Алексей Насонов.

И в первом, и во втором экипажах с ними прекрасно взаимодействовали болгарские научные сотрудники Никола Дуков и Любомир Клисуров. В качестве плавбазы, как и в Голубой бухте, использовалось нис «Ак.Л.Орбели», которым командовал капитан П.С.Зинин. Медицинским обеспечением работ занимались доктор Гриневич и болгарский доктор Русев. Водолазное обеспечение осуществляла большая группа болгарских водолазов во главе с Ильёй Кристевым.

В 1973 году работами руководил В.С Ястребов, а его заместителем был Георгий Волчанов, сотрудник института рыбного хозяйства и океанографии, один из ведущих болгарских специалистов в подводных исследованиях.

В 1974 году руководителем эксперимента стал Георгий Волчанов, а я был его заместителем. Рядом с «Черномором» была поставлена мачта для размещения гидрооптических и гидрофизических приборов, но кабели, по которым передавалась информация от этих приборов, заводились не в подводную лабораторию, а на берег.

Регистрирующая аппаратура размещалась в «лаборатории» на берегу. Лабораторией служила просторная палатка, которую мы установили в тени деревьев. Для размещения участников работ болгары смонтировали на берегу несколько щитовых фанерных домиков. Питание для нас привозили из ближайшей базы отдыха с названием «Перла» (Жемчуг), находившейся примерно в 6 - 7 километрах от нашего лагеря. Акванавты питались пищей космонавтов - из туб.

 CABEL ?!  WO IST CABEL ?!
И в 1973 – ем и в 1974–ом годах в работах по программе "Шелф-Черномор» принимали участие - в качестве наблюдателей - несколько океанологов из ГДР. Среди них был профессиональный фотограф Мартин Раушерт, сделавший много прекрасных снимков в береговом лагере экспедиции и под водой. Но и остальные члены немецкой группы не хотели бездельничать, и мы иногда привлекали их к различным подсобным работам.

Поначалу они были довольно плотно заняты подготовкой к прокладке и участием в самой прокладке кабельных линий связи гидрофизической аппаратуры на мачте с палаточной «лабораторией» на берегу. И занимались этим очень добросовестно. Это была довольно тяжёлая и грязная работа, и силами одного отряда гидрооптики мы её едва ли смогли бы сделать. (В отряд гидрооптики, кроме меня и Анатолия Жильцова, входили сотрудники лаборатории гидрооптики Института океанологии Б.Ф.Кельбалиханов и В.М.Павлов.)

Впоследствии, когда такого сорта работа окончилась, старший немецкой группы Георг Нойман, поутру выскочив из своего домика и ещё не умывшись, с деланным удивлением и таким же деланным возмущением на весь лагерь кричал: «Сabel ?! Wo ist cabel ?!» (Где кабель?!)

А позже, когда у нас появлялась какая – то небольшая, но неприятная работа, Толя Жильцов, переживший в Краснодаре во время войны немецкую оккупацию, ещё не приступив к работе, с деланным недоумением вопрошал пространство: «А где же наша зондеркоманда ?»

Кстати, по представлению Георга Ноймана, «начальника зондерокоманды», в журнале Beitrage zur Meeresкunde в ГДР была опубликована (на немецком языке) большая моя статья об организации и результатах работ по программам «Черномор» и «Шелф – Черномор».