Дачная амнистия и как с ней бороться

Вячеслав Шляхов
В продолженье о  «дачной амнистии».


Вячеслав Шляхов

(NCCSEA)
Независимый консалтинговый центр
социально-экономических исследований





На протяжении многих лет существования советского государства регулирование земельных отношений в обществе являлась прерогативой действий властных структур. Этот порядок с возникновением новых  экономических отношений мало, чем изменился. Появилась надежда,…Которая пока так и осталась надеждой. В контексте данной работы  рассматривается вопрос о статусе земель в садоводческих и иных товариществах. Председатели садоводческих товариществ незаконно выписывали гражданам  членские книжки и наделяли их участками, не входящими в территорию данных садоводств. Новые члены садоводства платили налоги, членские взносы, облагораживали территорию, проводили противопожарные мероприятия, участвовали в общественно - значимых работах, практически не зная, что земля, на которой они строятся, обеспечивают общество и себя продуктами питания, им не принадлежит. Она либо относятся к лесхозам, либо органам муниципальной власти, а иногда вообще по бумагам бесхозная и до разграничения собственности является федеральной собственностью.  Автор занимает четкую позицию, поддерживая простых граждан, попавших в сложную ситуацию.   Потому что в России власть сильна тем, что отобрала у людей элементарные способы защиты, оставив только обращение в суд. И не всегда это обращение является панацеей от всех бед. Ведь и суд в России  – это тоже пока чиновники.


КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Все предельно ясно. Имеете право! Основной закон страны говорит о свободном владении землей. Есть только одно но. Вы должны быть собственником  и являться участником земельных отношений.  А вот порядок пользования землей определяют местные власти. Они как раз и создают коррупционную кормушку.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Статья 5. Участники земельных отношений

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:
собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования…

Закон разграничил собственность на землю. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю, собственность на землю субъектов Российской Федерации, муниципальная собственность на землю


Территория России огромна, не просто велика, она на самом деле огромна. Возьмем только лишь Иркутскую область, о которой и пишу. Шесть Швейцарий  или три с половиной Германии. Население 2 544 007 человека. Каждый год умирает около 15 000 человек, уезжает из региона около 1500 человек в год. К слову сказать, в Германии на сравнительно небольшой территории проживает 87 000000 человек! Земля в области освоена всего на 12%.
Не надо иметь три пяди во лбу, чтобы понимать, какие трудности организационного характера существуют. И в этой ситуации тяжело наблюдать неправильную, неверную и вредную практику государства в решении многих земельных вопросов.  Нет рационального единого подхода к решению проблемы миграции населения, демографии, жилищной политики, налогоооблажения и многого другого. Государство теряло и теряет из - за непоследовательных властных действий миллионы рублей налогов, специалистов, вводит в нищету людей, которые могли бы зарабатывать законные деньги. И все это связано с землей. Нет подчинения федеральным законам местных чиновничьих законов. Государство становится, как в средние века, вассальным. Чиновники заявляют – «Нам Москва не указ!» Государство сгибается под влиянием политического и экономического «лобби» в сторону применения все более жестких насильственно-принудительных методов работы.
В советское время государство шло на то, что бы у людей была хоть как-то надежда на улучшения своего положения в плане обеспечения себя продуктами питания. Судя по данным статистки, более 36% продуктов питания  поступающих в государственный оборот - это продукт, полученный на садоводческих или дачных участках, реализация которых происходит на рынках или через сети посредников. Дачники и садоводы, «вкалывая» на своих участках создают реальные материальные ценности. Это позволяет им выживать в реальных сегодняшних условиях и активно участвовать в обороте денежных средств. В настоящее время государство явно не заинтересованно в этом. Потому что импорт дешевле. Система получения участков в бессрочное пользование была проста. Отводились места в зонах, которые могли бы служить в целях образования товариществ или обществ, выносились постановления Советов народных депутатов, проводились необходимые экспертизы, регистрировались общества и они начинали работать. Но во многих случаях из-за неразберихи с системой координат, с отсутствием техники замеров, с отсутствием четко отлаженного механизма выделения земель происходили совмещения территорий, накладки, нарушения границ, которые решались по простой устной договоренности между председателями садоводств и руководителями тех или иных служб. Не секрет, что земля, которая еще ленинским декретом была объявлена общенародным достоянием, оказалась слишком уж бесхозной. Нечетко обозначенные в планах координаты товариществ и несовпадение их на местности привело к тому, что большинство садоводов были объявлены «самозахватчиками». Ведь многие земли в советское время без правоустанавливающих  документов были властями «нарезаны» вдоль железных дорог, под ЛЭП, ВЭП, в зеленых зонах городов, поселков, а эти  земли при разграничении собственности вдруг оказались в федеральной собственности. Причем здесь люди? Зачем твердить о бережном отношении к человеку? Власть наделяла этих людей землей, и не фиксировало данный акт. Необходимо правовое признание фактического использования земель в границах долговременного пользования, даже при отсутствии таких документов Государство, объявившее о том, что все дачники и садоводы  могут узаконить свои земельные участки и садовые строения, на деле признало незаконным владение вышеперечисленным. Потому что существуют явные расхождения как в трактовке  самого Закона чиновниками на местах, так и в  положениях Земельного кодекса, Лесного кодекса, Гражданского кодекса и др.
Долгое время  садоводства использовали территории, которые не были должным образом  оформлены за  конкретным садоводством. А, власть, обязанная следить за этим, на это не обращало  внимание. Эти земли просто в то время  были просто не нужны. До тех пор, пока "жареный петух (Дачная амнистия) не клюнул" в одно известное место. И чиновники «проснулись». Резко увеличилось число привлеченных председателей товариществ к административной ответственности за «самозахват». В протоколах и предписаниях чиновники писали такие формулировки – «Провести инвентаризацию земель и оформить отвод земель в срок до…». При этом чиновники совершенно точно знали, что сами будут блокировать указанные мероприятия. А вину «свалят» на садоводства.

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Мы говорим сейчас только об административной ответственности, но есть еще и уголовная ответственность! Есть и ответственность чиновников. Как за бездействия, так и за незаконные действия. Как в таких случаях расценивать предписание, которое уже по сути своей не будет исполнено этими же чиновниками?

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

И вот все это и пугает сейчас чиновников. Их можно понять. Зачастую, виновные в такой ситуации, давно ушли на заслуженный отдых, уволились, перешли на более ответственную руководящую работу. Получили медали и ордена. Те, кто еще остались, вынуждены, прикрываясь справками, как щитами, блокировать решение многих земельных вопросов. Отдавая, лет десять тщму назад, территорию за определенную мзду, они сейчас не поставят себя «вне закона» и в любом случае обвинят садоводства в «самозахвате». Но не себя! Вор всегда кричит – «Держите вора!» Судебные процессы последних лет показали, что это не просто догадки, а уже установленные факты. За определенные услуги, раздавались лакомые кусочки лесных угодий, территорий в водозащитной зоне. Многие чиновники построили себе там коттеджи и оформили их без всяких проблем, но при этом создавали и создают до сих пор проблему простым  людям.

В 2006 году вступил в силу федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (№ 93-ФЗ от 30.06.2006). Этот акт с легкой руки неуклюжих депутатов окрестили "дачной амнистией". Сравнение явно неудачное, так как принимаемый термин амнистия не отражает самой сути. Никто никого не собирался «прощать» или «миловать». И не милуют!
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть 2), а их конституционно допустимые ограничения возможны только на основании федерального закона (часть 3). Однако это происходит повсеместно. Бесправие стало нормой жизни садоводов.  Один из составителей 66 ФЗ РФ Туманов стал депутатом Госдумы!  Для чего?
Из конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике и, следовательно, неизбежно ведет к произволу. Неопределенность нормы права позволяет органам исполнительной власти квалифицировать оформление прав на земельный участок как первичное его предоставление без учета долговременного фактического пользования. И как следствие по собственному усмотрению определять, в какой форме  он подлежит передаче во владение, что создает возможность для злоупотреблений, порождает противоречивую правоприменительную практику и не отвечает принципу равенства граждан перед законом и судом (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

Ситуация намного сложнее и запутаннее. Да и сфера  действия принятого ранее документа  намного шире: это и земельные участки под личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, индивидуальные жилые дома, гаражи и, что примечательно, даже жилье в многоквартирных домах.  Мы же попытаемся остановиться на одной стороне вопроса - дачные и садоводческие товарищества.
Неоднократно об этом говорил президент, этой проблемой заинтересовались и члены Общественной палаты Российской Федерации.  С одной стороны, люди не могут понять, почему многие годы подтвержденное право на законно полученные сотки (членство в садоводстве, оплаты, книжка, план участка и т.д.) приходится вторично подтверждать! И почему бережно хранимая в семье  книжка о членстве в товариществе вдруг потеряла юридическую силу?  Почему вдруг, после  пользования  землей долгие годы и практически бесплатно, садовод обязан ее получить лишь по договору аренды? А с другой стороны, общество разделилось вновь на власть и народ.  Закон об упрощенном декларировании, по сути, не предназначен для того, чтобы регулировать все особенности оформления в собственность участков садоводческих товариществ. И государство пока не может не то что обеспечить массовое оформление участков в собственность, но даже просто четко определиться с тем, кто имеет право на участие в «дачной амнистии». Зачем городить ненужный забор? Сначала раздали мошенникам всех уровней все ценное за бесценок, а людям, которые «горбятся» на своих шести соток десятилетиями стали строить преграды и все делать «по закону». Абсурд.
 «Дачная амнистия» в ее первоначальном виде, как и многие проекты государственного значения провалилась! Это надо заявить четко и конкретно.
На территории Российской федерации более 48% населения участвуют в процессе производства продуктов питания на своих дачных, садоводческих, огороднических и иных участках. Более половины страны отдыхает,  и трудиться на «своих» землях. «Есть совершенно официальные данным Госкомстата, говорящие, что большая часть продовольствия в России производится в личных приусадебных хозяйствах, - заявил корреспонденту Интернет - журнала о недвижимости Metrinfo.Ru Андрей Туманов, главный редактор газеты «Ваши 6 соток». – 94% картофеля, более 80% фруктов и овощей. Могу напомнить, что усилия государства, направленные на поддержку сельскохозяйственного производителя, проходят мимо, а кормят страну дачники и огородники». К сожалению, приходиться констатировать тот факт, что эти земли им не принадлежат. В этом они были уверены при Советском Союзе, поскольку знали, что никто их у них не отберет. В настоящее время все донельзя наоборот. Потери в 90-е годы, когда шла вакханалия приватизации объектов производства, и за бесценок скупались заводы, фабрики, электросети, мосты и дороги, нынешнему руководству России приходиться чем-то покрывать. Вот и происходит своеобразное «покрытие». За счет простых людей, имеющих в своих руках единственное экономическое подспорье - дачный участок. Вроде бы государство позаботилось о  членах нашего общества и сделало все, для того чтобы помощь была эффективной и целенаправленной. А не тут- то и было.
Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагает установление правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 1, часть 1; статьи 2, 17, 18 и 45, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда
Такой подход, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 2000 года, корреспондирует толкованию понятия "свое имущество" Европейским Судом по правам человека, лежащему в основе применения им статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд по правам человека исходит из того, что каждый имеет право на беспрепятственное пользование и владение своим имуществом, в том числе в рамках осуществления вещных прав, также подлежащих защите на основании указанного Протокола (решения от 23 сентября 1982 года по делу "Спорронг и Леннрот (Sporrong and Lonnroth) против Швеции" и от 21 февраля 1986 года по делу "Джеймс и другие (James and Others) против Соединенного Королевства", а также содержащее ссылки на них решение от 30 мая 2000 года по делу "Карбонара и Вентура (Carbonara and Ventura) против Италии").
И речь может идти о построенном на участке птичнике, пасеке, туалете, проложенной бетонной дорожке. Просто лежащей доске! Забудьте! Отбирается по суду все! В том числе и ваш туалет! Статьи  ГК РФ, могущие вам помочь, Постановлением Верховного суда РФ, в случае «самозахвата», признаны не имеющими силы!   В соответствии с проводимыми реформами это все ставиться под сомнение! В настоящее время по России приватизировано не более 11% садоводческих участков. По некоторым данным не более 19%. В последние два года темпы оформления резко упали. И началось. Огромные очереди и  огромные платежи тех, кто пытался успеть, все сделать по - закону. Но в течение 2007-2008 года резко упало число обращений граждан за удостоверением своего права на землю. Потому что чиновники, ссылаясь на законы, несовершенные по своему смыслу, не выполняют того, что, возможно, было бы правильным. Дачная амнистия поломала всю устоявшуюся структуру, и спровоцировало социальное напряжение в обществе. Государство вновь разделилось на народ и власть.  И в двери к этой власти не достучаться, не долететь. Преград огромное число. И здесь актуальные решения и представления прокуратуры – за отсутствие генеральных планов, председателей СНТ привлекать к административной ответственности и обязать их через суд вынести эти планы в натуру.… Но садоводства, как правило, существуют лет двадцать! Где логика этих новобранцев юридического фронта?  На сегодняшний день, наибольшее число "амнистированных" - это члены дачных и садоводческих товариществ и кооперативов, сумевшие представить допустимые доказательства о правовом статусе земель.  В большинстве случаев другие члены этих  товариществ имеют на руках только членскую книжку. Может быть еще утвержденный председателем садоводства проект строительства садового дома или  сарая. Все!  Больше ничего. Конечно, может быть еще и документ об уплате членских взносов или  электроэнергии. А ведь нужно иметь свидетельство о государственной регистрации права собственности на землю. Иначе, какие же они садоводы? Они уже по сути законов - «без…садовые". Первое, с чем сталкивается человек в такой ситуации, это понимание, что правовые нормы, регулирующие проведение землеустройства, рассредоточены в большом количестве  нормативных актов, представляющих собой различного рода  инструкции, письма, и методические рекомендации, часто носящие  противоречивый характер. Наличие в Земельном кодексе, имеющем на сегодняшний день приоритет в регулировании земельных отношений, норм, носящих явно декларативный характер, вводит всех в  заблуждение. И  чиновников, и граждан. По закону все легко. Если Ваш участок находится в рамках территории, на которую получен Государственный акт, проблем мало. А вот если Вы находитесь на территории так называемых «самовольно занятых земель» придется получить решение о предоставлении участка  и передаче его в собственность (далее Решение местной администрации, если земля является муниципальной собственностью).
Для этого требуются следующие документы:
-копия генплана кооператива, в котором указано распределение земельных наделов,
-описание в свободной форме своего участка и окружающих его объектов - других участков, построек, насаждений, водоемов, столбов    электросети и пр. с обязательным указанием расстояния от границы участка до перечисляемых объектов (делается самостоятельно),
документ, подписанный членами правления, подтверждающий достоверность вашего описания. Здесь же подтверждается, что участок действительно принадлежит вам,
заявление о приобретении земельного участка в собственность.
После этого все бумаги передаются в местный орган власти (администрация, управа, поселковый совет или иные). Если документы оформлены правильно, то не позднее, чем через две недели вы получаете необходимое Решение - первый серьезный документ. Однако, как и везде, здесь есть свои подводные камни. Так, например, если до вас никто из дачного кооператива не обращался с подобными просьбами, администрация вправе потребовать дополнительную документацию:
копию правоустанавливающего документа, заверенного членами правления, на всю территорию дачного кооператива,
выписку из Единого государственного реестра (ЕГР), где содержаться все необходимые сведения о кооперативе. Как правило, за такой бумагой следует обращаться в местную налоговую службу.
В принципе нет ничего сложного. Но только на первый взгляд! При более детальном подходе проявляется масса непростых моментов. В частности, описание своей земли зачастую является недостаточным, поскольку ваш участок находиться на территории садоводства, размер участков которых не соответствует ранее найденным документам в архиве органов власти. А если еще и  в кадастре  не определены границы всего садоводства или стоит упоминание – границы предварительные и требуют согласования?
То есть  не соответствует действительности. У кого-то меньше положенных 6 соток, у кого-то больше. А в садоводстве вообще больше на 20 гектаров.  Ряд объектов - ориентиров носит временный характер, не закрепленных на восстановленной из архива части документов.  Чиновники объясняют все происходящее так:
Например, руководящий сотрудник агентства «Роснедвижимость» (дословно) заявил: «Введена презумпция права собственности. Большинство участков, которыми сегодня владеют россияне, выделялось еще в советское время, когда не существовало института частной собственности на землю. У граждан на руках остались документы, в которых указано, что им предоставлено столько-то соток "в бессрочное пользование" для "ведения садоводства". (И далее) До появления "амнистии" легальному землепользователю надо было дополнительно получать документы для оформления права частной собственности. Теперь этого барьера нет.
Чтобы стать полноправным хозяином таких земель, нужно два основных документа: первоначальный документ о предоставлении земли и кадастровый план участка.
Такой подход, как видим, не означает, что можно захватить любое место или "прирезать" к своим соткам пару гектаров и оформить все в собственность.
При составлении плана обязательно будут проводиться работы по межеванию. Они необходимы, чтобы четко описать границы участка. Границы эти должны устанавливаться максимально приближенно к указанным в правоустанавливающем документе. Это важно, чтобы избежать споров с соседями. Таким образом, не просто снят административный барьер, но и облегчено финансовое бремя граждан. Раньше, если человек, например, по документам пользовался 8 сотками, а фактически занял десять, излишек требовалось выкупать. Теперь его отдадут, при желании местной администрации,  в собственность бесплатно».
Слова просто великолепные, но!  Как поступать в общей площади садоводства? Допустим членов в СНТ – 600 человек. Расширилось садоводство на 30 га.  Предположим, что каждый член садоводства прирезал себе еще 10 соток. Итого порядка 60 га. И здесь местную власть замыкает! Потому что советские специалисты, еще работающие в отделах, не способны оценить происходящее.
Если введена презумпция права собственности, то в соответствии с Гражданским Кодексом РФ необходимо документальное подтверждение этого! Кроме этого землепользователь должен быть легальным! Он то легальный, а вот все товарищество? И где взять первоначальный документ о предоставлении земли, если прошло более 20 лет? А садоводческие книжки не имеют значения! Потому что, как правило, первоначальный документ касается только выделенного участка. А за двадцать лет садоводство увеличилось, незаконно расширилось. Выдавались членские книжки. Которые не являются правоустанавливающим документом. Сменилось множество председателей. А как же иначе? Ведь в  соответствии с Законом 66 ФЗ (который, кстати, требует четких изменений) председатель избирается на два года. Как правило, председателя снимают через три - четыре года. Уже есть факты, когда утверждение расширения границ по отдельным участками садоводов автоматически приводит к расширению всего садоводства на 10-20 га. А вот это уже не допускает и не регистрирует местная администрация. Правовой тупик! По Иркутской области средний надел земли в садоводствах – 10 соток.  Как правило, СНТ насчитывают около 250 владений. Вот и посчитайте!
Чиновникам выгодно привести все в соответствие с негативным отношением к приватизации, а именно, все, что не оформлено - блокировать и объявить эти земли  «самозахватом»! И к самовольному занятию отнесли также и пользование земельным участком:
• до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка;
• до заключения договора купли - продажи (купчей) или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю;
• до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли;
• до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно - правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
• в случае приостановки неправомерных решений по вопросам изъятия, предоставления и совершения сделок с землей, до рассмотрения протестов, вынесенных органами, осуществляющими госземконтроль, в вышестоящих органах исполнительной власти, суде или арбитражном суде.
Движением указующей руки  без учета ранее существующей практики, подвели все под одну черту! Открыли еще одну кормушку. Практически дано право привлекать к ответственности  любого садовода.
Для чего это делается? Это деньги, которые поступают в бюджет муниципальных властей в виде арендной платы и налогообложений! И с каждым годом они увеличиваются. Так как садовые домики и строения очень редко  оформлялись в БТИ, следовательно,  требования закона  о возможности приватизации земли под собственностью в виде строений не сработает. Зачем разрешать приватизацию, если можно сдать землю  в аренду, тем, кто за нее больше заплатит? Будет непременно действовать принцип аукциона. Или конкурса. Сможет ли пенсионер  отстоять свое фактически существующее право? . И еще одно - при договоре аренды приватизация запрещена! И землю, полученную в советское время,  вы возможно потеряли. Вот и весь секрет.
А далее та же схема. Государству нужны деньги. Но не таким же путем! Необходимо землю пустить в оборот. Отдайте землю людям, пусть официально ее зарегистрируют. Обложите налогами имущество. Затребуйте при продаже земли обязательную информацию в садоводствах. Все! Прекратятся продажи участков за спиной государства и уход всех денег в чей-то карман. Не секрет, что на садоводствах, в нарушение всех законов десятилетиями все равно продавалась земля. И деньги уходили в карман продавца без всяких отчислений в доход государства.
Любой земельный участок имеет границы. Это межевые линии, проведенные через межевые точки, имеющие четкие геодезические координаты. Проблема межевания стара как мир. Начавшееся в середине XVIII века межевание частнособственнических земель, внедряло новые принципы землепользования:
•всеобщность учета земель; документальное доказательство землевладения;
•публичность; платность и рациональность землепользования;
решение национальных вопросов. Процесс инвентаризации и межевания земель затянулся. До Октябрьского переворота было обмежевано только 10 губерний. Диктатура пролетариата в СССР на 80 лет заморозила данный процесс. И сейчас этот процесс еле движется. Желание у людей появилось. Но ведь одного желания мало. Должна работать система! Самовольно захватил землю в лесу, построил дом – будь добр, возмести потери лесхозу, выкупи землю, заплати налоги. И живи спокойно. Дали землю в садоводстве на самовольно занятой земле – установите фактический размер садоводства, узаконьте расширение. Не надо голову ломать. Что-что, а заборы устанавливали еще в ранние времена и огораживали свою территорию, имеются генеральные планы садоводств. Вот вам и подтверждение, сколько лет занимает эту территорию садоводство.
Система регистрации прав на недвижимость выступает в роли гаранта, если она может подтвердить достоверность и полноту сведений об объекте недвижимости, чистоту и полную определенность передаваемых прав и правомочий продавца. Она является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения и ограничения, перехода или перераспределения прав на недвижимое имущество. Кадастровый учет (инвентаризация) – описание и индивидуализация объекта недвижимости с присвоением кадастрового номера – позволяет однозначно выделить его из других объектов. Законом предусматривается введение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРПН), указывающий порядок государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат все сделки с недвижимостью (залог, мена, дарение, аренда).
Согласно законодательству описание земель участка определяется системой показателей: - наименование субъекта земельного права юридического/физического лица с указанием адреса; -адресные ориентиры; документы, устанавливающие и удостоверяющие право землепользования;
-код классификатора земель; -площадь по документам;
• площадь санитарно-защитной зоны и зоны с особым режимом пользования в пределах участка; -форма собственности; -поверхностный и подпочвенный слой, контуры, -топография; -инженерное обустройство.
Паспорт земельного участка содержит дополнительные показатели: -экспликацию земель – описание застройки территории, площади под инженерными коммуникациями, дорогами, дамбами, карьерами, лесными насаждениями, болотами, водными поверхностями; -размер земельного налога и арендных платежей с единицы площади; -балансовую стоимость строений, зданий, насаждений; -общую стоимость строений и земельного участка;- налог на стоимость недвижимости; -экологические показатели; -градостроительные характеристики;- залежи полезных ископаемых.
В настоящее время разрабатываются документы пространственного развития территории (стратегии, генпланы, программы развития территории, градостроительная документация). Все это призвано снизить политические и экономические риски для потенциальных инвесторов, использующих земельные участки.

Сейчас работа геодезистов, так называемых «кадастровых инженеров» стоит в среднем по Иркутскому району около 10 - 18  тыс. рублей с участка. Были попытки устанавливать  тариф на землеустроительные работы в размере 450 руб. за сотку и ограничить максимально допустимую сумму за эти работы 7000 руб. Не сработало. Геодезисты не хотели работать себе в убыток. Кроме этого появилось масса «юридических» компаний, работающих на них. Цены выросли. Государственные «землеустроители» устроили себе дополнительный заработок и понеслось…Накручивание тарифов, которые они сами же и навязывали.
Данные тарифы включали в себя:
- сбор информации о земельном участке, содержащейся в государственном земельном кадастре, государственном градостроительном кадастре, государственном фонде данных, геодезической, картографической и иной (связанной с использованием, охраной и перераспределением земель) документации.
- определение площади земельного участка и (или) ограниченных в использовании его частей, составление карты (плана) земельного участка, отображающей в графической форме местоположение, размер, границы и выделение (если они имеются) частей земельного участка, имеющих ограничение в использовании, а также отметки размещения объектов недвижимости, прочно связанных с землей.
Незнание всей «кухни» простыми участниками земельных отношений привели к тому, что геодезические фирмы стали небожителями. Они стали диктовать свою волю.

Собственно работы по межеванию земельного участка включают в себя определение границ земельного участка на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты, закрепление на местности местоположения границ земельного участка межевыми знаками и составление кадастрового плана. По сути, землеустроительная компания не просто уточняет границы земельного участка, а заново его формирует и занимается обоснованием прав на земельный участок лица, обратившегося за межеванием. Этого никто не делает! Поэтому идут судебные процессы.
Полный пакет документов, подтверждающих ваше право собственности на землю,  в свое время требовали сразу три организации: - Роснедвижимость, регистрационная палата и единый кадастр земельных участков. И в каждой из этих организаций вы должны доказывать свое право на один и тот же земельный участок. В случае возникновения любого несоответствия требованиям второй организации, даже при условии одобрения первой, вам будет отказано, и потом вы будете доказывать свои права уже в суде. В случае же судебного разбирательства в отношении каждого земельного участка затраты на правовое сопровождение составят минимум 25-50 тыс. руб. Такова примерная цена ошибки, которую вы заплатите за неквалифицированную работу представителей землеустроительной компании. В декабре 2008 года президент Дмитрий Медведев подписал Указ о создании Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, которая объединит в себе полномочия Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Объединение произойдет  не быстро – как минимум в течение двух лет. Однако предпринята попытка упростить, и в то же время реорганизовать структуру регистрации.  Стоимость землеустроительных работ в некоторых субъектах Российской федерации составляет до 2 тысяч рублей. В других - 8 - 9 тысяч рублей. В Иркутском районе -  12-20 тысяч рублей. Для небогатых землевладельцев (пенсионер с пенсией в три тысячи…) такая сумма кажется неподъемной. Естественно, что цены остаются и останутся свободными. Рынок землемерных услуг у нас свободный, с достаточно высокой конкуренцией. При этом цена  таких работ  зачастую является значительным финансовым  бременем для граждан. Несмотря на то, что деятельность по проведению землеустройства является коммерческой деятельностью, которую могут осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели (кадастровый инженеры), на местах, большой  объем работ по землеустройству осуществляется бывшими государственными и муниципальными унитарными предприятиями, преобразованными в рамках программ приватизации. Согласно нормам  Земельного кодекса юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству   без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами. Обладая уже накопленной информацией, «вхожестью» в кабинеты начальства,  они уже  обладают фактической монополией на оказание услуг по землеустройству, что приводит к значительным временным затратам, а также необоснованному завышению цен.  Кроме этого  и к низкому уровню предоставления услуг, так как профессиональное состояние остается на уровне прежних лет. Нередко они не имеют практики работы с современными технологиями.
Вместе с тем, власти отдают предпочтение именно «своим»  предприятиям, понуждая заинтересованных к проведению работ по землеустройству лиц к заключению с ними  договоров. Нередко такие рекомендации кончаются исчезновением такого специалиста после получения денежного аванса.  Геодезист, директор ООО «Волна» Данилюк В.П. получил в качестве аванса с СНТ  Колобок»  60000 рублей и скрылся без выполнения договорных работ. При этом захватил с собой межевое дело садоводства 1999 года.  Однако от чиновников земельного отдела  были хорошие рекомендации.…А сейчас он опять продуктивно работает на этом рынке услуг! Инженер Блинов столкнул лбами несколько садоводств, неправильно установив границы садоводств. Он приехал производить замеры глубокой зимой, в вечернее время…и ошибся! Никакой ответственности!  Инженер геодезист Бодров сделал несколько кадастровых ошибок…ушел в подполье. Сейчас снова трудится на этом поприще! Инженер Крыдов снял планы с нарушением всех технологий, прошли судебные процессы – и  он снова у дел! Снова обманывает клиентов. Фирма «Новая земля» из Санкт-Петербурга…так сделала свою работу, что никто не может получить законных документов. А фирмы больше нет! И т.д.
Положительным фактором, однако, можно считать то, что в последнее время большое внимание уделяется организациям - саморегуляторов рынка землеустройства, число профессиональных участников которого исчисляется уже тысячами.
В связи с этим прогнозируется, что в ближайшие годы землеустроительные предприятия будут объединяться в саморегулируемые организации с целью разработки единых правил и стандартов профессиональной деятельности, защиты  профессиональных интересов, организации коллективной ответственности за выполняемые работы.
Повсеместно возникают вопросы о границах данных земельных участков. Ведь на протяжении десятилетий не проводились четкие определения этих границ. В некоторых случаях границы, установленные лет десять назад, совершенно не совпадают с проведенными замерами.
 Граждане платили налог с земли, которой по сути дела у них не было. С этим столкнулись члены  многих садоводств Иркутского района, которые с 1999 года безуспешно пытаются оформить фактические границы садоводства. Как показывает анализ регионального и федерального законодательства, законодательно не определены признаки сложившихся земельных участков (сложившегося порядка, использования земельных участков), что ведет к возникновению споров, затягиванию переоформления прав на землю, затрудняет разграничение государственной собственности на землю. 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 июня 2006 г. N 03-06-02-04/88

Департамент налоговой и таможенно - тарифной политики совместно с Правовым департаментом о порядке уплаты земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании, сообщает следующее.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.

А если его нет? Возникает резонный вопрос, а почему налоговые органы с удовольствием принимают эти взносы? В последнее время  в Иркутской области наблюдается рост спорных территорий, особенно в лесных и  сельскохозяйственных зонах. Лесничествами не проводились плановые промеры лесных угодий в течение многих лет. На местах бывших лесов в 90 годах, проданных либо изъятых, построены фермерские хозяйства, пасеки, садоводческие товарищества, жилые дома. Вывод земель, например,  в Иркутской области производился в 1993 году, но не был доведен до своего логического конца.  То же самое произошло в 2003 году. В 2010 году вдруг появились на садоводствах их представители с требованиями вернуть лесные угодья!  Ребята, а как же срок давности?  О сроке давности еще поговорим далее.
Огромный объем работ предстоит еще выполнить. И тут органам власти не до выбора. Успеть, хотя бы к 2015 году.
Высокая стоимость землеустроительных работ и длительная процедура постановки земельного участка на кадастровый учет являются препятствием для вовлечения земель в оборот, ограничивают развитие рынка земли и недвижимости. Итак, казалось бы, человек может найти по  своему усмотрению фирму или лицо, которое по приемлемой цене проведет необходимые работы. Но, как показывает практика, при властных местных структурах существует определенное количество декларированных  организаций, в которые чиновники настоятельно советуют обратиться, иначе «возникнут  проблемы со сдачей документов». Таким образом, на практике организация, оказывающая  услуги по землеустройству, сама готовит себе техническое задание, которое по формальным признакам утверждается местными органами власти, на что, впрочем,  уходит дополнительное время и денежные средства. Нередко чиновники настаивают на предоставление транспорта или помощников для выезда на местность для визуального осмотра местности. Налицо признаки вымогательства.
Вот и вынужден гражданин дополнительно искать «возможности финансового решения» данной проблемы. Зачастую чиновники, осуществляющие административные процедуры по оформлению земельных участков предлагают, так называемый "ускоренный вариант" прохождения процедур! Но за отдельную плату! Нелишне поинтересоваться законностью данных действий. Желательно со ссылкой на определенные нормативные документы. Таким образом, помимо многочисленных согласований и проверок со стороны власти, осуществляющих государственный кадастровый учет, заинтересованное лицо вынуждено собирать значительное количество одинаковых по сути документов, что выражается в значительных материальных и временных затратах. При этом сама процедура землеустройства также характеризуется повторяющимися проверками.  При этом даже в случае соблюдения органами, осуществляющими вышеперечисленные действия, установленных  сроков  собственнику земельного участка придется затратить не менее пяти - семи месяцев на проведение землеустройства и кадастрового учета земельного участка.  Вместе с тем, существующая  практика
осуществления деятельности по землеустройству показывает, что прохождение указанной выше процедуры отнюдь не гарантирует незыблемость и точность границ, указанных в кадастровом плане. Поскольку чем сложнее и запутаннее процедура подготовки технического дела, тем больше вероятность того, что установленный порядок будет по каким либо причинам нарушен. Землепользователи сталкиваются с серьезными проблемами при попытке определить надлежащего продавца земельного участка до разграничения государственной собственности на землю.
Чтобы сэкономить на оформлении прав собственности на землю придумывать велосипед не нужно. Если человек владеет землей в садоводческом товариществе, где размеры земельных участков, как правило, составляют не более 10  соток, то  межевание начинается с полевых геодезических работ. Обычная технология заключается в определении координат угловых точек всей территории. Таким образом, например, у садоводов-огородников есть прямая выгода межеваться всем товариществом или хотя бы в пределах одного квартала. Геодезическая съемка в целях межевания предельно упрощена. На ней не отражается рельеф местности, насаждения, местные коммуникации. Именно поэтому она не может быть использована в других целях.
Топографическая съемка одного земельного участка в индивидуальном порядке стоит 9-15 тыс. рублей. При межевании садового товарищества можно договориться, чтобы в качестве полевых работ была выполнена топографическая съемка. При этом стоимость межевания останется прежней. Топографическая съемка будет включена в межевание, а ее стоимость составит около 3 тыс. руб. и войдет в стоимость межевания, не увеличивая ее. Получается, что если сразу выполнить не упрощенную, а полноценную топографическую съемку в масштабе 1:500 территории садового товарищества, то она может быть использована в целях межевания, а также послужить подосновой для любого проектирования на этой территории. Немало проблем у членов садового товарищества возникает в связи с согласованием границ с собственниками земель, граничащих с садовым товариществом, в первую очередь с лесным фондом и с землями, находящимися в распоряжении местных органов власти. Эти согласования сопряжены с серьезными временными и денежными расходами. Значительная экономия достигается в том случае, если согласование всей границы садового товарищества с соседями на момент межевания частных участков уже проведено. А ведь на подобные согласования, особенно с землями лесного фонда, можно потратиться больше, чем на само межевание. Есть и другая причина, по которой необходимо скорейшее уточнение границ садоводства и согласование их с соседями. Нередко бывает, что председатель садового товарищества подписал акт согласования границ, представленный ему соседом и выполненный с неумышленными, а иногда и с умышленными ошибками, в результате чего из территории садового товарищества вдруг оказалась исключена или добавлена определенная территория.  А так садовое товарищество, из-за отсутствия в законе положения  о «признании фактических размеров»  может быть втянуто в длительную процедуру узаконивания возникшей у него дополнительной площади.
Реальное окончание всех противостояний - выдать всем гражданам, фактически владеющим земельными участками в фактических границах садоводств, легитимные документы на них.  Чтобы можно было эти бумаги предъявить в суде, отдать в банк для получения под залог своей недвижимости ипотечного кредита и т.п. Единственным условием должен быть факт пользование землей на протяжении не менее пяти лет со дна подачи заявления на регистрацию! Такой факт может быть, например, оплата налогов  на землю! 
 "Дачная амнистия", при которой «самозахват» общественных земель легализуется только одной подписью председателя садоводства, чревата тем, что председатель может умышленно или неумышленно совершить ошибку, от которой пострадают имущественные интересы всех членов садового товарищества, не имеющих возможности оперативно вмешаться и исправить эту ошибку. Причем большая часть ошибок - это ошибки неумышленные, поскольку:
- председатели меняются, в соответствии с «больным» ФЗ № 66, через два года,
- предоставляемый действующему председателю товарищества акт согласования границ содержит весьма скудные данные, вдобавок не согласованные с архитектором района
- как правило потеряны правоустанавливающие документы (пожар, воровство и т.д. )
-архивы в КУМИ отсутствуют либо не полные.
 То есть председатель, сам заинтересован в подстраховке, чтобы не отвечать потом перед обществом. Гарантией спокойной жизни для председателя товарищества является либо межевание частных участков только после межевания общественных земель, либо разработка или корректировка существующего генерального плана, который уточняет границы частных земельных участков. Несмотря на то что "дачная амнистия" позволила весьма пренебрежительно относиться к генеральному плану, он все равно остается основным документом для регулирования отношений землепользования в садовом товариществе. Генплан позволяет планировать объем общественных земель не по остаточному принципу (земли, которые больше никому не нужны), а на основе объективной потребности членов садоводства. А как поступать с общей собственностью садоводства? Как оформлять данную категорию земель? Ее можно разделить! На общую  совместную собственность членов такого объединения; или на собственность такого объединения как юридического лица. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и свои недостатки и вопрос: «Что лучше?» для каждого объединения должен решаться строго индивидуально на общем собрании этого объединения, а не только в правлении. Очень возможно, что председатель и члены правления будут ратовать за оформление общих земель в собственность садоводческого товарищества, как юридического лица. Они будут правы, так как им будет тогда значительно проще управлять общими землями по своему усмотрению. Однако, рядовые садоводы, возможно, захотят считать именно себя собственниками общих земель и самим принимать интересные с их точки зрения решения по распоряжению общими землями. Так как законом предоставлено право выбора каждому объединению по этому вопросу, то и надо, если общие земли ещё не приватизированы, решить сначала на общем собрании вопрос о собственности общих земель, а затем уже получать кадастровый номер и кадастровый план. Подводя итог, можно перечислить последовательность действий, которые необходимо предусмотреть при межевании садового товарищества, и указать последовательность этих действий. Топографическая съемка садового товарищества в масштабе 1:500. Уточнение границ товарищества и согласование с соседними землепользователями. Корректировка генерального плана.
(Справка.
Картографическое изображение на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе (позволяющая определять как плановое, так и высотное положение точек) ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна уровенной поверхности (для простоты можно читать как "земли") не учитывается.  Подробный, единый по содержанию, оформлению и математической основе, отображает основные природные и социально-экономические объекты (рельеф, растительность, населенные пункты, дороги, хозяйственные объекты и т. п.). Строятся на жесткой геодезической основе (системе координат) в стабильной системе условных знаков.
Ландшафтная съемка
Топографическая съемка выполненная в условной системе координат и высот, без привязки к системам координат действующим на территории РФ (СК-63, МГГТ). На съемке указывается только направление на север. Это облегчает работу геодезистам, а следовательно ведет к уменьшению Ваших расходов. Такая съемка подходит когда результаты проектирования необязательно отдавать в УАиГ (Управление Архитектуры и Градостроительства) района.)

Межевание общественных земель. Межевание частных участков, которое обязательно при возникновении претензий соседей. Таким образом, удешевление межевания возможно, если в нем принимает участие все садовое товарищество. К сожалению это не всегда удается сделать, если садоводства имеет больше 100 членов товарищества. Общего согласия, как правило, нет. К сожалению, в таком случае, оформить всю землю в частную собственность садоводству не удается.
По скромным подсчетам предполагаемые действия властей, в целях ухода от ненужных социальных потрясений, будут проводиться еще, как минимум пять лет. Лучше поздно, чем никогда.  Да лучше поздно, но лучше!

До конца 2015 года есть возможность решить этот вопрос. Но для этого необходимо конструктивно и совместно решать проблему. И органам власти, и лесхозам, и гражданам. Да, да! Совместно с гражданами! А то чиновники и забыли требования закона, что граждане непосредственно принимают участие в руководстве государством. И об этом необходимо некоторым чиновниками напомнить.


Земельный Кодекс РФ

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Проблемой остается самовольное использование земель лесного фонда. Более 54% «самозахватов» приходиться на лесные территории. И об этом говорить надо дифференцировано. Одно дело в европейской части страны, другое в регионах с малочисленным населением, 80% территории которых находятся в лесах! 

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 2. Лесное законодательство

6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Обратим внимание на трактовку в  законе – могут и в пределах своих полномочий! Закон не обязывает властные структуры в лице органов местного самоуправления привести в соответствие сложившееся положение. Практически ситуация подведена под официальное бездействие. И это вполне справедливо! Захват земель шел без всякой логики и моральных ограничений. В Иркутской  области, курортных зонах, зонах водоохраны, по непонятно откуда сформировавшейся логике, были самовольно изъяты лесные угодья и властью подведены под статус садоводческих товариществ.   И сколько бы лет не находилось садоводство на данной территории, органы власти ситуацию могут изменить, но не обязаны.  Взять бы ситуацию по Байкальскому тракту. В свое время чиновниками администрации Иркутского района бесплатно раздавались эти земли всякого рода «лоббистам», помощникам и  нужным людям. Мэром района был Зубарев. Его команда состояла из так называемых «холлендоров». А.Менг, А. Кельман и других. Этнических «немцо-голандцев». Имеют ли они отношения к захвату земель..? Жаль, что в судопроизводстве нет больше напоминания о логике! Уголовные дела до сих пор возбуждаются. Ведь схема была простая. Создавались товарищества, скажем человек десять, выделялась официально земля и утверждалась госактом.  Через некоторое время дополнительно включались еще земли, заранее отобранные для лиц, которые были вхожи в кабинеты администрации. Простые смертные, видя, что это все проходит безнаказанно, также занимали дополнительные земли, забывая, что «кесарю -  кесарево.» Ну, не для простых людей все это. Из общего числа товариществ Иркутского района более 72 процентов имеют самовольно занятые территории. Какой выход остается у администрации? Он только один. Не создавая социальной напряженности в обществе узаконить расширение границ садоводств. Но здесь существуют установленные законом ограничения.
По следам официальны выступлений и материалов прессы (Дословно).

По словам председателя комиссии Общественной палаты  Российской федерации по вопросам развития гражданского общества Марии Слободской, закон « О дачной амнистии» не дает полноценного ответа, как поступать с землями «самозахвата».  Земли, нарезанные вдоль железных дорог или под ЛЭП, оказались в федеральной собственности. А участки, расположенные около водоемов сегодня оказались в водоохраной  зоне. С другой стороны, признает она, непонятно, как бороться с самозахватами дачников, решивших, что «дачная амнистия»; дала им возможность прирезать к участкам лесные участки и дороги общего пользования. И как быть развивающемуся городу, который не может строиться вширь, оказавшись в кольце дачных застроек.
Закон о «дачной амнистии» только один из локальных способов решения сложной «дачной»; проблемы, уверен член Общественной палаты Российской федерации Вячеслав Глазычев. Устоявшиеся социальные конструкции, огромные зоны обжитой застройки «дачные поселки»,  фактически оказываются зонами резервации   с административной точки зрения. Их «не видят» или не стараются увидеть  ни пожарные, ни милиция, ни скорая помощь.

Глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский считает, что главное то, что постепенно происходит отказ от рудиментов советского права, конструкций типа «пожизненное наследуемое владение». При отсутствии полноценного права собственности на землю даже залоговые процедуры занимают в России несколько месяцев, в то время как в Казахстане на оформление земли в залог уходит три дня, пояснил депутат.

Появился новый вид «дачного» мошенничества. В местной администрации человек берет справку о якобы незавершенном строительстве несуществующего дома, под эту справку практически бесплатно оформляет земельный участок в собственность, платя за землю по остаточной стоимости 5 тыс. руб. за сотку, пояснил заместитель руководителя «Росприроднадзора» Олег Митволь.
На «дачной» почве выросло много криминала. Поиск земельных карт 80-х годов прошлого века превращается в детективную задачу, их «съедают мыши» или они внезапно «сгорают». «Поэтому государство не должно упрощать своей позиции в защите земельного вопроса. В противном случае те же самые дачники-пенсионеры станут игрушкой в руках тех, кто поставил незаконное строительство дачных поселков на поток»,- уверен Олег Митволь.
В поселке Речник, на территории, выделенной 50 лет назад под яблоневые сады для укрепления берега реки, владельцы огромных особняков, построенных без каких-либо разрешительных документов, идут на митинг, прикрываясь ветеранами, имеющими щитовые домики в полтора квадратных метра, поясняет он. Правда, само по себе противопоставление «богатых» и «бедных» дачников, часто используемое политиками, также чревато неприятностями: ведь наличие большого дома на участке вовсе не говорит о криминальном прошлом хозяина. Да и пенсионеры строят вдруг такие дома, что диву даешься. Но такая упрощенная постановка вопроса лишь создает дополнительное социальное напряжение, искомое многими политиками в предвыборное время.

А пока, по словам временно исполняющего обязанности начальника Управления «Росрегистрации» по обеспечению установленного порядка госрегистрации прав на недвижимость Алексея Акчурина, большинству граждан, подающих документы на оформление прав собственности по дачным участкам, «Росрегистрация» отказывает. Люди либо приходят вообще без каких-либо документов, подтверждающих их право владения земельным участком, либо прирезают к своему участку участок еще большей площади, чем исходный. «Аппетит населения границ не имеет»,- резюмировал чиновник.

Даже тогда, когда лесхоз идет навстречу дачникам и садоводам, помогая в решении проблемы с прирезанными участками, сами граждане в тупом порыве стараются захватить еще больше лесных территорий. При этом делают вид, что это такой пустяк.
Председатели продают участки членов садоводства, которые не платят членские взносы.…А должники обращаются  в суд! И им возвращают участки. Почему? И где сроки давности? Если этот нерадивый член садоводства не платил в течение трех лет членские взносы и не обращался в суд в течение трех лет - суд не должен принимать от него иск! И это будет по закону!

Как - то странно у нас все. В России все пустяки и «авось». А, не пора ли нам просто жить по закону. По нормальным законам. Всем!