Акман моя далекая и близкая родина

Люция Камаева
               
               
                Акман - название месяца "январь" у древних тюрков


    Недавно мне посчастливилось побывать в Кугарчинском районе Башкирии, краю потомков кипчаков – славного тюркского племени. Хотя я по рождению и проживанию городской житель, но каждый приезд в этот район меня по-особому волнует, ведь летние месяцы я проводила у своей бабушки в маленьком, (дворов 20-30) окруженном холмистыми горами селении Нарбут, расположенном в долине прекрасной Агидели с прозрачными водами, настолько прозрачными, что видно было на дне реки брошенную с лодки монету и плавающих в глубине рыб.  Но все реже доводится мне там бывать…
   А еще я помню, как бабушка многократно мне рассказывала, что ее мать - моя прабабушка Шамшикамар (в переводе с персидского - солнце и луна) Акман кызы. Это название засело у меня в голове, не отпускало, и я стала обращать внимание на информацию об этом селении Акман в печати, интернет. Чем же оно знаменито? Вот, что я узнала.
В Кугарчинском районе находятся три известных татарских селения: Увары, Акман и давшее название всему району Кугарчи.
   Акман основали татары Казанской губернии в 1870 году. Башкиры разрешили им жить на своей земле, за что переселенцы обязались нести повинность: весной сплавлять лес по реке Белой.  Там, где селились татары, они строили мечеть, а при мечети медресе. Детей учили грамоте. Моя прабабушка умела читать и писать, хорошо знала Коръан, классическую восточную литературу: сказание о Кул-Гали, «Тахир и Зухра», «Юсуф и Зулейха». Внуки заставляли ее петь их, ведь раньше стихи не читали, а рассказывали нараспев, поэтому и поэтов называли певцами, иногда они аккомпанировали себе на инструменте. Шамшикамар аби играла на курае. У нее было еще шестеро сестер и один брат Габдрашит. Их отца звали Хупетдин Сиражетдинов, а мать – Афтаб. Что интересно: своих дочерей мой прапрадед Хупетдин выдавал замуж в татарские селения, даже если они находились далеко от Акмана. Одну из сестер выдали в Увары, другую в Сарыкташ в Оренбургской губернии. Моя прабабушка была третьей по порядку рождения. Ее выдали замуж в деревню Кильтяй (ее сейчас и на карте нет). Ее муж - мой прадед Гафиятулла-мишар был очень сильным, энергичным, грамотным человеком, непобедимым в кулачном бою. Сохранилось в нашей семье предание, что он поднимал на спор якорь барки, которые поднимались вверх по течению Агидели,  а башкиры, увидев его кричали: «Башкорттар, касыгыз, Гафиятулла-мишар киля!» (Башкиры, прячьтесь, идет Гафуиятулла-мишар!». Разрослось ветвями большое дерево нашего рода, я – одна из его веточек, а сундук, некогда изготовленный моим прапрадедом мастером-плотником Хупетдином хранится у меня.
   Акман в свое время был культурным центром, и поэтому не случайно из этого небольшого села вышло много известных грамотных людей, как говорили в старину «зыялы». Здесь 25 февраля в 1880 году родился классик татарской литературы, выдающийся поэт-романтик Сагит Рамиев, то есть в  2010 году нашему великому земляку исполнилось 130 лет. Отсюда родом и мои родственники с бабушкиной стороны крупные деятели просвещения Галим и Губай Сиражетдиновы, известный поэт, писатель, публицист Ахтям Ихсан – ученик Мажита Гафури, он прошел боевой путь в составе Башкирской кавалерийской дивизии и написал о прославленных кавалеристах  художественно-документальную повесть «На огненных копытах»;  известная в Республике журналистка Сария Магадеева, проработавшая долгие годы в журнале «Башкортостан кызы», детская писательница Альфинур Вахитова.
Кугарчинский район – малая родина башкирской народной писательницы Зайнаб Биишевой. В деревне Акман она училась в школе. В воспоминаниях она пишет:
«Обучение в школе ведется на татарском языке. Хотя я и читала книги на татарском языке, но не разговаривала и не слышала ранее татарской речи…  К середине зимы я научилась свободно разговаривать на татарском языке. 
    Акман уже в то время был культурным селом. Выходцы оттуда люди образованные, коммунисты, такие как Галим и Губай Сиражетдиновы, работали в недавно созданных советских органах, отделах просвещения волости и кантона. Исхаковы, Ихсановы, Насыровы и многие другие учительствовали в разных деревнях района. В деревне уже в те годы была создана комсомольская организация «Единство молодежи».
    В Акмане была богатая библиотека. Там я впервые познакомилась с классиками татарской литературы: произведениями Галимжана Ибрагимова, Фатиха Амирхана, поэзией Мажита Гафури, Сагита Рамиева, Дардмэнда. Роман Галимжана Ибрагимова «Молодые сердца» впервые прочитала там… Деревня Акман до сих пор хранится в моей памяти как одна из самых светлых страниц …»
По своему географическому положению Акман ближе к Оренбургу, чем к Уфе, и до революции входил в состав Оренбургской губернии, поэтому жители тяготели больше к Оренбургу, получали там высшее образование в медресе «Хусаиния», а после революции - знаменитом Оренбургском педтехникуме.
    Другой мой прадед Валиша Абдуллин возил муку на ярмарку в Оренбург, от него мне в наследство досталась немецкая серебряная монета с портером Фридриха II. Мой дальний предок татарин Абдулла Якупов – дед Валиши бабая основал селение Абуллино – известный сейчас город в Оренбургской области. Валиша бабай – его внук, купил землю у башкир, сеял хлеб.
И вот мы ехали на комфортабельном автомобиле с моим сыном в Мраково (Красную мечеть, так оно называлось раньше), зная, что Акман будет справа, не доезжая до Мраково, я смотрела в оба глаза, чтобы не пропустить. А мой проводник - известный в нашей республике и стране журналист, говорит: «Вот он твой Акман». Смотрю, увы, написано на щите: Ибрай. Почему не историческое название – Акман?
   В одной старинной сказке рассказывается, как один хан повелел убить всех стариков. А один из его советников ослушался и спрятал своего отца. Когда настали для страны тяжелые времена, хан обратился за советом к нему. Он дал ему дельные советы. Хан выиграл все сражения с врагом, решил наградить советника. Советник ему признался: награди не меня, а моего отца. Это он давал полезные советы. Тут хан понял свою ошибку.
   Уважение к деяниям предков – общечеловеческая ценность. В российском обществе наблюдается заметное снижение этой ценности, в том числе и семидесятилетней истории нашей страны советского периода.