Балет как важнейший вид искусства

Валентина Куршина
С большим удовольствием прочитала на Прозе рассказ Сергея Пилипенко «Балет в
деревне…». Рассказ весёлый, остроумный, написан очень талантливо. Так что советую прочитать, получить заряд хорошего настроения  и улыбнуться.
Но он мне напомнил одну историю, которую я  когда-то  услышала по радио и  хочу её пересказать. Та давняя история тоже про балет…

Люди старшего поколения, наверное, помнят Елизавету Борисовну Ауэрбах, актрису МХАТа, а позднее автора  коротких рассказов и миниатюр, которые она сама с блеском исполняла на эстраде. К сожалению, актриса  уже умерла в 1995 году, прожив долгую и яркую жизнь.
Однажды я услышала  по радио её рассказ, и мне очень хочется его воспроизвести. Конечно, своими словами, не так, может быть,  красочно, как это было у автора, но сохранив суть повествования.
Итак, Елизавета Борисовна делает свои первые  шаги на эстраде. Но, несмотря на молодость, её  искромётный талант уже заметили и однажды пригласили принять участие в каком-то очень торжественном концерте в Колонном зале Дома Союза. Это была большая честь для молодого  автора  и исполнителя. Предупредили, что в зале будут сидеть руководители партии и правительства. Спросили, что она может исполнить. Нужно было, чтобы  номер соответствовал. Елизавета Борисовна предложила весёлый рассказ про старика-колхозника, который откуда-то из глубинки впервые приезжает в Москву.   Земляки дают деду  наказ обязательно посетить ВДНХ, увидеть Кремль, Красную площадь, побывать в Большом театре, чтобы потом отчитаться перед односельчанами. Рассказ понравился,  и его утвердили для выступления в концерте.

 Начинается торжественный концерт. И тут случилась непредвиденная ситуация – кто-то из исполнителей заболел. И вот в спешке решают заполнить этот пробел номером Ауэрбах. Она молодая, кочевряжиться не будет.
Елизавета, естественно волнуясь, шутка ли – такое ответственное мероприятие, читает свой рассказ. Но для нас важен именно тот момент, когда её герой, дед-колхозник, пришёл в Большой театр на какой-то балет. Сначала, сидя в зале,  он с восторгом крутит головой, рассматривая великолепные люстры, ложи и т.д. Затем гаснет свет, поднимается занавес и начинается спектакль. И если до этого от всего увиденного в Москве у деда был полный восторг, то здесь полное недоумение и разочарование. Во-первых, не нравится костюм балерины. Дед начинает рассуждать, что в такой богатой стране пожалели, мол, материал на  приличное платье, что девки в колхозе и то лучше одеты. А  когда  на сцену выпрыгнул   партнёр балерины, тут уж дед весь исплевался. Срамота-то какая, не пойми во что одет, вроде совсем голый,  все причиндалы напоказ и т.д. и т.п. И в конце рассказа шли уморительные переживания нашего провинциального героя по  поводу вращения партнёрши на одной ноге и её немыслимых   прыжков – худенькая, маленькая, того гляди,  споткнётся и упадёт. В общем,  рассказ  всем понравился и был принят публикой, что называется, «на ура!».

И вот после аплодисментов выходит конферансье и объявляет следующий номер:
«Па-де-де» из такого-то балета. Исполняют заслуженные артисты РСФСР, лауреаты таких-то конкурсов. На сцену выбегает балерина и начинает танцевать  свою партию. Следом появляется её партнёр… Но что это с залом? Сначала по рядам пробегают редкие смешки. Потом они становятся всё громче и громче, наконец,  зрители с хохотом начинают сползать под свои кресла.  Танцоры на сцене в полном недоумении. Они объехали полмира, и везде их встречали бурными овациями, криками «браво», но такого приёма, да ещё в родном Колонном зале,  они никак не ожидали.  Возможно,  у кого-то из партнёров  порвалось трико? Но нет, всё в порядке. Еле дотанцевав свой танец, артисты убегают за кулисы. Там балерине от пережитого волнения  становится дурно. Концерт почти сорван. Потом стало известно, что устроители концерта схлопотали  строгий  выговор по партийной линии. Елизавету Борисовну тоже пожурили за некорректный выбор рассказа.   Вот такая история случилась очень давно,  именно тогда, когда мы в области балета были «впереди планеты всей» (так пелось в одной популярной песне).

А помните август 1991 года и балет «Лебединое озеро», транслируемый по всем телеканалам? Нет, наверное,  насчёт «кино» В.И.Ленин  всё же ошибся,  и для нас самым важным из искусств является – балет.