Кастинг

Людмила Уфимцева
                Кастинг
                (рассказ)   
               

   Наташа позвонила мне после обеда и за привычными «привет-привет» и «как дела?» сообщила, что нашу общую знакомую вчера увезла «скорая». Не сегодня, так завтра ей предстоит операция. Заканчивая разговор, подруга предложила навестить больную.
   Ожидая назначенную встречу, я рассеянно изучала тексты, вывешенные на доске объявлений у остановочного павильона. Нельзя сказать, что у меня была особая нужда в какой-либо информации. Скорее мною управляло неосознанное любопытство. Объявления были разные: стандартные - набранные на компьютере и написанные от руки; с указанием телефонов на бумажках, нарезанных в виде флажков для елочных гирлянд. Я пыталась понять, что же я ищу в этих объявлениях?  Да-да, новое рабочее место. В конце концов, надо когда-то на это решиться. Изучая предложения, я обратила внимание на цветной лист бумаги с набранным текстом: «Международная компания в связи с расширением набирает сотрудников для работы в офисе…»  «Многообещающе,- подумала я, - странно, что никаких особых требований к кандидатам не предъявляется. Все устраивало в наших гражданах международную компанию: и возраст, и образование,  и внешние данные. » Флажки с телефонами, по понятным причинам были оторваны. И, услышав за спиной голос приближающейся ко мне подруги, я лихорадочно сгребла приклеенный алый листок с текстом и затолкала в карман плаща. «Ничего не  скажу Наташе. Пусть это будет для нее сюрпризом, »- подумала я.   Через час, навестив Викторию Юрьевну и заверив ее, что все будет благополучно и без операции, мы сидели с подругой в кафе и пили шампанское. Состояние эйфории от напитка нарушила Наталья:
- Ты, почему о работе ничего не говоришь? Чем все закончилось?
- Ничем определенным, - буркнула я,- пока работаю.
- Ну, уж нет! - неожиданно громко сказала подруга так,  что посетители кафе за соседними столиками посмотрели в нашу сторону,- Пора менять рабочее место! Психологи говорят, что иногда это даже полезно.
- Возможно, если психологам хорошо платят,- заметила я. Не переживай, я читаю объявления.
- Однако, ты наивна.  Никто еще не нашел хорошую работу по объявлению.               
- Знаешь,- начала, было, я, вспомнив про бумажку в кармане, и вовремя перевела разговор в нужное русло,- расскажи лучше про ремонт в твоей квартире. Когда он закончится? – и поняла, что не ошиблась. До конца вечера Наташа охотно делилась секретами удавшегося мероприятия.
        Утром я набрала номер телефона, указанного в объявлении. Приятный женский голос поздравил меня с желанием работать в компании и пригласил на кастинг.
- Ничего себе словечко, - подумала я,- плакал мой великий и могучий русский.
  Офис компании ютился на втором этаже пристроя к старому зданию в центре города. Над парадной дверью рядом с кнопкой звонка блестел  глазок видеокамеры. Крутая лестница вела к вывеске с номером двадцать и двадцать один.  В центре тесной прихожей, без окон, за стойкой стоял дежурный. Воротник его белоснежной рубашки был стянут строгим галстуком. Всем своим обликом сотрудник напоминал отставного военного. Записав в журнал мои данные, он попросил заполнить анкету и указал на стул:
- Ждите, Вас пригласят.
   Осмотревшись, я поняла, что ожидающих вызова много. Вдоль стен сидели мужчины и женщины разного возраста. Каждый из них видел в соседе своего конкурента и мысленно успокаивал себя, что все получится и выберут именно его, а не кого-либо другого.
   Двери то и дело открывались, и дежурный приглашал следующего кандидата. Мимо сновали молодые сотрудницы в белых блузках с бейсиками на кармашках. Они переговаривались у стойки вполголоса, повернувшись спиной к ожидавшим посетителям. Все это создавало обстановку загадочности и нервозности.
   Понаблюдав за очередью, я прикинула в уме, сколько человек в среднем приходят на собеседование в течение дня? Получилась внушительная цифра.
- Чем же занимается компания, если у нее такой спрос на сотрудников? – обратилась я к мужчине в бейсболке, сидевшему справа.
- Я бы тоже хотел это выяснить, - сознался сосед.
   Наконец, дежурный назвал мою фамилию. Миловидная сотрудница, лет сорока, выглянула из двери под номером двадцать один и, обращаясь ко мне по имени и отчеству, пригласила следовать за нею. За дверью тянулся коридор в виде буквы «Г». Вторая дверь с номером двадцать выходила в тот же коридор, что до смешного напоминало декорации на  сцене театра. Вслед за женщиной я проследовала в светлую комнату, отделанную пластиком. Окна выходили на проезжую часть. Доносившиеся с улицы звуки явно мешали окружающим, но окна не закрывали из-за духоты. В комнате было много народа. За столами, заваленными бумагами, сидели по три-четыре человека.
- Давайте, здесь присядем,- пригласила миловидная сотрудница и представилась,- Вера Гавриловна.
- Вы находитесь в компании, которая называется…( я придвинула стул из-за скрипа  которого услышала только окончание « -ши»). Наши офисы
 
расположены на всех континентах планеты. Компания развивается более десяти лет. Работа сотрудников хорошо оплачивается, есть возможность карьерного роста.
И, сделав выдох, энергичная сотрудница перешла к моей анкете.
- Уточним некоторые подробности, - сказала она.               
      Ее интересовало, как долго я работаю в образовании, сколько получаю, довольна ли своим рабочим местом, какой график работы меня устраивает. После каждого ответа Вера Гавриловна произносила длинное «да-а-а» и внимательно изучала мое лицо, как  бы сверяя полученную информацию с принадлежностью к профессии по цвету глаз и форме ушей. При этом она держала улыбку, как хорошая актриса и что-то записывала в блокнот. Однако на любой вопрос о работе компании Вера Гавриловна упрямо отвечала: «Еще не время» или «Скоро все поймете».
- Хорошо,- коротко оборвала меня бдительная сотрудница,- я посоветуюсь со своими коллегами по поводу Вашей кандидатуры. Результат будет известен завтра. До свидания.
   Утренний звонок убедил меня в том, что все идет неплохо. Вера Гавриловна поздравила меня с утверждением кандидатуры и назначила время  встречи, попросив принести паспорт для заполнения служебной карточки.
   Ровно в двенадцать дня дежурная в офисе записала мою фамилию и напомнила, что лекция начинается через двадцать минут в аудитории сорок один, но сначала необходимо пройти в бухгалтерию для оплаты. В коридоре меня караулила Вера Гавриловна:
- Поздравляю, теперь у Вас есть скидка на покупку продукции компании.
- Какой продукции? – попыталась я выяснить.
- Скоро узнаете!
   Прозвенел звонок. Новоиспеченные кандидаты заполнили аудиторию. Лектор, молодая женщина с усталым лицом подошла к доске и, взяв мел начала рассказ о японце  Роберте Киясаки – миллионере, сделавшим открытие в бизнесе. Оперируя формулой деньги-здоровье-время, сотрудница компании убеждала всех, что системный бизнес и есть та самая соломинка, на которую следует рассчитывать. Но подтвердить рассказ примерами ей не удалось, так как видеоплейер не включался. Извинившись, расстроенная женщина пошла за помощью к коллегам. Слушатели рассеянно постукивали  пластмассовыми ручками, ожидая продолжения.
- Как Вы думаете,- спросил меня мужчина в бейсболке, представившись: «Александр», - Что это за фирма?
-  Подозреваю, что это очередная пирамида, но пока не уверена.
- А деньги, - спросил собеседник, - Вы отдали?
- Да! – созналась я.
   Продолжить беседу нам не удалось. В дверях показалась запыхавшаяся почитательница японца Киясаки и лекция продолжилась.
   После звонка меня встретила Вера Гавриловна с незнакомой сотрудницей.               
- Раиса Васильевна, - назвала себя  женщина невысокого роста с короткой стрижкой,- сейчас подойдет моя подопечная, и мы побеседуем вместе.
В комнату походкой модели вошла молодая женщина лет двадцати пяти. Ее длинные каштановые волосы спускались на плечи и переходили в длинные стройные ноги в сабо на шпильках.               
- Татьяна,- позвала Раиса Васильевна,- подсаживайтесь к нам.
- Как вы думаете, сколько я получаю?- интересовалась Вера Гавриловна.
- Много,- подсказала Раиса Васильевна, показывая на звездочки, нарисованные на бейсике своей коллеги,- в ее команде более пятисот человек.
- Одно из направлений нашего бизнеса,- перебила ее Вера Гавриловна,- диагностика с последующим лечением препаратами компании. Но об этом завтра на следующей лекции.
- Завтра у меня билет домой,- произнесла Татьяна, - нельзя ли сегодня послушать?
- Я и забыла, что она иногородняя,- спохватилась Раиса Васильевна.
- Только в качестве исключения,- любезно согласилась Вера Гавриловна.
Идите вдвоем, так веселее! Я вижу, Вы сомневаетесь,- сказала она, обращаясь ко мне,- вот Вам книга, постарайтесь ее прочесть до завтра.
 Вернувшись домой, я пролистала вверенный мне литературный источник. Но это только усилило мои подозрения. В книге, объемом более двухсот страниц, предлагались методики  лечения многих известных заболеваний всего-то  семью препаратами. Так и не дочитав увесистый трактат, я в изнеможении уснула. Мне снился пляж. На обширном побережье на лежаках загорали отдыхающие. Сотрудницы компании в белых халатах сновали между лежаками, мерили давление, снимали кардиограмму, раздавали  лекарства и угощали очищающим чаем. У причала стояла яхта «Роберт Киясаки». Седоволосый лектор уверял, что при правильном и регулярном применении препараты компании увеличивают продолжительность жизни вдвое.
   Меня разбудил звонок Наташи:
- Ты куда пропала, подруга? Телефон третий день не отвечает.
- Учусь, - пробубнила я, еле отходя ото сна.
- И где же?  -  раздался голос в трубке.
 Я назвала адрес. Вездесущая подруга в минуту все поняла.
- Я же говорила, что ты наивная. У тебя есть газета с программой на неделю?
- Да,- созналась я.
- Открой объявления на третьей странице и читай!
  Внимательно присмотревшись, я нашла сразу три объявления о наборе сотрудников в компании с разным названием, телефон приводился тот же.
- Ну, поняла?- не унималась Наташа, - А, знаешь, о чем будет твоя третья лекция  – как стать дистрибьютором пять звезд. До встречи в кафе в шесть вечера. Если я права, то на этот раз угощать придется тебе.
 Заваривая чай, я знала, что идти мне никуда не хочется. Но необходимость вернуть книгу заставила меня протопать по знакомому маршруту еще раз.               
Лектор делилась собственным опытом, как быстро ей удалось заработать на БМВ седьмой серии.
- Правда,- созналась она, сначала мне пришлось привлечь четверых желающих вложить в копилку компании  триста условных единиц.
               
   Вечером за столиком кафе с хвойным названием мы обсуждали с Наташей, куда бы нам поехать летом. Пузырьки шампанского в фужерах всплывали наверх, как воздушные потоки от аквариумного компрессора. На улице шумел дождь, а под крышей было тепло и уютно. На стенах висели картины, напоминающие знаменитые клеенки Пиросмани. Вот эти трое завсегдатаев с кубками похожи на персонажей картины «Кутеж в виноградной беседке».
«Сюда бы моего любимого «Оленя»,- подумала я,- с  карими глазами наивного и доброго животного, чей взгляд  очищает душу от накипи».
   Справа от входной двери примостился за компьютером музыкант. Что-то в его облике показалось мне знакомым.
- Ба! Да это же кандидат в бейсболке! – вспомнила я. Шампанское возымело свое действие.
- Добрый вечер! – поздоровалась я, приблизившись. -  Ну и как, Вы решились на бизнес?
- Нет,- ответил музыкант,- это дилерская сеть, Вы были правы. Я, иногда, там подрабатываю. Обратите внимание, ваш стол обслуживает моя жена Татьяна
 Я посмотрела на официантку, выписывающую счет, и узнала в ней иногороднюю длинноногую красавицу.

                16.06.08