35. ВИ. Агошков. Кромская исповедь. А. Платонов

Василий Иванович Агошков
35. ВИ.Агошков. Кромская исповедь.


АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ ПОД КРОМАМИ

Во всем Советском периоде
русской литературы нет писателя
чище и любовней к людям...
Е. ЕВТУШЕНКО

Мы долгое время почти ничего не знали об удивительном человеке, писателе Андрее Платонове. У его прозы, писала лите-ратурный критик Н.Иванова, трудная судьба. После яркого де-бюта (первая книга рассказов «Епифанские шлюзы» вышла в Москве в 1927 году) Платонов сразу же завоевал известность в литературном кругу.

В следующем году у него выходят уже две книги, он широко печатается в журналах. Однако в 1929г после появления в печати его сатирических рассказов «Государствен-ный житель» и «Усомнившийся Макар», в которых раскрывалась сила и перспектива бюрократии в нашем обществе, Платонова подвергают резкой, несправедливой критике.

На рассказе писателя «Впрок» И.В. Сталин написал: «Подо-нок!» В одном из писем А.Фадеев сообщал, что он «прозевал не-давно идеологически двусмысленный рассказ Платонова «Усом-нившийся Макар», за что мне поделом попало от Сталина».

Почему же Сталин не уничтожил Платонова? — спрашивает Е.Евтушенко. И отвечал: «Может, сообразил, какого калибра пи-сатель Платонов, но надеялся, что тот одумается, и то припугивал Платонова непечатаньем, то позволял немножко печатать, то арестовывал сына Платонова, уже смертельно больного после свинцовых рудников, то поощрял нападки прессы на Платонова, то не мешал назначению писателя собкором «Красной звез-ды...»

В октябре 1941г, в критические для Москвы дни, Платонов был эвакуирован с семьей в Уфу. Оттуда — по личной просьбе был вызван в Москву, в редакцию «Красной звезды».

«Служил спецкором на фронтах», — скажет он впоследст-вии. А помог ему устроиться в газете, скорее всего, Василий Гроссман, который в одной из записок просил редактора «Крас-ной звезды» Д.Ортенберга взять под своё покровительство Анд-рея Платонова, «этого хорошего писателя. Он беззащитен и не-устроен...» Его друзьями по газете стали К.М. Симонов, А.Ю. Кривицкий, В.В. Полторацкий, П.Трояновский.

Последний поведал о мучительных усилиях А.Платонова, стремившегося «остановить мгновение» подвига, сразу запечат-леть миг и вечность, текущий день и самые коренные черты сражавшегося народа.

Рассказ «Никодим Максимов» впервые напечатан в «Красной звезде» 29 июля 1943г. Сам писатель рассказ датиро-вал так: «Орловское направление. Июль 1943г.». Рассказ «Взы-скание погибших», или «Мать» впервые был дан в газете 28 ок-тября 1943 г.

Важно подчеркнуть, что данные рассказы и другие произведения навеяны были Орловской действительностью. А. Платонов двигался на Орёл со стороны Понырей, Тросны и Кром. Об этом он сам говорил в письмах с фронта жене.

Так, от 6 июля 1943 года он сообщал:
«Дорогая моя жена Маша! Я под Курском. Наблюдаю и переживаю сильнейшие воздушные бои. Однажды... меня уда-рило головой о дерево... Меня убьёт только прямое попадание по башке... Я так по тебе соскучился, так много есть что расска-зать, так много есть чего писать. А главное, я так тоскую о хол-мике земли на Армянском кладбище //говорится о безвременной смерти сына. -В.А.//. Что у вас там нового?.. Задумал одну вещь, очень важную. Но где тут писать!..»

Литературные критики отмечают, что Платонов-поэт был хорошо знаком с поэзией А.А. Фета, М.Ю. Лермонтова и даже И.С. Тургенева. Тургеневские строки из поэмы «Параша» (1843), строки в известной мере ключевые: «Возможность страсти, го-рестной и знойной. Залог души, любимой божеством...», — орга-нически вошли в его повесть «Епифанские шлюзы» и дважды были упомянуты в письмах Платонова к жене.

Думаем, что сло-ва «...и даже И.С. Тургенева» не совсем правильно объясняют интерес Платонова к орловцу. Он, уроженец Воронежской земли, считал его своим земляком, ведь в конце 20-х и начале 30-х го-дов Орловщина входила в состав ЦЧО — Центральной Черно-зёмной области, столицей которой был г.Воронеж. Естественно предположить, что для написания своих «кулацких» повестей А.Платонов черпал материал и из Орловской действительности.

Не все знают, что в 1939 году Андрей Платонов написал рецензию на краеведческую книгу С.Белякова «Орёл», в которой высказал, как всегда, не очень-то приятную для столицы мысль:

«В провинции надо понять одну элементарную вещь: са-мой провинции, в смысле отсталости, убогости, второсортности, не должно более существовать, — она, провинция, должна стре-миться по качеству своей работы ничем не отличаться от цен-тров и столиц Советского Союза».
Это был прямой вызов И.В. Сталину, который сказал о том, что каждый человек — это «винтик»...

см окончание