О кинофильме Елена или о безграничности

Машино
Этот текст написан по просьбе Владимира Байкова,http://www.proza.ru/avtor/baykov Очень ему благодарна за эту просьбу.



Сразу скажу об общем  впечатлении: полнейшей безнадёжности, просто какой-то тупой аппатии. , о которой словами фильма можно сказать :»Пустота».
 Отнесу это за счёт силы искусства.
 Фильм сделан, по – моему, мастерски :  точность декораций, пейзажей, реплик и каждой сцены. Отдельно скажу о сценах с сексуальным оттенком, именно с оттенком и сделаны они очень деликатно,очень бережно.
Мне думается, что главную тему фильма можно назвать как социальное научение. Оно предполагает, что человек осваивает нормы и правила жизни среди людей, делая их своими, принимая их за естественные, не задумываясь о их происхождении или назначении. К числу таких  социальных правил можно отнести правила поведения хорошей жены, правила поведения хорошей матери, правила поведения хорошего внука, хорошей невестки, хорошего сына, хорошего врача, хорошей медсестры и т.п.
Мне хочется подчеркнуть, что « хороший» или « настоящий» как оценка качества этих правил не фиксируется никакими специальными социальными средствами, они как бы негласные , но реально существующие качества. В том же Уголовном Кодексе нет таких оценок, зато они есть в общественном сознании в виде идей, материализующихся в действиях конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Вот эти конкретные обстоятельства я как зритель и вижу в фильме.
Перечислю примеры : вижу как хорошая жена Елена не обсуждает с мужем поведение его дочери, как хороший муж Елены  заботится о её будущем , думая о завещании, как хорошо заботящийся о себе человек, он посещает фитнес центр.. Как хорошая жена Елена не тратит деньги мужа на семью своего сына, но свою пенсию тратит – это поведение хорошей мамы и бабушки...Невестка Елены принуждает своего сына ( внука Елены ) посидеть и поговорить с бабушко, потому что так себя ведут хорошие внуки. Я , похоже, надоедаю читателям повторением слова « хороший», но оно мне кажется одним из ключевых в описании впечатления от фильма. Хороший Еленин сын чмокает её в щёку при встрече...
Не удивительно, что зная о хорошем в своих социальных ролях все говорят правильные слова в нужных ситуациях: это делает муж Елены, говоря об ответственности сына Елены за семью, это делает сама Елена, когда говорит с дочерью мужа о своей любви к мужу...Правильные , хорошие слова в правильных хороших условиях : в доме Елены, в  доме её сына...Даже те, казалось бы неправильные, вредные слова, которые говорит дочь мужа Елены , возможны только потому, что они – отрицание правильных, хороших слов.
Первое впечатление о героях фильма связано с тем, что они обладают социальным знанием о хорошей жизни среди людей, о той, которую можно назвать правильной, т.е. не приносящей ущерба другому человеку.
Они как бы и живут ею. Вот это как бы и становится всё пронзительней по ходу фильма.
Знание , которым обладают эти люди – каждый по – своему – оказывается опасным как для самого носителя знания, так и для окружающих.  Так, знание о положении дел в армии, знание об Осетии, знание о путях , которыми можно избавить парня от армии  получены из разных источников, но общее у этих источников – их полная анонимность, что требует личного отношения , личной оценки, которая  возможна только в том случае, если человек – личность.
 Я не буду вдаваться в подробности описания различных характеристик личности, мне важно для моего изложения сказать, что становясь личностью, живя как личность, человек  обладает чувством Я как некоторой границей, которую нельзя переступать, иначе  Я разрушается , страдает или теряется.
Факты переживания людьми состояний, которые описывааются как потеря Я, обретение самого себя,  поиск себя и т.п.общеизвестны . В этих фактах и проявляется это важнейшее свойство личности – относительная устойчивость границ Я.
Смотрю фильм, действие разворачивается так, что всё правильное, хорошее содержание жизненных правил, - социальных знаний людей – начинает подвергаться испытанию другими знаниями – знаниями  о реальной жизни .
Вот тут и оказывается, что их Я не имеет границ.
Возможно, я сказала слишком  утрированно и упростила конфликт каждого героя фильма. Попробую доказать: муж Елены говорит о том, что любит её, но не доверяет ей полностью , Елена говорит, что любит мужа, но преднамеренно убивает его, сын Елены говорит о любви к матери, но использует её как источник материального благосостояния, внук Елены знает как себя вести, но ведёт себя отвратительно, участвуя в бессмысленной драке, дочь мужа Елены знает что наркотики и алкоголь не нужны ей, может от них избавиться, но не делает этого...
Безграничность Я,его полная неопределённость,  которая ведёт в пустоту, где всё возможно и всё равно всему.
В эту пустоту и летят плевки с балкона – в пустоте нет людей, нет необходимости оценивать знание о жизни на его элементарную достоверность или  ценностность, да и себе можно позволить плюнуть( убить, обмануть, оставить малолетнего ребёнка без присмотра) потому что себе можно позволить  всё- Я не имеет границ.
Можно найти другие слова для описания практически всех героев фильма, в каждом описании будет эта безграничность : безграничная материнская любовь, безграничная отцовская любовь ( они же - слепые виды любви ) , безграничная удаль хулигана, безграничный цинизм  дочери мужа Елены и т.п.
Единственный персонаж фильма – доктор, который констатирует смерть мужа Елены от « Виакры» пытается что-то сказать об отвественности , а значит о некоторой границе Я, он говорит фразу, где есть слова « как маленькие « , не говоря даже слова ответственность, а Елена отвечает ему о своём незнаниии ( знание – не знание – ключевые слова, по – моему , в этом фильме ). То, что Елена говорит лжёт доктору , как она это делает вызывает у меня как зрителя ту самую аппатию, где не находится места для движения чувств.
Как появляются границы Я, на чём они строятся...
Я бы хотела это увидеть в фильме.
 Но мало  ли что я хочу, но не вижу в фильме.
 Может быть, и у самих его авторов нет внятного ответа.
Зато они очень аккуратно, но точно показали на один из источников социального знания  - СМИ.
Они есть в жизни каждого человека, они несут те знания, которые человек начинает воспринимать как правильные. В этом источнике есть опасность и той пустоты, которая лишает человека  границ Я.
Если бы.... Если бы муж Елены жил в соответствии со своим Я, а не представлением о правильной жизни человека его круга, то , возможно, инфаркт и не настиг бы его...Если бы он на самом деле любил  Елену....Если бы Елена на самом деле любила своего мужа, то... Если бы сын Елены на самом деле был хорошим сыном и хорошим отцом, то он...
Придётся оставить эти предложения не законченными.
 История современной России да и не только её вершится и сегодня, когда по ТВ идёт передача... Кстати, что Вы сегодня смотрели по ТВ ? Что читали ? О чём думали ? Что переживали ?