Лёвушка Часть вторая Ищу маму 30-31

Виктор Шель
30.
Анна Яковлева, как теперь называли Хану, не находила себе места. С тех пор, когда вернулся из Симферополя Иван, с известием, что Лёвушка сбежал от часовщика, она всё время волновалась. Иван тоже переживал. Он беспокоился и о судьбе ребёнка и об Анне. Волнения стояли на пути их счастья, окрашивая розовое будущее  в печальные темные тона. Надо что-то предпринимать, а что Иван не знал. Теперь, когда гарфини Ванды не было, у Ивана не с кем было посоветоваться. Волков, поместив объявление в газеты, успокоился. Да какие могут быть к нему претензии? Не может же он бросить свои судебные дела и заняться исключительно поисками ребёнка. Он занятый человек. Полиция обещала искать Лёвушку. Можно ли довериться полиции? 
 
На службе у Ивана не всё было хорошо. Слухи о том, что Иван женился на крещёной еврейке, каким-то образом проникли в присутствие, и сослуживцы, ранее относившиеся с завистью к Ивану, теперь смотрели на него с презрением. За его спиной они зло шутили, желая столичному чиновнику, соблазненному прекрасной еврейкой, поскорее сделать себе обрезание. Друзей в присутствии Иван так и не приобрёл. Никто, кроме Волкова, не посещал их дом. Иван и не приглашал никого, боясь, что гости могут обидеть и без того страдающую Анну.   
 
Иван и Анна сняли небольшой дом, наняли прислугу и жили затворниками в этом доме. По вечерам они прогуливались вдоль моря, обсуждая планы поиска Лёвушки. В одну из  таких прогулок, они решили посидеть на скамейке, стоявшей на скале у самого берега моря.  Это было их любимое место отдыха. Они любили сидеть на этой скамейке и глядеть на морские волны. В этот раз, когда они сели отдохнуть, неожиданно поднялся сильный ветер, и высокая волна с большой скоростью обрушилась на скалу, на которой была их скамейка. Молодых окатило водой с ног до головы. Подгоняемые ветром Иван и Анна побежали к своему дому. Начался ливень. Только когда пришли домой, они почувствовали, как промокли и простыли. Сменив одежду, молодые принялись обогреваться горячим душистым чаем.  Ничего не предвещало беды.
 
Среди ночи Анна проснулась, разбуженная громким кашлем мужа. Иван сидел в кровати и из его груди вырывались взрывы кашля. Капли крови вылетали из его рта, запачкав всё вокруг. Обеспокоенная Анна подала Ивану воды и разбудила прислугу. Анна велела служанке разбудить конюха и срочно привезти доктора Ольберга. Анна была в растерянности. Как спасать Ивана? Она совершенно не была подготовлена к такой ситуации. Она знала, что Иван болен туберкулёзом, разумеется, закрытой формой болезни. Приступ кашля и кровь указывали на тяжелую открытую форму. Как ухаживать за таким больным, Анна не знала. Она вытирала пот с его лба, меняла салфетки. Постепенно кашель утих, и утомленный Иван забылся в тревожном сне. 
 
Доктор Ольберг приехал поздним утром. К этому времени Иван проснулся и лежал тихо в постели, погруженный в мрачные думы. Он был настолько слаб, что для того, чтобы напоить его утренним чаем, Анне пришлось соорудить возвышение из подушек. Так он и лежал в полусидячем положении не в силах держать голову вертикально. Изредка на него нападали приступы кашля. Платок, которым он прикрывал рот, был весь в крови. Иван думал о том, что жизнь коротка и для него так и не принесла счастья. Он во всём винил себя: и в том, что явился причиной смерти доброй старой графини, и в пропаже Лёвушки. Любимой женщине он принёс только страдания. Как бы он хотел найти Лёвушку и усыновить его! 
- Что произошло, молодой человек? – спросил доктор. 
- У него сильный кашель, - за Ивана ответила Анна. – Я растерялась, не знаю, как остановить кашель.
Доктор внимательно выслушал легкие Ивана и, покачав головой, сказал:
- Не ожидал я такого быстрого развития болезни. Вам, молодой человек, необходимо отлежаться, успокоиться. 
- Мы с ним вчера промокли под дождём. Это возможно повлияло на его состояние. 
- Нет, моя милая. Это была только последняя капля. Организм больного ослаблен волнениями и суетой. Ему необходим полный покой. Никаких волнений. Все заботы возьмите на себя сударыня.
- Я постараюсь. 
- А теперь нам с вами необходимо обсудить лечение. Предлагаю провести это в гостиной.
 

Они прошли в гостиную, и доктор подробно рассказал, как надо ухаживать за больным. В конце беседы доктор сказал, что ему необходимо проверить Анну. Уход за таким больным не безопасен. Доктор надеется, что Анна не заразилась ещё, но для уверенности он должен её выслушать. Выслушав лёгкие Анны и простукав её, доктор пришёл к выводу, что у Анны тоже имеются начальные признаки болезни, и она должна оберегать себя и своих близких, которые тоже могли заразиться, от развития болезни. Он прочёл ей целую лекцию о поведении с окружающими, чтобы не распространять болезнь. Слушая его, Анна поняла, что они с Иваном совершенно не придерживались рекомендаций доктора. Им просто было не до этого. К волнениям Анны по поводу пропажи ребёнка, добавились волнения о возможной передаче болезни Лёвушке.
 
Доктор уехал, обещав посещать Ивана каждый день. Анна вернулась к Ивану. Она не стала говорить Ивану о том, что доктор обнаружил признаки заболевания у неё. Зачем волновать Ивана? Она наоборот, постаралась успокоить Ивана, внушить ему, что его болезнь преодолима. Иван по глазам Анны понял, что его положение не внушает надежд. Он давно знал, что ему не суждено дожить до старости. Он привык к этой мысли и теперь только огорчался, что тот короткий срок, отведенный ему в этой жизни, сокращается, приближается к концу. Он задумал оформить завещание, чтобы после его смерти любимая не нуждалась в хлебе насущном. 
 
Прошло несколько недель. Погода улучшилась, засияло солнце. Кашель Ивана утих. Теперь он позволял себе выходить в сад и сидеть на солнышке. Анна всячески оберегала его от волнений. Даже, когда приехал Волков навестить больного друга, Анна не пустила его к Ивану. Она объяснила Александру, что доктор строго приказал не беспокоить Ивана. Волков обсудил с Анной положение с поисками Лёвушки. Успехов в поисках не было.
 
- Понимаете уважаемая Анна, - сказал он. – Я не могу найти никаких следов вашего сына. Полицейское расследование движется медленно и без желания помочь. Кому интересен юный Лейба Умов, иудейского вероисповедания? Если бы я не посылал запросы, они бы давно забыли бы о пропаже ребёнка. По запросам я получил ответ от полиции Гориловки. Они опросили ваших бывших родственников, и никто не сообщил никаких полезных сведений. Ваш бывший муж показал, что он тоже очень волнуется. По его мнению, ребенка увёз и прячет ваш брат Янкель. Полиция в Херсоне допросила Янкеля, но он заявил, что он передал ребёнка часовщику в Симферополе и ничего больше о нём с тех пор не слышал. Полиция намерена возбудить против Янкеля уголовное дело в связи с похищением ребёнка. Их удерживает только отсутствие ходатайства от вас. Я пообещал им составить такой документ и подписать у вас.
- Я не подпишу ходатайство. Я и так принесла много горя моей семье. Я не могу себе позволить принести дополнительные невзгоды моей матери. Она и так переживает. Она никогда не сможет понять, как это я предала веру отцов и крестилась. 
-  Без вашего ходатайства мы не сможем наказать Янкеля за похищение вашего сына!
- Меня не интересует месть. Пусть это останется на совести моего брата. Мне только бы найти сына!
- Я буду стараться!
- Очень ценю это. Я хотела бы обсудить с вами ещё один вопрос. Мне нужен ваш совет.
- Чем могу служить?
- У Ивана открытая форма туберкулёза. Это очень заразная форма болезни. До сих пор он болел более безопасной формой и всё же я заразилась. Когда вы найдёте ребёнка, ему будет небезопасно в нашем доме. Что делать?
- Ну, знаете, дай бог, чтобы мы его нашли – тогда будем думать, что делать.
- Вы думаете?
- В крайнем случае, вы сможете послать ребёнка учиться в школу с пансионатом. Главное найти ребёнка. Я могу повидать Ивана?
- Конечно, только наденьте марлевую повязку на лицо. Сейчас Ваня кашляет реже, но всё же кашляет. Он прикрывает рот платком. И всё же вы можете заразиться. Я бы не хотела, чтобы это случилось.
 
 
31

Зиновий Умов во всех событиях последних недель был самой большой жертвой. Мало того, что раввин уговорил солдата на развод с женой, его лишили не только жены, но и сына. Тяжёлая жизнь солдата сделала Зиновия грубым, но не лишила его человеческих чувств. Он по-своему очень любил жену и обожал сына. Сейчас он чувствовал себя не только униженным, но и очень одиноким. И это чувство давило так, что он старался напиться до потери сознания почти каждый день. И почему это он всегда отдувается за других? Там в армии он служил за всё село, а сейчас, чтобы спасти жену раввина и других женщин местечка, он вынужден был согласиться на развод с Ханой. 
 
А с сыном почему его разлучили? Сначала Маша сказала, что Лёвушку поместили на обучение к часовщику, потом оказалось, что Лёвушку разыскивает полиция и первое подозрение пало на него.  Урядник Сорокин строго допросил Зиновия. Зиновий не знал ничего о ребёнке. Сорокин видел, что от старого солдата ничего не добьёшься, но для порядка продержал Зиновия целые сутки под арестом. Выйдя из участка, Зиновий направился в шинок запить своё горе водкой. Ему было тоскливо и одиноко. Мужики из соседней деревни, выпивавшие в шинке, пожалели солдата и поднесли ему целый бутыль крепкого напитка. Зиновий понёс бутыль в свой домик на задворках постоялого двора и там пил до тех пор, пока не свалился в тяжёлом сне. 
 
На следующее утро Маша с трудом его подняла. Она волновалась, не сказал ли что-то лишнее Зиновий в полиции. Хотя она не имела отношения к исчезновению Лёвушки из Симферополя, к часовщику ребёнок попал не без её помощи. Она организовала похищение Лёвушки из дома графини и даже расщедрилась на оплату услуг Стаса, слуги старой графини. Вообще-то вдохновителем похищения был раввин Натансон. Это он, боясь, что Лёвушку крестят, уговорил Машу вызвать Янкеля и организовать похищение. И сейчас раввин пришёл на постоялый двор и велел Маше узнать, чего добивается полиция от Зиновия. Зиновий с руганью выгнал Машу из своего дома, сказав, что он переломает все на постоялом дворе, если Маша будет к нему приставать. Пришлось раввину самому идти к Зиновию. Ласковыми словами раввин постарался успокоить Зиновия. Из бессвязного рассказа старого солдата раввин понял, что полиция интересуется только тем, куда девался Лёвушка из Симферополя, а не тем, как он попал к часовщику. Это успокоило раввина. 
 
Волков, который посетил Гориловку через месяц после отъёзда Яковлевых из Гориловки, был поражен, как сильно Зиновий постарел. Если до этого события он был удалым старым солдатом, то сейчас он превратился в жалкого сгорбленного старика. Даже изношенная солдатская шинель теперь сидела на нём как на верблюде седло. Он раздражался от каждого пустяка. Его преследовало чувство ненужности, слабости негодного человека. Всё было против него. Даже раввин интересовался не им, не его сыном, а тем, не будут ли преследовать раввина за похищение Лёвушки. Нет справедливости в этом мире, и не будет! 
- Уважаемый господин Умов, - вежливо спрашивал Волков. – Я хотел бы спросить вас о том, куда, по вашему мнению, мог пойти Лейба? Вы же знаете сына, куда он мог пойти?
- Ваше благородие, как могу я знать? Я и сам думаю и думаю, а ничего придумать не могу. Горе мне, горе.
- Может быть, у вас есть родные в Крыму, к которым мог направиться Лейба?
- Нет, никого. 
 
Волков видел, что от Умова не добьёшься ничего о мальчике. Потухшие глаза старика выражали страдание и ничего больше. Никто в Гориловке не мог пролить свет на исчезновение мальчика. Так ни с чем и вернулся Волков в Евпаторию.