Путешествие Магжана в южную столицу Республики

Виктор Шалаев 2
Путешествие « Магжана» в южную столицу  Республики

                Предисловие
         Приглашение к участию во втором международном театральном фестивале стран Центральной Азии в   г.  Алма-ата,   для областного Петропавловского русского театра им. Н.Погодина, было неожиданным.
Предложение исходило от Министерства культуры и информации Казахстана и мотивировалось интересом к созданию на сцене нашего театра новой постановки по пьесе «Суд Магжана».
Уникальность пьесы и постановки заключалась в том, что они были первой попыткой воссоздания сценического образа поэта, как в драматургии, так и в сценическом воплощении на русском языке. Вполне возможно, что это  вообще первая пьеса о казахском поэте,  своей судьбой отразившего многие трагические судьбы казахской интеллигенции начала и середины двадцатого столетия.
Пока шло время на согласование властных структур области по финансированию поездки, выяснилось, что билетов на поезд заказать уже невозможно (жители республики возвращались из отпусков и каникул). Ехать в южную столицу придется автобусом, а это примерно 1800 километров, что, конечно же, у меня, шагнувшего в свой  63 год жизни, не вызывало восторгов.
Однако, предполагаемые трудности дальнего путешествия, окрашивались уникальной возможностью из окон автобуса увидеть свою страну с севера до юга, почувствовать  простор, ритм ее дорожных артерий.
Я, режиссер спектакля, автор пьесы, автор нескольких десятков опубликованных рассказов, член Союза журналистов Казахстана, понял, что это подарок судьбы, и я могу, имею возможность, попробовать свои силы в публицистике, репортаже, или… ну, в общем, как получится.
Итак, только в автобусе. Вместе с коллективом! Через всю страну! С севера не юг!  Вместе с «Магжаном»!

                Отъезд
Отъезд театра на гастроли или в иную командировку - это всегда суета. Но суета необычная, я бы сказал – суета сосредоточенная !  Это ведь не просто поездка. Это экзамен. Экзамен коллектива на профессиональную зрелость! На способность, за тысячи километров, на незнакомой сцене, у избалованного столичного зрителя, вызывать те же эмоции, то потрясение, которое присуще премьерным спектаклям на родной, до досочки, до гвоздика знакомой сцене. Здесь нет ничего и никого лишнего. Все и всё   не-об-хо-ди-мо !!!
Нервничает директор. Людмила Николаевна назначила время отъезда на 11часов, а сейчас уже без пяти минут двенадцать!
 Но причина задержки уважительная. Ведущий артист театра Евгений Патешкин, играющий роль Магжана, на торжественном митинге, посвященном дню Конституции Республики, получает государственную награду за свой актерский труд.
И вот Евгений с нами. Обнимают, целуют, поздравляют с наградой сослуживцы. Мы, актеры, умеем радоваться  наградам наших соратников, ведь награда одному – это труд и успех всех!
Патешкин, быстро меняет  официальный костюм на спортивно-дорожный, занимает свое место в салоне автобуса. Двери медленно закрываются и…  белоснежный  автолайнер плавно набирает скорость, оставляя в дымке дизельного выхлопа театральную площадь и такие родные улицы нашего города. Путешествие началось!

                Дорога
Есть такое выражение: « Красота для проходящего!»
Суть этого выражения в том, что человек, постоянно живущий в определенной местности, перестаёт замечать (из-за ежедневности впечатлений), красоты родной земли.  Но, человек отъезжающий, или возвращающийся, после длительного отсутствия, вновь обострённо воспринимает, казалось бы, уже, давно знакомое.
То же самое происходило и со мной.
С каким то особым чувством вглядывался я в мелькающие перелески, проплывающие поля, и в облака, освинцованные осенью, подсвеченные солнцем, резко очерченные на синем небе.
С левой стороны дороги поля топорщились стернёй, а справа желтела, впитавшая в себя жаркое солнце этого лета, пшеница. Она ждала своего жнеца, лениво покачиваясь под редкими взмахами ветра.
 Перелески и лесные «колки» были на удивление, для этого времени года, зелены сочными листьями. И такой покой плыл над нашей северной землей, что сжималось сердце.
 Наверно, это почувствовал не только я.  Потому что разговоры в автобусе притихли, и, оглянувшись, я увидел, как все приникли к окнам.
И как к месту звучат в голове строки Магжана в переводе поэта Шестерикова : « Ты как мать земля родная,
                Подарила белый свет,
                Словно солнцем озаряя,
                Годы юношеских лет,
                Плоть от плоти я с тобою…….
Ведут автобус два водителя. Одного зовут Николай Петрович – он постарше. Того, что моложе, – зовут Женя. Общительные. Рассказывают о дороге. Обещают, что в пути мы проведем немногим больше суток. Не очень верится. Поезда идут гораздо дольше.
Время и километры наматываются на колеса автобуса. Короткая остановка в Келлеровке. Здесь проходит граница нашей области.
 А вот и Кокчетав остался в стороне, поехали по «объездной».  Сменился ландшафт. Вот уже вздыбились заросшие соснами и елями горы у города курорта Щучинска.
 Вдруг, привычное потряхивание на неровностях асфальта прекратилось, и… создалось ощущение, что мы плывем по водной глади.  Только ровное урчание дизеля, да мелькающий на скорости пейзаж говорили о том, что мы мчимся по земле.   
Европейский дорожный стандарт пришел к нам вместе с независимостью. Вместе с новой Столицей. Вместе с новым веком.  И не хотелось вспоминать раздолбанные дороги конца двадцатого века, веерные отключения электричества, очереди за продуктами, многомесячные задержки зарплаты, брошенные пятиэтажки в райцентрах, ощущение безнадеги и отчаяния…. 
  Но вспоминалось! И  рождалась гордость за страну. Что за такое короткое время сделано то, что прежде не могли сделать за сорок лет.
Почему за сорок? Да потому, что именно в начале шестидесятых, мне, тогда еще мальчишке был обещан коммунистический рай, который должен был начаться с восьмидесятых годов. Рай, где были бы такие дороги и такие же красивые, стремительно несущиеся по глади автобана легковушки.
Дорога РАБОТАЛА.  Она несла на себе КАМазы, Форды, Тойоты, мелькали колонны грузовых автопоездов, вереницы новеньких «Газелей». Экономическая кровь страны стремительным, нескончаемым потоком неслась через степные просторы.
…Астана в степи кажется миражом.  Над ровной степной столешницей постепенно вырастает город высоток, степных небоскрёбов. Хочется заехать, заглянуть, как там, после ее юбилея?
Но дорога сворачивает, оставляя столицу далеко, справа, направляя наш сухопутный лайнер в шахтерскую столицу Казахстана  - Караганду.
Город шахтеров проезжали вечером. На часах было около одиннадцати. Поразила пустынность городских улиц. Редкие прохожие, да небольшие группы молодых людей стоящих около легковых машин. Вечер стоял тёплый, и, казалось, народ, несмотря на поздний час, должен был  гулять по улицам, наслаждаясь последним приветом уходящего лета.
Но у каждого города свой характер, свой обычай.  Очевидно, он серьезно готовился к новому трудовому дню, не растрачивая себя на вечерний променад.
Дорога через город показалась такой длинной, что все в автобусе заснули и только «капитан» ворочал штурвалом, вписывая свой «корабль» в фарватер бесконечной дороги.   Захотелось спать….
….Это же надо так скрючиться, скукожиться, завязаться узелком в таком, в общем-то, удобном (для сидения) кресле!  Надо распрямляться, растягиваться.
 Утро!  Солнце!  Балхаш за окном!   Ах, какое озеро!   Я хочу в его воды!  Оно разноцветное, оттенистое!  Оно манящее!   Полно рыбой и всякой другой живностью! 
 Город Балхаш мы не видели. Проехали ночью, все спали.  А озеро…вот оно.  Рукой подать.
 На обочине дороги продают копченую рыбу.   Вокруг голая, каменистая, слегка холмистая степь. Она просит воды. Если бы сюда воды! Какой бы тут был курорт!  А вдруг так и будет!?
Восторги поутихли. Глаза к красоте этого чуда привыкли и стали замечать плоды человеческого «участия» в природе. По обочинам груды целлофановых пакетов, бумаги, полиэтиленовых бутылок, битой стеклянной посуды, проволоки, брошенных ржавых металлических агрегатов непонятного назначения….
  Стало немножко грустно и…слегка стыдно. Почему стыдно?  Потому что и сам…. Эх, да что там говорить! У всех у нас «рыльце в пуху».
                Алма-ата
....Четырнадцать часов.  Мы в пригороде Алма-аты! Видны горы. Где-то, совсем далеко,  заснеженные вершины. Всматриваемся в глубину проплывающих садов. Ни одного яблока. Вот вам и яблочная столица!  Вот вам и «отец яблок»!  Ну и ладно!  Не за яблоками ведь такую даль ехали…
….Алма-ата совсем не по-осеннему жарится на солнце. Температура за тридцать! Мы в самом центре этой гигантской «духовки». Наш автобус прижимают, подталкивают, выдавливают, блокируют более нахальные и бойкие представители мирового автопрома. Кажется, здесь нет правил! Только право сильного, или юркого. Надежда на  «авось». Авось пронесет, авось успею, проскочу, авось не ударят, авось не ударю, заторможу.
Алма-ата - это город где нет понятия «ровно». Алма-ата,- это город где только «вверх» и «вниз».
 Где-то там, впереди, этому железному потоку, как арыку перекрывают русло, и он подолгу стоит, фыркает дурью выхлопа, переругивается клаксонами, чтобы потом, почувствовав свободу, вновь начать свое прерывистое, нервное движение.
 По внешним сторонам этого металло-бензинового монстра  находится то, что называется архитектурой смешанного стиля. Этот стиль не вызывает раздражения, он, почему-то гармоничен, естественен.
Здания и улицы буквально утопают в зелени, иногда «выстреливая» в небо стеклом, бетоном и пластиком высоток.  Магазины, бутики, рестораны, салоны… Надписи и реклама на английском и государственном. Изредка встречаются на русском, но это старые надписи, доставшиеся нам в наследство от прошлого времени.
Времени, когда русский язык объединял многие разноязычные народы бывшего советского пространства.
После полуторачасовой толкотни и поисков «фарватера», мы причалили к нашей «пристани» по проспекту Абылай хана у гостиницы «Жетесу».
             
                Гости столицы
Первое ощущение – это, как будто, в скверике перед гостиницей, построенной еще в советские времена, какой то художник расплескал и смешал на горячем асфальте множество вёдер ярчайших красок. Рябило в глазах.
Разноцветье ковров, посуда, резьба по дереву, национальная восточная одежда, бижутерия, сувенирные изделия….
 На коврах, разложенных на газонах, возлежали продавцы – таджики, узбеки, киргизы, туркмены. За лотками, наполненными предметами быта и уникальными изделиями народного искусства, представители соседних республик расхваливали товар.  Казалось вся центральная Азия в гостях у Алма-аты! 
Нас встречал Международный фестиваль народных ремёсел!
В гостинице расселились быстро. Организаторы театрального фестиваля работали слаженно, были предельно внимательны к нам, гостям столицы. Номера старенькие, но со всеми элементами современного устроенного быта. Жить можно!
Поинтересовался стоимостью койки в двухместном номере.  Нормально! На месячную зарплату среднеоплачиваемого (в нашем театре) актёра здесь можно прожить аж три дня!    Но… не будем о грустном!  Не хлебом единым….
Страстно хотелось нового общения. Спускаюсь вниз, туда, где народные умельцы предлагают свой штучный товар.
Ого!    Наши молодые актрисы уже здесь!  Интересуются таджикскими ювелирными изделиями из серебра. Бог им в помощь. Красота украшений невероятная! 
Иду вдоль рядов, знакомлюсь с Саидом из Ферганы. Он привез прекрасную керамику, покрытую расписной глазурью.
Фатимой из Шехрисябса, торгующей изделиями из шёлка. Оксаной из Туркмении, предлагавшей домашнюю вышивку.
Прямо перед входом в гостиницу молодой человек предлагает резьбу по дереву. Изумительной работы шахматы, резные блюда.
-Добрый день. Я из Северного Казахстана. Русский. Мы приехали сюда на театральный фестиваль. А  вы откуда?
- Я из Ташкента. Узбек.
-   Пожелайте нам что-нибудь на удачу. Актерам североказахстанцам.
-   Легко!   Когда говорят: «Вы рады?»,- человек отвечает: «Я рад!».     А мы всегда будем говорить: « Мы рады, что вы рады!»   Я хочу, чтобы все актеры, которые приехали на этот фестиваль получили максимум удовольствия оттого, что народ обрадовался и тепло встретил их.
- Спасибо. Как вас зовут.
- Сардор. Из Ташкента.
- Еще раз спасибо Сардор. Позвольте вас сфотографировать среди ваших прекрасных изделий?
- Легко!
Он так произносил это «легко…», что на  душе стало еще светлей.
Однако был уже вечер, и впереди ждали волнительные события открытия фестиваля.

                Фестиваль
Утром все коллективы вызвали репетировать открытие фестиваля. Сначала, перед репетицией, состоялась пресс конференция, на которой было представлено международное жюри, объявлен порядок работы.
В составе жюри восемь человек, профессора театральных академий, критики, драматурги из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана. Возглавлял этот цвет театральных деятелей стран Центральной Азии профессор Республиканской театральной академии, лауреат премии «Тарлан», Еширбек Сигаев.
Организатором фестиваля, принимающей стороной, был директор и художественный руководитель академического театра им Ауэзова народный артист республики Казахстан, профессор Есмухан Обаев.
И вот в 17 часов. Площадь перед главным академическим драматическим театром  Алма-аты была заполнена. Прозвучали фанфары, приветственная речь, и коллективы театров под аплодисменты зрителей пошли по ковровой дорожке.
Наш коллектив шел вслед за Узбекистаном. Конечно же, волновались. После представления каждого коллектива, в честь гостей, на огромном помосте выступали творческие коллективы Алма-аты.
А мы переживали, что нам не удастся посмотреть первый спектакль фестиваля, спектакль ведущего театра страны им. Ауэзова, «Красавица и художник». Нас ждала вечерняя  репетиция по освоению сцены в театре юного зрителя им. Габита Мусрепова.  Наш спектакль начинался на следующий день рано, в 10 часов утра. Надо успеть подготовиться.
Церемония открытия закончилась. Зрители пошли на спектакль, а мы в автобус.  Ночь была тревожная….
Утро следующего дня. Время девять часов и мы в полной готовности. Волнуемся. Будет ли зритель? Какой зритель?
 Людмила Николаевна Лошакова кругами ходит вокруг театра. Директор нервничает.
 Половина десятого. Весь партер заполнен до последнего кресла. Публика солидная, интеллигентная.
Теперь пускают… только на балкон.
За кулисами напряженная тишина. Все предельно сосредоточенны.
Без пятнадцати десять!  Перестают пускать на балкон. Мест нет!  Жюри на месте, ждем председателя. И вот он в зале!  Начали!!!   У-у-х………
Не могу смотреть ответственные спектакли. Да, наверно, и не надо.    Если  на сцене профессионалы, которые точно знают своё дело, то твоё присутствие может только помешать. Иногда подхожу к дверям и слушаю зал. Тишина такая…, что если бы пролетел комар, его было бы слышно на последнем ряду.
 И вдруг… грохот, нет, обвал аплодисментов! И пошло…. Тишина – аплодисменты, тишина – аплодисменты…   Я по тональности аплодисментов могу сказать, нравится спектакль или нет.
Антракт. Зритель выходит сосредоточенный. Мне именно это и надо. Тема спектакля более чем серьёзная.
На всякий случай спрашиваю режиссера Барзу Абдуразакова
– «Ну, как?» 
Вижу же, что мы его убедили, но все равно спрашиваю.
Говорит – «Отлично идет спектакль. Актёры выкладываются полностью».            Ну и, слава богу! 
Второй акт.
 В конце спектакля, в щелочку со стороны сцены подглядываю в зал. Многие зрители вытирают слезы. Значит по-лу-чилось!  Ведь главное в театре это э-м-о-ции !!! 
 Финал. Аплодисменты не кончаются, крики «браво», «молодцы», «спасибо».  Цветы. Зрители овациями всё еще удерживают артистов на сцене.
Обсуждение началось через пятнадцать минут после окончания спектакля.
Ощущение актера и режиссера в момент обсуждения фестивальной комиссией такое же, как если бы вас, в полностью раздетом виде, рассматривали под микроскопом. Здесь не спасают прошлые заслуги, заслуженные в прошлом награды. Идет серьёзный разговор про «здесь» и «сейчас».
К нашему спектаклю жюри отнеслось строго, но справедливо. Да, конечно же, замечания были.  Но главное, спектакль нашего театра, по словам критиков, по творческой энергетике, по эстетике, по значимости, был поставлен сразу же за спектаклем академического театра им. Ауэзова!  Тёплые слова услышали исполнители роли Магжана Евгений Патешкин, Владимир Клабуков, Александра Наргеленайте. Исполнительница роли Зулейхи Ирина Полешук и другие. И самое главное спектакль был признан ансамблевым, профессиональным, высокохудожественным! Было сказано: «Труппа театра Погодина обладает огромным потенциалом, способна и в дальнейшем на создание значимых сценических произведений!»
Обсуждение закончилось. Нам оставалось только смотреть спектакли наших коллег, участвовать в культурной программе фестиваля и ждать официальных результатов.
Вот отзывы некоторых зрителей, подходивших ко мне во время продолжения фестиваля, о нашем спектакле.
- Спектакль меня потряс. Это, очень нужный спектакль, нужная пьеса.
- Вам удалось все. И пьеса и постановка. Где вы набираете таких артистов.
- Этот спектакль надо показать во всех городах Казахстана. Спасибо!
- Впереди празднование девяностолетия «Алаш-орды». Нужно чтобы все видели этот спектакль. Спасибо.
- Я всего три раза плакал в своей жизни. И третий раз – на вашем спектакле.
Спасибо вам, дорогие зрители, которые приняли судьбу поэта, рассказанную театром, и умом и сердцем.

                Культурная программа
Это короткая глава, хотя время, затраченное на неё, было значительным.
Экскурсия по Алма-ате, посещение Центрального государственного музея Казахстана, высокогорный каток «Медео», где ваш покорный слуга купался в горной речке Алма-атинке под водопадом.  Посещение комплекса «Кок-тобе»!  . Алма-атинский «Арбат»!     И непередаваемая роскошь общения с коллегами.    Всё это осталось неизгладимым впечатлением на всю жизнь.
               
                Итоги
В роскошном зале театра Ауэзова были не только коллективы театров участвовавших в фестивале, но и театры Алма-Аты,  зрители.
Награждение началось. Вначале награждали актеров исполнявших эпизодические роли, затем исполнителей ролей второго плана, потом дипломами награждали за лучшую мужскую роль, за лучшую женскую.        И, наконец, прозвучало:
 - На сцену приглашается директор Северо-Казахстанского театра им. Погодина   Людмила Николаевна Лошакова.
Людмила Николаевна, далеко не худенькая женщина, легкой, стремительной птицей взлетела на подиум театра, а ведущий продолжал:
- За яркое воплощение на сцене образа Исторической личности в спектакле «Суд Магжана» дипломом фестиваля награждается русский театр имени Н. Погодина  Северо- Казахстанской области.
Мы кричали ура! Зрители хлопали.
Людмила Николаевна, как самое что ни  есть дорогое, прижала диплом к груди, потом подняла его над головой и, неторопливо, с достоинством,  спустилась со сцены в аплодирующий зал.
Лучшим спектаклем фестиваля стал спектакль академического театра Ауэзова   «Красавица и чудовище». Мы искренне аплодировали, поздравляя коллег.
Вот и закончился театральный праздник.  А что же дальше?  Дальше была дорога домой!
               
                И дым отечества нам сладок и приятен
Дорога домой всегда короче. В автобусе шутим: - Нам бы день простоять, да ночь продержаться!
 Обратная дорога оказалась на два часа короче.  Подъезжая к городу, обратил взор в ту сторону, где неделю назад стояла стеной неубранная пшеница. На том месте осталась только стерня. Все ясно. Урожай в закромах!
 Наш «урожай» тоже собран. Он тоже у нас в закромах. И, дай то бог, урожай не последний !

8 сентября 2008года                Шалаев-Горланов