Ларион. Часть2. Гл. V. Награда

Геннадий Захаров
               
    Около десяти утра в деревню вкатил сверкающий лимузин, мягко покачиваясь на неровностях деревенской дороги. Из машины вышли уже знакомый Лариону Нарком с командиром полка. Их встретил Матвей Васильевич и сразу провел в захваченный на рассвете штаб.
Спустя некоторое время, Матвей Васильевич выбежав на крыльцо, громко прокричал:

    – Отря-я-яд! Стройся!!!

    Бойцы отряда быстро построились, держа коней под уздцы.

    - Смирно! – скомандовал командир и направился навстречу сходившим с крыльца командирам. Подойдя к ним, он четко доложил:

    - Товарищ Нарком Военно-морских дел! Отряд быстрого реагирования построен!

    Главнокомандующий одобрительно кивнул, прошелся вдоль строя, с любопытством осматривая каждого бойца. Повернувшись к командиру отряда, спросил:

    – А где же второй Захаров? Ну, тот, который прискакал в полк с донесением.

    Матвей Васильевич недоуменно пожал плечами, но выручил Кондрат-Потеха:

    – Он еще с вечера всё по особым заданиям работает! Сначала отряд сюда привел. Затем в полк ускакал. А между делом двум офицерам руки поломал и мне подмогнул. А сейчас они вместе с Серегой ремонтируют руку тому пузатому, что в кальсонах около кровати воет. Ну, тому самому, которому он руку поломал, а за здоровую руку к кровати привязал, как овечку. Чтобы не убег...

    По строю пробежались сдержанные смешки, а Кондрат предложил:
    – Можно я за ними сбегаю?
    – Беги! – приказал Матвей Васильевич.

    Через пару минут отряд уже в полном составе стоял по стойке "смирно".

    Нарком еще раз окинул взглядом строи, заговорил:

    - Дорогие вы мои бойцы Краской Армии. Сегодня вы сделали то, что бывает   по силам не каждой дивизии. Теперь я вижу: недаром идет добрая слава о вашем отряде. Так тонко разработать и успешно провести операцию сможет только очень грамотный армейский специалист. Взят штаб, прорвана оборона противника. Всё это, практически, без потерь!

    - Мы трех боевых товарищей потеряли... – с нотками глубокой скорби пробасил Семен Егоров.

    Услышав эти слова, Нарком склонил голову, продолжил:

    – Вечная память! И вечная слава павшим сегодня за Дело молодой Республики, за Дело всего рабочего класса и всего трудового крестьянства! А сейчас всем вам, моим героям, я вручу награды.

    Водитель лимузина поднес увесистый ящик, открыл крышку. Нарком достал из ящика сверкающий смазкой вороненый пистолет типа "наган", продолжил:

    – На рукоятке нагана гравировка: "Лучшему бойцу Красной Армии". Все вы, дорогие мои, лучшие бойцы Красной Армии!

    Он подошел к Матвею Васильевичу, обнял его, вручил наган, крепко пожал руку. Затем, повернувшись к отряду, обратился к первому бойцу:

    - Как зовут тебя, богатырь?
    - Семеном... Семен Егоров.
    - Вручаю боец Егоров и тебе награду. Пожалуй, с такой игрушкой полегче будет в тыл врага ходить, чем с винтовкой?! Береги ее! Отменная вещица! Благодарю за службу! Поздравляю!

    - Благодарствую! Но по мне и винтовка не тяжела. – Пробасил Семен, а Нарком уже вручал очередной наган второму, затем – третьему, ... десятому бойцу. Еще не успел Нарком подойти к Кондрату, как тот не дожидаясь вопроса, сделал шаг вперед, отрапортовал:

    - А меня зовут Кондрат-Потеха!
    Протягивая руку за наганом, он добавил:
    - Для меня вот эта вещица очень даже необходимая. Плечи у меня для винтовки не расположены. А эта – полегче!

    - Зато язык у тебя для всего расположен! – вставил Матвей Васильевич.

    - Язык – он всегда на мягком месте, мозоли не набивает. Зато винтовка – ой как больно по спине стучит, когда идем на махах. После каждого лихого дела синяки на спине не успевают рассасываться. Хорошо, сейчас на огородах капустные листья подросли. Они помогают!!!

    - И этот синяк у тебя от винтовки? – Нарком указал взглядом на свежий синяк под глазом у Кондрата.

    - Нет, этот не от винтовки. Этот – от здоровенного золотопогонного офицера, что сейчас связанный лежит вон в той хате. – Кондрат указал рукой на дом, где на рассвете была ожесточенная схватка.

    - Ну, а как же ты его связать-то сумел, такого здоровенного?
    - Связать – дело не хитрое! Сложнее было подготовить его психичски к этой процедуре.

    - Вижу, что психически тебе его удалось подготовить, но с большим трудом.

    - Трудности в этом деле были! Сначала я его! Затем – он меня. А потом – Ларион гранатой его, по хребту. Ну и я еще добавил по шее. Вот так он психичски и подготовился. Была бы эта вещица при мне, так и фингала бы не было! Теперь – другое дело!

    Очередь доходила и до Сергея с Ларионом. Как задержавшиеся к началу построения, в строй они вынуждены были встать не на свое место, а последними.

    И надо же было такому случиться!?! Подойдя к Сергею, Нарком, как и ранее, спросил:
    – Как зовут?
    – Боец Красной Армии Михайлов Сергей!!!

    Нарком потянулся к ящику, но наганов в нем больше не оказалось...

    – В чем дело? – строго спросил он у своего водителя автомашины. Видимо, водитель заодно являлся и ординарцем.

    Ординарец испуганными глазами уставился в пустой ящик, затем на длинный строй бойцов и извиняющимся голосом произнес:

    - Всё!... Было двадцать пять. Все вручили. Двух не хватило...

    - Ну что мне с тобой делать?! – Выкрикнул Нарком с превеликой досадой, но секунду поразмыслив, махнул рукой, молниеносно вытащил из кобуры собственный пистолет и вручил его Сергею со словами: – Бери, боец Михайлов! Мой собственный!!!
 
    Следующим, и последним в строю оказался Ларион... Нарком теперь оказался напротив него.

    - Боец Красной Армии Захаров Ларион! – Отрапортовал Ларион.

    - Знаю! Знаю! Еще день только начинается, а ты мне уже в третий раз докладываешь, что ты Захаров, что ты Захаров Ларион, а не Захаров Матвей Васильевич. Поясни-ка лучше, голубчик, как это тебе удалось мой кавалерийский отряд незамеченным провести под носом у беляков? Прекрасно подготовился отряд к атаке, и так ловко напал на врага, что тот струсил – и наутек!

    - По такому перелеску отряд провести дело не хитрое. Да не я один и вел ваш отряд. Вели мы с Серегой. Мы с ним завсегда вдвоем! И в разведку, и в проводники...

    - Как же ты этому научился?
    - Привычка!

    - А как тебе удалось за одну схватку сразу двум офицерам руки поломать? А еще подсказывают, что третьему – незаряженной гранатой?! Верно ли, что сейчас ты офицеру сломанную руку "чинил"? Где ты всему этому научился??!!!

    - Привычка! – опять кратко ответил Ларион.
    - И сколько же времени ты привыкаешь?
    - С немцем – три года... И с Юденичем второй пошел.

    - Что же тут поделаешь, если у нас героев больше, чем пистолетов?!!! – С этими словами Нарком, опять с превеликой досадой, махнул рукой, вытащил из нагрудного кармана увесистые, сверкающие на солнце карманные часы, отстегнул от кителя длинную серебряную цепочку, обратился к Лариону:

    - Скажи, боец Красной Армии Захаров Ларион, как тебя по отцу зовут:
    - Захарыч.

    - Не Захарыч, а Ларион Захарович!!! Вот тебе Ларион Захарович лично от меня – Наркома Военно-морских дел Троцкого личные швейцарские часы. Своими ратными подвигами ты их заслужил. Часы в серебряной оправе, с золотыми стрелками! Два ключика на цепочке: один – для хода часов, второй – для музыки. Этими кнопочками открываются крышки. Да ты парень грамотный, разберешься сам. Только запомни: заводить их нужно один раз в неделю. Это очень важно для точности хода. Обычно я это делал по воскресным дням утром. Отменная вещица!!!

    Тем временем в деревню вкатил артиллерийский отряд. Сильные, крупные кони-тяжеловозы, впряженные по две пары, тащили за собой огромные дальнобойные пушки. За ними тянулись подводы, тяжело нагруженные снарядами, а далее – нескончаемой вереницей шли и шли пехотные подразделения.
Нарком вручил Лариону награду, крепко пожал руку и, указывая на продвигающиеся войска, снова обратился к отряду:

    – Сегодняшним утром вы сделали главный ход к победе. Уверен: через два, максимум – через три месяца с Юденичем будет покончено! Всех вас благодарю за службу трудовому народу!

    После вручения наград Нарком, дав необхо¬димые распоряжения, отбыл к бронепоезду.

       Продолжение следет:http://www.proza.ru/2012/01/28/692