Улицы детства 2

Антонина Романова -Осипович
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Лето радовало Лизу свободой, воздухом, запахом травы и компанией совершенно здоровых детей. Любимая бабушка почти всегда рядом, а вот папа и мама на чаще работе, не с ней. Бабуля не ругалась никогда, только охала и ласково гладила внучку  по голове. Зинаида уходила в прошлое, забывалась, таяла в доброте бабушки. Вот  Катенька вспоминалась часто. Лиза никому не рассказывала о ней, но ранка кровоточила. Стыдно!
Старшая сестрёнка, заводила и авантюристка, не давала Лизе скучать ни дня. Её кудрявые белые волосы с утра можно было увидеть на речке, в обед на крыше дома, а вечером в толпе соседских ребятишек. Конфет дома тоже не хватало, а хотелось очень. Сестра Настя особым чутьем всегда догадывалась, где они спрятаны.
 Как-то днём, когда бабушка пошла гулять с младшим братом Андрейкой, Настя предложила:

- Лиз, давай залезем в буфет и возьмем по конфетке.

- Нам попадет, я боюсь.

- Да мы незаметно, помаленьку, только попробуем.

К буфету подставили стул, на него второй, но конфеты лежали в глубине на самой верхней полке. Полезли выше, но верхняя часть буфета никак не была прикреплена к нижней. Как летели вниз, вместе со всем, что находилось на полках, девочки не помнили. Когда очнулись, то вокруг лежала груда разбитых вдребезги кружек и тарелок. Вся кухня  усыпана манкой и рожками, а сверху валялись симпатичные конфетки.

Рёв не помог, пришлось постоять в углу. Но с Настей и в углу было не скучно. Перед сном Лиза пыталась услышать своего Ангела, звала его, но он не приходил. Зато в доме, за печкой, на чердаке и даже в кладовке шла своя особая жизнь. Девочка это чувствовала.

- Насть, я боюсь темноты.

- А я нет, там же никого нет, дурочка.

Но Лиза знала, что есть. Она и рада была бы этого не знать, но отчего-то знала.

- Бабуля, а кроме людей кто в доме живёт?

- Домовой обитает, семью и дом охраняет, бережёт.

Лиза всматривалась в темноту, пыталась увидеть, но только слышала по ночам - то звяканье ведра, то шорохи на кухне возле печки.

Бабушка ушла из дома тихо. Она и плакала тихо. Сёстры и Андрюшка не понимали,  зачем она уходит и почему мама на неё так злится. Старушка поцеловала внучат, вытерла слезы и поплелась по улице, ведущий от дома до остановки автобуса.
Всю ночь Лиза звала своего Ангела, даже Домового просила, чтобы они вернули бабушку. Но всё напрасно.
 Теперь дети часто оставались одни. Сидели допоздна возле остывшей печки и ждали маму. Мама приходила уставшая, хмурая, но приносила еду. Папа уехал на новую работу очень далеко, в другой посёлок. Он весёлый, если не пьёт эту водку. Тогда он играет с детьми и всё время шутит, как ребёнок.

- Нам не надо барабана, мы на пузе поиграем. Пузо лопнет наплевать, под рубашкой не видать. 

Но когда он был пьян, то превращался в страшное Чудовище. Лиза очень пугалась этого Чудовища, а Настя и тут была смелее.  Лиза её уважала за это и немного завидовала.               
 Дети с мамой убегали от превращённого папы в соседний дом, прятались. Утром девочки осторожно пробирались к себе домой, посмотреть что там творится. Было жаль папу, как ему, наверное, плохо. Лиза видела, что Чудовище уже оставило папу в покое. Он весь помятый и несчастный один бродит по пустому холодному дому. Хотя не один, она-то знала, что его охранял Домовой. Может Домовой и сражался с папиным чудовищем?  Сражение  было легким или кровопролитным? Столько вопросов, на которые Лизе некому было ответить. Мама всегда была занятая и уставшая, а бабушка далеко. Зато скоро в школу, может там девочка найдет свои ответы? Что её там ждет?

- Ангел – Хранитель, подскажи мне, пожалуйста. А то я боюсь. Ты же обещал.

Тишина, только Настя сопит рядом, да соседская собака протяжно воет. Сестре хорошо, она уже два года школьница, а Андрюшке ещё совсем маленький.

- Лиза, ты с кем разговариваешь?

Лучше молчать. Мама не поймет про Ангела. Пусть думает, что это во сне.

За домом  огород с картошкой, ягодами  и цветами. Но бегать по нему нельзя, особенно по грядкам. Кроме одного замечательного дня. В конце августа у Насти день рождения. И тут Настьке повезло, родилась летом. Не то, что Лиза, ранней весной, в холод.

Родители накрывали стол прямо в огороде и приглашали всех соседских детей. Мама покупала не только арбузы и персики, но она приносила чудо. Им была большая корзина, сделанная из карамели. Карамельные розы, а под ними куча конфет. Хватало на всех.

Можно было делать почти всё: бегать по огороду, орать, смеяться, пачкать одежду, короче всё. Не хватало только бабушки. Она пришла позже и принесла пряники и булочки. Лиза чувствовала тепло её добрых глаз. Девочка не знала чем бы порадовать её. Тихонько достала из маминого кошелька несколько железных монет и подбросила их в бабушкину сумочку. Ночью, когда уже все легли, ей очень хотелось спросить у Ангела -  правильно ли она поступила? Но Ангел опять молчал. Зато Домовой долго постукивал чем-то в печке. Наверное, ему не понравилось, что из дому унесли деньги, да ещё без спросу. Лизе скоро уже семь лет, но ей трудно ещё понять, как правильно поступать. Что слушать, ум или сердце? Ничего, она скоро вырастет.

Дом, где жила Лиза, стоял на краю небольшой улицы. Но вокруг этой улицы был другой мир, непохожий  и не совсем понятный. Вправо уходила дорожка, вдоль которой стояли такие же дома, но жителей называли татарами. Так объясняла Лизе мама. А слева большие - красивые хаты, в которых жили украинцы. Лизе было непонятно, в чем разница. Говорят, она русская. Ну и что? Девочка Рая, вместе с которой Лиза пойдет в первый класс – татарка. Чем она отличалась от самой Лизы? Вроде, ничем. У Райки добрые родители, правда, говорят иногда на непонятном языке.
 В украинском доме живёт мальчик Витя, который катает Лизу на велосипеде. У него тоже очень добрые родители. Вот Зинаида, она другой национальности - она злая. А вокруг все добрые, значит одной национальности.
Так рассуждала Лиза, но один мальчик не вписывался ни в какие рамки. Он жил в том доме, куда сёстры  прятались от папиного Чудовища. Странный он был. Ничего не говорил, только мычал, но всегда улыбался и всех обнимал. Дети шарахались от него, смеялись над ним. Не со зла, просто от нечего делать. Лиза редко смеялась, ей было жалко мальчишку.

-Дурачок, - дразнили его дети.

Ангел, Ангел объясни, почему он такой? Почему он все время улыбается? Тебя видит?