Старая тетрадь

Олег Чистов
«Старая тетрадь».
О существовании этой коленкоровой, бледно зелёного цвета тетрадки, я почти забыл. Считал, что она давно сгинула  в очередной стопке макулатуры. Но разбирая в очередной раз залежи бумаг, натолкнулся на неё. Начал листать, читать. Всё вспомнилось и мне стало страшно. Не просто страшно, а ужасно страшно. Это был мой, если его так можно назвать - «путевой дневник» середины восьмидесятых годов.
Работал я тогда в Ленинградском отряде « Экспедиции специальной  морской  проводки речных судов». Что же в ней такого, что тянет, на «спец»?
 Чем же занималась эта «контора» тогда (существует ли она сейчас, не знаю, вряд ли, наверняка растащили и угробили)?  Занималась перегоном новых речных  судов, от строителей, к заказчику. Перегонялись  речные суда  совершенно разного класса. От буксиров - толкачей и речных сухогрузов до белоснежных красавцев – пассажиров, австрийской постройки. Москвичи, наверняка, не раз видели теплоход «Есенин», жителям Якутска известен красавец  т/х «Демьян Бедный», По Амуру наверняка ещё бегает «Омский-17», там же в Сибири, думаю, ещё работает «Кемерово». Хорошо знакомые мне названия. Пассажиры - это «австрияки», а сухогрузы - «румыны». А задумывались ли люди и экипажи, работающие сейчас на судах. А  как эти суда попали в Хабаровск, Якутск и прочие города? Расположенные  за многие тысячи миль  от места их постройки.
Посмотрим на карту. Вот Вилково на Дунае, а вот Николаевск  на Амуре и выше по реке Хабаровск, где был приписан «Омский- 17». Вот опять украинское Вилково (тогда его называли российской Венецией), сюда из Австрии перегоняли пассажиров, а затем, «Демьян Бедный» оказался в Якутске, а «Есенин» в Москве.
Каждый здравомыслящий, помнящий, курс географии из школьной программы, скажет: «Есть два варианта, южный и северный». И будет совершенно прав. Но мы «советские россияне», тогда, не искали «лёгких путей».  А главное -  экономили валюту, так нужную тогда, для поддержки «братских» партий, обитающих  в глубинной Африке. Южным маршрутом, караваны судов этой конторы, прошли за свою историю только один раз. После чего, этот маршрут «зарубили» навечно.  Девяносто процентов времени моряк находился не в своих территориальных водах и платить ему, его  копейки, надо в валюте.
То ли дело Арктика, свои воды, свой лёд (даже летом в июле и августе толщиной более метра), своя «тёплая водичка» (от +1, до +4 градусов).  Гуляй, «рванина – морячок», от рубля и выше. И «гуляли»!
Так «гуляли», что прочитав всего несколько страничек своих старых записей, отложил тетрадь подальше и отёр выступивший на лбу пот - от страха. От запоздалого, на несколько десятилетий, страха.
Странно мы - люди, устроены.  Ведь тогда, в восьмидесятые. В арктический шторм, глухой ночью, с  «не вовремя накрывшимся» локатором, на ощупь, при свете только прожектора, между рифами, влетали в крошечную, но спасительную бухточку - этого страха не было. Не было его и через месячишко, в центре Охотского моря, когда караван, штормом  разбросал так, что даже связи с другими судами  не было. Креномер на ходовом мостике, заваливался за красное деление, вся команда в спасательных  жилетах. И шутки то от оного, то, от другого из ребят. «А водичка- то всего четыре градуса».  «Минут двадцать можно продержаться».  «Дурак, до неё ещё надо долететь, вон смотри, «санитары океана» уже второй день за нами идут, наш шеф (кок), сдуру их прикормил отходами, вот они и ждут добавки». Действительно, параллельным курсом с нами, шло несколько касаток - убийц китов. А что им человек, так - букашка.
И даже тогда, точно помню, страха не было. Какое- то, наверное, отчаянное веселье, да, было. Но не паника и не страх, а именно отчаянный «пофигизм». Что это было? Неужели, такое состояние,  свойственно только молодости? Да нет, ведь там были и  возрастные люди. Вот только шуток от них, в тот момент, я не могу припомнить. Значит всё же возрастное?
Но была доля правды и в другом. Ежегодно, летом, с началом нашей навигации в Арктике, экспедицию поздравлял «вражий голос»- «Голос Америки». Происходило это так. Караван выходил на рейд Белого моря. Буквально на следующий день, в  эфире, звучало: « На рейд Белого моря вышел караван судов в составе стольких- то единиц.  Поздравляем банду алиментщиков  и авантюристов  товарища Золотова (управляющий из московской конторы) с началом  арктической навигации». Примерно так. Спутники, естественно засекали, наше появление в акватории и звучало это поздравление.
Что, в этом поздравление, правда, а что нет? «Банда»- это естественный перегиб тех времён. Алиментщики - да, их было в экипажах  много. Но думаю не больше, чем в любом  другом коллективе моряков, это определённая специфика работы и от неё никуда не деться в любой стране. А вот авантюристы -  это в точку.
Авантюра в государственном масштабе. Гонять Арктикой, речную, «яичную скорлупу», в Сибирь и на Дальний восток. Ну, а люди, выполняющие подобную работу - авантюристы. Тут всё правильно. Только с одной, но значительной поправкой. Авантюристы и ассы своего дела, люди  высочайшей квалификации, с огромным опытом работы в труднейших условиях. Каждый из судоводителей, имел два диплома, дающих право, водить суда в морях и реках, а это, две большие разницы. Да и остальные члены любой команды - все супер профессионалы в своём деле.  От матроса, до капитана все понимали и осознавали, что от его ошибки, зависит жизнь всего экипажа. Можно проводить параллели с экипажами подводной лодки. Многие ли страны имели подобных специалистов? Думаю, нет.
Вот и пришёл к ещё  одному выводу.
Молодость большинства. Влюблённость в свою профессию и в хорошем смысле – авантюризм, всё это, в сумме, вытесняло страх, не оставляло ему места в человеке. Но, прошли десятилетия, прочитал, вспомнил и, страх пришёл. И ничего странного в этом нет. Просто  надо оглянуться и посмотреть на календарь.

Записал эти строки, в ту же старую тетрадь, более года тому назад.
Когда начал выставлять свои тексты в интернете, несколько раз порывался начать писать воспоминания о том периоде жизни, но каждый раз не решался. Дело в том, что в этой экспедиции, долгое время работал капитаном, широко известный, маститый писатель Виктор Конецкий. Кто он, а кто я - обычный графоман. Смешно.
Но последние события в Охотском море подтолкнули. Побывав в октябрьском, штормовом  море, много лет тому назад, имею представление, что это такое. Да, и тогда, в том, первом для меня перегоне, была авантюра. Но в декабре прошлого года, там же, произошло просто  массовое убийство. Как не ругали бы сейчас, советский период, но на такой маразм не решился бы не один руководитель, тех времён.
Когда прошло первое сообщение, что в декабрьском, штормовом  море терпит бедствие плавучая буровая, я сразу сказал своим домочадцам, что шансов на спасение у людей, практически нет. На их беду, так всё и произошло. Спаслись единицы.
Стяжательство, непомерная жадность, скотское отношение к своим работникам, погубили десятки человеческих жизней. Неужели, сволочи, опять отмажутся и откупятся!?