Христорождественский женский монастырь

Наталья Минчакова
Окна моего дома, в котором я родилась, выходят на ансамбль Христорождественского монастыря. Каждый раз, когда я выглядывала в окно, я видела его строения  и угловую башню. Христорождественский женский монастырь занимает целый квартал в центре города Слободского.

Из записок моего отца, Минчакова Николая Алексеевича:
«Слободской женский монастырь, основанный слобожанами в первой четверти XVII века, назывался Спасским. В 1742 году монастырь сгорел, а в 1764 году его закрыли, и монахини были переведены в Уфимский Христорождественский монастырь, упраздненный потом в 1775 году (в связи с пугачевским бунтом).
Монахини с церковным имуществом перемещены обратно в город Слободской. Монастырь стал именоваться Уфимский Христорождественский, в городе Слободском. Такое название монастырь носил до 1823 г. Холодная церковь построена в 1740 г., теплая – в 1830 году.
В первые годы советской власти монастырь был закрыт, монахини распущены. Часть ценного имущества – серебряные сосуды, иконы в серебряном окладе  пошли на продажу в помощь голодающим в 1921 году. Часть церковной утвари была расхищена, церковные книги сданы в утиль.

В 1920 г. на территории монастыря размещался детский дом для беспризорных им.  Н.К. Крупской. Затем здесь постоянно находились части военнослужащих и воинские склады, там же жили семьи офицеров»
Во времена моего детства в  монастыре была военная часть. Мы называли эту территорию «военным городком». Со стороны улицы Гоголя находился пропускной пункт, а с улицы Большевиков вход был свободный. Здесь стояли несколько домов, в которых жили семьи офицеров. Дома были ветхие, в запущенном состоянии, вряд ли у жен офицеров  были комфортные условия проживания.
Часть монастыря, вместе с колокольней, была переоборудована в пожарную часть, которая действует и по сей день.
 
В Интернете я нашла очень интересную старую фотографию. На ней запечатлена колокольня Христорождественского монастыря, которая позже, в советское время, служила пожарной вышкой. Серый зимний день. На перекрестке улиц  Ленина и Большевиков (бывшей Христорождественской и Никольской) стоит толпа людей. Их взоры обращены к колокольне. Фотография не очень четкая, и я долго всматривалась в изображение, гадая, что привело сюда этих людей? Пригляделась и увидела, что на фотографии заснят тот момент, когда слева от колокольни, с ее вершины, падает крест! И толпа людей не может оторвать взгляда от этого падения... Еще целы, не порушены, монастырские стены,  и красавица колокольня  радует глаз своим благолепием...
Иногда я задаю себе вопрос, какое мы имеем право  так жестоко разрушать те ценности, которые были бережно созданы нашими предками для нас – для потомков! И сколько мы их уже разрушили...

Считается, что самым красивым зданием в городе Слободском является бывшее Епархиальное училище (угол ул. Вятской и Гоголя). Оно было построено на рубеже XIX – XX вв и тоже является частью женского монастыря.
...Когда тысячу раз проходишь мимо одного и того же сооружения, поневоле перестаешь замечать всю его красоту. И нужен еще один, тысяча первый взгляд, чтобы поневоле остановиться, рассмотреть сказочный его облик. И вновь перехватывает дух, когда любуешься гармонией арочных окон, сводами крыши. Оформление фасада здания настолько хорошо, что, кажется, если что-то в нем изменить, то пропадет  безвозвратно весь сказочный облик. Конечно, необходима реставрация.  И остается только мечтать, что будет восстановлен прежний облик здания, который  мы можем видеть сейчас только на старых дореволюционных фотографиях.
 
В путеводителе по городу Слободскому от 2005 года читаем:
«Слободской Христорождественский монастырь – уникальный архитектурный ансамбль XIX- н.XX вв.
Комплекс монастыря формировался на протяжении трех столетий со времени его основания в первой половине XVII века. К началу XX столетия Христорождественский женский монастырь занял один из центральных кварталов города... Над созданием монастырского комплекса трудились выдающиеся вятские архитекторы И.Д Дюссар де Невиль, А.С. Андреев, М.В. Дружинин, И. А. Чарушин».

В путеводителе не упоминается только одного, что время не пощадило ни монастырских стен, ни архитектурных памятников. Верхняя часть колокольни была разрушена, много лет она простояла без крыши, и я видела своими глазами, как на самом верху колокольни росли молоденькие березки, семена которых занесло туда ветром.
Точно такие же деревца росли на куполе церкви, в которой сейчас вновь начались церковные службы.

Вход в церковь располагается со стороны ул. Ленина. Там раньше был магазин «Военторг». В магазине я бывала не раз, это было такое небольшое помещение, справа находился прилавок. Но я никогда не задумывалась о том, что этот магазин располагается в алтаре бывшей церкви! Поистине, как в Библии, торговцы в храме…

Проходя по улице Ленина, я решила зайти в церковь. Служба уже прошла… Я накинула платок на голову и попросила разрешения войти… Пожилая сухонькая женщина доброжелательно ответила: «Входите! Осматривайтесь. А вот обустроимся – приходите к нам жить!». Признаюсь, меня тронули слова женщины. Нечасто в жизни вам предлагают кров! Причем предлагают кров не спрашивая, кто вы, откуда, зачем пришли, что у вас за душой... И хотя я по-прежнему надеюсь провести остаток жизни среди близких мне людей, слова этой женщины невольно согрели мою душу.

Я спросила у женщины про храм. Она ответила, что, как только воинская часть вывезет свое имущество, будет начато восстановление церкви. В первую очередь будет разрушена кладка, разделяющая алтарь и само помещение церкви. А сейчас служба ведется прямо в алтаре…

 Я затеплила свечу у иконы Божьей матери и тихо вышла из храма. Над входом разглядела табличку, что в 1949 году в/часть № … посетил Георгий Константинович Жуков. Видимо, чем-то заинтересовала Георгия Константиновича  эта воинская часть в заштатном городке Вятской глубинки. Ходят слухи, что в свое время там была разведшкола.… И про подземные ходы я что-то слышала краем уха...
История храма и воинской части тесно переплелись между собой, и ни одну строчку из этой истории нельзя ни выкинуть, ни забыть.
Все возвращается на круги своя…
               


  сентябрь 2009 г.