Писать или не писать рецензии?

Мария Дубровина Гончаренко
Если, о прагматичный прозаик, ты пишешь рецензию с целью начисления призового балла, то не читай нижеизложенного. Пиши первопришедшее в голову.

Если, о дурак-прозаик, ты пишешь рецензию с целью показаться мудрым, то не пиши её. Незаметно только для тебя просочится глупость твоя.

Если, о достопочтенный прозаик, ты пишешь рецензию искренно, то учти нижеследующее.

1. Рецензии в стиле «вы пропустили запятую в шестой строке между десятой и пятнадцатой буквой (сами теперь догадайтесь - где) не уместны. Тем авторам, кому дорога чистота их языка проверяют свои произведения перед публикацией. У всех есть доступ к многочисленным щедрым ресурсам «ворда» и «интернета».

2. Пожелания, вроде «Будьте (станьте, оставайтесь) самим собой» - банальны. Не говоря уже о том, что все мы всегда являемся самими собой, за исключением тех случаев, когда мы ищем этих самых самих себя. Разница между бытием и поиском эфемерна. Но я отвлеклась.

3. «Воду и советы дают лишь тем, кто их просит.” Португальская поговорка. Сплошным и рядовым читателям Коэльо она должна быть известна.

4. Критика всегда ценна, если ею предметом является текст (язык, структура, нить повествования, переходы и даже отдельные слова), а не личность автора (его мировоззрение, национальность, политические взгляды).

5. Самой полезной является рецензия, в которой вы подчеркиваете то, что автору удалось. Именно на это он обратит внимание и будет развивать в своей последующей творческой деятельности.

Пишите, господа присяжные заседатели, пишите.