Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 2. Часть 13

Роман Рассветов
               
   14 фавраля. Уже ночь. Получила письма от мамы и папы.  Папе трудно, у него астма... Ему надо климат менять. Жаль его, очень... Влетало мне, иногда, дома... Но, дома лучше всего! Когда чужие ругают, это так обидно!
   Кросс прошла за 23 минуты. А надо - за 19-20, плохой из меня спортсмен, увы... И сегодня нас хозяйка с Ниной отчитала, а Нина ещё и смеялась... Зинаида Васильевна очень рассердилась. Она за нами ухаживает, а мы... почти ничего дома не делаем, стыдно...
   15 февраля.  Только что вызвал Фёдор Васильевич по истории. Отвечала хорошо, но на хронологии подзасыпалась... Ф.В. говорит:
 - Ах, как жаль, ещё бы чуть-чуть, и пятёрка! Итого: "4". Следующий урок - минералогия. А у меня ещё ни одной оценки... А потом - русский. Скорее всего, вызовет, надо исправлять двойку.  Слава Богу! Диктант написала! Двойка - исправлена! Ура! Иду на драмкружок. Музыку сдала тоже.
   Посмотрела латышский фильм "Спасибо за весну". Ой, как он мне понравился! Всё - такое родное! Завтра пойду второй раз! А теперь - ложусь мечтать! 
  "Ты не грусти, может быть, ещё встретимся, я от тебя не сбегу никуда, сколько в пути ни пробуду я месяцев, а возвращусь, хоть на вечер, сюда..."
   16 февраля.  Ужасно трещит голова. По физике, по контрольной, "4".  И поташнивает что-то... Наверно, не высижу все уроки. Всё-таки, выдержала, и голова немножко отпустила...  З.В., хозяйка наша, тоже посмотрела латышский фильм, и он ей не понравился... Странно... А я, в таком восторге от него! Может, потому, что всё - такое родное!  Ей Латвия не нравится!  А мне - нет милее моей Латвии места на Земле!    

...Читаю книгу "Накануне". Остановилась на том, как Лена сидит ночью у окна и мечтает... И вспомнилось, как я летом, каждую ночь, часто - до 3 ночи, сидела у открытого окна и смотрела на нашу сонную Дагду... Свежий воздух, свет фонарей, ночное небо, звёзды, которые любят наблюдать за влюблёнными, кваканье лягушек в прозрачной тишине...
   Луна постепенно движется по небу и грустно улыбается...
   Вот в три часа ночи на дороге показались ребята и девчата, они смеются, шутят... С ними и "он", дойдя до моего дома, "он" начинает насвистывать песенку "По ночной Москве". Они идут после танцев в деревне "Узолини" (Дубки, по-латгальски). И не знает "он", что я сижу и вижу "его", жду "его"...
   
   Вот голоса затихли, снова тишина... Ещё минут 15 сижу у окна, а потом бесшумно, на цыпочках, чтобы никого не разбудить, ложусь... И так быстро засыпаю... Как это хорошо!
   17 февраля.  ...Сейчас я так плачу... Зашла тётя Шура, сказала:
 - Сегодня вспоминаю своего Владислава, вот мы все вместе, а он - один... Даже поплакала...- Да, если она плакала, а её Владик всего в 60 км от дома, в Орле...
 
   А моя мама? Ведь я её ещё 4 месяца не увижу. Родная моя, я так хочу домой! Сейчас по  радио поют латышскую песню "Вей, ветерок", какая хорошая, грустная, душевная песня!  Решили мы с Ниной сходить в кино "Маршрут 99".
   Ну вот, пошли, а билеты - только на пол-десятого ночи смогли купить, так не хотелось поздно идти, а пришлось...
   На нас сегодня, чёрт возьми, три покушения мальчишек было, одного,.. одного я даже укусила, вот!
   18 февраля.  Сейчас - арифметика, через урок - география, очень боюсь, только бы хорошо ответить!  Варвара Михайловна и Ирина Ивановна выздоровели. По географии не вызвали. Не видать мне, наверно, стипендии, как своих ушей! Страшно!..
 
   19 февраля.  Ужасный сегодня день. Первый раз я сегодня так переживаю из-за стипендии. Вызвали меня опять по географии, и я опять не смогла ей ответить... Я, почему-то, стала её очень бояться, как-будто в  ступор впадаю! Ведь учила же! А выйду... и всё! Голова моя - пуста! Ни одной мысли! Что мне делать?  Опять целый час плакала... Написала маме письмо. Так хочется услышать ласковое слово! Как трудно жить на свете! Болит горло, хоть бы не свалиться!
   20 февраля.  Укутала горло и пошла в училище. После уроков - стипендия, получу ли? Как страшно!.. Слава Богу! Получила! Ура! Ура! 
   21 февраля. Ответила по географии хорошо, но, после плохой оценки, хорошей не дождёшься! Ну ничего, Вера Васильевна, я вам ещё отвечу на "4"! Как обидно, так учила!
   Сейчас история. Фёдор Васильевич, чудак, говорит:
 - Валя, вы так мне рассказываете, как я вчера лекцию о международном положении офицерам: штук шесть анекдотов, и порядок! А о международном положении - ни слова! - Валька стала врать, а он говорит:
 - Это вы - того, когда я вру, мне жена показывает указательный палец  в согнутом положении, что означает: загнул, товарищ!
   А теперь говорит: - Ну, а ты, Шура, Саша, Александра, что там наделала? - Это он о хронологии... Да разве все его хохмы запишешь?
   23 февраля.  Сегодня - День Военно - Морского флота и Советской Армии.   
   (Людмилин папа прослужил в ВМФ четыре года перед войной, и ещё всю войну, во Владивостоке, поэтому, для неё, сначала ВМФ, а потом уже, СА).  Девочки вчера собрали деньги и купили подарки мальчишкам нашим. Сейчас урок физики. Девчонки готовятся подсунуть ему гуся капронового... Удастся ли? Нет, просто...отдали. На перемене показал, что там, вот смеялись!   
    Вызвали по минералогии, получила "4". Сейчас история. Фёдор Васильич тоже получил гуся. Ребят сегодня не вызывают. Зато их 8 марта будут гонять! Вызывали по-немецкому, тоже "4". А по чистописанию - опять "3". Неужели, ради этого, я исписала целую тетрадь?! Как обидно!
   
    25 февраля.  Вчера в Болхове отмечали праздник русской зимы. Катались на тройках лошадей, особенно- дети, была музыка, тут же танцевали... Продавали горячие блины, по 5 коп. штука. Было здорово! Но я была одна, с маленькой Лидой. Встретила Нину и Галю, но они лишь поздоровались и прошли мимо... А я считала, что мы - подруги... Неужели я здесь никому не нужна? И я к ним не подошла, зачем им мешать? Два часа помёрзла на этом празднике и, грустная, пришла домой... Вечером, ещё и с хозяйкой поругалась... Вот так и прошёл этот день... А, ведь, мог и по-другому пройти, правда? Нина ищет повод для примирения, пишет записки...
     Получила письма от папульки и Инты, таких хороших писем от папы я никогда не получала! Единственный день сегодня, когда я себя так хорошо чувствовала душевно.
    
    Папа пишет:  "До скорой встречи!", значит, опять едет в санаторий и по дороге заедет в Болхов, ура! Спокойной ночи, мои родные!
    26 февраля.  Получила "2" по пению, ну, это, вообще, смешно! Это - исправим! Из-за этого-то, переживать не будем! Ещё чего! И, всё же, как нехорошо! По пению!
    3 марта.  На следующем вечере, когда было комсомольское собрание, то комсорг класса сказала, что у меня - "2" по пению, а остальных, почему-то, не назвала, хотя нас, с неисправленными двойками - аж 9 человек!
    Я всю ночь проплакала, пришла в школу с опухшими от слёз глазами, в тот же день исправила на "4". Сегодня - День выборов. Выступала в концерте. Потом были какие-то неинтересные танцы. Вернулась домой. Сейчас - 14 часов. Сижу, почему-то, дома, хотя на улице - такая чудесная солнечная погода. Небо - голубое - голубое! Тихо! Только слышно, как с крыши падают капли...
    Уже третий день сижу без денег, один рубль одолжила у хозяйки, может, завтра получу перевод от мамульки.
    Солнце скрылось, набежали тёмные тучи... Как хочется любить!  Вчера я спросила Нину:
  - У тебя была подруга, которая тебе дороже всех других? Ну, друг жизни?
  - Была и есть, и я её очень люблю, но обиделась на неё, - ответила она.
  - А у меня две такие подруги есть: Лёля и Инта!
  - Я говорила о тебе! - Воскликнула Нина и заплакала. - Я ещё такой девушки, как ты, не встречала в жизни!
  - А за что ты на меня обиделась? - Спросила я.
  - Потому, что ты мне не веришь! - И опять заплакала.
    Мне так стало её жаль! И я подумала: "Чем я заслужила любовь этой замкнутой, дикой девушки?"
    Солнце опять показалось, какое оно сегодня яркое, тёплое!  У меня опять появились гостьи весны: веснушки...
   
    5 марта.  По географии получила, всё же, "4", да иначе и не могло быть, что-то тогда на меня нашло... Ходила в кино "Будь счастлива, Ани!" Чудный фильм, русско-болгарский, играет Меркурьев. Сегодня получила от Люси  и Галки Мелковой письма. А вот денежного перевода от мамульки нет... Уже 5 дней сижу без сахара и белого хлеба, вообще, без гроша! Завтра кончается мясо, что делать?
    Самый бедный человек на Земле, это, конечно, студент!
    А, всё же, как чертовски интересно так жить! Хоть и очень трудно! Но, зато из тебя обязательно получится хороший человек, а не кто-то, чуть разумнее обезьяны...
    Весна всё борется с зимой, не хочет старуха уступать дорогу молодой красавице! Сегодня был мороз, снег, ветер, а всё-равно, пахнет весной...
    На сердце стало беспокойней... Ванька Масякин три дня пытался выкрасть мою фотографию, И, всё же, выманил...
    А теперь Миша умоляет и ему подарить, но я не могу, лишней у меня нет. А вообще, мы с Мишей большие друзья! Он даже кулаки за меня держал, когда я дрожала у доски по географии...
    Так хочется домой, к маме, к родным! Миленькая моя, что ты сейчас делаешь? Спокойной вам ночи, мои родные!
   
    6 марта.  Деньги получила от мамуньки, 10 руб, осталось уже 8... Миша опять клянчил фото. Конечно, не дам!  Завтра пойду за посылкой, которую родители прислали к 8 марта.
    Какие вы у меня милые и добрые! Как я вас всех очень люблю!
    7 марта.  Миша опять просил фото. Конечно, не дам. На перемене в столовой, я, вместе с Аней Масякиной кушала, и она сказала, что Миша очень обиделся, что я Ваньке фото подарила, а ему - нет! И заявил: "Она его больше уважает, чем меня!" 
    Милые ребята, какие вы интересные! Нет, Миша, вы мне одинаковы, что ты, что Ваня, ты, даже лучше и проще, а Иван - вспыльчивый. Миша говорит: "Поедем со мной домой! Я тебя дяде покажу! Садись в чемодан, и поедем!"
    Да, он шутить умеет, и любит, но я замечаю, что он как-то не так стал относиться, как раньше, теперь держит кулаки, когда я отвечаю у доски, смотрит мне в глаза, и такой грустный, слушается меня беспрекословно и, вообще, уж слишком он меня уважает... Мне жаль его и, хоть он на голову выше меня и выглядит старше, всё же, мне его жаль, как малыша, который один...
   
    Сейчас арифметика. Завтра мы, девочки, дарим друг другу подарки в честь дня 8 марта. Я буду дарить Ане Афониной, а мне - Люда Савосина (я уже знаю об этом).
   Сегодня в педучилище вечер, посвящённый нам, наверное, пойду...
   Миша собирается ехать домой, но говорят, что дороги замело, автобусы не ходят.
   Сейчас была на вечере, Аня Масякина у меня спросила: "Ты Мише фото подарила?"  "Нет", - я говорю . "У него есть твоё фото!" - Она говорит. Я пришла домой и поняла, заглянув в конвертик, там было пусто... Я теперь бы его задавила от злости! Какой негодяй! А я ещё с ним танцевала! Ну, гад, погоди! Приедет - убью! (Если не отдаст фото). А в целом, вечер прошёл хорошо!  От мамульки посылку получила, такой чудный подарок! Спасибо, мамочка и папочка!  Родные мои, как плохо без вас! И как хорошо мечтать о вас!
    Что-то сердце пошаливает, вчера даже валерьянку пришлось пить. Это уже никуда не годится! Всё, мои золотые, спокойной ночи! Хочу вас увидеть во сне!
   
    8 марта.  Вот оно и пришло, и уже почти прошло, 8 марта! Мне Люда Савосина подарила колечко, платочек капроновый и большой (носовой), книжечку и открытку. И от ребят тоже по открытке... Вообще, до третьего урока настроение было хорошее, а теперь - совсем упало...
    Так хочется плакать... Но мысли, что я здесь совсем одна, уже почти не преследуют. Утром вхожу в класс, ко мне бросились все девочки, стали поздравлять... Это было так приятно! У меня теперь, тридцать! товарищей! И, всё же, очень грустно, тяжело... Моя мамулечка, всё думаю о тебе...
    Ты и папа, вы такие милые у меня!
    9 марта.  Принесли опять извещение к посылке. Даже не могу представить, что в ней... А всё же, интересно! Только что пришла из кино "Люди и звери". Очень страшный и переживательный... Самбо... Убивают... Бей, как хочешь, лишь бы убить человека! Невыносимое зрелище!
    И вообще, фильм - просто кошмарный!!
   
    11 марта.  Только что пришла с музыки. Когда я играла, в классе находились Галя и Нина, до этого Галя мне призналась, что влюбилась, и, вдруг, в класс вкатывает парень с чёрными глазами, он с 4-го курса, я его и раньше встречала, но не обращала внимания, а тут... сижу, краснею, не могу при нём играть, он услышал, что Галя меня Людой назвала, и говорит:
  - А, значит, тебя Людой зовут? Почему ты стесняешься? Играй, играй, я уйду. Девочки с ним вышли, а потом он вернулся со скрипкой и стал играть.... О, Боже, как он играл!
    И сейчас в ушах его музыка звучит... Я слушала его, и чуть не плакала... Ах, скрипка! Кто тебя выдумал? Не так тебя надо было назвать! Вот влюбишься в такого, и ничего особенного в этом не будет, ведь его не сравнишь с Рыжиком! Получила от папы, Вовы и Лёли поздравления. Надо делать уроки.
   
    13 марта.  13 число! Какой противный день! Дали списки, кому будет стипендия; меня в них нет... Если директор сам не допишет, то всё! Как горько, противно, учишься ради каких-то грошей! Да и их, каждый раз не знаешь, получишь, или нет... А если не получу? Как я буду жить?  Как больно, как горько! А кто виноват? Сама виновата! Одна девочка посоветовала: - Иди к директору, проси! - О, нет! Только не это! Я клянчить не привыкла, не пойду к нему! 
 
 ...Мишка фото ещё не принёс... По анатомии "4".  Я всегда дрожу перед стипендией... Как это всё надоело! Даже жить надоело!
    14 марта.   Идёт география. Мишка принёс фото... Как мне тяжело! Как мне дальше жить?  Болит голова, насморк, температура, в горле першит... Хочется реветь...
    15 марта.  Чувствую себя совсем плохо, но в школу хожу, пропускать нельзя... Я - всё чихаю, а девчонки - ржут! Какие нехорошие! О стипендии до сих пор ничего не известно...
 
    Я так давно не писала о "нём"... О том, какое место "он" занимает в моей жизни... До сих пор" он" живёт в моих мечтах... До сих пор я думаю о "нём", и утром, и вечером, но иногда я его уже забываю, хотя он ещё владеет какой-то частью моего сердца.
    Я ещё не встретила человека, лучше тебя, мой Робка... Ты был таким простым, скромным, но весёлым, и никогда со мной не соглашался, если я была неправа... За это очень я тебя ценила! Где ты теперь, тот простой, скромный мальчишка? Где?
    Где тот человек, которого я любила? Кто тебя сделал таким? Ты стал гордым, злым, глупым, противным... Я не тебя люблю, а того, прежнего, каким ты  был раньше... И теперь я ещё жду письмо от тебя! А как это глупо!
 
    Мне многие говорили, что ты не заслуживаешь моей любви, а я? Я скромно молчала, а в мыслях говорила себе:  "Он - мой!" Ах, как жаль, что ты, именно ты, был первым моим другом! Рыжик! Мой Рыжик!   
...Так нос заложило, совсем не могу им дышать...
   16 марта.  Хозяйка в школу меня не пустила. Завтра воскресенье. Пустое, скучное, как и все болховские воскресенья...
   17 марта.  Только что пришла с телевизора. Смотрела фильм "Среди добрых людей". Какой чудесный фильм!  Почему мне сейчас так трудно?  Мама, милая мама, как мне трудно без тебя!..
   
   19 марта.  Писала контрольную по физике, не справилась... Даже тетрадь не сдавала. Директора сегодня нет в училище. Хотела идти к нему, ведь, как несправедливо, у Галки две двойки, у неё есть стипендия, а у меня нет, хотя у меня нет двоек за семестр. Буду требовать!
   20 марта.  Стипендию не получила. Пойду к директору...
   25 марта.  Вместо стипендии выделили 9 руб на квартиру... За эти дни ничего особенного не произошло... Получила от папы письмо, пишет, что 27-го едет в Кисловодск, на обратном пути заедет ко мне.
   Да, этот месяц ужасный, уже конец марта, а морозы по ночам до - 20-ти... Днём солнце, но и на солнце нос мёрзнет... Уже 5 дней живу без денег, задолжала 5 рублей.
   
   Мамулька редко пишет... Сейчас география. Вот смотрю на Веру Васильевну, и вижу, как Люся похожа на неё, не внешностью, а прямотой, жестами... Сегодня видела во сне Варвару Михайловну, она меня так ругала, что я чуть не плакала, во сне, конечно, такой реальный сон был, вроде, даже, цветной... От Лёли и Инты получила письма, хорошие! Очень хочу спать! Спокойной ночи, мои родные!
   26 марта.  Получила от мамы 10 рублей и коротенькое письмо, наверно, она расстроена из-за меня...
   28 марта.  Смотрела по телевизору оперу "Риголетта", а в кинотеатре - фильм "Ход конём".
   
   30 марта.  Получила от мамы хорошее письмо. Мамочка, как ты теперь одна живёшь? Всё - на твоих плечах...
   31 марта.  Последний день марта. Северный, пронизывающий ветер, морозит... А завтра - уже 1 апреля! День, когда можно дьявольски обманывать, хохмить, веселиться, подшучивать и т.д. Нина ушла к соседям играть в лото, а я стала больше любить одиночество...
   Через три месяца буду дома...
   2 апреля.  Идёт снег, неприятный ветер и мороз... А в прошлом году моя хозяйка 28 апреля сажала картошку...
   Этой ночью мороз был -14 гр. В 17 часов - музыка. В 18 часов - драмкружок. Получила от мамочки письмо. Папа уже в санатории. Но письма от него пока нет.
   
   3 апреля.  Получила письма от Лёли и Гали Мелковой. Вызывали по трём предметам: минералогия -"3", по физике не решила задачу у доски, по истории письменно, оценки, пока, нет.
   Прочла старый свой дневник. 4 апреля прошлого года я была на танцах в Дагде, видела Рыжика, думала о нём... А теперь я за тысячу км от него, не видела три месяца... И не так уж, и убиваюсь! Делай выводы, Рыжик, пока не поздно! Хотя, если честно, забыть не могу... Милые мои, спокойной вам ночи!
   5 апреля.  История. Входит Фёдор Васильич и говорит:
 - Если вы во мне... заметите... что-то не то... Простите... Бывает... - Мы спрашиваем:  -День рождения?   
 - Хуже! - Он отвечает. - Получка! - Ну мы и хохотали! Он - такой комик, когда весёлый! Посадил Жукову вместо себя, а Евсютина отвечает... Говорит Жуковой: 
 - Будешь плохо спрашивать, двойки обеим поставлю! - Спрашивает Любку: 
 - Знаешь, кого сейчас декабристами называют?  - Оказывается, тех, кто 15 суток отсидел! А сейчас говорит:
 - Если ещё лет десять проживу, полечу на Марс, там, говорят, омоложение делают!
 
   Отпросилась с уроков, надо к дедушке съездить, а то без продуктов останусь... Сегодня погода - прелесть! Увидела на снегу пчелу, еле шевелится... Принесла домой, она в тепле быстро ожила, стала чиститься, я её посадила на подоконник, а она, вскоре, стала летать по комнате...
   Первое существо, которое я спасла от смерти... Ведь, даже эта кроха хочет жить! Хоть бы хозяйка не убила, пока меня не будет...
   
   7 апреля.  Съездила к дедушке, привезла продуктов от него и тёти Ани. Получила от мамы письмо и посылку, и... от Робки письмо! Такого письма я никогда не получала! 
   Он называет меня самым дорогим своим другом!  Даже фотографию свою вложил! Я нужна ему! Нужна! Я - такая счастливая, такая счастливая! Милый мой друг! Как я тебя люблю! На обратной стороне фотографии он написал: "Моему другу!"
   Роберт, неужели это правда?

             Теперь, думаю только о тебе!
             Зачем же образ твой нежный ожил?
             Быть может, снова любовь пришла?
             Мой друг - вернулся!

             Ты мне напомнил вновь былые годы,
             Открыл мне рану сердца моего,
             Но эта рана только счастьем ноет,
             Не замечая больше ничего!

             Назвал меня ты настоящим другом,
             И фотографию прислал свою,
             И я так счастлива, увидев тебя рядом,
             Ты, мой родной, вернул любовь мою!

            "Люблю, люблю!" - я повторяю снова,
             Люблю тот смех, глаза, и те черты...
             Люблю, и пережить готова,
             Те годы пытки, муки и... любви!

             Теперь я вновь воспрянула вся духом,
             И верю, есть товарищ у меня!
             Которому я буду верным другом,
             Не пожалею жизни для тебя!

             Как хорошо, когда на свете есть товарищ!
             Как хорошо, когда весна пришла твоя!
             Как хорошо, когда ты утром встанешь, скажешь:   
            -Здравствуй, друг мой, жду тебя!

    (Может быть, многие читатели воскликнут:
   - Фи, ну что за стихи! Детский лепет! - Но мне, автору, они в сто раз дороже высокопрофессиональных стихов... Они выплеснулись прямо из сердца этой чудесной девушки, вновь воспрянувшей к любви! Понимаете? И я не имею права портить их своей, или ещё чьей-либо, правкой... Автор.)
   
   9 апреля.  Алгебра сейчас. На душе - чертовски приятная грусть... Как хорошо жить на свете! Как хорошо любить и быть любимой! А я верю, что это - именно так!
   Сегодня проснулась, и, о, чудо! На деревьях - иней, как в тот день, когда я уезжала на зимних каникулах из Дагды...
   Раздают тетради с контрольной по алгебре... Сколько  же мне? Увы: "3". Исправлений нет, и... три! Даже обидно! А в классе - четыре двойки, ужасно!  А сейчас физика... Вот противный предмет! География... и ещё два труда... Как долго сегодня уроки тянутся! Через пару недель встречусь с папой, он заедет ко мне после санатория. Что ему скажут обо мне? Как хочу домой! Хоть бы - на денёк! Мамочка, родная, я теперь - счастливая! Но дни стали так долго тянуться! Хочу к тебе!..
   
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/01/28/1978