Солдат Победы

Олешка Лиса
Интервью опубликовано в газете «Трудовая слава» - органе парткома, обкома профсоюза, комитете ВЛКСМ и коллегии Татарского главного территориального управления Госснаба СССР за №18 от 7-14 мая 1990 года.
Павел Кузьмич Федоров является мне родственником, братом деда по материнской линии.
Родился в 1922 году. Умер в 2003 году.


Рассказывает П.К.Федоров.

    «В середине июля 1942 года для усиления Сталинградского фронта вместе с другими соединениями была направлена и 36 гвардейская стрелковая дивизия, в которой я воевал. Командование нашей дивизии получило срочное распоряжение занять исходное положение на высоте 128,2 и в ходе атаки уничтожить прорвавшегося противника, овладеть населенными пунктами Варваровка, Гавриловка и закрепиться на них.
    Обстановка, между тем, на фронте изменилась: противник продвигался вперед и уже занял несколько важных в тактическом отношении рубежей. Однако, несмотря на это, гвардейцы нашей дивизии после короткой артподготовки дружно поднялись в атаку. Гитлеровцы встретили нас сильным огнем, и наши подразделения вынуждены были залечь. Но безвыходного положения не бывает – это общеизвестно. Поэтому десантники, используя рельеф местности, начали преодолевать оставшееся до вражеских позиций расстояние. А когда сблизились с фашистами, то завязали рукопашный бой. Вот тут-то в полной мере проявились выучка наших гвардейцев, доведенный до автоматизма навык к ведению ближнего боя, сила, ловкость. Гитлеровцы не выдержали штыкового боя, и отступили.
     И все же основные бои были еще впереди. Враг упрямо рвался к Волге.
     На следующий день бои разгорелись с нарастающим ожесточением. Гитлеровское командование, озлобленное упорством защитников Сталинграда бросило против дивизии свежие силы.
      Как и накануне, вражескую пехоту и танки поддерживала авиация. Истошно ревели сирены «Юнкерсов», натужно урчали двигатели танков, с грохотом рвались бомбы, снаряды, мины, свистели пули. Настоящий огненный смерч бушевал на поле боя. Казалось, все живое уже было сметено ураганным огнем. Но стоило только противнику приблизиться к переднему краю, как его тут же встречали дружные залпы советских орудий.
     И на этот раз свой удар враг нанес по высоте 128,2, которая занимала главное положение в обороне наших десантников. С ее вершины окружающая местность просматривалась на многие километры и гитлеровцы стремились, во что бы то ни стало овладеть ею. Но советские воины стояли насмерть, дрались с беспримерным мужеством и самоотверженностью. Против ослабленного в непрерывных боях батальона под командованием ст. лейтенанта Ф.Г.Серых, противник бросил почти полк пехоты, который поддерживали танки. Но наши бойцы не дрогнули и встретили гитлеровских захватчиков огнем из всех видов оружия, потому что знали: Сталинград должен остаться советским. В ходе завязавшегося кровопролитного боя советских стрелков надежно поддерживали артиллеристы.
     Пять дней и пять ночей шли бои в районе высоты 128,2. Попытки противника пробить брешь  в обороне 36 гвардейской дивизии и выйти к Сталинграду провалились. Неся значительный урон, фашисты прекратили атаки на этом участке фронта.
     За время боев части нашей дивизии уничтожили более трех тысяч вражеских солдат и офицеров, 16 танков, 6 минометов, 41 автомашину, 36 орудий, сбили один самолет. Но, конечно, в этой битве были потери и в нашем соединении.
     Смертью храбрых пали командир второго батальона ст. лейтенант Ф.Г.Серых, ст. политрук И.Н.Паринов, лейтенанты Ш.С.Беленко, С.М.Корнеев, С.С.Халитов. По 25 раненых эвакуировали с поля боя санитары П.Невзоров и А.Кауров. А комсомолец М.Титов спас жизни 14 десантникам.
     За период с 11 августа 1042 г. По 2 февраля 1943 г. Воины 36 гвардейской стрелковой дивизии уничтожили около 24 тысяч, взяли в плен 8446 солдат и офицеров противника, сбили 15 самолетов, уничтожили до 200 танков, 318 орудий разных калибров, 102 миномета, 783 пулемета, захватили много боевой техники и вооружения.
      И вот 2 февраля 1943 года на берегах Волги прозвучал долгожданный последний выстрел».