Переход гл. 2

Валерий Журенко
Слушая ст.пома,ст.механик и 2-й эл.механик понимали, в такой ситуации, главное управление судном.То что движения,практически, не будет их не тревожило.Дизеля будут работать на полную мощность,а вот  управление судном вызывало опасение.Румпельное отделение находилось в кормовой части и попасть в него можно проскочив по открытой палубе к задраенному люку.Спустившись по трапу в румпельное,только там есть возможность перейти на второй привод управления рулём и, в аварийной ситуации, держать судно на нужном курсе.Но в ураган,когда палубу накрывают волны,проскочить туда невозможно-смоет мгновенно за борт.Огромные волны ,накрывая корабль,добавляют воды под паёлами машинного отделения.Она ,перекатываясь при качке, попадает в румпельное.И при большем, чем нужно, уровне воды двигатели управления могут быть затоплены,не смотря, на постоянно, работающий насос откачки.С центрального поста управления(Ц.П.У) осуществляется контроль за работой руля и уровнем поступающей воды.Но,при  урагане,судно постоянно накрывает волнами с разных сторон и насос, может, не справится с прибывающей водой.Стало понятным,предстоит не только пропустить через себя ураган,но и остаться на плаву.Очередной удар по рубке был, настолько, сильным,что,кеп.понял, шлюпку сорвало с кильблоков и она,подвешенная на троссах,может натворить чёрти что,учитывая её близость к корпусу рубки.Ещё несколько ударов и начнут вылетать стёкла иллюминаторов а это значит, вода захлёстывая рубку,хлынет внутрь.Необходимо принимать решение.Кеп.уже на мостике.Спокоен.Дал команду:"Боцмана на мостик<".Уже нет привычного обращения,только команды:"2-му штурману определится с состоянием груза в трюме и его крепление по обеим бортам.Ст.меху обеспечить работу главных дизелей в максимальном режиме.Эл.меху,контроль за работой руля и винта.Будем разварчиваться".Такое решение капитана на какой-то момент ошарашило.Сделать разворот в ураган,это ,вообще ,кажется немыслимым.А каков другой выход?Закрепить дорку можно только развернув судно кормой к волне.Попытаться выйти на бак и закрепить,значит послать людей на верную гибель.Первый же удар волны снесёт их за борт или розобьёт о корпус рубки.Появившись в рубке,боцман был бледен ,как зимний снег.Давно не спускавшуюся шлюпку,он считал надёжно закреплённой.Поэтому натяжку тросов не проверил.Значит вина на нём.Разбираться в такой ситуации,кто виноват, бессмысленно.Кеп.боцману:"Весь экипаж должен быть в спас.жилетах,все иллюминаторы и переборки по кораблю задраять,передвижение по судну только по команде".Запросил у ст.пома координаты до ближайшего судна.Оценив обстановку,понял –помощи ждать ,в любой ситуации, неоткого.Радистам дал команду передать на берег:"Производим вынужденный разворот в условиях урагана".По судовой трансляции была слышна команда капитана:"Всему экипажу находится по каютам,быть готовым к развороту".Приходилось –ли капитану когда-либо в своей практике производить такой манёвр неисвестно.Но его уверенность и профессионализм всиляли надежду в благополучный исход.При развороте корабль оказывается,на какой-то период,бортом к огромным волнам.Стена воды уже не перекатывается через корабль а просто накрывает его. Вот здесь, всё зависит от умения выбрать момент и как можно быстрее подставить корму  очередной волне. На корабле много, разного,  оборудования требующего особого крепления как на открытой палубе,так и внутри самого корабля.Всё что находится на открытой палубе попадает под удар волны.То что находится внутри и плохо закреплено,становится, гибельно, опасным для корабля и человека.На какой-то период в рубке воцарилась тишина.Даже, стало, слышно журчание гирокомпаса.Все ждали команды капитана.Подойдя вплотную к иллюминатору и вглядываясь в ревущую темноту,капитан как-то  обыденно,даёт команду:” Начать разворот”.Корабль медленно начал ложится на левый борт.Всё что могло двигаться из мелких вещей и деталей,летело в сторону крена.Очередная волна,полностью накрывая судно, ещё больше накренила на левый борт.Эл.мех,находясь в машине ,в ЦПУ,не отрываясь следил за показанием приборов.Стрелка кренометра резко пошла к предельному положению судна.Понимая,что радиус разворота довольно большой,он мысленно ускорял манёвр.С предельным креном судно продолжало разворот.Кеп ждал когда начнётся выравнивание судна.Волны одна за другой накрывали и только усугубляли положение.Груз, сместившийся на левый борт, не давал возможности выравнятся.Второй штурман, буквально, влетел в ЦПУ и включил перекачку топлива на правый борт.Казалось, что выйти из крена уже невозможно.Пока будет происходить перекачка,очередная волна может опрокинуть судно.Одному Богу известно,как корабль выдерживал навал огромных волн с запредельным креном и при этом продолжал разварачиваться.Стрелка кренометра медленно смещалась к центру.Корабль выравнивался,постепенно подставляя корму огромным волнам.Нервное напряжение постепенно спадало.Наконец, корма стала против волн.Они,накатываясь с кормы,заливали корабль до такой степени,что он стал похож на подлодку.Теперь бак,прикрытый рубкой,был менее опасен и можно закрепить дорку.Ст.пом, вместе с боцманом и двумя матросами , смогли натянуть лебёдкой тросс и прижать дорку к кильблокам.Это заняло не более получаса.За это время большое колличество  воды заливавшей корму,попало и в румпельное.Насос не успевал откачивать и сработала сигнализация предельного уровня воды.Ревун, с мигающим красным  сигнализатором,давили на нервы.Эл мех отключил ревун и передал на мостик о положении в румпельном.Капитал понимал, что нужно срочно разварачиваться на волну иначе привод руля окажется затоплен и выйдет из строя.Дал команду на разворот.Только, теперь, разворачивать нужно через правый борт так как груз был смещён на левый .Судно пошло на разворот и кренилось уже на правый борт.Второй штурман начал, заранее, перекачку топлива,понимая что груз сместится и положит корабль ещё больше.С предельным правым креном кеп заканчивал разворот,когда услышал тревожный голос ст.пома:>>Руль не управляем<<:В чём дело,Ц.П.У.?<<.Запросил кеп.После короткого молчания услышал голос Виталия,второго эл.меха:>>Насос не справляется с откачкой и главный привод руля вышел со строя<<.Ст.мех зашёл в ЦПУ,посмотрел на пульт управления рулём и всё понял.Судно заканчивало разворот и стало на волну.Это давало возможность проскочить по открытой палубе до румпельного люка,только ,при условии использования страховочного конца.Руль находился в положении разворота,поэтому кеп остановил дизеля и корабль лёг в дрейф.В таком положении долго находится, игрушкой, у стихии невозможно.Судно бросало с борта на борт и заливало до пеленгаторной палубы.Необходимо срочно спустится в румпельное и перейти на управление вторым приводом.Саша,4-й эл.мех,заступая на вахту,передвигался, перебежками, от одного к другому дизель-генератору,из-за сильной качки и проверял всё –ли в порядке.Проверил нагрузку эл.питания на главном распред щите.Зашёл в ЦПУ,посмотрел на пульт,на лица ст.меха и эл.меха-всё понял.Ст.мех обратился к Саше:>>Срочно одевай шторм робу,боцман обеспечит страховку,необходимо попасть в румпельное,оценить обстановку,запустить второй привод,выставить руль на ноль.Дать возможность судну двигаться против волны,иначе …….ты всё сам понимаеш<<.Надевая штормробу Саша, улыбаясь, шутил:>>На кого они шьют, такую, узкую?<<.Кое-как натянул,надел ремень безопасности с цепью и карабином.Боцман привязал длинный капроновый конец к ремню, для подстраховки.Самое ближнее место,откуда можно попасть к люку в румпельное,были двери выхода на палубу из рыбного цеха.Боцман выбрал момент,открыл задрайки и дверь сама открылась вместе с опускавшейся кормой.Быстро привязал страховочный конец к крюку у борта и вместе с поднимающейся палубой, влетел обратно,дверь чуть было не догнала его, закрываясь. Саша  выбрал момент когда корма взлетела вверх,боцман с матросами открыли дверь и удерживая страховочный конец,выпустили его на открытую палубу.Деревянная,скользкая палуба,поднятая вверх не давала возможности Саше быстро проскочить до люка.Он, с большим трудом, почти дошёл до люка,когда корма резко пошла вниз ещё и с креном на левый борт.Волна захлеснула корму и прокатываясь по палубе захватила Сашу и прибила к борту,только благодаря натянутой страховке,иначе он был бы уже за бортом.Капитан и все кто видели как понесло Сашу,решили что он получил сильный удар о борт и его нужно, за страховочный канат, подтянуть к двери.Но в момент,кода палуба резко пошла вниз,он вскочил и, с разорванной робой, ринуся к люку.Местами ,за ним ,на палубе оставались пятна крови,но он успел схватится за задрайки люка и открывал люк уже на взлетающей палубе.Пока палуба была вверху, он успел открыть и влезть в люк,задраев его изнутри.Спускаясь по трапу,слышал как вода в румпельном,с шумом, перекатывается от борта к борту.Взлетающая, и резко опускающаяся, корма вынуждали его цеплятся цепью с карабином за поручни,иначе удержатся было невозможно.Отвязал страховку,посмотрел на разорванную робу на ноге выше колена и кровоточащую рану.Достал с сапога нож отрезал кусок тельняшки и перевязал рану.Спустился в румпельное ,включил освещение.Воды оказалось не так много, как предполагал.Необходимо,как можно быстрее, определить состояние управления и доложить на мостик.Запах горелой изоляции резанул по ноздрям.Промелькнула мысль-прибыл вовремя.Дым шёл из под кожуха привода, сектора, руля.Отключил управление с ЦПУ.В горле першило от дыма.Находясь в самой корме,при таком урагане,стоило на миг потерять опору,швырнёт так,что ударившись о что-либо,можно просто не встать а помощи нет.От него сейчас зависела судьба людей и корабля.По РПУ сообщил на мостик обстановку.Дым ,от дымящей изоляции,полностью заполнил отсек.Дышать становилось всё труднее.В ручном режиме перешёл на второй привод.Выставил руль на ноль.Убедился,что привод работает нормально,переключил управление в ЦПУ.По РПУ ст.мех подтвердил нормальную работу привода и просил,как можно быстрее,покинуть румпельное,пока можно дышать.Проветривание, при закрытом люке, невозможно.Саша,возвращался к трапу при взлетающей корме,не успел схватится за поручни.Его швырнуло к переборке в румпельное и он, слёту, врезался головой в переборку.Оставаясь лежать между переборкой и трапом,он слышал как привод поварачивал руль.Значит, всё нормально.Кровь,заливавшая лицо,и, тупая, головная боль не давали возможности поднятся.Лёжа оторвал от рваной тельняшки ещё часть и перевязал голову.Кровь, мгновенно, пропитала перевязку но не стала течь по лицу.Поднялся на ноги и держась за поручни трапа, стал подниматься к люку.Каждый шаг по трапу давался с огромным трудом.Только бы не потерять сознание.Ещё немного и вот уже задрайки люка.Привязал к ремню страховочный конец.Силы хватило, лишь, на то чтобы открыть люк.Непонятная слабость и тошнота не дали возможности быстро выскочить,поэтому он,как смог,вывалился из люка и успел задраять его.Волна,накрывая палубу,только усугубила его безпомощность.Понесла его по палубе и, прокавшись по судну,прибила к левому борту.Боцман,выбрав момент,открыл дверь на палубу,схватил страховочный конец и с помощью матросов ,потянули Сашу к правому борту.С трудом втащили в дверь и задраяли её.Капитан и доктор уже были рядом.Сашу опустили в рыбный цех и положили на стеллаж.Доктор осмотрел Сашины раны:”В рубашке родился.Успеть за час получить такие раны,задыхаться в дыму,наглотаться воды и не потерять сознание-просто чудо?”-тихо проговорил капитану.Кеп дал команду, поднять Сашу в лазарет.Поднимаясь в рубку  на ходу дал команду ст.пому:”Держать прежний курс”.Светало.Ураган ни чуть не уменьшил свою силу.Но это уже был не тот чёрный и страшный, а опасный но предсказуемый.Кеп подощёл к ст пому ,положил ему руку на плечё:”Дружище!А, ведь, мы идём курсом “Титаника”.Ст.пом,нагнулся и посмотрел на карту с проложенным, краcной линией,курсом, добавил:”Дай Бог нам не повторить их судьбу”.