Что такое самоцветы?

Виталий Гадиятов
          Цветные камни часто называют самоцветами или словосочетанием «камнесамоцветное сырье». Что это — равнозначные понятия, применяемые разными авторами, или просто красивая игра слов? А может быть?.. Итак, все по порядку...

Впервые термин «самоцветы» мы встречаем в известной книге М. И. Пыляева «Драгоценные камни», изданной Императорским Санкт-Петербургским минералогическим обществом в 1888 году: «Самоцветный камень, или самоцвет. Этим именем в старину в России называли алмаз по свойству его светиться в темноте после нагревания на солнце или перед огнем. Под именем самоцвета на языке екатеринбургских промышленников известен лучший малиновый шерл».

Интересно отметить, что А. Е. Ферсман различал «самоцветы» и «цветные камни». Самоцветами он считал только прозрачные камни, которые используются для огранки. Эта группа камней в его классификации так и называлась — «самоцветы». Цветные камни (или цветники, по А. Е. Ферсману) – это красиво окрашенные непрозрачные или просвечивающие минералы или горные породы, хорошо принимающие полировку и идущие для декоративных целей.

В «Геммологическом словаре» П. Дж. Рида (1986) самоцветом считается не только «обработанный камень, внешний вид которого позволяет использовать его в ювелирных украшениях, но и материал, красота, редкость и прочность которого позволяют использовать его в качестве ювелирного сырья. Может быть как органического, так и неорганического

происхождения». А вот согласно Геологическому словарю (1973), «самоцветы — это прозрачные бесцветные и цветные драгоценные, полудрагоценные и поделочные минералы и горные породы, обладающие какими-либо свойствами: высокой твердостью, прозрачностью, красивым цветом или рисунком, блеском, большим светорассеянием, способностью принимать огранку, полировку и шлифовку».

За границей для цветных камней применяют название «gems» — благородные камни, которое охватывает весь спектр драгоценных и поделочных камней. У нас самоцветами принято называть все цветные камни. Самоцветами считаются и прозрачные камни, применяемые для огранки, у которых отсутствует цвет (алмаз, горный хрусталь, фенакит), и те, которым присуща яркая окраска (рубин, изумруд, лазурит, чароит). Это красивое русское слово

«самоцвет» очень удачно выражает замечательные особенности камня — «самый цвет», то есть его красоту. Недаром цвет является основной технической характеристикой ювелирного камня, которая во всех прейскурантах стоит впереди критерия «чистота» и составляет более половины его стоимости.

Окраска минералов чаще всего связана с изоморфными примесями ряда химических элементов, входящих в состав минералов. Ионы-хромофоры титана, ванадия, хрома, марганца, железа, кобальта, никеля и меди служат основными «красителями» цветных камней. Причем ион одного и того же элемента в зависимости от его содержания и структурных особенностей минерала

может окрашивать его в разные цвета. Наиболее ярким представителем хромофоров является сам хром (по-гречески «хрома» — окраска, цвет). Хром может придать минералу красный цвет (рубин, шпинель, пироп), розовый (топаз), ярко-зеленый (изумруд, уваровит, хромдиопсид), синий (кианит) и даже фиолетовый (родохром).
 
Как красочен и многообразен окружающий нас мир, так же красочны и самоцветы. Чудесные цвета многих из них стали нарицательными: от названий некоторых драгоценных камней пошли выразительные названия специфичных цветов: рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный, янтарный и другие. Насколько важен цвет при выборе покупаемого драгоценного камня,

говорят результаты опроса продавцов ювелирных изделий и драгоценных камней, проведенного в Америке. По их данным, 66 процентов покупателей руководствуются цветом камня и только 6 процентов — ценой, 8 процентов — качеством, 12 процентов — уникальностью.

Мода на драгоценные камни постоянно меняется, и вместе с ней изменяется ценность камня. В основе падения покупательского спроса на самоцвет может лежать безобидная публикация в каком-либо издании, растиражированная другими средствами массовой информации, реклама и многое другое. Вот наглядный пример. Несколько лет назад за рубежом стали хуже покупать природные изумруды: многие почему-то отвернулись от этого красивого, проверенного

временем камня. Как оказалось позднее, причиной стала развернувшаяся дискуссия по поводу его облагораживания. Обсуждалась, казалось бы, безобидная проблема: тускнеет ли камень после промасливания или нет? Одни доказывали, что промасливание — это обман потребителя, другие говорили, что изумруд промасливали во все времена, и от этого он не стал хуже. В

результате такой безобидной полемики многие потенциальные покупатели отвернулись от изумруда, посчитав, что их обманывают, из-за чего ювелирные фирмы недополучили миллионы долларов. В последние годы популярность изумруда снова растет, и он заслуженно занимает высокие позиции в «табеле о рангах» ювелирных камней.