К юбилею Михаила Ножкина

Владимир Эйснер
Очерк размещён на моей стр. с любезного разрешения автора, Председателя жюри Международного литературного конкурса "Золотое Перо Руси", Светланы Савицкой.

ОТ ДОБРА К ДОБРУ

Человек оставляет себя в этом мире  в нескольких ипостасях – ребенком, отроком, зрелым человеком, стариком, и, если удастся, философом. Но вдруг на сотню, на тысячу рождается философ уже сразу, с детских лет. Перерождение его из жизни в жизнь идет вопреки законам внешнего мира, не из гусеницы в кокон, а потом в бабочку. А сразу, одаренный крыльями мастерства, воплощается он на новой спирали из бабочки в бабочку, из птицы в птицу, аз ангела в ангела. И, в противовес поговорке «от добра добра не ищут», поиск жизни феномена трудными переходами проходит не терциями и не  квартами, как у тысяч других, а сразу октавами от До до До: от добра -  к добру.
Михаил Ножкин – уникальное явление современной эпохи. Не многие знают, что все барды пошли от Ножкина. И Высоцкий, и Окуджава, и многие другие. Именно Михаил отворил путь философии песенной. И авторская песня полна смысла, лирики, мастерства. Она безупречна. Он весь – фундамент. Не окаменевший статичный. А движущийся, динамичный, как Земля, из которой произрастает все живое.  Поверхностный и глубинный одновременно. Охватывающий все стороны медали – «орла» и «решку», «ребро» и, собственно, сам состав. Их много. Больше, чем мы бы могли себе представить. Мои любимые - песня про электричку, песня про тетю Нюшу, про шею, песенка про кладбище, песня-реквием про Ржев, песня молитва «Помоги им Боже!»…
Звание «Народный артист» не совсем ему подходит. Этого мало. Слишком мало для нашего понимания Ножкина. Их достаточно хороших народных артистов. И что такое артист? Сценарист написал слова. Режиссер вложил смысл. Оператор снял в выгодном ракурсе. Вот и все. Я знаю много народных артистов, которые на экране говорят одно. А в жизни они совершенно другие. Лживые. Мелочные. Порочные. Бывает, торгуются они со мною, как за пучок редиски о цене выступления на нашей сцене. Бог им судья.
А он не торгуется. Он приходит. И в буквальном смысле слова «пашет», хотя уже и ноги не так резвы. И дыхание сбито. И голос теряет серебряный звон. Но звучит «Разведка ГРУ, разведка боем…», «Мы так давно не отдыхали…», «Я люблю тебя, Россия» на встречах с ветеранами и в молодежных центрах, на малой сцене из десятка зрителей и в шеститысячном Кремлевском дворце съездов, с оплатой и без, но всегда под бурю аплодисментов. И зал слушает стоя. Это песни-гимны. Песни-молитвы. Песни-хоругви. Это песни- послания похожи на энергетические столбы от земли к небу. От настоящего – в прошлое и будущее.
Станиславский говорил о сверхзадаче. Сверхзадача Ножкина, как ни странно в любви. Его герои любят друг друга, любят города, страну, планету. Любят всем естеством, а значит, их предназначение все это защищать. Отсюда песня: «Добро должно быть с кулаками».
Родоначальник Голубого огонька, куда приходили интересные люди, был именно Михаил Ножкин. Все формы разговорного жанра освоены им блестяще! Это фельетоны, монологи, куплеты, частушки, новеллы, пародии…
Озвучены песнями и музыкой сотни песен. Тоже блестяще! Работают через сценарии, через вечера авторские встречи сотни идей. Великих идей! Не всегда звучит фамилия. Не всегда автор получает за это деньги. В нашей стране, почему-то это стало нормой. Согласно легендарной книге Святогора, изначально живут на Земле дети Земли. И дети Неба. Лучшие из детей Земли - Хранители, худшие – расточители. Худшие из детей неба - Хранители, лучшие - Творцы. Он творит. Расточители пользуются.
Михаил Ножкин относится к детям Неба. Лучшим детям неба. Он – Творец. Небесным огнем горят его очи. Так, у Альбина, одного из учеников древнегреческого философа Платона, говорится: «Установив на лице светоносные глаза, боги заставили их сдерживать заключенный в них огненный свет». А в его Золотое Перо вложен небесный дар. Он владеет, как мечом, СЛОВОМ! Это не только величайший дар но и невероятно большая ответственность. Почему? Да, хотя бы потому, что вслед за Ножкиным выходят Хазанов, Задорнов, Иванов… А откуда «ножки растут»? От Ножкина! Вот показывают с экрана сериал за сериалом. Воины. Афганцы… Да, молоды. Да красивы. Да, искренни. Но все это лишь эстафета. Лишь второй шаг. А первый там, в киноленте «Освобождение» Ножкин кричит: «Пушку в метро!» Его герой майор Шатохин воюет в морской пехоте, в штыковую атаку идет подполковник Рощин, разведчик «Бекас» сражается борцом «невидимого фронта» в фильме «Ошибка резидента»…
Его лирические герои нежны и надежны. «Каждый вечер  в 11» слушает проникновенный голос героиня актрисы Володиной, ждет, ждет и еще раз ждет и «ходит по мукам» героиня Пенкиной своего Рощина. А дома…
45 лет душа в душу с любимой женой Ларисой. Ей и посвящение нового двухтомника избранных произведений «Точка опоры» и «Будь человеком». 
Почему зритель верит? Да, потому что скелет мироздания внутреннего благородства актера совпадают со сценарными строчками. Потому что он, Михаил Иванович Ножкин думает так же и также поступил бы в жизни, как его нарисованный герой. Потому что многие ленты оживлены лучезарным светом авторской песни. А в них – душа. Его душа, но самое невероятное, твоя душа и моя душа, а, значит, общий стержень нации. А Михаил – носитель информации поколений.
Вот ступают на подиум политики. Но ответственен шаг поэта и гражданина Михаила Ножкина там, на Манежной площади, собравшей тысячи недовольных. Ситуация практически революционная. Одно неверное слово – и брат может  пойти на брата.
- Здорово, мужики! – восклицает Ножкин. И многоголосым басом вторит ему легендарная московская площадь…
Мы познакомились не случайно. 80-тилетний юбилей моего давнего друга скульптора Викулова собрал друзей в зале гостиницы Измайловская в 1997 году. Ножкин читал стихи. А пела я. И первый его жест в отношении незнакомой «певуньи» поразил  заботою и простотой. Он подскочил к микрофону и помог его поправить, чтобы удобнее было петь. Только бард в этом эпизоде может понять барда. Я подумала: «Надо же! Он не просто знаменитый актер, он человек! Добрый человек!»
С этого чуткого жеста помощи началась наша дружба. Мы обменялись телефонами. С тех пор я отношусь к Михаилу Ивановичу, как наши предки относились к волхвам. Мне не важно, любит он меня или не любит, ценит или не ценит, знает о моем творчестве или нет. Он знает гораздо больше информации, чем попадает к зрителю с экрана. Работая над романом «Распутай время» я поделилась сомнением о том, что наших воинов под Москвой во время ВОВ бросали на танки без парашютов. Эта легенда семьи не давала мне покоя с рождения, наверное. Михаил Иванович одно время работал ведущим программы на телеканале «Звезда» и был допущен к хроникам Госфильмофонда. И – О! Чудо! Он не только подтверждает легенду. А дополняет ее новыми подробностями. Да. Такой факт был. Сибиряков, прошедших мимо Сталина по Красной площади направили прямиком на фронт. Да. Парашютов не оказалось. И легкие самолеты сбрасывали воинов( в том числе и моего деда Петра Федоровича) в белых маскхалатах прямо на снег. И новые подробности о смекалке сибиряков. Они придумали распускать порезанные лентами плащ-палатки, и как с горки скатываться с них, одновременно открывая «огонь» по вражеским танкам.  Именно благодаря находчивости наших воинов, стойкости и смелости, танки в Химках под Москвой были остановлены.
Когда я была в Сербии и проходила путь наших артиллеристов мне рассказал дедушка, очевидец освобождения русскими войсками славянских земель Европы, как русские воины угощали его круглым русским шоколадом. Что за круглый шоколад? Михаил Иванович уже в Москве поведал мне о том, что во время ВОВ, когда наши воины освобождали Европу от фашизма, для детей освобожденных стран была выпущен специальная серия шоколада в виде бубликов. Крестьянские ребятишки впервые в жизни пробовали его. Как такое забыть?!
Это только краткие фрагменты общения.
Михаила Ивановича награждали орденами и медалями. Общественные организации и правительства. Лауреат Государственных премий. Он почетный гражданин многих городов.  Обладатель Национальной литературной премии Золотое Перо Руси. А в прошлом году обладатель высшего признания содружества литературных сообществ, обладатель знака номер Один, как «Лучший автор нового тысячелетия».
И вот, юбилейный вечер. 75-тилетие. Колонный зал Дома союзов собирает друзей. Не простых людей, а витязей. Рыцарей Золотого Пера Руси. Военных. Генералов. Политиков. Героев труда.
Подготовка идет на моих глазах. Михаил Иванович придает важность каждой мелочи. Пригласительным билетам, выпуску двухтомника, фуршету, видеоряду.
На сцене он вдруг преображается. Молодеет лет на тридцать. Глаза сверкают голубым огнем. Поет в живую без фона. Зал в живую реагирует. Смеется и плачет. И Ножкин плачет вместе с залом под песню о Ржеве. А потом танцует, да как танцует! И улыбается. А как улыбается!
Выступает Валерий Ганичев, Председатель Союза писателей России. Он выдвигает интересную и правильную мысль, утвердить звание «Народного поэта» и назвать этим званием Михаила Ивановича. Зал поддерживает идею единогласным голосованием.
Выступают артисты Лоновой и Соломин, Задорнов и Михайлов.
Но вот наша очередь поздравлять. Мы представляем Национальную литературную премию Золотое Перо Руси. В Колонный зал съехались представители творческой интеллигенции из Сибири, Мордовии, Татарстана, Поволжья, Украины, Молдовы, Казахстана, Италии. Присутствуют представители посольств Сербии, Польши, Словакии, Кубы, Болгарии. Поздравления пришли от русскоязычных авторов Германии, Канады, Израиля, Австралии, Бельгии, Австрии, Франции, других стран. Толстую папку с поздравлениями мы передали юбиляру.
Я высказываю мнение, что поздравление наших главных политиков Михаилу Ивановичу построено неверно, в прошедшем времени. Говорю, что 75 лет для философа только начало творческого пути. Зал скандирует. Ножкин ликует.
Но нам выпала честь отметить юбиляра и официально.
По результатам десятилетней работы проекта Национальная литературная премия Золотое Перо Руси Михаил Иванович Ножкин в Содружестве русскоязычных сообществ  признан ПОЭТОМ номер ОДИН!!!!! в многомиллионном русскоязычном мире!
Зал взрывается аплодисментами!
В память об этом Александр Николаевич Бухаров торжественно вручает  хрустальный кубок с дарственной надписью: "Достойному сыну России, выдающемуся автору нового тысячелетия и Человеку с большой буквы Михаилу Ивановичу Ножкину в день 75-тилетия от Национальной литературной премии Золотое Перо Руси 19 декабря 2012 год" , орден им. Г.Р. Державина «За верное служение отечественной литературе» и памятную плакетку. Да, это тот самый Бухаров, правнук прославленного гусарского генерала Бухарова, которому посвящали стихи Пушкин и Лермонтов, внучка которого была известным литературоведом и Есенин подписал ей с благодарностью за путевку в жизнь свой первый сборничек стихов. Тот самый Бухаров, учредитель нашего Золотого Пера Руси.  Для вручения этих подарков, а также картины Никаса Сафронова была приглашена также Президент содружества региональных авторов Вера Петровна Хамидуллина, приехавшая по этому случаю из Татарстана.
Мы передали множество подарков, в том числе экзотических. Алкогольная Сибирская группа подготовила к юбилейным торжествам по числу прожитых лет сувениры «Пять озер», «Хаски» и, пользующаяся у москвичей особым уважением «Кедровицу». Дивизионный директор компании Комиссаров Евгений Васильевич присутствовал в зале.
Я пригласила на сцену и еще одного друга Михаила Ивановича, изобретателя разноигольчатых аппликаторов Николая Ляпко, он привез из Донецка специально к мероприятию лечебные свои иголки в дарственной упаковке.
Михаил Иванович Ножкин внесен в Степенную книгу Княжеского Совета. Для вручения почетной страницы с гербом Михаила Ивановича, который героически восстановили за несколько дней к юбилею, на сцену вышел Предводитель Княжеского Совета Василий Петрович Тишков-Одоевский. Дело в том, что предок Михаила Ивановича, начавшего свою трудовую деятельность с простого рабочего и инженера строителя, был Генералом-губернатором. НО об этом мало кто знает. Юбиляр считает, что только личным трудом можно чего-то достигать в жизни. И он совершенно прав. Герб Михаила Ножкина отличался тем, что в центре его красовались символы труда серп и молот.
Рампа была завалена букетами роз, ведь «любимым подарки не дарят, любимых подарками осыпают»! 4 часа как одна минута проходит на одном дыхании. Общественные организации награждают новыми медалями и новыми орденами. Михаил Иванович снимает их в перерывах, чтобы освободить грудь.
4 часа. Как мало этого, чтобы увидеть, услышать, понять! Как мало! Так хочется, чтобы все, оказавшиеся здесь услышали все его стихи! И все песни! И чтобы полностью фильм «Освобождение» и «Финист ясный сокол», озвученный его стихами, и «Хождение по мукам» и «Ошибку резидента» и «Каждый вечер в 11», и…и…и... Так хочется, чтобы они услышали и все интересные истории лично из его уст, как слышу их я по телефону. Чтобы вот так вот рядом. Он здесь тихо поет под гитару. А они на расстоянии вытянутой руки… Ножкин в жизни гораздо интереснее, чем на сцене и в кино! И чтобы каждый задал свой жизненно важный вопрос, на который может ответить только он, носитель «культуры, чести и совести современной эпохи», как назвал его писатель Сергей Проценко, специально прибывший на вечер из Новосибирска.
Двухтомники Михаила Ивановича буквально разлетаются в Колонном зале. Нам же они достаются лишь на следующий день. Не смотря на «драйв» после выступления, Михаил Иванович одаривает команду Золотого Пера книгами «Точка опоры» и «Будь человеком». Мне достается букет невероятно огромных бардовых бархатных роз. Но главный трофей – надпись в книге, да не простая, а стихотворный экспромт:
«Светлана!
Талантлива во всем, за что берешься,
Годам, болезням, бедам не сдаешься!
Живи! Дерзай! Рисуй! Вяжи! Пиши!
И творческое празднество верши!
Храни Вас Бог! Михаил Ножкин 20.01.2012г.»
Вот оно, счастье. В твердых обложках, долгожданный первый выпуск. Мы так ждали его! Все ждали! 75 лет ждали между прочим. И 10 лет готовили… Открываю. Бережно. Не поверите. Затаив дыхание. Поэты не любят поэтов? Глупости! Поэты не любят плохих поэтов. Но великих читают. Значит, чтут!
Что же тут? Издательство «Вече». 500 и 630 страниц. Солидно. Критическая статья Валерия Ганичева. Стихи. Не все. Но лучшие. Много. Публицистика. Эстрада. Сценарий фильма «Сын земли родной».  Музыкальная комедия «Насильно мил не будешь».
Во  втором томе - песни. Их даже больше, чем стихов. И несколько статей.
Книги снабжены цветными лакированными вклейками фотографий. Фрагменты из фильмов. Знаковые люди. Политики. Священники… Люди – символы. Люди – банарные точки времени.
На обложках то, что кажется автору важнее самого себя – рабочий и колхозница, храм Божий, и точкой опоры - Красная площадь Кремля, как центр русской Земли.
Светлана Савицкая
21.01.2012г. Москва
Фото Михаила Тищенко