American movie

Рыженко Таня
Хочу предложить тему – История Американского кино. Только не падайте в панику, не стану вас загружать разными именами и названиями фильмов (как выяснилось, я сама о них толком  ничего не знаю)… Дело в том, что тема истории Американского кино меня волнует уже достаточно давно… Не то, чтобы я его любила… нет, мне больше… нравится Европейское кино… Но, согласитесь, Американский кинематограф – это кинематограф Великой Иллюзии… Ведь в то время, когда французы, итальянцы, поляки и, несомненно, советские люди создавали фильмы, которые развивали язык кино как эталон Великого Искусства, на другом полушарии Земного шара, в Америке, киноделки творили кино в угоду потребительским вкусам зрителя. Для умножения прибылей от проката фильмов, они взяли на свое вооружение только одну единственную сторону кино, и,  пожалуй, главную, – Зрелищность. Скрупулезно и методично развивали они эту ипостась кино… Они думали только о прибыли (впрочем, как и каждый обыватель Американской страны). И конечно же все открытия кинематографических аспектов в Американском кино также успешно использовался в угоду коммерции. Опыт показывает, что бизнесмены от кино были и остаются правы, ведь кино – сложный производственный процесс, требующий немалых капиталовложений, и закон бизнеса здесь действует безотказно – чем больше денег вложено в производство фильма, тем больше прибыли он приносит… Ведь, будем откровенны, сегодня на планете полноценно живет и процветает только Американский фильм – его посещает зритель, его освещает пресса, о нем сообщает реклама, и неудивительно, ведь если в каждый кадр американского фильма вложен миллион, то трудно, даже очень и очень искушенному критику, оторвать свой взгляд от экрана…
         Но я не об этом, я об истории Американского кино.
         Итак, недавно мне попала в руки книга «Режиссерская энциклопедия Американского кино». В предисловии указано, что авторы-составители используют в книге векторный принцип изложения биографий режиссеров американского кино, то есть, они среди множества имен и личностей американского кино выбрали только тех, кто, на их взгляд, влиял на развитие этого кино.
       Самое удивительное случилось тогда, когда я начала читать статьи о режиссерах. Это было восхитительно и ново, ново потому, что среди указанных фамилий, по векторному принципу,  более половины имен мне просто  были неизвестны (замечу, что я дипломированный киновед). А половины фильмов режиссеров, имена, которых мне известны, я тоже не видела… И вот тут меня посетила мысль – а что вообще я знаю об истории Американского кино?              [ Немой период – неоновые павильоны, Валентино, Гриффит, Лилиан Гиш, Чаплин и т.д.; Орсон Уеллс; где-то между Уеллсом и Гиш - Грета Гарбо; далее идет пробел; Мерлин Монро; опять пробел;… Хичкок;… опять пробел;… «Челюсти» Спилберг; «Крестный  отец» Копполы; «Кабаре» Боба Фосса; «Звездные Войны» Лукаса; где-то там же «Чужой», «Чужой-2»… далее идут некоторые личности… «Терминатор»… «Терминатор-2»; опять какие-то личности… Тарантино… «Матрица» Вачовских , ну, и общее понятие – Американский кинематограф всецело обращен на обеспечение потребительского вкуса зрителей, и, исходя из этого, является несколько второсортным, таким, о котором эстеты говорят с почтительным пренебрежением]… Вот такая невеселая картина моего представления об эстетических процессах в истории Американского кино.. Конечно, я несколько утрирую свои скромные представления и познания относительно затронутой темы, но только сейчас я поняла, что  история американского кино – это совсем не то, что я думаю. Это совсем другое – это мощный клубок нитей, который тянется в разных направлениях, и если их собрать воедино, разложить по полочкам и систематизировать, то возможно тогда появится на свет истинная правда об истории американского кино. Очевидно, даже сами американцы не знают, чем же на самом деле является американский кинематограф – монстром, поглощающим умы, или добрым волшебником, который раздает дары…
Но это так, лирика. Из вышеизложенного следует вопрос: Как же систематизировать и упорядочить историю американского кино. По именам? По студиям? По годам? По направлениям? По жанрам?... (Есть еще много вариантов.)
    Поэтому прошу всех, кого заинтересовали мои мысли отозваться. Возможно, сообща мы поймем – нужно или нет приводить в порядок наши представления об истории американского кино… или нет… оставить все как есть, даже не разобравшись????
                С уважением, Татьяна Рыженко