Скрипач

Анастасия Игнашева
Скрипач на крыше, бедный мой скрипач...
(из песни)

     О смерти Энга я узнала из ленты новостей в инете. Потом то же самое повторили по телевизору в новостях. А я не испытала ничего. Ровным счётом, как ни старалась к себе прислушиваться. Ничего. Пусто.
Он любил меня?
Да ну и что!
Мы даже не попрощались, когда он уехал?
Да и фиг с ним!
Он умер?
Ну что ж - мир праху его.
     Он умер в Стокгольме, в номере гостиницы. Тело, как плохом кино, обнаружила горничная.Официально это называлось "внезапная остановка сердца". Новость потихоньку растаскивали и обсасывали журналюги,в блогах что-то промелькнуло, у него были поклонники в России, а я по-прежнему ничего не испытывала.
 Мы и познакомились-то случайно, как знакомятся в транспорте. Знаете - увидел - и подошёл. Не знаю, как у вас, у меня такое часто было. Увидели - и подошли. Только подходили всё больше идиоты какие-то. И способы знакомства были дурацкие. "Где находится нофелет"? Ага. Чужие глупости повторяют, даже не умея изобрести свои. Один, правда, в потугах на оригинальность,представился Свидетелем Иеговы. Ну очень смешно.
- Вы свидетель,- говорю, - пройдёмте.
- Пройдёмте! - улыбаясь, как дурак на похоронах, ответил он, - А куда?
- Показания давать!
 Расстались мы, правда, быстро. Впрочем, отвлеклась. Так вот. Энг. Я должна была встретиться с заказчиком и ждала его в холле гостиницы "Москва". А Энг проходил мимо. Увидел и подошёл. А я боялась проглядеть заказчика. Энг терпеливо переминался рядом, пытаясь заглянуть в глаза, как бездомная собачонка, выпрашивающая подачку. Если бы у него был хвост, он бы им вилял. Обычно мужички, пытавшиеся ко мне клеиться в общественных местах, были скромной расейской расцветки. А тут стоит такой, знаете, "истинный ариец", весь из себя блондин скандинавского типа, и пытается говорить по-русски. Я попыталась пробить его на предмет - а Вы не заказчик? Нет? Ну извините. Ай эм сорри. Экскьюз ми. Он оставил мне визитку. Думал, что я помчусь ему телефон обрывать. Размечтался. Я, разумеется, ничего такого не собиралась. Я даже имени ему не сказала. Но через 2 дня мы снова столкнулись и всё в том же холле гостиницы "Москва" и в этот раз Энг вызвался меня проводить. И притащился в офис. А вечером он уже ждал меня на выходе. С цветами, как в дурном кино. Девчонки удивлялись и завидовали, а я чувствовала себя полной дурой. И все спрашивали, когда свадьба. Почему-то люди всегда задают этот дурацкий вопрос, даже когда до данной конкретной пары им нет никакого дела и даже если пара под венец и не стремится. И деже если они и не пара вовсе.
 Кажется, у Энга была на вечер какая-то "культурная программа", не отличающаяся, впрочем, оригинальностью, но я сказала, что никуда не пойду. Вернее - пойду домой. Идиотка! Он же со мной до дома потащился! И знал теперь и где я живу, и где я работаю. Вот спалилась, так спалилась! От него же теперь не отделаешься! Да и хрен с ним! Не насовсем же он в Питер! Рано или поздно - он отвалит в свою забугорию. А пока - можно потерпеть. На следующий день в офис принесли билеты. Энг оказался музыкантом. Скрипач он был что ли. Скрипач на крыше, бедный мой скрипач... На концерт пошли мама с младшей дочкой. Говорили, что понравилось. Ну и ладушки.
 Энг уехал, но через месяц с небольшим я снова увидела его на боевом посту у входа в офис. С цветами. Он приехал в отпуск, видите ли. И стал таскаться ко мне на работу чуть ли не каждый день.
- А я замужем. - соврала я, - Ай эм из вайф азер мэн.
- Ю? - не поверил он и взял меня за руку. За левую. Кольца не было. Ну да. У них там кольца на левой руке носят. И он, типа, уличил меня во лжи. Чёрт. Врать надо убедительнее. В следующий раз надо надеть кольцо. Что я и сделала. Своё обручальное кольцо после развода я благополучно сдала в комиссионку. Поэтому надо было найти что-то, что хоть отдалённо напоминало обручалку. Нашла. У дочки старшей. "Кольцо Саурона". Она у меня толкинистка. В следующий раз показала с победным видом. Он заржал.
- О, йес, - говорю. - Ай эм миссис Саурон.
   По-моему - не поверил. И не отстал. Правильно, что и следовало ожидать. Кстати, у нас кольца носят на правой руке. Что я Энгу в следующий раз и продемонстрировала:
- Ай эм энд май мэн из толкинистс. Ви а мордорс оркс.
 Ну да. Если учесть, что нас как-то обозвали Империей Зла... Только нафига им наш Мордор? Всё равно ведь не верят, что орки в Мордоре тоже могут Родину любить.
        Всё-таки не могла я отделаться от ощущения, что Энг смотрит на нас, как на обитателей заповедника. Или зоопарка. И мы для него - если не орки, то неведомы зверушки - это точно. Рашн экзотик. Он и домой ко мне притащился, видимо, с теми же чувствами и желаниями - посмтореть изнутри. Ну да. Чувствовал себя, небось, Куком. Которого аборигены вот-вот съедят. Мама же расстаралась, словно стремясь подтвердить все стереотипы и представления о русских у иностранцев. Энгу тут же предложили тапочки, а потом усадили за стол, прогнувшийся под тажестью блюд, посреди коего гордо возвышалась бутылка водки 0,75. Разумеется, - "Путинка". Мордорские орки тоже могут быть гостеприимны. Апофеозом стали вытащенные мамой на свет семейные альбомы. Это ещё зачем? Зачем ему наша история, наша родословная, котораая для него всё равно что-то вроде собачьей? Экзотическая неведома зверюшка - русская жена. В данном случае - породистая. По крайней мере со стороны мамы, это точно. Князья Одинцовы - это вам не кот начхал. Рюриковичи, между прочим. Только почти все они в лагерях сгинули. Всего и осталось, что прабабушкина фотография - прабабушка-гимназистка, или смолянка? - кем она там была - в 15 лет с подругами - белые пелеринки, туго заплетённые косы. Выражение лиц совсем другое. А это уже прадедушка. С чьей стороны? Офицеры. Погоны с вензелями. Не падайте духом, поручик Голицын. Красные командиры. Будённовки. Гимнастёрки с "разговорами". Бабушка - медсестра в блокадном госпитале, дедушка на фоне Рейхстага. Май 45-го. Мордорские орки тоже умеют Родину защищать. Родители в детстве. Пионерские галстуки. Отец - ещё лейтенант. Выпуск в училище. Свадьба. Мама в белом платье с причёской-"бабеттой". Сильно ему это нужно! Ладно бы - свой был! Он бы понял без слов! А этот, небось, чувствует себя как учёный среди папуасов. Мессионер, несущий "бремя белого человека". Да, папуасы тоже могут быть титулованные. Но от этого не перестают быть папуасами. И классическую музыку тоже могут воспринимать, иначе бы его сюда не приглашали. Но мне кажется, - Энг об этом не думал. Он смотрел на нас именно как белый кондотьер на аборигенов какого-нибудь Берега Слоновой Кости.
- Ай эм андестенд! Рашн лордс.
 Лордс, лордс, ага. Надо же ! Меня, оказывается, не на помойке нашли!
 Тем временем слухи, как круги по воде расходились среди друзей, знакомых, родственников друзей и друзей родственников.
- Ты что - замуж за иностранца выходишь? - спросила Кэт, - Зря. Они наших женщин, как племенных кобыл используют. Через несколько лет он у тебя детей отберёт, а тебя пинком под зад.
- Во-первых: не выхожу, с чего ты взяла? Во-вторых: меньше смотри зомбоящик, а в третьих: завидуй молча. Почему-то порассуждать о семейной жизни и отношениях мужчин и женщин любят люди, которые ни с кем ужиться не могут.
      Тем временем Энг повёл правильную осаду. Встречи после работы, рестораны, музеи, цветы, музеи, рестораны... Он почти не говорил по-русски, а я по-английски. Папа говорит про меня, что я владею русским со словарём, остальными языками - с переводчиком. Так оно и есть. Я, в свою очередь могла противопоставить ему только встречи с военно-патриотическим клубом - ушёл в шоке, прогулки по кладбищам - ушёл в ещё большем шоке и апофеоз - туристический поход. Но это летом, а до лета ещё дожить надо. Почему-то все предыдущие мои поклонники после того, как знакомились с моими увлечениями, сбегали от меня впереди собственного визга. Энг не сбежал. Напротив. Неужели этого Миклухо-Маклая так заинтересовали наши военно-исторически-кладбищенские тусовки? Ну ничего - если до лета не отстанет - я ему устрою экстрим по-русски. Он у меня покормит комаров в русских лесах!
 Тут, к счастью, отпуск у него закончился и Энг, прислав на последок шикарный букет орхидей, отвалил на свой "загнивающий Запад". Букет я тут же передарила кому-то из офисных девчонок и перекрестилась с облегчением. Я, кстати, даже не знала, из какой он страны. Он был просто Энг откуда-то "оттуда".
 Когда его не было, я о нём забывала. Ну, или почти забывала. Мама всё время вспоминала его визит и ждала продолжения - предложения руки, сердца и замка где-нибудь в Англии. Или в Швейцарии. Или откуда он там был родом. Она, почему-то, была убеждена, что Энг неприменно должен быть "голубых кровей". Мне на его кровь было наплевать. Вообще-то я могла бы прекрасно устроить свою жизнь и здесь. Найти мужа среди своих - тех же военных историков, или в нашей туристической тусовке. Но я не хотела в принципе. К тому же мужчины, за которых я, в принципе, не против была бы выйти замуж - были уже давно, глубоко и безнадёжно женаты и по нескольку раз отцы. Что только подтверждало Катины слова о том, что хороших разбирают ещё в детском саду на горшках. А Энг... Энг был чужой. Просто чужой. И то, что он иностранец, только усиливало это. Я столько раз встречала чужих мне людей, что научилась безошибочно узнавать их с первого взгляда ещё до того, как он раскроет рот и скажет первую фразу. Сначала чужак может даже проявлять интерес, но потом всё равно окажется чужим.
 В юности я не пользовалась успехом у парней и замуж выскочила за первого, кто посмотрел. Естественно, через 5 лет развелась и осталась с двумя детьми. Шансов снова выйти замуж при таком раскладе у меня не было и я успокоилась. Но после 30 лет вдруг заметила, что стала нравиться мужчинам. Но никого из них, пожалуй, не могла бы назвать "мужчиной своей мечты". К тому же большинство из них были нацелены на лёгкую победу и к серьёзным отношениям не стремились. Обломавшись пару раз я окончательно рассталась с иллюзиями.
 Энг объявился только через год. Он опять прибыл с гастролями и опять прислал мне билеты. На концерт пошли на этот раз брат с женой, приехавшие в отпуск. Ирка была в восторге, а братец пожал плечами и сказал неопределённо:
- Ну, так...
 Он не любил классику и скрипичные концерты в частности.
 А при встрече я узнала, что Энг стал учить русский.
- Глубокое погружение в быт мордорских орков? - не удержалась и съязвила я. Странно, что он обо мне вообще помнил.
 Он не понял. Видимо - словарного запаса не хватило. Меня опять стали спрашивать, когда свадьба. Хамить не хотелось, но такие вопросы реально напрягали.
     Тем временем спасение пришло с совершенно неожиданной стороны. На Энга положила глаз какая-то ушлая девица из фирмы-организатора концертов, страстно мечтающая о браке с иностранцем как о возможности уехать из страны. Я была готова на неё молиться. Или за неё. Во всяком случае - свечку за её здоровье поставила. Энгу это не нравилось, но его нравится-не нравится меня, понятно, не интересовали. Оставив сопернице это сокровище я с облегчением укатила на Алтай - в конный поход. Благо - очередной отпуск подошёл. Алтай был восхитителен. Обратно я, поистратившись, добиралась автостопом. Отпуск удался, а к моему возвращению Энг уже укатил в свою забугорию. Как передала мама - очень расстроенный. Он, оказывается, несколько раз приходил к нам домой. Но вот чего я не ожидала совершенно - так это подлянки с маминой стороны -  она дала ему мой номер мобильного!!!!!!! Хорошо, хоть электронный адрес и "аську" он не знал! Пришлось менять номер и врать друзьям про потерянный телефон.
 Так прошло ещё года два. Энг то появлялся, то исчезал, девица из фирмы-организатора концертов не оставляла его в покое, Энг не оставлял в покое меня. Я даже подружилась со своей несчастной соперницей, искренне желая ей помочь.
Хочет девушка уехать из страны?
Да ради Бога! Можно подумать - её тут кто-то удерживать будет!
 А Надька, похоже, прониклась к мне искренней симпатией, поняв, что я совершенно не собираюсь удерживать Энга, даже наоборот. Ничто так не сближает женщин, как выработка совместной стратегии против мужчины. Отныне мы везде появлялись втроём, но я, улучив момент, быстренько отсеивалась, оставляя Наденьку с предметом её вожделения. Энг, однако, оказался крепким орешком. И непонятливым. В отчаянии я пошла на крайний шаг. И потащила Надьку с Энгом в поход по дальневосточной тайге. Рассчитано всё было до мелочей. Энга должна была добить расейская неустроенность и отсутствие привычного еврокомфорта. До Благовещенска мы летели эконом-классом. Энг мужественно вынес перелёт через всю страну с двумя пересадками. И ночёвку в номере дешёвой гостиницы тоже. И смену часовых поясов. И длительные переходы по тайге с лютым гнусом, на который не действовал даже ядрёный репеллент, купленный у китайцев на благовещенском рынке. Энг мужественно пыхтел под рюкзаком, не жалея рук рубил дрова для костра, ставил палатки и так далее. И не уставал восхищаться "рашн экзотик". В довершение всего мы отбились от группы, заблудились, забрели в погранзону, нас задержал наряд и доставил на погранзаставу, где мы провели незабываемую ночь в караулке. Энг был в восторге, а я изо всех сил строила глазки погранцам. Вотще. Никто из них не поверил в мои серьёзные намерения и хетагуровки из меня не вышло. Наконец утром нас выпустили, посадили в машину и отвезли в ближайший посёлок, где была железнодорожная станция. Я осталась дожидаться своих, а Энга, не взирая на его протесты, Надька повезла в Благовещенск. Оттуда они улетели в Петербург. Энга и это не остановило. Более того, при следующей встрече - во время очередного приезда в город - а в Россию теперь Энг мотался при первой же возможности, он заявил мне, что его директор, или кто там, ведёт переговоры на предмет контракта Энга с Мариинкой. Ни больше, ни меньше. И что они готовы взять его музыкантом в оркестр. Светлый эльф был готов переехать в Мордор. Но мне это было нафиг не нужно. Энг утверждал, что уладится всё быстро.
- Оно тебе надо? - спросила я.
- Надо. - честно ответил Энг. Он уже довольно прилично шпрехал по-нашему. Даже материться научился.
- Выходи за меня замуж. - сказал он.
- Это ещё зачем?
- Я хочу,чтобы ты стала моей женой.
- А я не хочу.
 Я в панике позвонила Надьке.
- Спокойно. - ответила она, - Тут его даже проще обработать будет.
- Хорошо, коли так.
 Про предложение руки и секса я решила не говорить.
    Однако, у Энга начались проблемы. Что-то не ладилось у него с контрактом и переездом в Петербург. Всё пошло не так, как он хотел. А Надьке вдруг сделал предложение какой-то бизнесмен. Или олигарх. Вобщем - "богатенький буратино" и Энга она благополучно спихнула мне. Что меня не обрадовало. Впрочем - не пускают эльфа в Мордор - ну и ладно! Ибо нефиг ему тут делать. Он приезжал ещё пару раз, но я сумела уклониться от встреч. Он так и уехал ни с чем. Мама, говорившая с ним в последний раз, рассказывала, что Энг был очень расстроен. 
   А теперь я узнала о его смерти. Внезапная остановка сердца.
Он любил меня?
А мне всё равно.
Он был готов приехать сюда из-за меня?
А я его не звала.
Он умер?
Покойся с миром.