Фамилия

Олег Макоша
           Сначала Мила была – Корзухина, по фамилии отца. И в детском саду, и в школе. Фамилия как фамилия, дразнили, конечно, «Корзиной», но кого в школе не дразнили, тем паче рыжих и веснушчатых. А потом, когда исполнилось шестнадцать лет и пришло время получать паспорт, выяснилось, что Мила – Клёпаная. Не в смысле металлическими клепками деланная, а в смысле материнской фамилии, на которую была записана в роддоме. Незнакомая тучная тетенька в паспортном столе спрашивает:
           -- На кого оформлено свидетельство?
           -- На маму – отвечает Мила.
           -- На Глафиру Ивановну Клёпаную? – тетенька держит свидетельство в руке.
           -- Да.
           -- Вот.
           -- Но… – начинает Мила.
           -- Никаких «но» – радует тетка – мать с отцом не расписаны, значит, ты – Клёпаная. По матери.
           И выписывает Миле паспорт на имя гражданки Клёпаной Л.П.
           А то, что она в родном поселке шестнадцать лет прожила Корзухиной и только так ее там и знают, тетеньку, явно, не интересует.
           С этой фамилией заканчивает Мила профтехучилище, специальность – мотальщица, и приходит устраиваться на завод, единственное (оно же градообразующее) предприятие в ближайшем к поселку городке Посад-Укчук. Но начальница отдела кадров товарищ Степанова смотрит на Милу подозрительно, потом ковыряется в толстенном томе, ошибочно именуемом в народе гроссбухом, и выносит вердикт:
           -- Это не правильно.
           -- Что?
           -- Не склоняется фамилия-то!
           -- А? – интересуется Мила.
           -- Если мужчина – Клёпаный, то женщина такой быть не может! – чеканит товарищ Степанова.
           С этим Миле спорить трудно и она спрашивает:
           -- А какой может?
           -- Клёпана.
           -- Клёпана?
           -- Клёпана!
           -- То есть как?
           -- Как полагается – сурово говорит Степанова и шевелит бородавкой на щеке – не нам решать. Иди, переделывай.
           И Мила вновь отправляется в паспортный стол, расположенный неподалеку, и там просит все ту же тетеньку:
           -- Переделайте фамилию, а то меня на работу не берут.
           Тетка смотрит на Милу, в Милин паспорт, потом в окно. Затем ставит на стол чашку с чаем, вытаскивает тетрадь о записи гражданских состояний, дожевывает шоколадную конфету «Мишка на севере» и уточняет:
           -- На какую?
           -- Сейчас, – Мила лезет в сумку за бумажкой и читает – Клёпана.
           -- Как?
           -- Мне на заводе сказали – Мила не знает куда деваться.
           Тетка поднимает трубку и звонит товарищу Степановой:
           -- Да… Я… Склоняется! А я говорю – Клёпаная… Кто? Если он – Клёпаный, то она – Клёпаная… У меня средне-специальное… Ну я не знаю… Мне надо посоветоваться…
           Вешает трубку и сообщает Миле:
           -- Зайдешь на той неделе.
           И через девять дней выписывает Миле паспорт на имя гражданки Клёпана Л.П.
           А когда на заводе Мила пишет заявление на имя директора с просьбой предоставить ей внеочередной отпуск за свой счет (помочь матери выкопать картошку), мастер Антонов говорит:
           -- Ну-ка, дай…
           Читает и качает головой:
           -- Грамотейка. Что клёпаная, что клепАна, один хрен, «предоставить» через «и».
           Или когда товарка Зинка кричит от соседнего станка:
           -- Слышь, Заклепанная, обедать идешь?
           Милу всегда передергивает и она отвечает:
           -- Вообще-то я – Корзухина…
           Потом Мила замуж вышла и, с чистым сердцем, три раза перекрестившись, взяла фамилию мужа. Не то чтобы оригинальную, но весьма известную в контексте русской жизни.
           Вот такую:
           Хлестакова.