Иоанн Предтеча

Константин Рыжов
               
Начало нашей эры стало для евреев временем напряженных духовных исканий. В особенности характерно это для секты ессеев (http://www.proza.ru/2015/05/19/251), которые восприняли тяжелые бедствия эпохи римского владычества как зримый «конец времен», близкую и неминуемую катастрофу. В это время среди ессеев окончательно утвердился взгляд на вселенную как на арену битвы между Мраком и Светом, битвы, которая с каждым днем разгорается все яростнее. Силы зла в ней возглавляет Сатана - воплощенный Князь Тьмы. Все говорило о том, что борьба перешла в свою высшую, завершающую фазу. Не сегодня - завтра должен явиться сверхъестественный исход; близится время избавителя - Христа (Мессии), призванного  низвести на землю Царство Небесное.

Ессеи ждали, что вот-вот грянут трубы архангелов и уповали на чудесное вторжение Бога в ход истории, которое явит перед всеми мощь Его Правды. Но Царствие Небесное наступит не сразу. Последнему катаклизму должна предшествовать ужасающая битва между добром и злом. Сатана, его воинство, а также все грешники и земные злодеи понесут в ней окончательное поражение и будут низвергнуты. Спасутся и войдут в Царствие Небесное лишь те, кто принесет искреннее религиозное покаяние.

Можно сказать, что чаянья ессеев осуществились, хотя и не в том виде, в каком они ожидали. Божественный грозный Мессия не пришел, но зато в конце 20-х гг. начал Свои проповеди некий Иисус, провозгласивший Себя Христом. Его явлению предшествовала короткая, но очень яркая проповедническая деятельность молодого отшельника Иоханана бар-Захарии, известного в Евангелии под именем Иоанна Предтечи. Фигура его во многом не менее загадочна, чем фигура самого Христа. Откуда пришел Иоанн? В какой среде он был воспитан? Что подвигло его стать проповедником? Прямых ответов на эти вопросы источники дают немного. Евангелист Лука называет его сыном иерусалимского священника Захарии и говорит, что от рождения он был отмечен печатью Духа Божьего. О юности Иоанна не сохранилось почти никаких сведений. Очень вероятно, что семья Иоанна имела связи с ессеями, ибо многое в нем указывает на близкое знакомство с учением и обычаями этой секты. Как и они, Иоанн хранил безбрачие, ждал скорого Суда Божия, был противником фарисеев и саддукеев. Из его слов видно, что он часто размышлял над Книгой пророка Исайи - особенно любимой всеми ессеями. Даже сушенная саранча, которой питался Иоанн, упомянута в ессейских текстах. Само место его проповедей находилось неподалеку от Кумранского монастыря ессеев, располагавшегося на берегу Мертвого моря. Как символ очищения от грехов он рекомендовал ессейский обряд купания в Иордане. По словам еврейского историка Иосифа Флавия, Иоанн учил иудеев «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными по отношению к Предвечному». Согласно Евангелию, сутью всех проповедей Иоанна была весть о скором пришествии Христа и о конце света: «покайтесь, ибо пришло Царство Небесное». Почитатели готовы были видеть в Иоанне самого Мессию. Но он неизменно отвечал им, что является всего лишь Предтечей, посланным возвестить пришествие истинного Христа. «Я крещу вас водою, - говорил Иоанн, - Идущий за мною, Кому я не достоин развязать ремень обуви Его, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а мякину сожжет огнем неугасимым...»

Когда появился Иисус, Иоанн сознательно отступил на второй план и поселился в Еконе близ Салима. В то время Ирод Антипа, правитель Галилеи, отправился по делам в Рим и встретил там своего сводного брата Филиппа, у которого была жена Иродиада. Видя красоту этой женщины, Ирод увлекся ею и увез Иродиаду с собой в Иудею, а там женился на ней. Иоанн стал изобличать перед народом его грехи. Он говорил евреям: «Господь запрещает жениться на жене брата своего, потому Ирод должен отослать от себя Иродиаду». Когда слух об этом дошел до Ирода Антипы, он велел схватить  Иоанна и заключить его в темницу. Впрочем, тетрарх не собирался причинять ему зла и даже прислушивался к его советам. Но Иродиада, ненавидевшая Крестителя, думала только о том, как погубить  его. Однажды в день своего рождения Ирод дал пир вельможам, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. Дочь Иродиады Соломея плясала перед ним и угодила ему. Тогда князь сказал девице: «Проси у меня чего хочешь, и дам тебе все, даже если попросишь у меня половину царства». Девушка выбежала и спросила у своей матери: «Чего мне попросить?» Та отвечала: «Головы Иоанна Крестителя!» Дочь вернулась к Ироду и попросила: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя!» Ирод Антипа опечалился, но поскольку не мог уже взять назад своей клятвы, он послал оруженосца в тюрьму и повелел принести голову узника. Оруженосец пошел, отсек голову Иоанна мечом в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а та отнесла своей матери. Тело выдали ученикам Иоанна, и те погребли его.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Рим и его соседи в эпоху империи   http://www.proza.ru/2011/10/13/1239