Операция Фрэнтик ч. 5

            ч. 5

      Операция «ФРЭНТИК»  и Варшавское  восстание


      Операция "Фрэнтик» вновь продолжилась уже  после 22 июля 1944 г. когда  после ряда отсрочек, вызванных плохой погодой и отсутствием виз для американских военнослужащих. Ибо война войной, а  граница СССР  у товарища Берия  была на замке!

      Ну, и естественно   вследствие желания  американцев не разрывать военное содружество с СССР, в связи их намерениями, о привлечении СССР в войну против Японии.

         Первоначальной же целью для операции "Фрэнтик III" когда  на 169 авиабазе  остались только  американские истребители,  была задача блокировки румынского аэродромного узла в Бузау-Зилестия.
        Там размещалась немецкая  авиабаза, откуда  истребители взлетали на перехват "Либерейторов" и "Крепостей", в тот момент, когда  они наносили удар по нефтепромыслам Плоешти.

         В ходе  этого рейда в Румынию,  авиационное соединение Строзера, насчитывавшее 73 "Лайтнинга" и 41 "Мустанг, по докладам пилотов, уничтожило 41 вражеский самолет на земле, 25 - в воздухе и 23 повредило.
       Соответствуют ли эти данные   истине, сказать трудно. Немецкие данные, которые  можно найти в отрытой  печати не подтверждают  этих потерь.
 
       Теперь для  любителей  военной техники. На, чем же воевали американцы,  что одерживали над немецкими пилотами такие  внушительные победы?
        К тому же  самолеты типа  «Лайтнинг" и  "Мустанг»  имели и свое полное наименование, да и по несколько модификаций в придачу.

      Для примера, возьмем Локхид P-38 «Лайтнинг» в переводе — «Молния») — американский тяжёлый истребитель и разведывательный самолет, созданный в конце 1930-х годов.

      Широко применялся ВВС США во время Второй мировой войны, особенно на Тихоокеанском театре военных действий.

Тактико-технические характеристики
Приведены характеристики модификации P-38L.

Технические характеристики
Экипаж: 1 (пилот)
Длина: 11,53 м
Размах крыла: 15,85 м
Высота: 3,91 м
Площадь крыла: 30,472 м;
Коэффициент удлинения крыла: 8,26
Профиль крыла: NACA 23016 / NACA 4412
Масса пустого: 5806 кг
Нормальная взлётная масса: 9389 кг
Максимальная взлётная масса: 9798 кг
Объём топливных баков: 1552 л
Силовая установка: 2 ; 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения Allison V-1710-111
Мощность двигателей: 2 ; 1475 л. с. (2 ; 1085 кВт)
Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0268
Эквивалентная площадь сопротивления: 0,82 м;

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 666 на 7620 м
Крейсерская скорость: 467 км/ч
Скорость сваливания: 170 км/ч
Практическая дальность: 725 км
Перегоночная дальность: 4185 км (с ПТБ)
Практический потолок: 13 410 м
Скороподъёмность: 24,1 м/с
Время набора высоты: 6095 м за 7 мин
Нагрузка на крыло: 308,1 кг/м;
Тяговооружённость: 230 Вт/кг
Аэродинамическое качество: 13,5

Вооружение

Стрелково-пушечное:   
1 ; 20 мм пушка Hispano M2 с 150 патр.
4 ; 12,7 мм пулемётов M2
Неуправляемые ракеты: 10 ; 127 мм ракет HVAR
Бомбы: 2 ; до 908 кг под крылом
Подвесные топливные баки: 2 ; 1136 л под крылом

       Норт Америкэн Р-51 Мустанг (англ. North American P-51 Mustang) — американский одноместный истребитель дальнего радиуса действия периода Второй мировой войны.
Самолёт был разработан и произведен американской компанией North American по заказу правительства Великобритании в кратчайшие сроки.
      Первый прототип NA-73X поднялся в воздух 26 октября 1940 года, спустя всего лишь 117 дней с момента размещения заказа на его производство.

      Во время Второй мировой войны Мустанги союзников использовались с начала 1944 года как самолеты-разведчики и истребители прикрытия для дальних бомбардировщиков, наносивших удары по территории Германии.
       Возможность установки дополнительных топливных баков и улучшенные высотные характеристики делали их лучшими истребителями эскорта того времени. В этом же качестве они применялись и на Тихом океане против Японии.

    Тактико-технические характеристики

Приведены характеристики модификации P-51D.
Источник данных: Ильин, 1996, стр. 24; Loftin, 1985; Котельников, 2010, стр. 55-61.

Технические характеристики
Экипаж: 1 (пилот)
Длина: 9,83 м
Размах крыла: 11,27 м
Высота: 4,16 м
Площадь крыла: 21,83 м;
Коэффициент удлинения крыла: 5,86
Масса пустого: 3466 кг
Нормальная взлётная масса: 4585 кг
Максимальная взлётная масса: 5493 кг
Объём топливных баков: 1000 л
Силовая установка: 1 ; 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения Packard V-1650-7
Мощность двигателей: 1 ; 1450 л. с. (1 ; 1066 кВт (взлётная))
Воздушный винт: четырёхлопастной «Hamilton Std.»
Диаметр винта: 3,4 м
Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0163
Эквивалентная площадь сопротивления: 0,35 м;

Лётные характеристики
Максимальная скорость:   
у земли: 570 км/ч
на высоте: 703 на 7600 м
Крейсерская скорость: 580 км/ч
Скорость сваливания: 160 км/ч
Практическая дальность: 1520 км (на 550 м)
Перегоночная дальность: 3700 км (с ПТБ)
Практический потолок: 12 741 м
Скороподъёмность: 17,7 м/с
Нагрузка на крыло: 212 кг/м;
Тяговооружённость: 238 Вт/кг
Аэродинамическое качество: 14,6

    Вооружение
    Стрелково-пушечное: 6 ; 12,7 мм пулемётов M2 в крыле, ближние к фюзеляжу по 400 патр., остальные по 270 патр.
    Неуправляемые ракеты:   
6 ; ракет M8 в трубчатых направляющих M10 или M14 или M15
10 ; 127 мм ракет HVAR (вместе с ПТБ - 6 ракет)
Бомбы: 2 ; до 454 кг под крылом
Подвесные топливные баки: 2 ; 284 л или 409 л под крылом

        Свои потери составили 5 Р-38, еще один истребитель совершил вынужденную посадку на советской территории.
      
       25 июля 1944 г. после трехдневного отдыха на украинской земле 33 "Лайтнинга" и 34 "Мустанга"   без потерь отбомбились по авиабазе Мелец (Mielec) в Польше, которую ранее, до применения "челночной" тактики, невозможно было "достать" ни из Англии, ни из Италии.

        Уничтожив на земле 9 вражеских самолетов, 4 паровоза и 13 грузовиков, соединение возвращалось в Пирятин.
      
       В это время пилоты шедшей отдельно 307-й эскадрильи 31-й FG заметили группу из 30-40 немецких пикировщиков Ju 87, занятых бомбежкой позиций советских войск.
 
       Вот, что вспоминает американский летчик Эрнст Шипман (Shipman):
       "Подлетая к линии фронта, мы видели множество отступающих фашистов.
       Но мы не стреляли, ибо нашей целью было поразить мощью и славой американского оружия не столько немцев, сколько русских.
        Внезапно мы увидели большую группу "Юнкерсов", атаковавших русских характерным приемом "мельница".
       Наш час настал! Хотя нас было всего 12, но численное превосходство немцев не имело значения  перед  нашими машины в пике.
       Завязался маневренный бой типа "собачья свалка".
        "Штукасы" оказались для 'Мустангов" слабым противником. В огне и клубах дыма мы устроили им настоящее избиение.
        Такого количества одновременно сбитых самолетов я больше никогда не видел".
         За 20 минут боя "Мустанги" сбили больше половины немецкой группы.

        И вот тут, у нас есть редкий  случай  поправить статистику ВВС США и на ее примере приказать, что не всегда можно доверять тем или иным данным о потерях и победах противоборствующих сторон.

         Есть такая  небольшая  работа «Ju.87 на Восточном фронте» где сказано

       «Одними из последних на Восточном фронте большие группы "лаптежников" по нескольку десятков самолетов встречались в мае 1944 г. под Яссами (сказалась эвакуация из Крыма). К 1 ноября 1944 г. в люфтваффе насчитывалось только 213 Ju-87, 1 января 1945 г. -185, к 12 апреля - 200.34

       На Западе потери "штук" также возрастали. 22 июля 1944 г. несколько американских "Мустангов" из 307-й эскадрильи 31-го истребительного авиакрыла 15-й воздушной армии в районе польского города  Мельце  сбили 21 Ju-87D, не потеряв при этом ни одного своего самолета.

        Под занавес своей карьеры "штуки" опять "прославились" в Польше, вновь совершая пиратские налеты на беззащитную Варшаву во время вспыхнувшего там восстания в конце лета 1944 г.
        С аэродрома Океце Ju-87D  из NSGr9 безнаказанно бомбили жилые кварталы и слабо защищенные позиции восставших горожан до сентября 1944 г., пока над городом не стали появляться советские истребители.

        Соединения "лаптежников" успели проявить себя и в период тяжелых боев в районе озера Балатон в Венгрии в конце 1944 - начале 1945 гг. Позднее отдельные встречи со "штуками" на Восточном фронте еще случались, но " это были уже исключения из общего правила, так как к концу войны осталась только одна дневная группа на Ju-87 - III/SG2.»

        И как сам  видит читатель,  послевоенные военные историки ничего не знают о славной победе американских летчиков с одного налета сбивших около 20  Ju-87D!

        Но продолжим. 26 июля 55 Р-38 и 47 Р-51  снова вылетев  из полтавской авиабазы, обрушили бомбы на нефтепромыслы в районе Бухарест - Плоешти и приземлились в Италии.
       Три дня спустя к ним присоединились и 14 истребителей, задержавшихся в Пирятине по техническим причинам».

                Следующая операция "Фрэнтик IV" началась 31 июля 1944 г.

          По дороге из Италии в Украину истребители 82-й FG из Винченцо и 52-й FG с авиабазы Мэнда попали в сильный грозовой фронт.

        С полтавского авиаузла они выполнили всего два рейда, но это были первые операции, проведенные непосредственно в интересах Красной Армии.

        4 августа 42 "Лайтнинга" и 35 "Мустангов" отработали по немецкому аэродрому вблизи города Фокшаны в Румынии.

          Было уничтожено 7 и повреждено 6 фашистских самолетов, 3 паровоза, проштурмован железнодорожный состав с войсками и 6 зенитных батарей.

          Американцы лишились 5 самолетов, еще 7 машин сели на вынужденную на освобожденной советскими войсками территории.

       А 6 августа все оставшиеся в летном состоянии самолеты соединения "Фрэнтик IV" - 26 Р-38 и 27 Р-51, нанесли удар по аэродрому Зилестия  и возвратились в Италию.

       Но, в том же время  и американцы и командование РККА понимали что, без участия "Крепостей" дальнейшие "челночные" рейды теряли смысл, а вот  вновь направить в Полтаву  эскадрильи В-17 командующий  Спаатс не решался ввиду по-прежнему слабой ПВО базы.
 
       Оказавшись перед столь трудной дилеммой, американские генералы отдали предпочтение стратегическим императивам и  вновь  решили, пошли на риск.

       6 августа 1944 г., в день, когда последние машины 15-й ВА стартовали с полтавского  аэроузла   в Италию, на смену им с английских аэродромов поднялись 78 "Крепостей" и 64 "Мустанга" 8-й ВА, ознаменовав начало "Фрэнтик V".

       Полковник Грэхэм  повел это соединение на бомбежку авиазавода в Рамеле  (Польша), выпускавшего "Фокке-Вульфы".

        Два В-17 вернулись в Англию по техническим причинам, но остальные выполнили задачу с оценкой "отлично". 446 пятисотфунтовых бомб превратили в руины два сборочных и один ремонтный цех, 7 складов, ангары и др.

       Люфтваффе, испытывая острую нехватку бензина, проигнорировали этот рейд и не оказали никакого сопротивления.
       Лишь одинокие FW 190 и Ju 88 случайно оказались на пути американцев и были сбиты "Мустангами".

       На следующий день 55 бомбардировщиков и 29 истребителей подвергли удару нефтеперерабатывающий завод в Тржебине (Польша), на который было сброшено 828 250-фунтовых бомб.

        Остальные 10 Р-51 и 2 В-17 из числа вылетевших из Полтавы и Пирятина вынуждены были вернуться на базы по причине сбоев в работе матчасти.

        8 августа, не желая больше искушать судьбу, Спаатс приказал силам "Фрэнтик IV" взять курс на Италию, а по пути нанести новый удар по аэродромам Бузау - Зилестия.

        В-17 и 55 Р-51 встретили группу из, примерно, 35 немецких самолетов. В завязавшемся бою был сбит один "Мессершмитт".

        Несмотря на явный успех "Фрэнтик IV", расчетливые американцы все же оставались недовольны.

         Дело в том, что в результате летних наступательных операций Красной Армии и открытия второго фронта территория, удерживаемая противником, значительно сократилась, а стратегическое авиационное наступление союзников уже решительно подорвало производственный потенциал Германии.

        Скрупулезные вычисления показывали, что в новых условиях "челночные" рейды перестали быть экономически оправданными.

          Поэтому в американских штабах все большее значение стали придавать политической стороне операций, демонстрируя всему миру нерушимое единство союзных армий. Однако и в этой области не все шло гладко.

         В дополнение к уже известным  нам  разногласиям относительно усиления ПВО авиаузла 169-й АБОН с начала августа в советско-американских отношениях возникла новая , большая  проблема.

        1   августа 1944 г.  польская подпольная Армия Крайова, подчиненная эмигрантскому правительству в Лондоне, подняла в Варшаве антифашистское вооруженное восстание.

          Кратко  об  этом  эпизоде Второй  мировой  войны можно сказать следующее:

          «Восстание началось 1 августа 1944 года в рамках развития операции «Бужа» (рус. Буря), плана общенационального захвата власти в стране, в преддверие советского наступления.

          Основной целью восставших было вытеснение немецких оккупантов из города и поддержка дальнейшей борьбы против гитлеровской коалиции.
          Побочной политической задачей являлось стремление освободить Варшаву до подхода советских войск, дабы подчеркнуть независимость польского государства, и привести к власти подпольное правительство в изгнании и в конечном итоге  не допустить насаждение Советской властью Польского комитета национального освобождения.

          По началу, полякам удалось взять под свой контроль большую часть центра Варшавы, но дальнейшие события развивались не в пользу восставших и до сих пор являются предметом споров.
          Советское наступление, в силу различных обстоятельств, застопорилось, а радиосвязь с восставшими не поддерживалась.
         Тем не менее, интенсивные  уличные бои между поляками и немцами продолжились.
 
          К 14 сентября 1944 года 1-я армия Войска Польского, укрепившаяся на восточном берегу Вислы, предприняла неудачную попытку форсировать реку, чтобы помочь повстанцам, но только 1200 человек смогло перебраться на западный берег.

         Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, после безуспешных попыток склонить Сталина к более активным действиям по поддержке Варшавского восстания, постарался организовать снабжение восставших воздушным путём.
         Без всякого прикрытия с советской стороны усилиями Королевского военно-воздушного флота, Южноафриканских ВВС и польских авиаторов под общим британским командованием было осуществлено более 200 авиарейсов с военными грузами.

         Точное количество жертв восстания остаётся неизвестным, считается, что около 16 000 участников польского сопротивления погибло и около 6000 было тяжело ранено.
         В карательных кампаниях было убито от 150 000 до 200 000 человек мирного населения.
        Немецкие потери составили более 8000 солдат убитыми и пропавшими без вести и 9000 ранеными.
        В ходе уличных боёв было уничтожено порядка 25% жилого фонда Варшавы. После капитуляции польских сил германские войска целенаправленно квартал за кварталом сравняли с землёй ещё 35% зданий города.

        Всего, учитывая повреждения нанесённые польской столице в период обороны 1939 года и восстания в Варшавском гетто 1943 года, к моменту вступления в Варшаву Красной армии, в январе 1945 года, более 85% города лежало в руинах.

        И тут будет уместно задаться  вопросом.
       А как же  операция Фрэнтик-IV соотносится  с Варшавским восстанием?
       И почему  Великобритания  смогла пробиться  к Варшаве и наддать помощь восставшим, а американцы  располагавшие всеми техническими возможностями  практически ничего не сделали?

      Ответ прост. Сталин  уговорил Рузвельта  не  оказывать полякам никакой помощи!
      А свое личное отношение к Варшавскому восстанию он красноречиво выразил в письме Рузвельту и Черчиллю от 22 августа 1944 года.
 
        "Рано или поздно, но правда о кучке преступников, затеявших ради захвата власти варшавскую авантюру, станет всем известна."

       Такая позиция советского лидера и обусловила дальнейшие события, которые, по происходили в следующей последовательности.

      13 августа генерал Спаатс передал Уэлшу радиошифровку: "Планируется сброс оружия полякам в районе Варшавы.
      Мы предлагаем перенацелить "Фрэнтик VI" на выполнение этой задачи.

        (Ранее целью операции "Фрэнтик VI" определялся завод по выпуску ракетных истребителей Me 163. Ее назначили на 10 августа, но отложили по причине плохой погоды. - )
        Силы должны быть смешанными и состоять из примерно 70 бомбардировщиков и 100 истребителей. 50 бомбардировщиков сбросят грузы, остальные будут бомбить аэродромы в окрестностях Варшавы. В операции заинтересованы высокопоставленные персоны. Прошу ответ как можно быстрее".

        В полдвенадцатого ночи заместитель Уэлша Каллен сообщил Перминову, что "планируется бомбардировка одного из аэродромов в ближайших окрестностях Варшавы и пересечение линии фронта на высоте не более 500 футов (около 200 м) над Варшавой или строго на юг от города вечером 15 или 16 августа".

        Он просил Перминова срочно высказать пожелание советской стороны, по какому именно аэродрому должен быть нанесен удар.

       Реакция советской стороны была мгновенной: Гарримана вызвали в Народный комиссариат иностранных дел и прямо сказали, что СССР не согласен с использованием "Фрэнтик VI" для  тайного снабжения повстанцев.

       В итоге рейд был отложен.
     А пока в Варшаве  шли жестокие бои, штаб Спаатса разработал два альтернативных плана "Фрэнтик VI", но оба они были  снова отклонены советской стороной из опасения, что грузы могли быть сброшены тайно.

       20 августа Рузвельт и Черчилль направили Сталину совместное письмо, в котором выражали надежду, что три великие нации все-таки найдут возможность помочь польским патриотам.
       Но, позиция СССР оставалась непреклонной вплоть до сентября, когда стало очевидно, что восстание терпит поражение.
      Лишь тогда Сталин санкционировал очередной план предстоящей акции, при этом предупредив Гарримана, что на сброс грузов он согласия не дает.

         11 сентября 1944 г.  операция новая операция  "Фрэнтик VI" наконец началась.

          Для бомбежки оружейных заводов в г. Хемнице (100 км южнее Берлина) с английских авиабаз поднялись 75 В-17 и 64 Р-51 из состава 96-й, 52-й BG и 20-й FG.
          На цели обрушились 345 фугасных и 241 зажигательная бомбы, каждая весом по 500 фунтов.

          Соединение благополучно достигло полтавского авиаузла за исключением одной "Крепости" и двух "Мустангов", получивших повреждения и севших на советской территории.
       Через два дня, следуя в Италию, 73 В-17 и 55 Р-51 бомбили венгерские сталеплавильные и оружейные заводы в Диосжоре (Diosgyоr).

        Противника в воздухе не было, и потерь американцы не понесли. К середине сентября Красная Армия уже стояла у стен Варшавы,  и Сталин неожиданно дал "добро" на доставку помощи последним восставшим.
          Как ни странно, американцы оказались не готовы к такому повороту событий.
          Во всяком случае, они еще два дня собирали для несчастных поляков все необходимое.
           Только 15 числа соединение "Фрэнтик V" из состава 8-й ВА поднялось в воздух, но, попав в грозовой фронт и потеряв два "Мустанга", было вынуждено вернуться в Англию.
         Тем не менее, операция, на подготовку которой ушло полтора месяца, все же состоялась.
          18 сентября 110 В-17 из состава 95-й, 100-й и 390-й BG и 73 Р-51 из 354-й, 355-й, 357-й и 358-й FG наконец, взяли курс на Варшаву.
        У трех бомбардировщиков и 9 истребителей обнаружились сбои в работе бортовых систем, и они сошли с маршрута, но остальные произвели выброску.
         Правда, пользы от нее повстанцам было немного, т.к. к тому времени контролируемый ими район города был уже слишком мал, а долгожданные контейнеры сбрасывались с высоты около 4250 м.
          В результате большая часть груза попала в руки немцев.
         Позже этот факт дал Сталину возможность попрекать союзников за неэффективность их помощи полякам и ставить в пример единичные действия советских летчиков, с 13 сентября начавших сброс продовольствия, медикаментов и вооружения.

          К вечеру соединение "Фрэнтик VI", потеряв в бою с "Мессершмиттами" два Р-51, достигло полтавских аэродромов.
            На следующий день все способные подняться в небо американские самолеты - 93 "Летающие крепости" и 62 "Мустанга" - ушли из Миргорода, Пирятина и Полтавы курсом на Италию.
           По пути они сбросили бомбы на паровозоремонтный завод и узловую станцию Жолнок (Венгрия).

       Это были последние бомбы в операции "Фрэнтик" как таковой.
       И вот как об  этом правительство США через своего посла Гарримана  известило   в Москву.

     "Мой дорогой г-н Молотов,

        Вопрос о зимних операциях американских военно-воздушных сил с русских баз был предметом тщательного изучения штаба Соединенных Штатов, а также совещания в Казерте, в котором участвовали генералы Спаатс, Эйкер и Уэлш.

       В результате... было признано, что сейчас уже слишком поздно развивать наши нынешние возможности, для того чтобы осуществить операции в течение зимы.

       Этот вывод подкрепляется теми коренными изменениями, которые недавно имели место в военной обстановке, включая советское продвижение на запад и англо-американское продвижение во Франции.
        Наши вооруженные силы смогут в скором времени создать базы бомбардировочной авиации,... которые будут находиться ближе к будущим целям в Германии, чем те базы, которые мы в настоящее время создали в Советском Союзе.

       В результате этих соображений мое правительство желает сделать следующие предложения:

1. Чтобы операции... после 1 ноября 1944 г. ограничивались использованием одной базы, предпочтительно в Полтаве, для осуществления операций по аэрофоторазведке в течение зимы, в качестве базы, на которой можно будет организовать уход за американским оборудованием, находящимся в Советском Союзе, и ремонт его для таких небольших сквозных операций в течение зимы, которые может позволить погода, и, наконец, в качестве базы, с которой можно будет возобновить более крупные операции весной, в случае, если это окажется желательным.

2. Чтобы для выполнения плана, предусмотренного в пункте 1, Соединенным Штатам было разрешено иметь после 1 ноября всего примерно 300 человек персонала на одной базе, которая будет сохранена.

3. .Мы считаем, что операции, проведенные до настоящего времени..., были весьма ценными как с тактической, так и со стратегической точки зрения.

            Мы получили возможность нанести удары по некоторым жизненным объектам Германии, например по нефтеочистительным заводам, в Руланде. Каждая такая миссия сама по себе оправдывала энергию, затраченную на осуществление этого проекта. Кроме тактической и стратегической ценности, имело место громадное психологическое и моральное воздействие на противника.

           Этот замысел еще более сблизил народ Соединенных Штатов с народом Советского Союза, и был внесен большой вклад в дело их прочной дружбы.
           Мое правительство считает, что психологические и моральные факторы в данном случае таковы, что не следует оставлять проекта, а что следует лишь сократить его из-за условий погоды в течение зимних месяцев... "

      Искренне Ваш, У.А. Гарриман, 29 августа 1944 г.

      Итак, как бы  операция "Фрэнтик" продолжалась.  Но постоянное сокращение потребности в "челночных" рейдах и усиление разногласий между союзниками постепенно свели ее на нет.

       Полтавская 169 авиабаза оказалась теперь в 800 км от фронта, и его эксплуатация с военной точки зрения потеряла практический смысл.

                (конец  ч. 5)

Все рисунки и фото к этой работе  находятся тут
http://h.ua/story/348999/


Рецензии