Вечный город. Гл. I

Лев Израилевич
 Советские, если можно их так назвать учёные, историю большевистской власти по большей части сочинили. Историю российской империи они переписали, приспособив к нуждам родной коммунистической партии. Что же касается истории древнего мира, по крайней мере, той, которую изучал в школе, то тут – всё в полном порядке.

Её, разумеется, советские историки тоже списывали с соответствующих документальных источников. Тем не менее в школьных учебниках она была изложена довольно близко к подлинным событиям и фактам. Или иначе – к древней действительности. И это я могу утверждать достаточно уверенно, так в Италии эту  гипотезу проверил лично.

Историю древнего мира в школе я изучал весьма прилежно и с большим удовольствием. К моменту экскурсии по римским древностям прочитал немало книг на данную тему. Неоднократно побывал в Москве и Ленинграде. Многое  в  этих городах построено знаменитыми итальянскими архитекторами.

Особенно в Ленинграде. Это – Зимний  дворец, Петергоф и многое-многое другое. Есть кое-что и в Москве. К примеру, кремлёвская стена. Она явно построена с участием  итальянцев. Точно такую же зубчатую стену я видел в Вероне.

Первое, что меня потрясло в вечном городе так это римский Форум. В древние времена  это был центр политической  жизни города. Он возник в начале VI века до н.э. на месте осушенного болота. Площадь Форума невелика. Всего около 500 квадратных метров.

Форум располагался между холмами Палатин, Капитолий и Эксвилин. Собственно, Форум и сейчас находится на том же месте. После объединения города он стал его идеальным центром. Со временем превратился в парадный архитектурный ансамбль древнего Рима.

Только в XIX веке у итальянцев проснулся, наконец, интерес к археологическим раскопкам. Зато потом они уже велись непрерывно и достаточно интенсивно. За два неполных века на территории, где некогда находился античный Римский Форум, археологи обнаружили огромное количество находок.

 Среди них арки времён императора Тиберия. Это примерно I век до н.э. Много и более древних статуй, часовен, фонтанов, небольших лавок, развалин жилых домов и других сооружений.
 
Археологи откопали шедевры древнего искусства и зодчества. Многое – в очень приличном состоянии. Порой даже берёт оторопь, когда узнаёшь, что некоторые скульптуры и строения гораздо старше Иисуса Христа. В настоящее время этот римский район стал подлинным античным музеем под открытым небом. Местом паломничества туристов со всех концов мира.
 
Наша официальная экскурсия по древнему Риму продолжалась три часа. Потом ещё пару часов мы бродили самостоятельно. Так что кое-какое преставление об античной Римской цивилизации я получил. Всё увиденное, разумеется, описать не возможно. Да и делать это не к чему. Всё уже давно рассказано и показано. Так что мой рассказ только о некоторых наиболее рельефных впечатлениях.
 
Начну с Колизея. И не только по тому, что он является, наверное, самой известной в мире античной достопримечательностью. Символом величия и мощи древнего Рима. Для меня Колизей представляет интерес ещё по одной причине. Руины этого некогда исполинского амфитеатра имеют самое непосредственное отношение к моему древнему горемычному народу.

Оказывается, что в строительстве Колизея евреи принимали самое, что ни на есть, непосредственное участие. Можно даже сказать активное. Еврейский народ обладает многими талантами. Но ярко выраженного строительного среди них, вроде бы, не наблюдалось.

Даже Иерусалимский Храм для царя Соломона построили финикийцы. Впрочем, что там древняя история. В наши дни в Израиле, несмотря на безработицу, не часто встретишь еврея на стройке в качестве рядового строителя. Даже новые репатрианты с большой неохотой берутся за этот тяжкий труд. А вот Колизей для римлян, надо же, евреи построили. Правда, не по своей воле.

Луис Фельдман, профессор истории нью-йоркского университета, докопался ещё до одного из многих уже известных фактов трагической истории еврейского народа. Он установил, что после падения Иерусалима и разрушения Второго Храма в 70 году н.э. Тит Флавий, тогда ещё в ранге полководца, пригнал в Рим 97 тысяч плененных евреев. Одну треть из них предоставили в качестве вознаграждения наёмным легионерам. Одну треть продали в рабство. А остальных примерно тридцать тысяч евреев римляне заставили строить Колизей.

Таким образом, мои древние соплеменники вместе с рабами со всего мира построили для римлян их символ величия и мощи, которым до сих пор восхищается мир. Профессор Фельдман также установил, что многие римские легионеры пожертвовали на строительство Колизея часть драгоценностей, награбленных в Иерусалиме.

 В цокольном этаже Колизея археологи нашли много камней, на которых изображены граждане Рима, демонстрирующие свои дары, так сказать, в фонд строительства Колизея. На найденных камнях среди жертвователей оказалось немало бывших наёмников, принесших в качестве дара золотые украшения из Иерусалимского храма.

Но главным доказательством факта, что награбленное римлянами в Иерусалиме еврейское золото стало основой финансирования строительства Колизея, является триумфальная арка Тита. Она и сегодня возвышается неподалёку от входа в Форум на самой высокой точке Священной дороги.
 
Арка была построена в 81 году в знак торжественной для римлян даты. Десятилетия жестокого подавления Титом Флавием иудейского восстания. За эту победу Тита назвали «Дивусом», т.е. полубогом. На арке по этому поводу имеется соответствующая надпись. Любой человек, знающий латинский язык, может сегодня её прочитать.

Помимо этого на одном из барельефов арки Тита изображена одна занятная картинка. По улицам Рима стройными рядами идут легионеры-триумфаторы, вернувшиеся из покорённой Иудеи. Они несут трофеи, добытые в боях с евреями. На барельефе чётко видно, как некоторые из солдат тащат тяжёлые золотые семисвечники и прочие иудейские культовые реликвии. До сих пор правоверные евреи избегают проходить под аркой Тита.

Правда, в конце Второй мировой воны был зафиксирован один беспрецедентный случай, когда через арку Тита прошли одновремнно пять тысяч евреев. Вот как это произошло. «Еврейская бригада», воевавшая в составе британских войск, в 1944 году участвовала в боях за освобождение Рима от фашистов.

После взятия города евреи-освободители пожелали поквитаться с древними римлянами за поражение в Иудейской войне в 69 году. Бригада в полном составе с развёрнутым бело-голубым знаменем со звездой Давида прошла под сводом злосчастной триумфальной арки Тита, символом покорённой Иудеи.

До этого случая евреи, знавшие свою историю, очень редко даже в одиночку проходили под аркой. Но чтобы пять тысяч евреев разом – такого прецедента за все предыдущие 18 веков история не знала. И вряд ли что-либо подобное может случиться в будущем.

Но вернусь непосредственно к Колизею. Его строительство началось в 70 году. Продолжалось оно почти десять лет. На строительство ушло 100 тысяч кубометров травертина и более 300 тонн железа. Цифры по тем временам колоссальные.

Кстати сказать, при строительстве Колизея был опробован метод, который примерно через девятнадцать веков большевики назвали социалистическим соревнованием. Амфитеатр одновременно с четырёх разных сторон строили четыре бригады рабов. При этом бригады постоянно соревновались. Колизейские прорабы получали прибавку производительности. Передовики рабского труда – дополнительную порцию похлёбки.
 
В 80 году уже при Флавии-императоре состоялась пышная церемония открытия амфитеатра. По этому случаю были объявлены стодневные игры. Они вошли в историю как кровавое массовое побоище. На арене Колизея за сто дней полегла не одна сотня гладиаторов.

Было затравлено большое количество зверей. Как известно, хлеб и зрелище были главными факторами спокойствия древнего Рима. Так вот на этих зрелищах в полном соответствии с принятой концепцией зрителей не только развлекали кровью, но ещё и бесплатно кормили.

Однако самая грандиозная резня произошла на колизейской арене в 246 году при императоре Деции. Это был юбилейный год. С размахом праздновалось тысячелетие Рима. По этому случаю Колизей превратился в театр пышных зрелищ.

В те времена считалось, чем больше крови, тем представление захватывающей. По воспоминаниям очевидцев в тот год римляне были довольны. На арене Колизея кровь лилась рекой. За год сплошного праздника здесь было убито 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей, 35 тигров и несчитанное количество других диких животных. Среди них были пантеры, лоси, жирафы и даже несчастные гиппопотамы.
 
Там же происходили кровавые битвы людей. Почти 2000 гладиаторов бились здесь насмерть. Похоже, это было самым любимым зрелищем римлян. Жуткие по своей жестокости гладиаторские бои были запрещены только в 404 году. Битвы с дикими зверями продолжались вплоть до конца VI века.

Колизей неоднократно разрушался от сильных землетрясений. Но всякий раз восстанавливался вновь. Длительный период амфитеатр являлся семейной крепостью богатых римлян. Постепенно Колизей приходит в упадок.

Какое-то время он даже был превращён в заурядную каменоломню. С его стен стали снимать огромные глыбы травертина для облицовки римских дворцов в том числе и собора св.Петра. Только в 1750 году папа Бенедикт XIV провозгласил Колизей святым местом, тем самым сохранил его для потомков.

Несмотря на все разрушения, Колизей и сегодня представляет собой грандиозное сооружение. В плане амфитеатр имеет форму эллипса. Длина его – 188 м, ширина – 156 м. Высота четырёх ярусов – 57 м. Снаружи развалины Колизея частично покрыты травертином. В местах, где камень снят, чётко видны отверстия, посредством которых облицовка крепилась к стене.

Когда-то амфитеатр вмещал в себя до 70 тысяч зрителей. Места на ступеньках занимались строго в соответствии с трёхразрядной шкалой социальной принадлежности. В высшем разряде, подиуме, рассаживались патриции, родовая аристократия.

Здесь же находилась ложа императора. Вторая категория мест, называемая цивис, отводилась для граждан среднего сословия. Третья, где размещались плебеи, т.е. простой народ, называлась сумма. Для женщин существовала своя отдельная категория мест.

На арене Колизея чаще всего проводились, конечно, бои гладиаторов и сражения с дикими животными. Но не только. Бывали спортивные состязания, конные турниры, выступления иллюзионистов и даже морские битвы – навмахии. Во время зрелищ с помощью сложных механизмов над этим грандиозным сооружением натягивался гигантский многоцветный тент из шёлка и льна.

Под ареной Колизея существовала целая система вспомогательного хозяйства. Здесь находились клетки для хищников. Комнаты гладиаторов. Галереи складских помещений. Подвалы для разного рода механизмов и приспособлений, обслуживающих представления на арене.

 Благодаря археологическим раскопкам, сегодня всё это представлено взору туристов. Желающие могут побродить по коридорам, ступеням, подземным ходам и прочим колизейским коммуникациям.

В день нашей экскурсии было очень жарко. Даже по израильским понятиям. По этой причине супруга лазить по развалинам Колизея наотрез отказалась. Вообще, после того, как она узнала, что амфитеатр строили наши несчастные предки, энтузиазма у неё заметно поубавилось. Так что мы ограничились лишь пассивным созерцанием этого исполинского памятника древнего Рима.

Рядом с Колизеем находится ещё много всякой античной экзотики. Запомнилась  трёхсводчатая арка императора Константина, воздвигнутую, как явствует из сделанной на ней надписи, в 315 году н.э. в честь какой-то очередной победы римлян.

Прошлись мы вдоль развалин более древнего храма Венеры. Он был сооружён в середине II века до н.э. по велению императора Андриана в честь Венеры, матери Энея. Античная мифология считает Венеру прародительницей всего римского рода, а её сына Энея – родоначальником римлян и Рима. Посмотрели ещё какие-то достопримечательности, которые я уже запамятовал.

Древний Рим, бесспорно, производит сильнейшее впечатление. Но Римский Форум  просто ошеломляет. Особенно панорамный вид с холма Палатино. Это необыкновенно захватывающая картина. Здесь так много подлинных объектов седой древности, что создаётся непроизвольное впечатление медленного погружения в вечность. Примерно такое же, какое испытываешь, глядя на замершую картину песка и камня Иудейской пустыни в Израиле.

С холма хорошо обозреваются полуразрушенные строения некогда громадных храмов, церквей и базилик. Они частично отреставрированы. Здесь же множество арок, статуй, колонн. Видны развалины древних постоялых дворов, гробниц и много-много другого.

Всё это по большей части построено задолго до начала новой эры. К сожалению, с близи удалось рассмотреть только ничтожную часть Римского Форума. Но даже этого хватило, чтобы представить себе былое его величие.

На территории Форума было полно туристов. Конечно, это нормально. Но что меня удивило, среди них сновало много цыган. Точнее сказать, цыганок с грязными замызганными детьми. Древнее зодчество, надо полагать, их не очень интересовало. Здесь они занимались своим исконным промыслом.

Гадали, чем-то торговали и при случае, разумеется, подворовывали. Один член нашей группы, солидный мужчина из Хайфы, такой случай им предоставил. Из-за своей беспечности он чуть было не лишился кошелька с документами и всем наличным капиталом.

После экскурсии мы как всегда толпой направлялись к автобусу. Шли все вместе. У лотка с мороженным несколько человек остановилось. Их тут же окружили цыганки с детьми, назойливо предлагая свой навязчивый сервис.

Процедура продолжалась пару минут. Не больше. Цыгане уже, было, бросились врассыпную, но в это время раздался дикий вопль господина из Хайфы. В руках он держал мороженое, за которое ему нечем было расплатиться. Бумажник из заднего кармана шорт исчез с концами.
 
Наш гид Пабло моментально сообразил в чём дело. Он толково организовал преследование. Ну а, кроме того, нам повезло. Вернее, повезло нашему товарищу. Перебежать дорогу кочевники не смогли в связи с интенсивным движением транспорта.

Буквально в мгновение ока цыганки и цыганята оказались в плотном еврейском кольце. Пабло даже не успел пригрозить, что вызовет по рации карабинеров, как кто-то из нашей компании заметил пухлый бумажник на тротуаре.

 Подняли его, и торжественно вручил потерпевшему. «Щипачи», вероятно, сами сообразили, что дело – дрянь и выбросили добычу. К счастью, заглянуть в неё они не успели. Всё содержимое портмоне оказалось в целости и сохранности. Собственно этим трагикомическим эпизодом и закончилось наше знакомство с «вечным» городом.