Сценарий Высоцкий в Макеевке 1970год

Тина Гулевская
Видеомузыкальная  шапка  программы
«ДАЛЕКОЕ  И  БЛИЗКОЕ»  (Владимир Высоцкий)
ВИДЕО: КРП - В.Высоцкий  исполняет один куплет песни-шутки  «Письмо на ТВ». 
Комментарий               
В.Высоцкий:  Шутка, но я думаю, что это  уместно спеть по ТВ, потому что сейчас даже ТВ предоставляет  свой экран для  диспутов  и  дискуссий  относительно  всевозможных  чудес, которые  якобы  вокруг  нас  существуют…

ВИДЕО:  На скамеечке  возле  дома сидят
автор программы  Алевтина Ворожцова и 
Алла  Никитична  Смирнова,  жительница 
г. Макеевки Донецкой области в Украине.

Автор:   Бог послал Вам  встречу с Владимиром Семеновичем Высоцким…
А.Н.Смирнова: Мы не знакомы были, вернее, знали, что есть такой Высоцкий, но, конечно,  о встрече мы не мечтали…
-  Можно сказать, Бог  послал…

ВИДЕО: Владимир  Высоцкий  поёт  на  сцене.
               
                Если всё-таки чашу испить мне судьба,
                Если музыка с песней не слишком груба,
                Если вдруг докажу, даже с  пеной  у  рта,
                Я умру и скажу, что не всё суета!

ВИДЕО:   В. Высоцкий  делает  низкий  поклон,
снимает  гитару,  разворачивается  и  уходит
на  полной  тишине,  слышен  только,  оглушающий, 
стук  его  удаляющихся  шагов…
ВИДЕО: Автор с дистанцией у телевизора.
На  экране, уходящий В.Высоцкий.
ЗТМ на черном фоне пишется            ТИТР:

                Ж И З Н Ь   П О С Л Е   Ж И З Н И …

ВИДЕО:  Мастерская Макеевского художника Гарри Руффа.
Портрет В.Высоцкого его работы.

Автор:     Этот портрет, когда вы писали?
Г.Руфф:    Этот портрет…где-то в 92-ом году…
Автор:     А почему? Что заставило Вас взять кисть и нарисовать  Владимира  Высоцкого?
Г.Руфф:    Я вообще очень уважаю Высоцкого. Любил его песни и люблю, по сей день. Кое-что пою о нем…

ВИДЕО:   Портрет В.Высоцкого работы Г.Руффа 
к песне «Кони  привередливые»
Рисунки  Ирины  Степанюк.

Автор за кадром: Этот портрет также кисти Гарри Руффа,известного макеевского художника.               
       А таким представляет СВОЕГО Владимира Высоцкого юная донецкая поэтесса и  художница Ирина Степанюк.

ВИДЕО:  Графический рисунок Ирины Степанюк 
к песне «Кони привередливые»
Начинает звучать фрагмент этой песни.
На проигрыше поэтическое посвящение 
Ирины Степанюк - Владимиру Высоцкому.

Голос  за  кадром:            Он  просто  однажды  от  жизни  устал…
                Не  медлили  кони  и  малость
                Зашел  за  пределы  страданий  накал
                И  сердце  его  оборвалось…

ВИДЕО:   Танцевальная композиция на тему
песни «Кони привередливые» в исполнении 
Вадима Писарева, солиста балета,народного артиста Украины.

На заключительных аккордах   
Автор за кадром:  Свой Высоцкий и у нашего всемирно известного танцовщика  Вадима  Писарева.

ВИДЕО:   г. Макеевка. Дворик обычного
пятиэтажного дома. ПНР по этому дому.
В кадре женщина в возрасте.

Женщина:     Нашему дому повезло, что был Высоцкий…
Автор:       Вы, вообще, любите песни Высоцкого?
Женщина:     Очень люблю. Они очень справедливые. У меня целый 
         песенник есть его, есть биография… Это любимый артист…
         И  благодаря Алле Никитичне, она встретилась с ним на Гуляй-Поле.
         Машина у них сломалась, и он прибыл сюда, к нам, в Макеевку и       
         на шахту Бажанова.

Видео:  Автор у телевизора, на экране, которого                кинохроника 70-х годов.
Звучит фрагмент песни  «О Донбассе».                В конце  песни - ТИТР:
Донецкая  студия  телевидения – 70 ГОД.
               
                Донбасс – ты ночью так красив
                Рабочий мой Донбасс.
                Донбасс – шахтерская земля.
                Ты – черный от угля,
                Ты – светлый от людей, Донбасс.

Автор  за кадром:  Как давно это было, в далёком 70-ом году…  Но, удивительно, как  память людская сохранила всё до мельчайших подробностей.

Видео:  А.Н. Смирнова сидит на скамеечке, 
рядом со своим домом. Тут же на скамеечке
стоит портрет В.Высоцкого. Камера делает наезд
на этот портрет…

В кадре  А.Н. Смирнова, она продолжает свой рассказ
о встрече  с  В. Высоцким.

А.Н. Смирнова: Уже темнело... Едет машина, мы останавливаем.                Спрашиваем: До Донецка?               
- А вы, дорогу  знаете?
- Знаем!               
- Садитесь!
Едем, в машине темно … потом один поворачивается и спрашивает: "А вы видели, в какую машину сели?"
- Нет, а что? Какая машина?
- Побитая...
- А в чём дело?
В общем,ехали они в Гуляй-Поле – ехали собирать материал для фильма о батьке Махно.                «Ну, а тут, знаете, виражи, - рассказывают», - и мы не вписались и перевернулись. Стоим…»                Двоим-то им не поднять, не  перевернуть … Едут  на мотоцикле  хлопцы, подъезжают,  может, они  и  грабить хотели.                Говорит:   «Что  вы, ребята, знаете, кто я? Я - Высоцкий...                Ну, пой тогда, - ему говорят. Это он так рассказывает, - «если Высоцкий, то – пой». Пришлось для этих, как их назвать, - петь в поле, в темноте. Но, в общем, машину  поставили, она ж была помята, конечно...
Он представился – я Высоцкий.
- Ну, очень приятно … Ночь, куда же людям деваться, конечно, я пригласила к себе … Потом мы поговорили, что кое-кто на шахте могут помочь с ремонтом машины. Муж  моей спутницы Галины  Трофименко, мой начальник – был начальником участка дегазации.                Но, в общем, приехали в Макеевку мы ещё до утра.

Видео: Квартира Смирновых.
Дверь из коридора в подъезд.
Возле этой двери дочь А.Н. Смирновой.
Лариса Смирнова вспоминает, о той памятной ночи.
Л.Смирнова: Два часа ночи … Слышу звонок.  Я подхожу  к  двери … думаю, кто же это может быть. Я одна в квартире, мама уехала.  Думаю – спросить, но хочется быть смелой … открываю дверь … Стоят двое  мужчин, рядом мама.
Мама говорит:  «Лариса,  это - Высоцкий».                - Да, очень приятно …       
Мне вручили гитару и я направилась в спальню.  Зашла в комнату с гитарой и, если 
бы в руках у меня не было ее, я бы легла спать и до  утра ничего бы не            узнала, но получилось так, что гитара в руках и сразу стала работать мысль …
- Гитара  Высоцкого – значит он у нас в гостях. Я быстренько вышла. Пока мама готовила  чай, готовила ванную,  потому что все приехали с дороги пыльные, грязные,  я с этой  гитарой уселась.
- А вы, правда, Высоцкий, тот Володя, который  написал и всякие запрещенные песни, и
которые мы поем.
- Да,- говорит, - это я.
- Я даже глазам не верю...
- А я,- говорит,- сейчас спою.
- Ночью?
- Ночью! 

Видео: В.Высоцкий поёт песню из к/ф «Вертикаль»
Фотографии Ларисы Смирновой того времени.

Высоцкий поёт:      Так оставте не нужные споры
                Я себе уже всё доказал.
                Лучше гор могут быть - только горы
                На которых ещё не бывал...   

В кадре  Лариса продолжает  рассказ:

Л.Смирнова: Он спел песню, и я настолько была ошарашена. У меня даже слов не было.  Глаза у меня были вот такие. Я на него смотрела…
–  Вы, настоящий Высоцкий?»
–  Да!
Ему несколько раз пришлось мне повторить, чтоб я могла поверить в это…

Видео:  Фотографии  В. Высоцкого.
Звучит музыкальный  фрагмент  к  его песне
«Баллада  о  любви»

Автор за  кадром: А  поверить в случившееся 15-летней Ларисе Смирновой было, действительно, трудно. В 70-м году В.Высоцкий был уже невероятно популярен.
     Песни-баллады, песни-монологи и диалоги, всегда неожиданные, злободневные.
Песни - роли, целые пьесы, с точно выстроенным  сюжетом и героями, с неповторимыми  характерами. Десятки, сыгранных, ролей в театре и в кино. И для  одних  он  был  любимым, а для  других  модным. 
    Казалось - на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать. Однако за  хриплым напряженным голосом прятался человек с восторженной и доброй ребячьей  душой.
    Дети, особенно подростки, общаясь с взрослыми, моментально чувствуют - кто с ними  на равных, а кто лукавит.

В кадре Лариса продолжает рассказ.      

Л.Смирнова: Какой открытый человек, доброжелательный. Вот, каверзы какой-то, я не чувствовала! Какого- то подвоха, - а знаешь, мол, ты ещё салага! Нет, он отнесся ко мне, как к человеку, который  что-то может в жизни и умеет, и еще больше сумеет … вот  как-то, так, серьезно, без иронии, понимая...

Видео: фотографии В.Высоцкого - в детстве, юности.               
Звучит  фрагмент песни «Баллада  о  борьбе»

         Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
         Средь военных трофеев  и мирных костров
         Жили  книжные дети, не знавшие битв,
         Изнывая от мелких своих катастроф.

         Детям  вечно досаден  их возраст и быт,
         И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
         Но одежды латали нам матери в срок –
         Мы же книги глотали,  пьянея от строк.

В кадре А.М.Смирнова.
Она продолжает свой рассказ о встрече с В.Высоцким

А.М.Смирнова:  Конечно, Володя подарил Ларисе гитару, она же в музыкальной школе  училась. Предлагал он нам, чтобы приехали в Москву и он помог бы с  поступление, но мы как-то опешили … И поступили в Артемовске.

Видео:  Лариса играет на пионино.

Автор за  кадром:   Не  стала  Лариса  Смирнова  известной  пианисткой, хотя  такую  судьбу  ей  пророчили  её  педагоги.  Зато  стала  любимым  преподавателем  музыки  в  школе  интернате  для  глухо-немых  детей.  Они  узнают  Ларису  Николаевну  на  улице   через много лет.               
     У Ларисы две  дочки.  Старшая  Тамара  играет  на  гитаре,  с  удовольствием  поёт
и  песни  Владимира  Высоцкого. По образованию она - экономист.
     Младшая - Лариса поступила в Национальный университет. Бабушка Алла очень  гордится своими внучками,которые так же, как и она, бережно хранят в  памяти,  всё,  что  связано  с  пребыванием  в  их  доме  такого  знаменитого  гостя.

А.М.Смирнова:  До сих пор все только и говорят, - как это, ты привезла Высоцкого? Но, ведь, это чисто случайно, ведь случайности разные, а у нас вот, именно, такая была. 

Видео:  Фотографии  В. Высоцкого  и  Д. Карапетяна,
сделанные  в  Донецке  в 70-м  году  фотографом
Владимиром  Федоренко.  Вырезки  из  газет  того  времени.
Статья  Д. Карапетяна  «Высоцкий и Махно - два иноходца
в  газете «Совершенно  секретно»

Автор за кадром: А вот, что пишет Давид Карапетян, много лет спустя, об этом  путешествии: "Весной  1970 года  я, на полном  серьёзе, собирал материал и мечтал о  поездке по “махновским” местам. Одному ехать не хотелось, о Высоцком, как о  возможном  спутнике, я тогда не думал… Но дальше началась цепь странных совпадений, каких было  немало  в  истории  нашей дружбы…" 
   Давид описывает все эти случайности и делает вывод, что и в них есть какая-то  закономерность. Во-первых,он не ожидал, что Высоцкого тоже интересует личность батьки  Махно. 
   Во-вторых, Владимир на полном серьёзе считал «Охоту на волков» - настоящим  гимном «Анархии».
   И ещё много чего другого. Последнее, в этой череде совпадений,выявилось уже после ухода Высоцкого из жизни. Ведь день смерти Нестора Махно тоже - 25 июля.   
   Но вернёмся в август 70-ого, тогда перевернувшись на «Москвиче» - ни Давид, ни  Владимир  не получили не единой царапины, не пострадала и гитара, а вот автомобилю  досталось.

В кадре Лариса Смирнова.
Она продолжает вспоминать те знаменательные дни, проведенные с В.Высоцким.

Л.Смирнова: В кухню захожу. Мама их там чаем поит.                Высоцкий говорит: «Алла, не волнуйся, нас всё устраивает. Вы нам - душ, пожалуйста, с  дороги грязные, и постирать надо.                И я уже, тогда, села и до утра глаз не сомкнула. В пять они уже легли  отдохнуть…

Видео: В кадре статья Д.Карапетяна.

Автор за кадром: Далее Давид описывает событие так: "Проснулись утром - на столе  плотный завтрак, одежда наша вычищена, выглажена дочкой Аллы. Опрятность, простота,  заботливость - снова пахнуло благословенным Миргородом…"

В  кадре Лариса Смирнова продолжает свой рассказ.
 
Л.Смирнова: Утром все закружилось по поводу ремонта машины …                Володя и  Давид разговаривали со мной.
- Куда поступила? Как дела? А ты можешь что-нибудь сыграть?                А я говорю – «Могу». 
И мы сели – он взял гитару. И мы так,в два голоса с ним попели...
И слышим внизу:  « А еще можно спеть?                А я –«Кто же там такой?»,-выглядываю. А там стоит уже много людей, и спрашивают, - можно, мы зайдем?                Ну,заходите! И как пошли,я вроде часть выпущу,часть запущу, а потом поняла – надо открывать дверь - и проходной двор начался…
Давид вот так сидел. Да,- говорит, - Володька, тебя, по-моему, здесь раздерут!

Видео:  В кадре В.Высоцкий.
Фрагмент его монолога со зрителем.

В.Высоцкий:  Я бываю во многих домах, в виде магнитных пленок в скрученном состоянии, правда, я чувствую себя там довольно хорошо. И для меня обстановка, атмосфера, которая возникает в гостях, когда люди уже пообвыкались, пообтесались и через несколько минут чувствуют себя свободно и уютно, и любой человек  может взять гитару, которая всегда, почти в любом доме –гитарный век у нас – существует. Может любой человек взять гитару, начать что-то такое наигрывать, начать петь.
И, если я бываю в компании, я с большим удовольствием показываю впервые свои новые песни, своим близким друзьям, они предназначены для близких друзей.
 
Видео: Фотографии и кинохроника.
В.Высоцкий с друзьями.

Автор за кадром:  А друзей у Владимира Высоцкого, как известно, было много,  свидетельствует об этом и Марина Влади,правда,она делила их на категории. Одни  встречались с ним в повседневности, другим, лишь иногда, удавалось попасть на его концерты, третьи - только слушали магнитофонные записи. Но все они были друзьями.
   Давид Карапетян был влюблен в песни Высоцкого, ощущал масштаб его дарования.         А  потому  относился  к  нему  как  к  старшему  брату.  Что же  происходило  дальше  в  их  совместном  путешествии?  «Москвич»  уже  был  в  надёжных руках  шахтных умельцев.  Сами  же  путешественники, вместе с Аллой  зашли  в  кабинет  председателя профкома.   А  был им  тогда  Александр  Дмитриевич  Столяров,  вот сохранились  такие  газетные  снимки  Столярова  с  Высоцким.
Алла, с плохо скрываемым, торжеством  выпалила: «Смотрите, кого я вам привезла!         Это - Высоцкий с другом!» Председатель выслушал внимательно, но явно недоверчиво. «Прямо по Ильфу и Петрову, - подумал  председатель.Уж очень эта  сцена  напоминает визит  «детей  лейтенанта  Шмидта» к предисполкома  города  Арбатова. Но, его мысли прервал голос с хрипотцой, который предлагал  бесплатный  концерт  для  шахтёров на котором обещал исполнить совершенно новую песню - оду горняцкому труду, песню «Чёрное  золото». От такого предложения председатель оттаял и в ответ  предложил  ещё провести и платный, официальный концерт во Дворце культуры шахты им.Бажанова. Эта шахта, в те годы называлась «Бутовка-Глубокая». О таком сюрпризе - как  платный  концерт  друзья,  конечно же, и не мечтали.

Видео: В кадре шахтёры делятся своими  воспоминаниями.

В кадре Виктор Радкевич – начальник ОБК:

В. Радкевич:    Это было в 1970 году,в августе месяце. Я работал здесь на шахте еще молодым парнем, был членом комитета комсомола. Комсорг шахты был Белоиван. Он вызвал нас всех, членов комитета … Мы пообщались,он для нас тоже несколько песен спел в комитете комсомола. Комитет комсомола был напротив … здесь. Ездили в шахту, участок № 1. Мы ему показали, что такое шахта. Он говорит, да, тяжело здесь добывать это золото.

В кадре Василий Кудрик, председатель союза
«Объединенные шахтёры - инвалиды»

В.Кудрик:  Много желающих хотели услышать,как он поет, увидеть живого Высоцкого. Как он дает концерты.

В кадре Георгий Ваакс, заместитель начальника ВТБ № 2:

Г. Ваакс: Это, конечно, было неописуемо. Вот если бы тогда работало телевидение  и это заснять бы всё на камеру и показать настоящему поколению, как и что это было …

Видео: фото В.Висоцкого с  редактором музыкальных  программ                Донецкого  телевидения  Борисом  Чернухою.

Автор за кадром: Устный  договор с Высоцким о съёмках на телевидении, а в те годы была одна - Донецкая студия телевидения, состоялся. Борис Чернуха возглавлял тогда  музыкальную редакцию, но, к сожалению, официально выступление Высоцкого на  телевидении  было запрещено и никто не рискнул сделать съёмки, как их называли тогда - подпольные,  то есть не для эфира.
   Зато состоялся неофициальный концерт-встреча   шахтёрской  нарядной.   
 
В кадре Г.Ваакс: Концерт был назначен на второй наряд, но уже с утра приходили и  заполняли эту нарядную. Откуда они знали, что будет здесь, в нарядной.
Я тоже присутствовал на этом концерте. На всю жизнь запомнилось. У меня есть вот такая  папка и в ней - вырезки из газет и журналов.

В кадре В.Радкевич:  Он спел «Черное золото» и говорит, - да, ребята, как вам тяжело  работать. Эта песня посвящается вам – шахтёрам, которые работают на такой  глубине.

Звучит фрагмент песни «Черное  золото»
Иллюстрируется  подземными  съёмками.

В кадре Владимир Корж, шахтёр - пенсионер.
В.Корж: Было получено разрешение администрации на спуск в шахту, его возили на 1-ый  участок в то время там Герой Соцтруда Беликов Анатолий Иосифович рубил. Вот  он  по  исходящей струе прошёл через лаву. Вышел и как все шахтеры чёрный был, как негр. Мылся  в шахтёрской бане с нами.

Видео: кадры снятые на шахтном
дворе шахты им. Баженова.

Автор за кадром:  Увиденное, действительно потрясло и Давида, и особенно Владимира,  но, если Карапетян уже через пару минут задыхался от нехватки воздуха /ведь  глубина  была  1012  метров/, то Высоцкий - хоть бы хны, чувствовал себя настоящим шахтёром  и  всё время о чем-то расспрашивал сопровождающего.
Затем они мылись в шахтерской бане, смывая вековую угольную пыль… Вечером  ко  Дворцу  шахты народ шёл как на демонстрацию, билетов, конечно, всем не хватило

В кадре В.Кудрик:  На концерт съехались, но буквально… кто только смог  поприсутствовать приехали на посёлок шахты Бажанова, во Дворце был  проведен  этот  концерт. Людей  было  очень много, не было не то что сидеть. Не где было стоять. Стоимость билета. Можно  сказать была чисто символическая. Очень много задавали вопросов Владимиру. Он вёл себя  так, как вроде он в этой среде шахтёрской и жил и вырос здесь. Общение было  такое  тёплое, простое. Многие вопросы… очень много песен исполнил на одном дыхании. Пожалуй  где-то два с половиной часа не было ни каких перекуров.

Видео: в кадре В.Высоцкий говорит о песне «Пожары.
Место действия - Украина 19-20 годы ХХ века. 
Звучит фрагмент этой песни.

В. Высоцкий: Вот песня, которую сейчас я хочу вам показать - это песня  несостоявшаяся  в  картине «Забудьте слово – смерть».  Не то,  чтобы она  не  состоялась по  каким бы то там причинам несходства взглядов режиссёра и меня - просто она не смонтировалась с  материалом. Песня эта была написана в очень сильном ритме и хотя события в  этой  картине куда она предполагалась эта песня они тоже очень жёсткие. И очень такие… но  очень много стрельбы на экране. Артисты темпераментно работают и так далее  и  все-таки эта песня не уложилась. Но у меня есть счастливая возможность продлить ей жизнь и  спеть её вам в том виде, в каком она была написана.Песня эта называется «Пожары» место  действия - Украина. Время действия 19-20 годы.
         
      Пожары над  страной
      Всё выше, жарче, веселей.
      Их  отблески плясали
      В два притопа,  в  три  прихлопа,
      Но  вот  судьба  и  время  пересели  на  коней.
      А  там  галоп – под  пули  в лоб.
      И Мир  ударило  в  озноб  от  этого  галопа.
      Шальные  пули  злы,  слепы  и  бестолковы,
      А  мы  летели  вскачь – они  за  нами влёт.
      Расковывались  кони и  горячие подковы               
      Летели в  пыль  на счастье тем кто  их  потом  найдет…

В кадре Владимир Корж: Он исполнил здесь 23 песни. Каждой песне предшествовал рассказ – история написания этой песни.Где он побывал.Какие впечатления, что пережил. И  всё  это  соответствовало  той  обстановке.

Видео: В кадре В.Высоцкий.

В.Высоцкий:  Меня часто спрашивают, почему я так много обращаюсь к военной теме. Если  прослушать много песен на эту темы… Во-первых, это вопрос, по-моему праздный.  Пока  люди пишут, пока люди сочиняют музыку, стихи, их всегда будет волновать военная тема.  У всех в нашей нашей стране есть либо погибшие, либо раненные,короче говорят, война  коснулась всех. Это разговор очень простой, очень серьёзный и ясный. А ещё  я просто  хочу для своих песен выбирать персонажей, которые находятся в момент риска, каждую  следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти. У которых, что-то сломалось, либо  они  ждут чего-то неожиданного, короче говоря, таких персонажей, которые нервничают,  беспокоятся, а не тех, которые жуют или отдыхают в данный момент, о  таких  писать менее интересно. 
     Песня,  которую  я  вам  сейчас  покажу  называется  «Мы вращаем  Землю»

        От границы мы землю вертели назад -
        Было дело, сначала.
        Но обратно ее закрутил наш комбат,
        Оттолкнувшись ногой от Урала.
        Не пугайтесь, когда не на месте закат.
        Судный день - это сказки для старших.
        Просто Землю вращают, куда захотят,
        Наши сменные роты на марше.
        Мы ползем, бугорки обнимаем,
        Кочки тискаем зло, не любя,
        И коленями Землю толкаем -
        От себя, от себя.
----------------//--------------//----------------------
                Кто сказал: "Всё сгорело дотла?
                Больше в Землю не бросите семя"?
                Кто сказал, что Земля умерла?
                Нет! Она затаилась на время.

                Материнство не взять у Земли,
                Не отнять, как не вычерпать моря.
                Кто поверил, что Землю сожгли?
                Нет! Она почернела от горя.

                Как разрезы, траншеи легли,
                И воронки, как раны, зияют,
                Обнаженные нервы Земли
                Неземное страдание знают.

                Она вынесет всё, переждет.
                Не записывай Землю в калеки!
                Кто сказал, что Земля не поёт,
                Что она замолчала навеки?

                Нет! Звенит она, стоны глуша,
                Изо всех своих ран, из отдушин.
                Ведь Земля - это наша душа,
                Сапогами не вытоптать душу!

                Кто поверил, что Землю сожгли?
                Нет, она затаилась на время.

В кадре Владимир Корж: Вот фотография -  то он снимался, здесь во Дворце, вот, именно, в этой комнате, после концерта. Молодой, красивый. Был неординарно одет. Красные полусапожки, желтые вельветовые штаны и красная вельветовая куртка. И сам он выглядел  неординарно.               
    Он говорит: «Я первый раз в шахтерском крае и не думал, насколько шахтеры – люди  жизнерадостные, с юмором, хоть и тяжелый труд у них и все равно, - говорит, - веселые, много анекдотов рассказывают.» И, вообще, замечательный был собеседник – с ним можно было разговаривать на любую тему, мог ответить на любой вопрос. Это был  уникальнейший  человек.

Видео: Фото В.Высоцкого на концертных площадках. 

Автор за кадром: Усталые, но довольные вернулись гости из шахтерского дворца. Отдохнуть  бы, но…

В кадре А.Н.Смирнова: У него еще были переговоры заказаны с Мариной Влади, в час ночи  ездили  в Донецк. Опять мне надо было ехать, потому что дорогу не знают, да  еще   и ночь.
Поехали в Донецк на Главпочтамт. Разговор я,конечно,не слышала,но то,что он стремился, рвался к этим переговорам, я видела…

Видео: Фотографии М.Влади и В.Высоцкого.                Звучит  фрагмент  песни  «0 7»

Автор за кадром: Это была настоящая любовь и роман русского поэта и колдуньи – французской «Олеси» Куприна, был в самом разгаре.   

         Маринка, слушай, милая Маринка!
         Кровиночка моя и половинка!
         Ведь если разорвать, то - рубь за сто -
         Вторая будет совершать не то!

Видео: Фрагмент х/ф «Их двое» венгерского режиссёра Марты Месарош.
Женский голос за кадром: Позже я сама неожиданно сняла его в своем фильме «Их двое»,  -  вспоминает венгерский режиссёр Марта  Месарош, - в сценарии нашелся такой момент: героиня одна выходит на улицу, и кто-то проходит мимо. А для того, чтобы они встретились на съемках, я придумала  так: он идет, она идет, они встречаются, они целуются, она уходит, он смотрит вслед.»

Видео: На кадрах из х/ф "Их двое" и фотографиях
В.Высоцкого и М.Влади - звучит фрагмент песни,
посвященной М.Влади. "Здесь лапы у елей дрожат на весу"
            
Видео: Фотографии В.Высоцкого и Д.Карапетяна 

Автор за кадром: На следующее утро пребывания друзей в семье Смирновых и «Москвич» ещё  не был готов, поэтому в Гуляй-Поле они поехали на директорской «Волге»  - директором  был в то время Анатолий Кириллович Сухоруков. 
Много нового,конечно, они узнали о Несторе Ивановиче Махно. И было заметно,  как  Владимир  уже  входил  в  образ... 
Вернулись  к  полуночи...

В кадре А.Н.Смирнова: Когда они уже приехали в 12 часов ночи, а у нас уже, конечно, было народу до самого Бутовского поворота с разными бандурами, все хотели что-то записать. Но он сказал: «Алла, знаете, это разговоры идут такие, что я пою запрещенные  песни, я никогда этих песен не пою – это просто болтают, а песни, которые у меня есть, я спою». Ну, конечно, посидели, стол накрыли.

В кадре Лариса Смирнова: В этой компании, вот за этим столом, который стоял посредине – был раздвинут… за которым находилось очень  много людей … И вот на этом стуле во главе стола сидел Владимир Высоцкий. Я  его сейчас раздену, этот стул  (снимает  чехол). Это реликвия, на нем никто не сидит.

Видео:  Двор и дом, в котором  три  дня  жил  В. Высоцкий.

Автор  за  кадром:    То,  что  происходило  в  ту  ночь  во  дворе  этого  дома  описать невозможно...

Видео:  Вспоминают  очевидцы.

В кадре  Г.Ваакс: Я живу в том доме, где Высоцкому пришлось ночевать.  Как раз мой балкон рядом с этим балконом. И когда он выходил на балкон петь песни … вокруг дома я не представляю, я вот сейчас даже рассказать не могу, что там творилось, столько было людей, но, наверное, в три,четыре круга и все слушали его, и хлопали …            
Это ведь не концерт был, а, просто, он сам  выступал, наверное же, чувствовал, что его любят, что уважают.

В кадре  Лариса Смирнова,  она  стоить на балконе. 

Л. Смирнова: На дереве сидели, кто помоложе – повыше забрался. Людей было столько, полностью эта площадь была … Кто на машинах, кто на велосипедах. Мы, когда выглянули –«Боже мой!» что творилось на улице. Балкон был не застеклен, все было открыто, его было хорошо видно.
Люди хлопали, кричали, тут какие-то вопросы задавали – он поворачивался.
- Ну, еще спойте. Володя, давай, пой. Давай, давай. Я не знаю по времени, но это долго было.
Все мои друзья (сидели люди постарше), а такие подростки, как я 17-18 лет – свистели под балконом.
Володя говорит … «Лариса, возьми гитару, только не побей мне ее.» Я говорю – «Нет, мы не побьем.» - Вынеси, ребятам покажи. Я взяла эту гитару, вышла. В общем, мы два часа болтались по улицам с этой гитарой. Все кричали: «Гитара Высоцкого.» Кто мог играть, друг у друга вырывали …
Удовольствие, конечно, выше крыши. Вся эта толпа молодежи ходила по улицам с этой гитарой.

В кадре В.А.Корж:  До пяти утра мы сидели, он все пел и рассказывал, где побывал. Проводили его в 5 утра, а вечером решили опять собраться, хозяйка пригласила, кто здесь близко был. Мы опять сидели в этой компании, стол как стоял, так и стоит, включили вот этот телевизор, и в это время показывают фильм  «Хозяин тайги». Там Высоцкий – такой, какой он в жизни был – без грима. Вот, буквально, целую ночь сидел тут с нами … И такое вот впечатление… Ощущение, и хочется сказать: «Вылазь, как вы попали туда, в этот ящик … Буквально прошло 12 часов, как его только проводили, а здесь вот такой фильм.
Потом, через 3 года, я уехал на Крайний Север. Мы поддерживали контакты, так вот тогда он провожал меня в Домодедово, правда, из автомобиля не вышел, сказал: «Я потом отсюда двое – трое суток не выберусь.»
Мы попрощались – это я его живым последний раз видел. Правда, перезванивались. Потом в отпуске заезжал к его маме в Москву. Ну, и потом уже, каждый раз, как бываю в Москве, покупаю цветы и иду на могилу к Владимиру.

Звучит  фрагмент песни «До последней черты».
Видео:  фото В. Высоцкого.
 
              Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
              Может, кто-то когда-то поставит свечу
              Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
              И веселый манер, на котором шучу...
              Даже если сулят золотую парчу
              Или порчу грозят напустить - не хочу,-
              На ослабленном нерве я не зазвучу -
              Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!
              Лучше я загуляю, запью, заторчу,
              Все, что за ночь кропаю,- в чаду растопчу,
              Лучше голову песне своей откручу,-
              Но не буду скользить словно пыль по лучу!
              Если все-таки чашу испить мне судьба,
              Если музыка с песней не слишком груба,
              Если вдруг докажу, даже с пеной у рта,-
              Я уйду и скажу, что не все суета!

Автор за кадром:  25 августа 1970 года Владимир Высоцкий  вернулся  в Москву.
Встретил из пионерского лагеря двух сыновей Аркадия и Никиту, привёз им из поездки  белгородские яблоки...
Впереди - было ещё без одного месяца 10 лет жизни, наполненной всеми красками от белой  до  чёрной.
Удивительно то, что в ходе подготовки этой передачи всё время происходили события,  которые из ряда счастливых случайностей.

Видео: в кадре Г.П.ВААКС с папкой собранных материалов  о
В.Высоцком. (обращаясь к  журналисту)

Г.Ваакс: Нас судьба свела … Не зашел бы я в профсоюз, когда  вы  были  там,  мы бы не встретились...
Автор: Да,да! И Ларису бы не нашли, никого бы не нашли … 

Видео: в кадре автор- журналист с Г.П.Вааксом рассматривают 
архивы им собранные.

Автор за кадром: Георгий Павлович Ваакс - истинный поклонник таланта Владимира  Высоцкого и он, действительно, зашёл в кабинет председателя профкома шахты имени  Бажанова Станислава Ивановича Белича по своим личным делам, но, именно, в то  мгновение, когда председатель произносил фамилию Высоцкий, разговаривая со мной по телефону. Я  просила Станислава Ивановича помочь мне разыскать хоть кого-нибудь из тех,  кто  помнит  события августа 1970 года, связанные с Владимиром Высоцким.
     Но на этом цепь волшебных совпадений не закончилась. Душа Владимира  Высоцкого  продолжает  оставаться  с  нами.
Поэтому  продолжение  следует...

Конечные  титры :
      
Автор  и  режиссёр     Алевтина   Ворожцова
Оператор               Сергей  Литвиненко
Монтаж                Наталья  Вермизова