Лёвушка часть вторая Ищу Маму 24

Виктор Шель
24.               
Лошади двигались медленно. Телега подпрыгивала на ухабах дороги. Лёвушка, утомлённый долгим тревожным днём, мирно заснул. Он спал до тех пор, пока телега не остановилась. Приоткрыв рядно, Лёвушка увидел вершины деревьев и голубое небо. Солнце прогрело поверхность рядна так, что лежать под ним стало невыносимо. Обливаясь потом, Лёвушка высунулся из-под своего укрытия и огляделся. Телеги и кибитки стояли на небольшой поляне, окруженной кустами. На поляну выскочили из кибиток ребятишки. Старая цыганка пошла в направлении кустов, чтобы собрать хворост. Лёвушка вылез из своего укрытия и поспешил укрыться в кустах. Но кусты оказались колючими, и Лёвушка вернулся к цыганским повозкам. Его заметили и окружили цыганские дети. Они закричали по-цыгански что-то, и на их зов вышел пожилой цыган. 
- Как ты сюда попал? Кто ты? – спросил цыган по-русски.
- Меня зовут Лёвушка. Я ищу маму.
- У нас твоей мамы нет. Иди к своим искать.
- Я не знаю где её искать. Я бы хотел присоединиться к вам, пока я её найду. 
- Это нельзя. Мы не можем тебе это разрешить.
 
Пока они говорили, подошли другие цыгане. Вперёд вышел старый цыган, которого Лёвушка видел в Симферополе на базаре. Он зло посмотрел на Лёвушку и сказал:
- Ты должен немедленно отсюда уйти!
- Мне некуда идти. 
- Какое мне дело есть куда тебе идти или нет! Убирайся! 
 
Молодая цыганка, та самая, которая отогнала Лёвушку на базаре, что-то быстро сказала своим сородичам. Ей зло ответил старый цыган. Лёвушка не понимал, о чём они говорят, да ему в этот момент было не до этого. Лёвушка, перегретый под рядном, стоя на палящем солнце, почувствовал тяжесть в груди. Мальчик, тяжело дыша, неимоверным усилием воли старался удержаться на ногах. Вдруг все закружилось у него в глазах, и он как куль с мукой повалился на землю. 
 
Когда Лёвушка пришёл в себя, он обнаружил, что лежит на коленях неизвестной женщины внутри цыганской кибитки, надёжно укрытый от солнца пологом. Крепкие женские руки приподняли его голову и влили в                рот какую-то противную жидкость. 
- Пей, маленький. Это оживит тебя.
Лёвушка, испуганно глядя на незнакомое женское лицо, медленно начал приходить в норму. Его бледные губы порозовели, лицо начало принимать нормальный цвет. Вместе с сознанием вернулась тревога. 
- Вы не выгоните меня? Я правду говорю. Мне некуда идти.
- Не волнуйся, дорогой. Я никому тебя не отдам. Никому! – ласково сказала женщина. Она нагнулась к нему и крепко поцеловала его в лоб. Прижимая его голову к своей груди, она гладила его мокрые волосы, и целовала его лоб. Лёвушка догадался, что его окатили водой, чтобы привести в чувство. 
- Какой ты хорошенький! Какой слабенький! Я тебя никому не отдам!
- Я ищу маму. 
- Зачем искать? Я буду твоей мамой. Я тебя в обиду никому не дам. 
- Но у меня есть мама! Меня от неё увезли. Я должен её найти!
 
В кибитку заглянул старый цыган. Он что-то сказал молодой цыганке. Она ответила ему, продолжая гладить голову мальчика.
- Мой папа говорит, что надо тронуться в путь. Дорога идёт в гору. Лошадям тяжело тащить кибитку. Мы с тобой должны выйти и идти пешком рядом с кибиткой. Ты сможешь идти?
- Я постараюсь!
Цыганка внимательно посмотрела на Лёвушку и, обращаясь к старику, сказала по-русски: 
- Пусть мальчик полежит часок в кибитке. Ему надо окрепнуть. 
Старик, ворча что-то себе под нос, отошёл от кибитки. Женщина достала кусок хлеба, кусок сыра, и кувшин с водой.
- Кушай, это всё потому, что ты голодный. Я по глазам вижу, что ты давно не ел.
- Я вчера утром съел кусок хлеба, потом собака принесла мне кусочек колбасы. Я ел.
- Собака? Как это собака тебе принесла колбасу?

- В зубах. Она была добрая собака.
- Куда же ты её дел?
- Она не захотела идти с вами и осталась в Симферополе. 
- Поешь и немного отдохни. Я тебя позову, когда коням станет очень тяжело.
 
Она соскочила на землю. Лёвушка посмотрел на еду. Ему было неловко есть на дармовщину, но он был очень голоден. Мальчик с жадностью набросился на еду. Спасибо добрым людям! Лёвушка решил, что он отработает еду при первой же возможности. Он надеялся, что такая возможность скоро представится.
 
Поев, Лёвушка почувствовал себя достаточно хорошо, чтобы присоединиться к цыганам, шагавшим рядом с кибиткой. Он спрыгнул на землю и пошёл пешком. Он шел рядом с ласковой цыганкой. Молодая женщина  напевала какую-то цыганскую песню. Лёвушка прислушивался к мотиву песни. Ему казалось, что он где-то слышал эту песню. Дорога шла в гору. Слева вдоль дороги текла неширокая речка. Справа от дороги на склоне гор росли зеленые растения. Красота природы захватывала дух. Лёвушка шагал легко, удивляясь разнообразию растений, встречавшихся на их пути. Невольно он вспоминал родной Днепр, и заросли камыша на его берегу.  Днепр был несравнимо более широк, по сравнению с рекой, берега которой виднелись вдали.
- Что это за река? – Спросил Лёвушка.
- Местные люди называют её Салгир. – Ответила цыганка. – Как тебя зовут? Расскажи о себе. Почему ты ищешь маму? 
- Меня зовут Лейба. Мама называет меня Лёвушка. Вы можете называть меня Лёва.
- Хорошо. А где твоя мама?
- Мама ушла от папы и вышла замуж за русского барина. Его зовут Иван. Мамин брат, дядя Янкель,  увёз меня от мамы и отдал часовщику в Симферополе. Там меня никто не любил. Я сначала думал, что дядя увёз меня с согласия мамы, но позже я понял, что он меня просто украл у мамы. Мама не отослала бы меня без вещей. У меня в Гориловке было много вещей. Мама не послала бы меня в одной рубашке так далеко. Я решил убежать от часовщика, как только понял, что меня увезли без ведома мамы. Мне необходимо найти мою маму. 
- Где же ты собираешься её найти?
- Она в Крыму. Дядя Иван служит в каком-то городе в Крыму. Она должна быть с ним.
- Где он служит?
- Я только знаю, что он чиновник. Он служит в городской управе. 
- Какого города?
- Не знаю. 
- Как же ты её найдёшь, если не знаешь, в каком городе твой дядя служит?
- Я обойду все города с вами.
- Это не так просто. Мы не ходим везде. Мы стараемся кочевать около городов, где можно заработать на жизнь, где много отдыхающих господ. Сейчас мы идём в Ялту. Там всегда много господ и можно немного заработать. Но там мы долго не сможем быть. Там очень злой полицмейстер. Вокруг Ялты несколько маленьких городков, где отдыхают господа. Мы будем кочевать из города в город. 
- Я хочу с вами.
- Я бы хотела оставить тебя, но старики возражают. Русский мальчик в таборе может принести неприятности. Нас и так гонят отовсюду. Зачем нам неприятности? Тебе в Ялте придётся уйти.
- Я не русский. Я еврей.
- Это ещё хуже. Ты не сможешь остаться с нами.
 
Дорога пошла круче в гору. Лошади с большим трудом тянули кибитки. Теперь склон горы был усеян колючими кустарниками и вековыми деревьями. Шли медленно. Лёвушка шел со всеми и думал о том, что у него нет выбора. Ему придётся оставить гостеприимный табор. Как же он обойдёт города Крыма? Одна надежда на то, что мама в Ялте, и ему не придётся искать её в других городах. Он обойдёт всю Ялту и найдёт маму.
 
Было далеко за полдень, когда табор свернул с дороги и направился к небольшой лесной поляне на отдых. Распрягли лошадей и привязали их к молодому дубу. Мальчишки бросились к диким кустарникам в поисках хвороста. Лёвушка пошёл с ними. У небольшого ручья они остановились, чтобы напиться холодной ключевой воды. Лёвушка тоже наклонился к ручью, в надежде зачерпнуть в ладони немного

воды. В этом момент один из озорников толкнул сзади Лёвушку в ручей. Лёвушка упал в воду, запачкав в прибрежной грязи свою единственную рубашку. Лёвушка встал и оглянулся. Ребята беззлобно улыбались. Лёвушка улыбнулся в ответ и, сняв рубашку, слегка простирнул её в ручье от грязи. 
- У меня другой нет, – пояснил он.
- Где твоя собака? – спросил старший мальчик.
- Побоялась вас. Осталась в Симферополе. А ты откуда про собаку знаешь?
- Видел тебя на рынке. Ты был с собакой.
- А я тебя не видел. Да, я был с собакой, но она с вами пойти не захотела. Испугалась.
 
Так они беседовали, пока собирали хворост. Собрав большую охапку, Лёвушка вернулся к табору. Молодая цыганка, которая приютила его в своей кибитке, дала Лёвушке ведро и велела принести воду из ручья. Лёвушка попросил кружку в придачу. Ручей мелкий и ведром много не зачерпнёшь, а по кружке можно налить полное ведро. Цыганке понравилось такое объяснение, и она протянула Лёвушке металлическую кружку. Скоро на поляне загорелись костры, и в котелках закипела вода. Запах похлёбки опьянял ноздри. Лёвушка сидел у костра и с увлечением следил за языками пламени. Ему вспомнилась кузня в Гориловке и искры, вылетавшие из горящих углей. Было уютно и тихо. Мальчик наслаждался этой тишиной.
 
Вдруг Лёвушка почувствовал тяжёлое дыхание у себя за спиной. Он обернулся и обомлел. К нему приближался бурый медведь. Лёвушка в упор посмотрел в глаза зверя. Сердце сжалось от страха. Очень хотелось убежать, но, решив, что будет - то будет, Лёвушка, застыл на месте. Медведь медленно подошёл к Лёвушке, обнюхал мальчика и лизнул его в лицо. Пересилив страх, Лёвушка протянул руку и нащупал у медведя на шее ошейник. Облегчённо вздохнув, понял, что медведь ручной. Бояться нечего. Лёвушка потянул зверя за ошейник, приглашая прилечь рядом с ним у костра. Медведь послушно улёгся рядом с мальчиком. Раздались аплодисменты. Лёвушка оглянулся. Оказалось, что за ним наблюдали почти все цыгане.
- Ты прошёл проверку лучше, чем взрослые. Даже цыган-медвежатник может растеряться в той ситуации, когда на него идёт медведь, – сказал старый цыган. 
- Я тоже испугался, – честно признался Лёвушка.
- Не удивительно. Но ты нашёл в себе силы устоять и не броситься наутёк. И как это тебе удалось уложить его рядом с собой? Он тебя слушает.
- Меня все звери любят. И я люблю зверей. Это ваш медведь?
- Да, наш. Меня зовут Иван, а тебя?
- Лёвушка, я же вам говорил. Теперь я понял, что так испугало собаку в Симферополе. Я понял, почему пёс не пошёл за мной. Собака почувствовала запах медведя.
Старик протянул Лёвушке миску с дымящейся похлёбкой. 
- Ешь, герой. У меня появилась идея. Я хочу в Алуште привлечь тебя к моему выступлению. Это принесёт хорошие сборы. Господа любят смотреть маленьких мальчиков с медведем. В Алуште это можно. Там мало полиции. А в Ялте тебе придётся от нас уйти. Там злые городовые и дорого берут.
- Я надеюсь найти маму в Ялте.
- Вот и хорошо. А теперь давай посмотрим на то, как ты справишься с медведем.
- Я не знаю. Я никогда с медведем не встречался до этого.
- Надо попробовать. 
 
Лёвушка ел похлёбку и думал, что ему повезло. У часовщика ему давали только работу прислуги, а цыган хочет приобщить его к своему ремеслу. Цыгане не обижают его, а могли бы. Что стоит обидеть беззащитного?  А они его кормят, хотя у самих не густо. 
 
Лёвушка не знал с чего начать. Иван велел ему сесть на траву и сделать вид, что он один из зрителей, наблюдающих за выступлением. Рядом с Лёвушкой на траве расположилось несколько цыганских ребят. Иван поднял медведя и прошёл с ним вдоль ряда зрителей. Проходя около Лёвушки, Иван выпустил из рук поводок. Почуяв свободу, медведь бросился к Лёвушке. Мальчик ловко схватил медведя за ошейник и повёл к Ивану. Иван сделал вид, что он пятится назад от страха. Лёвушка твёрдой рукой потянул медведя вниз. Медведь покорно улёгся у его ног. Иван подошёл к успокоенному зверю и взял в руки поводок. После этого Иван заставил медведя сделать кувырок. Неуклюжий зверь нехотя перевернулся. Иван дал Лёвушке в руки поводок и показал, что надо сделать, чтобы мишка сделал кувырок. Лёвушка без труда заставил хорошо тренированного медведя кувыркаться.   

 
Иван был в восторге оттого, что медведь слушает Лёвушку. Особенно ему понравилось, что Лёвушка на лету понял, что от него хочет Иван. В таком исполнении номер привлечёт публику. Цыганские ребята восторженно качали головами. Они знали, что Иван пробовал некоторых из них на эту роль, но страх перед могучим зверем у детей был так велик, что они в ужасе убегали от медведя. 
 
Дочь Ивана, та самая женщина, которая приласкала Лёвушку в кибитке, сказала:
- Послушай отец. Давай оставим его с нами. Он отработает свой хлеб.
- Эх, Зора, как же ты не понимаешь, что любому сразу видно, что он не цыган. У нас и так плохи дела. Полиция гонит нас. Они были бы рады обвинить нас в похищении ребёнка. А денег, чтобы откупиться, у нас нет. Не можем мы ходить с этим русским мальчиком. Это навлечёт беду на табор.
- Я бы его усыновила. Он возражать не будет.
- Как это не будет? Он же сказал, что ищет маму. У него мать есть. И какой-то барин в этом замешен. Нам не нужно неприятностей.
Зора повернулась к Левушке, прижала его голову к своей груди и, нежно теребя его волосы, сказала:
- Хороший мальчик! Ты мог бы полюбить меня как свою маму?
- Как маму? Нет, не как маму, но я тебя люблю. Ты добрая.
 
Странный звук донёсся с дороги. Лёвушка посмотрел на дорогу, но дорога была извилистая, и ничего разглядеть вдали не удалось. Звук нарастал. Весь табор встрепенулся. Цыгане спешно отводили кибитки вглубь леса. Лёвушка застыл на месте. Теперь он чётко слышал топот и песни. По дороге поднимался отряд солдат. Впереди отряда лошади тянули повозки. Они двигались медленно. Солдатам было очень тяжело идти по дороге, круто поднимающейся в гору. Офицер на низкорослой лошади криком подгонял солдат. Лёвушка смотрел на солдат и думал о своём отце, который когда-то служил в Крыму и, наверное, так же тяжело поднимался на эту гору по этой же дороге. Это был первый раз за всё это время, когда Лёвушка вспомнил отца. Вспомнил и пожалел старика. Тяжёлую жизнь прожил отец. Он ведь был примерно в том же возрасте, что и Лёвушка сейчас, когда его оторвали от семьи и насильно увезли в кантонисты. Нет, не лёгкую жизнь прожил отец! Как там отец в Гориловке? Он потерял и жену и сына! Наверное, горюет. Скорее всего, запивает потерю водкой.
 
Отряд солдат прошёл, оставив клубы пыли на дороге. Цыгане постепенно вернулись на поляну. Подождав с полчаса, табор продолжил путь в гору. Лёвушка шёл за кибиткой Ивана и Зоры. Зора шагала рядом.
- Ты от пыли стал таким же тёмным, как и наши ребята. Потерпи до утра. Утром мы спустимся к морю и сможем отмыть пыль. Я там знаю очень уютные места.
- Ты видела море, тётя Зора?
- О да! Я много раз купалась в море. Ты умеешь плавать?
- Я рос на реке Днепр. Я умею плавать, – гордо сказал мальчик.
- Вот и хорошо. 
 
Уже был вечер, когда табор достиг перевала. По команде одного из цыган табор свернул с дороги и углубился в лес. С трудом прорвавшись по узкой дорожке, остановились на полянке, окружённой вековыми дубами. Ребята бросились во все стороны собирать хворост для костров. Иван подозвал Лёвушку и предупредил его не поднимать шум и далеко от табора не уходить.
- Здесь недалеко большое татарское село. Мы не хотим привлечь их внимание. Татары нас не любят. Очень вредный народ. Боятся, что мы украдём у них овцу.
- Почему они так думают?
- Нам иногда приходится у них чему-то поживиться. У них хорошие овцы. Если нам нечем кормить детей, что тогда нам остаётся делать?
- Но это же воровство.
- Что же делать? От них не отпадёт, если мы съедим одного барашка. У них много баранов.
- Нет, так нельзя. 
- Можно или нельзя установили люди. Твои люди. Мы не живём по вашим законам.
- Это закон установленный не людьми, а Богом. Не укради! 
- Ты веришь в это? Бог велит делать всё, что необходимо, чтобы выжить в этом мире. 

Лёвушка не стал возражать. Он по опыту знал, что взрослых ему не убедить, даже не стоит стараться. 
- Тётя Зора, расскажи мне про татар. Почему они здесь? – спросил Лёвушка после ужина.
- Крым когда-то принадлежал татарам. Это татарские земли.
- Это отсюда татары шли в походы на запорожцев?
- Не знаю. А ты откуда про походы знаешь?
- Мне рассказывал один хороший человек. Водовоз. Он говорил, что татары забирали у казаков девушек и продавали их в Турции.
- Ну и выдумщик твой водовоз. Это крепостных господа продавали раньше. Татары не продавали. У татар крепостных никогда не было.
- А что такое крепостные?
-  Да мужики и бабы деревенские. Они принадлежали господам. Потом крепостное право отменили. 
- Мне про мужиков неинтересно. Вы мне про татар расскажите.
- Что о них говорить? Нехристи они и всё тут. Плохие люди. Спать иди, поздно уже. Завтра рано вставать. Надо до рассвета отсюда убраться.
 
Лёвушка от возбуждения прошедшего дня долго ворочался, не мог заснуть. Иван растолкал его рано утром, не дав досмотреть сон.
- Вставай, пора в дорогу, - сказал он. - Помоги Зоре. 
Лёвушка спросонья не сразу понял, где это он и как он здесь оказался. Но действительность напомнила о себе. Зора наклонилась над ним и сказала:
- Вставай, маленький. Пора в дорогу.
 
Ласковый женский голос напомнил о пережитом вчера. Не желая огорчать добрую Зору, Лёвушка вскочил со своего ложа и принялся помогать Зоре складывать в кибитку нехитрый цыганский скарб. Восход солнца застал табор в дороге. Медленно шли под гору. Лёвушка шел и думал о своей горькой доле, о том, как хорошо было бы найти маму. И не радовали его ни цветы у дороги, ни величественные деревья, украшавшие склон горы.
- Ты чего это приуныл, маленький? - ласково спросила Зора.
- Маму вспомнил.
- Любишь маму?
- Как не любить? Мама у меня самая лучшая.
- Чего же бросила тебя?
- Мама меня не бросила. Это Янкель меня увёз от мамы. Я найду маму.   
- Как же ты будешь искать, если ты не знаешь где её искать.
- Это правда, - с огорчением согласился Лёвушка.
 
Уже два часа табор спускался под гору. Шли медленно, сдерживая лошадей. Лёвушка изрядно устал, когда слева от дороги увидел далеко внизу море. Сначала он не понял, что это море. Просто внизу между деревьями мелькала голубая даль. Потом он догадался, что светится вода. Табор свернул с дороги и остановился.
- Видишь море? – спросила Зора. - Мы здесь сделаем привал на завтрак. Вон там, где куча камней – там разожжем костёр. Беги за хворостом. 
Лёвушка бросился выполнять распоряжение Зоры. Это оказалось нелёгким делом. Кругом буйно росли зелёные растения, а сухих веток нигде не было видно. С трудом Лёвушка набрал немного хвороста и принёс к камням. Зора отрезала кусок хлеба и наверх хлеба положила кусочек овечьего сыра. В чашке дымился чай. 
- Пей скорее. Мы имеем часок, чтобы спуститься к морю и искупаться.
 
Крутой спуск к морю преодолели быстро.  Лёвушка посмотрел на море и удивился его ширине. Сколько бы он не вглядывался, но другого берега не увидел. Зора потянула Лёвушку вдоль берега. Они перелезли через большую скалу и оказались на маленьком уютном пляже, усыпанном мелкой галькой. Лёвушка взял один камень в руку, удивляясь его гладкой поверхности. 
- Скорей раздевайся, - сказала  Зора. – У нас нет времени разглядывать камушки.
 

С этими словами она начала поспешно раздеваться. Лёвушке ничего не осталось делать, как последовать её примеру. Зора, не стесняясь ребёнка, скинула с себя все вещи  и совершенно нагая поспешила к воде. Лёвушка повернулся спиной к Зоре и тоже разделся. Ему было не привыкать купаться нагишом. Мальчишки на Днепре всегда так купались. Он поплыл, как только зашёл в  воду по пояс. Зора плыла впереди его. Он последовал за нею. Проплыв метров десять, Зора повернула к берегу. Став на ноги по пояс в воде, она остановила Лёвушку, подхватив его на руки как маленького ребёнка. Прижав Лёвушку к своему телу, Зора сказала:
- Как бы я хотела иметь такого сына, как ты.
- У меня есть мама, - Левушка попытался освободиться от её объятий. Ему было неприятно то, что Зора относится к нему как маленькому ребёнку.
- Постой дурачок, я тебя не собираюсь обижать. Просто обними меня своими гладкими детскими ручками. Я закрою глаза и хоть на миг подумаю, что меня обнимает мой малыш.
- Я уже не малыш, - сказал Лёвушка, выполняя её просьбу.
 
Зора, относившаяся к нему с материнской нежностью, вызывала у него тоску по родной матери. О, как бы ему хотелось прижаться к маме! Зора, конечно, добрая женщина и заботится о нём.  Он с готовностью обхватил её шею своими руками. Зора с благодарностью поцеловала ребенка в лоб и так на руках вынесла его на берег. Поставив Лёвушку на землю, она велела ему быстро одеться. Нужно было спешить к  табору.
 
Дорога к табору была не легкой. Ухватившись за ветки растений, они, подтягиваясь, медленно поднимались в гору. У камней пришлось подождать, пока собрался весь табор. Дорога шла вниз, и Лёвушке разрешили остаться в кибитке.