Деревня Минчаки

Наталья Минчакова
Мое детство прошло в старинном городе Слободском Вятского края. Так сложилось, что судьба увела меня далеко от родимой сторонки. И вот уже много лет я лелеяла надежду соприкоснуться со своими родными корнями, побывать в деревнях, где родились наши отцы, дедушки и бабушки. Однажды мы с сестрами решили осуществить свою давнюю мечту. Это было летом 2009 года.
Не все из запланированного нами осуществилось, мы не сумели побывать на родине нашей мамы и бабушки, в дер. Погост (Повост в просторечии), которая сейчас слилась с деревней Фаришонки, что находится по Шестаковскому тракту. Бабушка рассказывала, что эта деревенька раньше называлась «Вотский погост», там была битва между пришлыми русскими людьми и коренным населением – удмуртами (вотяками). Много вотяков погибло в этой битве, вот и назвали деревню Вотский погост. Нам очень хотелось свозить туда, на родину, мою тетушку, которой уже за 80 лет. Там семья моей матери жила до переезда в город Слободской в июле 1932 года. Помешала погода, дожди размыли дорогу, и проехать в деревню было невозможно. Поездку в деревню Бережане, что близ села Вагино, на родину моего деда, тоже пришлось отменить по причине плохих дорог.
   Мы побывали на родине моего отца, в деревне Минчаки.  В деревне осталось несколько домов по левой стороне от дороги, справа построен добротный большой кирпичный дом. В центре деревни стоит телефон-автомат спутниковой связи, такие сейчас стоят в самых дальних поселениях по всей России. Вся деревенька заросла борщевиком («Борщаком», как называют его местные жители). Растение очень опасно для человека, оно вызывает сильные ожоги на теле, язвы заживают годами.

Дедушкин дом нашли по наитию. Память детства вывела нас к нему. Дом хорошо сохранился. Нам посчастливилось зайти в него. В детстве дом казался мне очень большим, но даже сейчас меня вновь удивили довольно высокие потолки в доме. Все та же мебель, что стояла тут раньше – комод в простенках окон, кровать с фигурными железными спинками, расположенная около большой русской печки... Только вот посудный шкаф из красного дерева, который я хорошо помню, перекрашен в белый цвет. Из этого шкафа тетя Павла доставала для меня трофейные немецкие открытки сказочной красоты, которые привез из Германии папа. Я подолгу разглядывала эти открытки. Красивые домики, крытые красной черепицей, вокруг них - зеленые лужайки. Девочка в зеленом платье, надувающая мыльные пузыри. На голове у девочки – огромный зеленый бант, светлые волосы  уложены в красивую прическу. Все для меня казалось сказкой, поскольку совершенно не вязалось с нашим скромным бытом тех лет.

Дом перестраивался в начале 50-х годов. Через крытый двор  можно пройти в огород, где растут кусты смородины, которую посадил еще мой папа. Огородик ухоженный, справа стоит крепкая банька. На двери дома висит подкова «на счастье». На прощание я потрогала подкову ладонью. Кто знает, доведется ли мне снова вернуться в отчий дом?
Очень хотелось найти ключик - родничок, что находится в середине деревни. Кстати, в краеведческой литературе я прочитала, что при постройке водопровода  в городе в 1900 - 1912 году, ключи в  деревнях Минчаки и Кропачи  рассматривались,  как источники снабжения водой города Слободского. Крестьяне деревни Минчаки дали согласие на прокладку труб для водопровода по их землям. Потом это предложение отклонили, забор воды было решено производить из реки Вятки.
Из детства помнилось, что ключ находился в середине деревни, но вся обочина дороги была затянута борщевиком выше человеческого роста, и мы не рискнули пойти на поиски ключика, о чем я сейчас очень жалею.
Почему-то вспомнилось, как мы с мамой и сестрой Милой ходили в деревню Минчаки убирать лук. "Резать" лук, как говорила мама.

Шли пешком по полю, заросшему васильками и ромашками. Это ромашковое поле казалось огромным. Какое-то ощущение легкости бытия, радости, что близкие люди рядом... Молодая красивая мама в легком ситцевом платье, мы что-то весело обсуждаем... Закат, воздух прохладный и свежий, дышится легко и свободно....
Давно все это было....
Не прошла я пешком по васильково-ромашковому полю, как в детстве. Значит, мне придется вернуться в деревню еще раз.

В поездке было много удивительных совпадений.  В первый же день нашего проживания в пансионате, дежурной по этажу оказалась женщина, проживающая в деревне Минчаки. На вид ей было около  60 лет. Женщина назвалась Августой. Она хорошо помнила моего папу, как она сказала, «дядю Колю», который часто ходил в деревню, занимался домом и хозяйством. Помнила она и деда Алексея с папиными тетушками, говорит, что они были очень добрыми и работящими. Августа долгие годы работала в колхозе. Она поведала нам следующую историю.

В отцовских тетрадях есть записи о пожаре в деревне Минчаки, когда, в Прокопьев день, сгорела почти вся деревня. Причиной пожара была сильная гроза. Большинство жителей, все трудоспособное население, находилось в это время на сенокосе. Оставшиеся дома старики и дети не смогли справиться с пожаром из-за отсутствия воды в деревне. Крестьяне-погорельцы решили поселиться близ деревни Ключи. Вновь образованная деревня стала называться Новые Минчаки.

С той поры жители деревни дали слово не работать в этот день. Но однажды, уже в советское время, слово свое не сдержали. В этот праздник они отправились на дальние покосы, за реку Вятку. Переправляться на тот берег нужно было на лодке. Августа тоже должна была отправиться на покос, но случай изменил ее судьбу. К ней пришла соседка и попросила, чтобы Августа в этот день подменила ее, нужно было пасти стадо коз. Августа согласилась. Вечером, вернувшись в деревню, она услышала громкие причитания селян. При переправе через реку Вятку погибло 7 женщин, лодка перевернулась, и никто из женщин не смог выплыть к берегу. Плач стоял на всю деревню.

Уже вернувшись домой, в одну из бессонных ночей я перебирала все эти события в памяти. И вдруг вспомнила, что перед отъездом  мне в библиотеке попалась книга «Времена года» - православный народный календарь. Я никогда не интересовалась такими вещами, а тут что-то толкнуло меня выбрать эту книгу. В 3 часа ночи я лихорадочно стала листать страницу за страницей, чтобы узнать, что же это за Прокопьев день, и когда его празднуют на Руси.

Оказалось, что день св. Прокопия  отмечается  21 июля. Этот день также – день большого христианского праздника – явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани 21 (8) июля 1579 года. Оказывается, 28 июня 1579 года часть Казани истребил страшный пожар. Когда город начали восстанавливать, девятилетней девочке Матроне явилась во сне Божья Матерь и наказала найти ее икону, зарытую еще до взятия Казани Иваном Грозным.

Но к словам девочки никто не прислушался. Трижды являлась богородица к девочке и указывала место, где находится икона. Наконец Матрона вместе с матерью стали искать в указанном месте, и нашли чудотворную икону.
...Надо отметить, что дата посещения деревни Минчаки планировалась нами  на  21 июля. Но что-то не срослось, не получилось, и мы попали в деревню 22 июля, на следующий день после дня св. Прокопия.

Может быть, что ни делается, все к лучшему, как говорится в известной пословице...

Не так давно я получила по электронной почте письмо от своего земляка Валерия Долматова. Вот что он написал мне по поводу этой трагедии: «Женщина, которая дала Вам информацию об утопших 7 женщинах, к сожалению, дала неверные данные: на Прокопьев день утонули 3 женщины. Одной из них была наша тетя Настя (Анастасия),  из деревни Новые Минчаки. Я был очевидцем этой трагедии на реке Вятке, так как занимался рыбной ловлей напротив переправы. Так как колхозный перевозчик задерживался  - он греб вручную - дядя Ваня Зотов предложил свои услуги - у него лодка была с мотором - ну а так как был праздник, и все спешили домой - получился перегруз, и на середине реки лодка пошла ко дну. Нашу тетю Настю нашли первой, но откачать ее не удалось»....

Из следующего письма: «Наверное, Вы не так поняли  эту женщину. В лодке было 7 женщин из деревни Минчаки, в последний момент туда запрыгнули молодые девушки, которые спешили домой. Получился перегруз, и последствия были весьма неприятные. Мужчину этого осудили, он отсидел в тюрьме, заработал там болезнь и после освобождения долго не прожил». Вот такая печальная история...

И еще про свою родню из деревни Минчаки. Мой дед, Минчаков Алексей Петрович, с 12 лет  жил в деревне Бакули. Проживал он там почти до 30 лет, пока не умер его отец, Петр Романович. В 1904 г. дед переехал в свою деревню Новые Минчаки, где и женился на жительнице деревни Ашихмины Марии Ильиничне.

 Моя бабушка, Мария Ильинична Минчакова, в девичестве Ашихмина, родила 11 детей, из них выжил только один  - мой отец. Умерла она рано, весной 1945 года, за много лет до моего рождения, поэтому я совсем ее не знаю. Вряд ли ей сладко приходилось в дедовском доме. Всю работу по дому делали сестры деда, которые жили вместе с ним, Лиза и Павла. А бабушке приходилось выполнять тяжелую работу – ухаживать за скотом, работать в поле. Вскоре после рождения каждого ребенка она вновь выходила работать в поле. Золовки Лиза и Павла работали хорошо и быстро, они управлялись со своей полосой гораздо быстрее, чем бабушка, и, закончив работу, отдыхали в тенечке, пока бабушка обрабатывала свою полоску. Потом они дружно вставали и начинали следующую полосу, и бабушке совсем не было времени отдохнуть от тяжелой работы.

Папины тетушки, Лиза и Павла, которые всю жизнь проработали в колхозе, иногда ходили в город на рынок, продавать овощи со своего огорода. Деревня жила очень бедно, не знаю, получали они какие-то пенсии или нет, скорей всего, колхозные пенсии были в размере нескольких рублей. Тетушки рассказывали, что "раньше" в город они ходили босиком, сапоги несли с собой на плече, так же, как и котомки, которые связывались между собой и перекидывались через плечо. И уже на подходе к городу сапоги надевались на ноги. Берегли обувь! А ведь мой дед, Алексей Петрович, их брат, был сапожником, сам сапоги тачал.
 
 ...Загадкой для меня было наличие в деревне Минчаки двух «родственных» фамилий, МинчакОвы и МЕнчиковы. Например, двоюродная сестра моего отца, которая здравствует и ныне, носит фамилию Менчикова, хотя мой дед и ее отец были братьями. Эту загадку в краеведческом музее мне объяснили просто. Фамилии записывались в документах чиновниками на слух, вот и получились жители одной деревни кто Менчиковыми, а кто  Минчаковыми.
А вот в переписных книгах 1710 года (Перепись 1710 года, Сибирская губерния) фамилию Минчаковы я не встретила, как, впрочем, и Менчиковы. Однако я нашла интересную для меня информацию в строках:
 
«Деревня Шиляевская  (позже - Новые Минчаки)
Во дворе Павел Иванов сын Мильчаков 37 лет у него жена...»
Фамилия Мильчаковы встречается и далее в тексте. Возможно, что это разночтения одной и той же фамилии – Минчаковы, Менчиковы, Мильчаковы....