Был ли у нас Холмогоров?

Валерий Мухачев
Был, конечно. Сначала - Член Союза Художников РСФСР. Затем - Заслуженный Художник РСФСР.
Затем - Народный Художник Удмуртской АССР. Затем - Народный Художник РСФСР. Звания так и сыпались. А здоровья не было. Человек спешил увековечить себя. Жертвовал тем, что в организме осталось для вдоха и выдоха.

При Советской-то Власти много людей своё здоровье клали на плаху Славы. Она ведь ласкает,
Слава-то! Вот идёт Алексей Павлович по городу Ижевску, а его все знают! Он тешит себя, что в веках будет жить со своими полотнами, прославляющими удмуртов. Оно бы ничего, герой труда, картин много.

А здоровья нет. И беречь его Алексей Павлович не научился или не захотел. Естественно, перенёс тяжелейшую операцию, чтобы дольше на переднем краю продержаться. Слава богу, шестьдесят два года и продержался. Но походил он в своей жизни не столько на великого художника, сколько на режиссёра. Считал проценты пользы от каждого, смотрел, кому дорогу вымостить кафелем, кому - булыжником, а кому и водную преграду соорудить.

И вырастил он плеяду таких же сподвижников, научившихся не только кистью водить по холсту, но и контролировать очередь в Великие. А ведь были в нашей Республике люди, способные затмить, переплюнуть и даже взлететь! Не затмили, не переплюнули, не взлетели.
Просто умерли. Перечислять неудобно. Я ведь не прокурор. Но умерли не без помощи куратора.
Сколько было выпивонов, на которых Холмогоров следил, чтобы все наливали и все пили!
К шестидесяти годам и становились махровыми алкоголиками. Творчество таяло. Конечно, сегодня искусствоведы мира слюной исходят возле чёрного квадрата Малевича! И это не самое плохое произведение, стоимость которого зашкаливает. Есть и откровеные бездарные мазки, нелепо притулившиеся друг к другу. Каждый такой мазок заставляет ослиных зрителей думать!
Обалдевание общества запланировано. Где-то слон хоботом рисует, где-то мартышка. Женщина создаёт шедевры голой грудью. Рама улучшает мазню, потому что рама не сделана из прутьев или чего-нибудь неприличного.
Слава богу, Алексей Павлович Холмогоров не повторил подвиг Малевича. Он так и не догадался нарисовать одним мазком лицо удмурта, отчего цена его картин так и не поднялась до мирового уровня. До Ван-Гога он не дорос, хотя мазков к шестидесяти двум годам на холсты положил в десятки раз больше.

Что ж, каждому своё. Но беда А.П.Холмогорова была в том, что со славой его росла и величина холстов. А Удмуртия бедна огромными стенами. Так что осталось воспоминание, что где-то висят его картины. Заодно и нет уважения к картинам умерших художников. Нет у нас солидного музея, в котором бы помещалось всё творческое наследие живописцев. Да у нас и нет реставрационной мастерской со штатом профессиональных реставраторов.

Зато в Сочи швыряются миллиарды долларов на эту Олимпиаду! И это в то время, когда Удмуртия выдаёт грандиозный процент вооружения для всей Российской Армии. К тому же, в
Удмуртии имеется нефть. Здесь же и газ можно собирать в трубы, а не сжигать в небе.
Деньги плывут мимо. Опять же строится элитное жильё. Всё упёрлось в спортивные сооружения. Если Президент - спортсмен, значит, строим стадионы.

А если выбрать Президентом культурного человека? Может быть, построили бы Манеж для единственного Народного Художника России А.П.Холмогорова? Там бы и картины последователей его подвига развесить? Посмотреть, ушли ли вперёд ученики Холмогорова или всё топчутся у его ног?
А так, возникает предположение, что умер, значит, низложен. Значит, можно забыть. А тогда вопрос и возникает - зачем эти звания? Кому они прибавили пользы? Не пора ли оценивать художников по цене картин?

Продаются у Ван-Гога "Подсолнухи" за сорок миллионов долларов, вот и великий! И "Подсолнухи" по цене сорок миллионов долларов не будут висеть в затхлом помещении! Им непременно сделают специальный микроклимат, потому как цена картины обязывает.

Я, конечно, не уверен, что после моей статьи немедленно начнётся строительство Картинной Галереи, но, кто знает, может народ задумается, почему при царствовании В.В.Путина так бедно обеспечивается Культура Республики?

Ижевск, 2012 год