Материнский долг в трудную годину

Анна Малык Маг
       Мать своих любимых детей держала в строгости. Их у нее было пятеро: старшему Ванечке пошел двенадцатый годок, Машеньке - восемь, Анечке - пять, Саше - три, а Виталику всего пять месяцев. Семья была крепкая и работящая. Жили дружно и не нуждались. Одним словом, не бедствовали. Жила с ними свекровь, Елизавета Ивановна, мать мужа.

       Великая Отечественная война всех расставила по своим местам: отец ушел на фронт в феврале 1942-го года, мама и денно и нощно работала, чтобы прокормить свою большую семью. Она с десяти лет знала "почем фунт лиха", так как росла без матери. Бабушка занималась домом, детьми и малым хозяйством.
 
       Образование мама не получила. Если считать, что она окончила только два класса и научилась немного писать, читать и считать; со временем смогла освоить мастерство швеи и сама обшивала детей. Это видно у нее от матери. Она приглядывалась еще в том, детском возрасте, как ее мама, Александра Тимофеевна обшивает  близких и знакомых и к ней поступают заказы, стала в мелочах помогать маме: пришить пуговицу, обметать внутренние швы изделия. И в этом было преимущество этой женщины: постичь, узнать, суметь и добиться того, что ей необходимо. Она, практически, многого в работе сумела достичь.

       Она не отказывалась от любой работы: могла поставить русскую печь во дворе (для выпечки хлеба, пирогов), плиту в доме смастерить. А потом и люди просили: "Мария, помоги, у нас дымит печь".
 
       Жили они в Туркмении. Туда фашисты не дошли,зато беженцев было много. Даже к ним на первое время поселили мать с сыном, ровесником Анечки.

       Первую зиму кое-как перезимовали, а вторая была холодной. Мама начала шить телогрейки на вате, бурки (почти как валенки) тоже на вате. Все руки исколола, но держалась: то игла сломается в швейной машине от толстого ватного слоя на ткани, то палец случайно попадет под лапку машинки от напора и спешки... Но Мария Николаевна стоически выдерживала эти долгие, тяжелые военные годы. У нее была и основная работа. Она была почтальоном. Война - войной, а письма писали на фронт, не всегда надеясь на то, что они дойдут: передвижение войск, пленение, ранения, госпитальные койки... Мало ли еще чего...   Тосковали дети без отцов и просили возвращаться поскорей и бить гадов презренных, а сами, как могли, помогали матерям. Они с рассвета стояли в очередях за хлебом, мыли посуду, кололи дрова, лепили кизяк... Порой, по пять-шесть часов стояли они в очереди за хлебом и, возвращаясь домой с пайкой черного заварного хлеба, падали от голода в обморок, но ни-ни, чтобы отломить кусочек и съесть. Нужно каждому принести положенную норму. Но в то время они были и добытчиками: ловили рыбешку, забивали степных черепах на суп.  Дети собирали полезные лекарственные травы: аптечную ромашку, пастушью сумку, кукушкины слезы и сушили их под ветхим навесом, а потом сдавали в аптеку для лекарств (бесплатно), с единственной мыслью, как взрослые -
"Все для фронта, все для победы".

       Но как было хорошо, что с внуками была бабушка: накормит, чем бог послал, напоит, обогреет и спать уложит. Воспитывала она их в строгости и не давала расти бездельниками. - "А чего зря слоняться по дому?.. Вот веник тебе в руки и подмети в комнатах пол, внучка. А ты, Ванечка, перебери к зиме уголек, да мелкий поближе к выходу, у двери. Завтра будем заниматься заготовкой на зиму", - напоминала она.

       Ох, уж эти заготовки: солома, угольная пыль, навоз и земля - все перемешивалось с водой... и мы вместе со взрослыми - на открытом, у оврага, пространстве, в формочках (старых продырявленных мисок) лепили  кизяк, уголь.

       А нашим матерям доставалось больше всего. Трещали головы от главного: как и чем накормить завтра детей, как удержать постоянно голодных, разутых от плохого влияния: чтобы не пошли на какой-то проступок, не смели драться и воровать. И как спасти их, чтобы не погибли, а уцелели в этом страшном водовороте.

       Однажды, играя с детьми во дворе, одна из детей нашла большую "цыганскую иголку" и принесла маме, как находку, а она не приняла такой "подарок", а отправила отнести туда, где взяла.
       "Мама, я же нашла ее". - "Отнеси туда, где взяла. Чужого добра в доме не потерплю. Запомни раз и навсегда".- Разговор был коротким, но внушительным. Девочка его запомнила на всю жизнь.
 
       Большинство матерей выстояли в этой круговерти и сумели дать детям образование. А пока шла война, они из последних жил тянули эту бесчеловечную трясину выживания,держась за соломинку, за слегу. И в этом их спасали вера, надежда и любовь.      
      
       Свои ожидания "треугольников" от близких - одно, а вот когда Мария, как почтальон,несла в дом "казенный конверт", сердце сжималось до боли и до отчаяния.  "Сегодня опять я принесу столько горя и слез!.. И когда все это закончится?" - думала женщина. Она шла с этим известием, как на плаху, и знала, что вместе со своей землячкой поплачет о ее горе... вспомнит и свое.

Проходя мимо других домов, дети, старики встречали Марию добродушными вопросами: "Есть ли нам весточка какая?" А она только и отвечала: "Пишут, родимые. Скоро пришлют, ждите".

       "Горе, горе-то какое! В госпитале лежит", - скажет одна.
А почтальонша ответит: "Молитесь, чтоб жив был и вернулся..."

       Придя как-то к Александре, она увидела незнакомого человека в военной форме. "Может быть от ее Лени какой-то привет или посылка пришла?" - подумала Мария. Но через время узнала, что Шура не выдержала военного испытания и долгой разлуки, - уехала с другим, сказав на прощание, что полюбила.- "А Леня меня простит. Нас ведь ничего с ним больше не связывает: детей нет и любовь бурьяном поросла," - сказала она Марии,как отрезала.

       Марии было всего тридцать пять лет, а она превратилась в засыхающее дерево. Одна только мысль терзала ее: как заработать и "достать" детям хлеба, чтобы не погибли. Да, это была война. Но сегодня, когда говорят о трудностях быта и выживании, я вспоминаю эту женщину. И сравнивая то время с нынешним временем, говорю: "Нашим родителям было во сто крат тяжелее в ожидании победы над врагом и голодом. И они нас, детей, не бросали".

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ  О  НАШИХ  МАТЕРЯХ  И  ПОМНИТЕ О  ДОЛГЕ,  КОТОРЫЙ  В  СЕБЕ  НЕСЕТ КАЖДАЯ  ЖЕНЩИНА  И  МАТЬ. Я  ВАМ,  ДОРОГИЕ  МОИ,  ЖЕЛАЮ  РАДОСТИ БЕЗ  ТРЕВОГ, ЛЮБВИ ВЫСОКОЙ, ВЕРЫ  И  НАДЕЖДЫ.

                С теплыми чувствами. Анна. 25 января,2012г.