Символичность короткого рассказа

Юрий Коклюшев
Сам не понимаю, как это случилось, но в первый же день после регистрации на сайте www.proza.ru, зашёл я на страничку одного из многотысячной армии авторов, публикующих здесь свои работы. Не стоит говорить о том (это само собой разумеется), что диапазон размещённых во всепоглощающей памяти сервера литературных и, большей частью, к сожалению, окололитературных трудов необычайно широк: от действительно профессиональных работ до шизофренической графоманской галиматьи. Разные люди с разными целями и устремлениями оповещают на весь мир о своих претензиях занять место на литературном поприще: кого-то тешит мысль о славе, о будущих баснословных гонорарах, кто-то мечтает увидеть своё имя на обложке фолианта в золочёном переплёте, а иному во что бы то ни стало хочется доказать окружающим, а паче ¬- самому себе, что он не такой, как остальные, что он какой-то особенный.
Но попадаются и такие литературные работы, пусть и небольшие по объёму, профессионализм авторов которых сразу же бросается в глаза. Начинаешь читать и с первых же строк понимаешь, что прочтёшь до конца. Но и закончив чтение, ещё какое-то время не можешь оторвать глаз от напечатанного текста. Начинаешь копаться в себе – что же так заворожило в обыкновенном на первый взгляд рассказе? Сюжет, вроде бы, как сюжет – бывают и получше, но что же, что же так и тянет перечитать его ещё раз? Уже медленней, с остановками прочитываю рассказ «Сабля» (пришло время раскрыть его название[автор Александр Шатеев]), даю распечатанный текст прочитать коллегам на работе, родственникам, друзьям. Не ошибся – рассказ находят весьма и весьма привлекательным.
Решил чуть-чуть, насколько позволяют это сделать мои литературоведческие способности, разобрать текст рассказа «Сабля». Может быть вы, уважаемые читатели, и сами, ознакомившись с моими наблюдениями, найдёте что-то своё в той истории, которую нам рассказал вышеупомянутый автор.

Повествование начинается с описания старой части города, подлежащей к скорому сносу. Город растёт, строятся новые микрорайоны с развитой инфраструктурой, а центр, как  был, так и остаётся старым, невзрачным, последним свидетелем ушедших эпох. И с первой же строки – про улочку: «С наступлением сумерек…умирала первой». Автор сбалансировал рассказ, начав его с упоминания о смерти улочки и закончив гибелью главной героини, словно очертив круг, в финале истории вернулся обратно к началу разворачивания сюжета.
Далее А. Шатеев упоминает безликого «случайного прохожего», не отождествляя ни с кем его конкретно, лишь для того, чтобы полнее дать представление читателю о «забытости», о «заброшенности» этого старого района, параллельно которому бежит и переливается огнями современный проспект. Не случайно по задумке автора  Элла Георгиевна, старая учительница, окажется в стареньком, по какому-то недоразумению не отправленным на металлолом, громыхающем по уснувшем уже улицам, трамвайчике. Повторюсь, что ничего случайного в этом рассказе нет. Прочитайте его внимательно и увидите сами. И школа, где она проработала почти всю жизнь, тоже отживает последние дни. Тяжело ложится на сердце на фоне светлых воспоминаний о прошлом происходящее вокруг Эллы Георгиевны.
А старый железнодорожник, с которым не желает разговаривать героиня? А разрытая траншея, преграждающая ей путь домой? Разве это не символично? Страх прохождения по мостику над чернеющими внизу «марсианскими пейзажами», дымящийся окурок в прилаженной под пепельницу жестяной банке, рой мошек вокруг ничем незащищённой колбы электрической лампы в подъезде… Символы, символы, символы… Язык А. Шатеева символичен, блистает выпуклостью деталей, художественно точен.
Как мне показалось, действие несколько ирреально и протекает в призрачном мире. Только два персонажа, по моему восприятию, реальны: сосед Эллы Георгиевны и участковый милиционер. Желание вернуть украденную саблю, этот символ прожитой счастливой жизни, доводит её до трагического финала. И недаром в конце появляется тот же самый старенький трамвайчик, и он везёт Эллу Георгиевну к гибели.
Прочитайте этот рассказ. Поделитесь со мной своими наблюдениями. Верю, что каждый найдёт в этом произведении что-то своё.