Интермеццо-4. Чувство Родины

Феликс Рахлин
НА СНИМКЕ (из Интернета): постер фильма "Светлый путь".


Ты по степи, ты по лесу,
ты к тропикам, ты к полюсу
легла, родимая,
необозримая,
несокрушимая моя!
(В. Лебедев-Кумач, "Марш энтузиастов" из названного выше кинофильма). 

                *    *     *
Я пересёк её с Запада на Восток и с Юга на Север. Побывал в Москве и Ленинграде, Донецке и Горьком, Днепропетро-вске и Тбилиси, Таллинне, Орджоникидзе, Полтаве, Риге, Уссурийске, Челябинске, Умани, Одессе, Симферополе, Кисловодске, в Целиннон  крае и на Кубани, в Воркуте и Мордовии, в Кировской области и в Крыму, у подножья Казбека и в Поволжье, на Урале и в Юрмале…
 
Конечно, ещё больше мест, где мне так и не удалось побывать, но и увиденного достаточно, чтобы сказать о своей стране: она прекрасна!

Я говорю это с чистым сердцем и неотягчённой совестью. Хотя не все места были хороши и не всё увиденное – отрадно. Что весёлого в посещении  концлагеря? Нелёгкими были и дороги беженцев, служба в армии. С целины я привёз болячку на всю оставшуюся жизнь.

И однако, радовали или огорчали посещённые места, это моя страна, иной родины у меня нет и быть не может (1).

В ХХ веке чувство родины подверглось небывалому испытанию. Миллионные массы  поменяли среду обитания и оказались в чужой стране. Появились британские индийцы, канадские украинцы, американские русские… Евреи, не имевшие своей земли две тысячи лет, вновь обрели её, а многие  палестинские арабы, напротив, стали скитальцами.
Много разговоров идёт о том, что родина – понятие отжившее. Мол, где мне хорошо, там и родина.

Но что такое «хорошо»? Сытно? Вольно? Безопасно? В таком случае Россия никогда не была родиной для миллионов своих сынов и дочерей.

Нет, чувство родины – это не чувство сытости или свободы – оно не зависит от них.
Может быть, оно и исчезнет когда-нибудь вместе с разнобоем языков, с государственными границами, по мере развития транспорта на Земле. но пока что до этого далеко. Для большинства людей разлука с родиной, особенно эмиграция, - тягчайшее моральное испытание, которое не все выносят. По крайней мере, оно не для меня.

И не потому, чтобы я грешил комплексом Жидовецкого – нет, я далёк от иллюзий. Но комплекс Гафановича принимаю всей душой: умереть хочу здесь (2).

В сорок первом мы ехали не умирать, а жить. И ехали не на чужбину: страна была огромной, не всегда ласковой, но казалась своей.

Читать дальше главу 5-ю "Дорога"  http://proza.ru/2012/01/24/110


УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! В ГРАФЕ "РЕЦЕНЗИИ" НАПИШИ НЕСКОЛЬКО СТРОК О ПРОЧИТАННОМ: МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ ТВОЁ МНЕНИЕ И ЗАМЕЧАНИЯ! Спасибо.

---------------------

(1)  Готовясь теперь к выезду навсегда в Израиль, оставляю написанное без изменений – как вылилось от чистого сердца. Предвидеть сегодняшнее ужасное я мог, но не хотел. – Примечание 1990 г.

(2)Не удалось!.. –Примечание 1990 года.