Закоулки памяти

Бок Ри Абубакар
В 1993 году   жил я в Москве на Мосфильмовской улице, если быть точнее,  на улице Пырьева, которая как-то сбоку из густозеленого лесного массива выходит на Мосфильмовскую.
Двухкомнатная квартира в кирпичном сталинском доме была собственностью брата моей жены, сам дом был,  как его называли «Мосфильмовским».
Жили в нем  артисты, работники киностудии и другие люди, имевшие, также и    не имевшие непосредственного отношения  к киноконцерну  «Мосфильм».
 Этот киномонстр в приснопамятные годы, был, наверное, самой мощной  съемочной  площадкой страны, что-то вроде Голливуда в США или   Filmalaya и Film City в Индии.
В общем, я находился  в том месте, где можно было лицом к лицу столкнуться с самой большой   кинознаменитостью, которую не далее,  как вчера, видел по телевизору в фильме снятом ещё тридцать лет назад.
Соседкой по этажу оказалась Валентина Титова, супруга  покойного Владимира Басова.
С ней я познакомился совершенно случайно,  по причине ее намерения продать свою "двушку", она сама  позвонила в мою дверь, видимо кто-то ей сказал, что я ищу жилье.
Я удивился раскованности этой интересной, миловидной и вместе с тем очень свободно державшейся женщины.
Она вошла одна, совершенно не опасаясь незнакомого человека, тем более с "лицом кавказской национальности".
Но мне нужна была квартира, и  как в той поговорке говорится, на тот момент,  имелось желание, но «не было возможности», хотя  была возможность купить велосипед, «но не было желания».
Вот так мы с Титовой  познакомились и еще раза-два виделись.
Но потом я уже съехал с этой квартиры, началась ужасная, долгая и омерзительная  война на моей Родине.
Мне пришлось искать свой  угол в той же Москве...
Но   это уже, как говорится, «совсем  другая история».
 И так, я  ставил свою автомашину на  стоянке перед Мосфильмом и спокойно шагал  под вечер домой.
Утром шел обратно, заводил свою колымагу  и выезжал.
Это повторялось почти каждый день.
Часто стал замечать, что  ни с того, ни с сего,  при выезде,   где-то   с тротуара мне вослед незнакомые мне девушки начинали дружно махать ручками.
 Я вначале не понимал причин этого и, думая, что они это делают в адрес кого-то другого, кто ехал за мной, спокойно  уезжал.
Но потом это стало повторяться, я  опять видел машущих женщин, но оглядываясь,  ни машин, ни людей  за собой в зеркало не замечал.
И я, в следующий раз уже по привычке, сам им отвечал взаимным приветствием.
Я понял, что меня определенно за кого-то принимают.
Потом вглядевшись в себя в зеркало, я увидел некоторое свое внешнее  сходство с мэтром советского кино-Никитой  Михалковым.
 Ну,  а потом мое сходство, но уже в другом месте Москвы,  подтвердила вдобавок еще и одна цыганка.
Она подкралась ко мне из-за спины,  тихо,как кошка, что  я ее вначале и не заметил.
Я стоял у стоматологической клиники, после сложной операции по удалению зуба, с тампоном во рту, прикрыв ладонью руки  правую щеку, что  не мог даже открыть рот.
 Она, встав  передо мной и  не обращая никакого внимания на мое непростое положение,  улыбаясь произнесла: «Мил человек, дай я тебе погадаю...»
Я отвернулся.
Она снова зашла ко мне вперед и снова, но уже настойчивее: «Дай погадаю!».
Я махнул на нее рукой, выражающее «Отстань», так как  не мог говорить по технической причине своего состояния.
Тогда она снова стал передо мной и, протянув руку,  сказала:
«Не хочешь, чтоб гадала, тогда  дай деньги!».
Когда я отмахнулся  от нее, как от назойливой мухи и начал уходить,  вослед услышал недовольное шипенье:
 «Ух, проклятый Михалков! Черт бы тебя побрал...!»
Мне повезло, что она не погналась за мной.
И так, я жил  в доме, где  после развала некогда большой и сильной страны, жили и жили очень тяжело и не просто,  работники   некогда могущественной советской киноиндустрии.
Соседом у меня  ниже по этажу был  пожилой мужчина по имени Григорий, как  потом в  разговоре выяснилось, по профессии  оператор, прежде снимавший много фильмов и теперь оставшийся без работы.
Кино не производилось и естественно, все разрушилось и он, как многие другие,  оказался не у дел.
Он часто стучался ко мне, я его всегда принимал с теплотой и сочувствием, видя его непростое положение.
И мы вместе чаевничали у меня.
Я разогревал еду, ставил на стол бутылку и он всегда довольным уходил от меня.
Это продолжалось столько, сколько я там жил.
Однажды, он вечером позвонил в дверь, я, как всегда, пригласил его в комнату и вот мы сидим, трапезничаем.
После некоторого времени, когда по телу, разгорячив кровь,  разбежались живительные  градусы, он мне говорит:
"Я хочу с Вами посоветоваться по одному важному вопросу".
"Пожалуйста, что смогу скажу, что не смогу, не  обессудьте" -отвечаю ему.
И он начал:
"Ко мне приехала моя младшая сестра. Она живет в Орловской области.
Занимается,  челночной  торговлей, возит вещи туда и на этом зарабатывает на жизнь. До этого тоже приезжала как-то.
И в тот раз останавливалась   у меня.
Я хочу ей сказать, чтобы она мне впредь… платила за проживание.
Как ты думаешь..?"
И он посмотрел на меня.
В его глазах я увидел неуверенность, правильно ли то, что он хочет от сестры и, явное  сомнение в том,  что я  его поддержу:
-Григорий.
Она твоя сестра?-
Он отвечает:-Да.-
-Родная?-
-Да!-
-А как ты ей это скажешь?-
-Ну, скажу, чтобы платила, если хочет жить у меня.
Пусть платит, за кровать, за коммуналку. Она зарабатывает, а я ничего не имею.-
-Нет, Григорий, ты меня не понял.
Скажи, как ты сможешь это произнести вслух, ей в лицо?
Как у тебя язык сможет повернуться требовать у родной сестры  за проживание деньги?-
Он замолчал. Лицо его помрачнело,  он покачнул головой, как будто хотел  сбросить с себя какой-то груз неприятно- гадкого  свойства.
Я продолжил.
-Да, понятно,  ты нуждаешься в деньгах!
Все сейчас в этом нуждаются, тяжело всем.
Но требовать у неё деньги- не выход.
Если уж ты не можешь не просить, проси у нее в займы или в долг на время.
Но никак не проси за проживание.
Родство ваше на то и родство, что за проживание ты не можешь у нее взять,  даже если она сама их  дает тебе с  такой формулировкой.
Ты понимаешь, вы же от одной матери и отца!
 Как после этого ты можешь считать ее сестрой и она тебя своим братом?
Ни в коем случае, если ты пришел ко мне просить совета, то только так и не иначе.
Повторяю еще раз, ни в коем случае!!
Но если ты не нуждаешься в моем совете, то и спрашивать у меня не надо!-
Он опустил глаза и наклонив голову, помрачнел, было видно, что мои слова его сильно задели. 
Задумался, минуты две помолчал, потом сдавленным голосом произнес:
"Я предполагал, что ты так мне и ответишь...
Спасибо.
Знаю, что у вас на Кавказе так...
Пусть и у меня  будет так же!
Безысходность вынудила меня на такие мысли. Извини..."
сказал он, и лицо его неожиданно  разгладилось и засияло светом  теплоты  и спокойствия.