Кривичи

Николай Бузунов
   2012-Год истории в России

   Вечером Виктор устало шагал в гостиницу. Автоматически остановился у киоска «Печать». Это была годами выработанная привычка. Такая же, как задержка нынешней молодёжи у «комка», где продают пепси. Киоск не подавал признаков жизни. Постучал согнутым пальцем по стеклу. Откуда-то из угла появилась дама неопределённого возраста, но скорее молодая, отодвинула стекло и вопросительно продолжила молчать.

   Вторая привычка Виктора-во всех местах, где бывал в командировке, обязательно покупать местные газеты. «Есть только «Истринские вести» за прошлую неделю»- ответила продавец.
   -А мне хоть месяц. Старые-то газеты дешевле должны быть! «Вам повезло, что ещё эта осталась! Они и так дешёвые, поэтому их быстро разбирают».
   -Селёдку что ли заворачивать, так есть же реклама? «А может и так».

   По дороге, пробежав глазами газету, заинтересовался результатами поездки Истринской фольклорной группы в Латвию. На снимке красивая улыбчивая девушка несла табличку с надписью «Krievja», а в тексте участники сетовали на то, что их чуть ли не обозвали. «Да, плохо нынешняя молодёжь знает историю!»- мысленно огорчился Виктор.

   В номере он поставил чай, открыл ноутбук и залез в Интернет. А чем ещё заниматься в командировке, если не пьёшь, не куришь, а женщины не дают справку с результатами анализов за текущий день. Нашёл в «переводчике» это латышское слово, означающее Россию, нажал на маленький рупор. Звучало «Кревия». По литовски тоже «krie;vai». Тогда почему «крИвичи»? Полез в «Википедию». Эх, до чего же не любим мы сами себя! Немцы стараются каждое славянское слово приспособить под свой язык, мы же наоборот корни своих же славянских слов ищем в других языках. Доходят до того, что называют кривичей угро-финнами. Неужели бы древние латыши и литовцы не отличили финнов от славян? Но почему всё-таки кривичи, а не кревичи? Ведь народ не обманешь. Кого они встретили на этой земле, так его и будут звать до конца. А встретили они здесь наших с Вами предков: бывших белорусов, смолян и москвичей. Поэтому и не хочется быть кривым. Кревичи (кривичи), скорей всего появились на этих землях раньше балтов. Это, пожалуй, можно заключить из славянских топонимов на территории Латвии, например Даугава. Название этой реки никак не переводится с латышского, в то время как с восточнославянских языков это «река, текущая по дугам», что и соответствует действительности, если посмотреть на карту. Вероятно, кревичи встретили пришельцев гостеприимно, иначе бы балты не назвали одного из своих богов в честь кревичей «Криевс».

   Запахло горелым. Это выкипела вода из стакана и начал плавиться провод кипятильника. Чертыхнувшись, Виктор долил воды. Теперь, уж дождавшись кипения, приготовил чай. Поставив стакан перед собой, он продолжил изыскания. Ничего не добившись от историков, обратился к фольклору. Нашёл «Велесову книгу». На «дощьке» II 7э изречение: «…Мы не боимся смерти, ибо мы-потомки Дажьбога, родившего нас через корову Земун. И потому мы-кравенцы (коровичи): скифы, анты, русы, борусины и сурожцы». А не здесь ли правда? Ведь корова сначала не называлась коровой, а крава, крова или крева. Вот тебе и кревичи. Возможно и хорваты (кроаты) того же корня.

   Почему же кревичи всё-таки могли превратиться в кривичей? Он отхлебнул чай, задумался. Живых кревичей нет, так что спросить не у кого. Имеются в наличии люди, носящие фамилию Кривич, но сказать что-нибудь о таких дальних предках они смогут только разве на сеансе у экстрасенса. Эта мысль вернула его к летописям. Писали их монахи, отношение которых к язычникам было однозначным. Кревичей стали обвинять во лжи: говорят «кривду», значит кривичи. В том, что ленивые, но здесь, судя по потомкам, может и есть доля истины. С точки зрения киевлянина-летописца это - народ, стоящий на низком уровне культуры, дикий, который, как и вятичи, «не ведуще закона Божия, но творяще сами себе закон». При таком отношении вполне возможна наклейка ярлыка. Тем более что ответить кревичи не могли по причине поголовной неграмотности в церковном письме.

   Вторая возможная причина-ударение. В безударном состоянии буква «е» вполне может превратиться в «и». А куда ставили ударение древние люди, науке не известно.

   Виктор ещё раз отхлебнул уже остывший чай и вспомнил свои беседы со смежниками- словаками. Те тоже называли себя словакАми, а не словАками, как у нас принято.
.
    Нашёл древнерусский словарь. Есть слово КРИВАВЫЙ - кровавый. Может быть от слова КРИВ - «кровные родственники»? Опять же по-польски кровь звучит КРЕВ.

   Глаза начали слипаться. Он вспомнил, что завтра рано вставать и плюхнулся в койку. Последняя мысль была: «Да Бог с ними с этими дальними родичами, пусть «вчёные» думают - у них голова большая».