Хапипуги

Александр Герзон
 
     ХАПИПУГИ, ИЛИ КОЛЬЦО ЦАРЯ СОЛОМОНА
         ПЬЕСА ДЛЯ ДЕТСКОГО ТЕАТРА

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Юра - внук  Лесника, 10 лет
Танечка -  сестра  Юры, 6 лет
Лесник - дедушка Юры и Танечки
Дружок - собака, их верный друг

Браконьеры, они же Хапипуги:
Длинный, он же генерал Нагстер
Толстый, он же главный министр Омерзант
Короткий, он же король Железокамень

Зверята ( одинаковые в обоих действиях пьесы):
Лосенок
Бурундучок
Соболек
Рысенок
Медвежонок
Лисенок
Береза - волшебное дерево
Пожарники
Голоса птиц




ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЕ.

Лесная поляна. В центре ее сидит Медвежонок. Он дирижирует. За его спиной - Лисенок. Он пародирует движения лап Медвежонка. Левее стоит Лосенок. Над ним, на ветвях дерева - Рысенок, Соболек и Бурундучок. Все поют.

ПЕСНЯ ЗВЕРЯТ:
 
Мы в лесу своем любимом
Очень весело живем:
Дни за днями мчатся мимо
Звонким, радостным ручьем.

ПРИПЕВ:
Хорошо, что днем бывает солнышко.
Хорошо, что можно есть и спать,
Что вода в ручье чиста до донышка.
Лучше леса места не сыскать.

МЕДВЕЖОНОК ( встает и поет громко ): Медвежонок
РЫСЕНОК ( поет, спрыгивая с дерева ): и Рысенок,
СОБОЛЕК ( тоже спрыгивает ):  Соболек,
БУРУНДУЧОК ( бегая по ветке ): Бурундучок,
ЛИСЕНОК:    И Лисенок,   
ЛОСЕНОК:    И Лосенок,
ВСЕ ВМЕСТЕ:      Каждый каждому - дружок!
Припев.

             Зверята танцуют в хороводе.

МЕДВ.: Лосенок, давай поборемся, а?
ЛОС.:  Нет, давай побежим наперегонки!
МЕДВ.:    Н-ну, давай ... До самого села, где живут   люди.
ЛОС.:  Нет, только до конца полянки.
МЕДВ.: Все равно я тебя догоню.
РЫС.: Давайте лучше драться. Ну! Кто хочет? Соболек! Боишься? (Зверята молчат ). Ну и не надо.(Снова забирается на дерево). А еще друзья мои,называется.Скучно с вами. 
( Вглядывается в  даль ). Эй, Юра с Танечкой идут сюда!
ЗВЕРЯТА: Урра-а-а!
 
 На поляну входят Юра и Танечка. Зверята их окружают.

ТАНЕЧ.: Зверята, не  сердитесь на нас: мы утром не пришли, потому что проспали, а днем Юра мне книжку читал про нгас ...   нагстеров ...
ЮРА: Не   нагстеров,    а  гангстеров! Да ладно уж: зверята все равно не понимают того, что ты им говоришь.
ТАНЕЧКА:И я не понимаю их. Как жаль! Вот если бы мы  могли узнать, что им нужно, мы им  лучше бы помогали. И они бы нам рассказали столько интересного!
ЮРА: Пока что угощай  их  тем,  что  мы  сюда  им принесли.
ТАНЕЧКА ( угощая ): Лосенок,  вот тебе горбушка с  солью. Тебе,  Медвежонок, - мед. Сладкий?   А   вам,   Бурундучок  и  Соболек, -  орешки.  Соболек, ты не хочешь орехов? Ешь! И не обижай Бурундучка, а я тебе за это дам сахару. На, возьми кусочек.
ЮРА:         Зачем? Сахар - это яд.
ТАНЕЧ.: Ты же   сам  утром положил себе в чай     пять ложечек сахара! Отравиться хотел?
ЮРА:  Для зверят  сахар - яд.  Нам учительница на уроке     рассказывала   про это. Дай сюда кусочек!
( Съедает сахар ).  Вот  я  и спас Соболька. Ура!
ТАНЕЧ.: Я спрошу Дедушку. Если ты соврал ...
ЮРА: Я никогда не вру, если хочешь знать!
ТАНЕЧ.: А  тебе,  Лисенок,  я  ничего не дам.  Ты мышку съел вчера. Я сама видела!
ЮРА: И молодец, что съел: мыши - вредители. Они заразу разносят. И зерно едят.
ТАНЕЧ.: Все  равно жалко. Тебе, Рысенок ... ( На поляну с лаем выбегает Дружок. Машет хвостом. Зверята разбегаются. Выходит Лесник. Танечка его не замечает. Обращается к Дружку ). Ты зачем разогнал зверят?

Дружок виновато скулит.

ЮРА: Это он просит прощения. Видишь, я понимаю его.
ЛЕСНИК: Ребята, пора домой. Вечереет.
ТАНЕЧ.: Дедушка,  почему  мы не понимаем зверят? Почему  они нас не понимают?
ЛЕСНИК: Есть и люди, которые не понимают, если с ними  говорить  по-человечески.  А ты  -о зверятах ...    Вот  если  бы у  тебя было кольцо царя Соломона,  ты понимала бы всех зверят, а они - тебя.
ТАНЕЧ.: Где же взять это кольцо?
ЮРА: В сказке. Нет такого кольца. Не-ет!
ТАНЕЧ.: Бедные зверята! Никто их не понимает!
ЛЕСНИК: Кое-что можно без кольца понять. Прислушайтесь. ( Трещит сорока. Все ближе. ) Что это за речь?
ЮРА: Это сорока трещит. А о чем?
ЛЕСНИК: Кто-то идет сюда. Она оповещает лес.
ТАНЕЧ.: Давайте спрячемся: посмотрим, кто  на поляну выйдет!
ЛЕСНИК: Ну вот еще что! Нет!
ТАНЕЧ.: Дедушка,   миленький, на минуточку!
ЛЕСНИК: Ах, баловница! Ну, хорошо, хорошо.
 
Лесник и дети прячутся. На поляну вываливаются Короткий, Толстый и Длинный с ружьями. Поют песню.

ПЕСНЯ БРАКОНЬЕРОВ:

ВМЕСТЕ: Мы ребята - ого-го!
Не жалеем никого!
Все от страха прочь бежит,
Если шкурой дорожит.
Вот мы какие!
КОРОТКИЙ:В заповедный лес войдем
И -эх! - костер мы разведем.
ДЛИННЫЙ:Ка-ак стрельнем - Лосенка нет:
Стал он мясом на обед.
ВМЕСТЕ: Вот мы какие!
ТОЛСТЫЙ:Мы с Лисенка сдернем вмиг
Золотистый воротник,
КОРОТКИЙ:С Медвежонка сдернем мы
Коврик на пол для зимы.
ВМЕСТЕ: Вот мы какие!
ДЛИННЫЙ: Мы поймаем Соболька,
КОРОТКИЙ: И убьем Бурундучка.
ТОЛСТЫЙ: И со смехом снимем мех
ДЛИННЫЙ: И с Рысенка,
КОРОТКИЙ: И со всех!
ВМЕСТЕ: Со всех! Со всех! Со всех!
Вот мы какие! Вот мы какие!
КОРОТК: Хорошая поляна. Здесь мы разведем костер, ребята.
ЛЕСНИК ( выйдя к браконьерам ): Здравствуйте, люди!
ДЛИНН.: Привет, старичок!
ЛЕСНИК: Будьте добры, предъявите, пожалуйста, пропуск на хождение по нашему лесу.
КОРОТК.:Что-о? Пропуск в лес? Ха-ха! Выдумал!
ЛЕСНИК: Дружок! ( Дружок, рыча, направляется к браконьерам.   Те пугаются ). Наш лес - заповедный.   Идите  в контору, там вы прослушаете   наставление  и  получите пропуск. (  Над поляной  пролетает вертолет ). Видите, это   следят пожарные, чтобы лес не загорелся.
КОРОТК.: С чего бы ему гореть? Лесу-то? Хи-хи!
ЛЕСНИК: Жара.  Сухо.  Одна искра - и пожар. А в    лесу гасить огонь нелегко. Сами знаете.
КОРОТК.: Ладно. Мы посидим тут - и будем очень осторожны, хи-хи.
ДЛИНН.:   Выпьем водочки, го-го!
КОРОТК.:Водички выпьем, водички! Хи-хи.
ТОЛСТЫЙ:Да-да, водички. Минеральной, хе-хе.
ДЛИНН.: Боржоми. И хлебом закусим, гы-гы, го!
ЛЕСНИК: Идите в контору. За пропуском. Это не так далеко. Но я могу вас проводить.
КОРОТК.:Спасибо. Мы сами.
ДЛИНН.: Поставили бы пограничные столбы, раз пропуск требуете. Го-го!
ТОЛСТ.: Мяса бы свежепожаренного ...
      
       Браконьеры уходят. Из-за деревьев появляются дети.

ТАНЕЧ.: Какие страшные дяденьки! А что такое  пограничные столбы?
ЛЕСНИК: Это полосатые столбики на границе.
ТАНЕЧ.: Зачем эти столбики?
ЛЕСНИК: Чтобы хапуги знали, что им хода нет.
ТАНЕЧ.: Что за хапи ... хаги ... хапипуги?
ЛЕСНИК: Такие, как эти трое, что были здесь.
ЮРА: Длинный - злой. Похож на гангстера.
ТАНЕЧ.: А что такое гна ... нагт ... нагстер?
ЛЕСНИК: Дома объясню. Пойдем, скоро солнышко спрячется и будет совсем темно.
ТАНЕЧ.: Самый маленький у них - главный.
ЮРА: Верно, прямо - король. Командует.

         Раздается выстрел. За ним - еще один.

ЛЕСНИК: Это они. Обманули, не пошли в контору.  Омерзительно! Дружок, за мной! А вы, ребята, живо домой!
ТАНЕЧ.:Я боюсь: в лесу бродят Ха … хапипуги!

         На поляну выбегает Лисенок, бросается в разные стороны, убегает. Медвежонок пробегает через поляну. Лосенок бросается к Танечке, прижимается к ней, дрожа.

ТАНЕЧ.: Юра, Лосенок ранен. В него стреляли ... хапи ... омерзательные! Сейчас, Лосенок, перевяжу твою рану!

    Из сумки вынимает бинт и йод, накладывает повязку.

ЛЕСНИК: Мерзавцы! Но произошло еще что-то ...
ТАНЕЧ.: Скажи, Лосенок, что еще там случилось?
ЛЕСНИК: У  тебя  же  нет  кольца  царя  Соломона! ( Над  лесом  появляется  дым. )  Пожар! Где же вы, пожарники? Лес горит!
ПОЖАРНИКИ: Видели, видим! Вмиг прилетим!
   Нашему лесу сгореть не дадим.

       За поляной появляются вертолеты и где-то садятся. Все ближе слышна песня пожарников. В конце ее - на поляну выходят сами пожарники.

      ПЕСНЯ ПОЖАРНИКОВ:
Гасим пожары - и ночью, и днем.
Храбро воюем с коварным огнем.
Вахту пожарную с честью несем.
Лес заповедный для жизни спасем.
ПРИПЕВ:
Мы пожарники, герои-силачи,
И смелее нас людей на свете нет.
Не найдешь таких, хоть целый год ищи!
Хоть шагами обойди весь белый свет!

Пламя бушует, пощады не жди,
Встало сплошною стеной впереди.
Жизни людей заслоняя собой,
С огненным валом вступаем мы в бой.
Припев.

ЛЕСНИК: Все в порядке?
ПОЖАРН.: Да, лес спасен. А вот и враги леса. Это они его подожгли. (Вытаскивают упирающихся браконьеров на поляну.) Разбили  бутылку, осколок лежал на солнце, от осколка загорелся мох. (Показывают осколок). Вот он.
ТАНЕЧ.:       Как это? Осколок - не спичка.
ЮРА: Я догадался: как  от увеличительного стекла! Я выжигал свое имя на скам ...
ПОЖАРН.:На скамейке? Так не нужно. Нехорошо.
КОРОТК.:Мы не знали, что так получится! Мы не хотели!
ЛЕСНИК: И в Лосенка стрелять не хотели?
ТОЛСТ.: Не хотели.  Мы стреляли в бутылку, пуля отскочила и попала в Лосенка. А осколок от бутылки взял да и сделал пожар.
ТАНЕЧ.: Неправда! Омерз … омерзанты вы! Омерзанты вы!
КОРОТК.:Отпустите нас! Мы больше не будем!
ЛЕСНИК: Нет вам веры.  Пойдем  в контору, там с вами  разберутся.  А  вы,  дети, - домой! Спасибо, пожарники! Прощайте!
ПОЖАРН.:До свидания, Лесник!
   
Пожарники улетают с песней. Лесник уводит браконьеров. Дружок его сопровождает. Юра с Танечкой как бы движутся, беседуя. Мимо них проплывает лес. Вот и дом со двором появился. Под навесом - три кровати.

ТАНЕЧ.: Мы дома, дома! И  лес наш не сгорел! Юра,  что было бы, если бы все-все леса сгорели?
ЮРА: Ты  знаешь, что деревья дают кислород, которым мы дышим?
ТАНЕЧ.: Мы дышим воздухом!
ЮРА: Верно. Но в воздухе  есть  кислород. В общем, надо беречь леса. А то мы задохнемся.  И  зверята - тоже. Только железо и камень останутся на Земле.
ТАНЕЧ.: Неправда! Люди будут все равно!
ЮРА: Нет! Только железо и камень!
ТАНЕЧ.: И меня? ( Плачет ). И меня не будет?
ЮРА: Не плачь! Мы им не позволим!
ТАНЕЧ.: Кому? Хапипугам?
ЮРА: Никому!
ТАНЕЧ.: Все равно мне страшно.

    Поют дрозды.

ЮРА: Слышишь? Красиво поют дрозды!
ТАНЕЧ.:И утром они пели! Тоже красиво! ( слышна песня зарянки ). А вот и зарянка запела! Она поет позже всех птичек! (Раздаются трели соловья. ) Соловей!
ЮРА: Тише! Не пугай его! Он совсем рядом!
ТАНЕЧКА ( шепотом ): Я  кушать хочу.
ЮРА ( в полный голос ): Сейчас принесу ужин из погреба.

          Юра уходит.

ТАНЕЧ.: Юра ничего не боится.   Он смелый. И я не боюсь  ничего,   когда  Юра со мной. Вот бы найти кольцо  царя Соломона! И ничего бы никто не боялся ...

     ПЕСНЯ ТАНЕЧКИ:
Где волшебное колечко?
Как бы мне его найти?
Может, рядом, недалечко,
На дороге, на пути?
Мне б надеть кольцо на пальчик,
Чтоб понять любую речь,
Чтоб зверят лечить и нянчить,
От пожаров уберечь.
Если б только я сумела,
Всех бы птичек и зверят
Приютила, обогрела
И кормила всех подряд.

Приходит Юра с ужином. Дети едят. Возобновляются трели соловья.

ЮРА: Ну, поужинали - и спать!
ТАНЕЧ.: А если хапипуги придут?
ЮРА: А я здесь зачем?
ТАНЕЧ.: Ты  мне  сказку  расскажи.  Про кольцо царя Соломона.
ЮРА: Я не знаю этой сказки.
ТАНЕЧ.: Ну, пожалуйста! Придумай про кольцо!
ЮРА: Жили-были ...
ТАНЕЧ.:    Зверята.
ЮРА: Да. Они были добрые. Все любили друг друга. И потому назывались добролюбы. А рядом жили ... злые ...
ТАНЕЧ.: Хапипуги!
ЮРА: Да. Они ночью передвигали пограничные столбы. И все живое превращалось в железо и камень.
ТАНЕЧ.: А сами  хапипуги  не  стали камнем?
ЮРА: Они ...  они  всегда были каменными, не живыми   ...  Даже - железокаменными. У  них   был   генерал   главный.   Такой длинный ... злой такой ...
ТАНЕЧ.: Нагстер!
ЮРА: Гангстер!
ТАНЕЧ.: Нет, Нагстер!
ЮРА: Пусть!  Был  еще главный министр, бездельник и обжора. Омерзительный.
ТАНЕЧ.: Омерзант. Его звали Омерзант!
ЮРА: Конечно. Самым главным  был король.  Он был маленького роста. Но злее всех. Они двигали столбы. Двигали, двигали, двигали, двигали ...             ( Танечка спит ). Вот и  хорошо,  что  заснула: я  не знал,  что дальше придумать. И мне тоже   хочется спать, но надо ждать дедушку ... Только положу голову на руки ... на минутку ...

Во двор как бы вплывает Дружок. Кладет лапы на  плечи Юре. Юра поднимает голову, гладит Дружка.

ЮРА: Дружок! Ты один? А дедушка? Что это  у тебя в зубах? Кольцо? Дай мне его! Дай! (Надевает кольцо на палец ). Как раз! А что, если это кольцо царя Соломона? Дай-ка я его надену на палец. (Надевает кольцо на палец). Это оно?
ДРУЖОК: Гав! Это  и в  самом деле оно! Мне дала его старая  мудрая Сова, потому что  сказала,  что надо немедленно спасать Добролюбию.
ЮРА: Какую Добролюбию?
ДРУЖОК: Страну, где живут зверята-добролюбы.
ЮРА: Да  это  я  сам  придумал  для Танечки!
ДРУЖОК: Мало ли что ты придумал! Но страна такая есть. И ее надо спасать. Понимаешь?
ЮРА: Да, понимаю. Я теперь буду понимать речь всех животных. Потому что на  руке у меня кольцо царя Соломона! Урра-а-а!
ТАНЕЧКА ( просыпаясь ):    Кто  это  кричал?   Юра, дай мне руку! Я боюсь!

                Юра берет Танечку за руку.

ДРУЖОК: Надо   спасать   Добролюбию!   Спасать зверят от хапипугов!
ТАНЕЧ.: Ой, Дружок говорит, как человек!
ЮРА:       Да  нет, он говорит по-собачьи. Как  всегда. Но я  его  понимаю, потому что кольцо ... Подожди, подожди,  а почему ты его понимаешь? У тебя же нет кольца ...
ДРУЖ.: Она  тебя  держит  за руку - поэтому и она понимает.
ЮРА: Вот  здорово!  Значит,   если  бы   все люди взялись за руки, то ...
ДРУЖ.:  то все понимали бы друг друга. И все понимали бы зверят. И меня, конечно!
ЮРА: И речь трав, и речь деревьев – тоже понимали бы все люди?
ДРУЖОК: Да. Но пока что  хапипуги вот-вот превратят в камень прекрасную страну Добролюбию. Поспешим.
ЮРА: Да. Надо спасать ее. Веди меня туда!
ТАНЕЧ.: И я с вами. Я боюсь оставаться одна.
ЮРА: Ладно. Дружок, как попасть туда, в эту страну?
ДРУЖОК: Надо попросить  Старую Березу. Она перенесет нас в Добролюбию.
ТАНЕЧ.: Нет, береза  не сможет: она не ходит.
ДРУЖОК: Эта береза - волшебная. Она была старой еще тогда, когда дедушка вашего  дедушки  был меньше   Танечки. Все  березы  вокруг - ее  дети и внуки. Но   они   не такие, не  волшебные:  она   одна только может творить чудеса.

                Дети и Дружок подходят к Березе.

ЮРА: Милая Береза, ты можешь перенести нас в Добролюбию? Спасти зверят надо!
БЕРЕЗА: О! Я многое могу. Слушайте мою песню!

 ПЕСНЯ ВОЛШЕБНОЙ БЕРЕЗЫ:

Я Волшебная Береза,
Знаю больше всех других берез.
Мне знакомы сладость грезы,
Горький вкус невыплаканных слез.

Мне знакомы смех и шутки,
Гордый зов бороться до конца,
И злодеев шепот жуткий,
И краса счастливого лица.

Уважаю тех, кто смело
В бой идет, чтоб слабым помогать:
Не простое это дело -
За другого жизнь рисковать.

ТАНЕЧ.: Мне страшно.
ЮРА: Тогда оставайся. И Дружок останется с тобой.
ДРУЖОК: Нет,  без меня тебе там не справиться, я тебя не оставлю, Юра.
ТАНЕЧ.: Тогда и я с вами.
БЕРЕЗА: Я  уважаю  вашего  дедушку Лесника. Надеюсь, вы такие же хорошие, как он. Я перенесу  вас  в  Добролюбию.  Но сначала расскажите мне честно о своих плохих делах. И ничего не скрывайте.
ТАНЕЧ: Я  утром поленилась  полить цветы ...
ЮРА: Я недавно пробовал  курить. Но меня затошнило ...
БЕРЕЗА: А ты, Дружок, в чем признаешься?
ДРУЖОК: Я ничего плохого не делал.
БЕРЕЗА: А кто кошек гоняет? Кто?
ДРУЖОК: Разве  это   плохо?  Я не знал!  Думал, это просто весело ...
ВСЕ ТРОЕ:Мы больше не будем!
БЕРЕЗА: Верю. Прислонитесь ко мне. Закройте глаза!   Десять,  девять,  восемь, семь, шесть, пять, четыре, три,  два, один ... Пуск!

       Темнота. Сверкает молния. Гремит гром.  Дедушкин двор исчезает. Появляется мрачный пейзаж: серые камни, куски рельсов, каменные деревья - справа. Там же - окаменевший  Рысенок.   В центре  -  четыре пограничных столба. Надписи: слева - "Добролюбия ", справа - " Хапипугия ". В левой части сцены - живые Лосенок и Медвежонок. Здесь же - Береза, Юра, Танечка и Дружок. Юра держит Танечку за руку.

БЕРЕЗА: Можете открыть глаза!
ТАНЕЧ.: Ой, зверята!  Такие же,  как  у нас в лесу! Здравствуйте, зверята!
ЗВЕРЯТА: Здравствуйте, Танечка, Юра и Дружок!  Здравствуй,  Волшебная  Береза! Спасите нас, пожалуйста!
ТАНЕЧ.: Что случилось с Рысенком?
ЛОСЕНОК: Бедный Рысенок окаменел: он перешел границу  между столбами, попал в Хапипугию -и окаменел.
МЕДВЕЖОНОК ( ворчливо ):  Он сам  виноват. Ночью все зверята спят, только Рысенок и Соболек мышей ловят. Рысенок увидел мышку  на самой границе, прыгнул  с  дерева, но  промахнулся,  попал в Хапипугию - и окаменел.  Там,  за  столбами, все живое  каменеет.
ЮРА: А мы подальше столбы передвинем!
ЛОСЕНОК: Не надо! Ты окаменеешь тоже! Вот если бы у тебя было кольцо царя Соломона ...
ЮРА: Оно  у  меня  на  пальце.   ( Передвигает столбы ). Вот и столбы ушли подальше!
МЕДВЕЖ.: Хапипуги опять передвинут столбы обратно. Они хитрые  и  подлые:  попросили у нас ма-аленький клочочек земли.  Мы  им  дали.  А они стали передвигать и передвигать столбы в нашу сторону -  и теперь у них  вся  наша  земля,   а у нас только вот этот клочок остался.
ТАНЕЧ.: Противные хапипуги! ( Из норы вылезает Лисенок ). Ой! Кто это? Лисенок?
ЛИСЕНОК: Да, это я, храбрый и хитрый Лисенок! Я нашел подземный  ход,  был в башне хапипугов.
МЕДВЕЖ.: Что же ты не окаменел, хвастун?
ЛИСЕНОК: Я в башню не зашел,  только слышал, как хапипуги разговаривают. Хоть ничего не разобрал,  зато  знаю этот  тайный подземный ход.
БЕРЕЗА:    Юра, сейчас ты пойдешь к башне.
ДРУЖОК: Я пойду с Юрой! Гав-гав!
БЕРЕЗА: Нельзя тебе. Ты там окаменеешь. Сейчас придут хапипуги передвигать столбы. Юра, ты должен взять  в башне серебряный горн. Когда  он  заиграет, все окаменевшие зверята и деревья оживут.
ЮРА:   Я не умею играть на горне.
БЕРЕЗА: Только  подуй  в  него.  Он  волшебный, он сам заиграет.
ТАНЕЧ.: А  хапипуги  тоже  станут  живыми, как все люди?
БЕРЕЗА: Да. Они больше не будут каменными. Они станут обыкновенными людьми.
ЮРА: Ну, я пошел!
БЕРЕЗА: Помни, хапипуги очень хитрые. Они не могут   превратить   тебя  в  камень,   но могут отнять кольцо - и  тогда   мы  все погибнем ...
ТАНЕЧ.: Юрочка, миленький,  берегись!
ЮРА: Я пошел. Дружок, Танечку береги!
 
               Юра отпускает руку Танечки и уходит.

ДРУЖОК: Р-р-р! Гав-гав! Нга-ррр!
ТАНЕЧ.: Что? Ой, я же теперь не понимаю,  я же теперь не держу Юру  за руку.    А ты  понимаешь меня, Дружок?
ДРУЖОК: Гав!
ТАНЕЧ.: Собаки все понимают. Только сказать не могут. Ой, спа-ать хочется. Я чуть-чуть вздремну!

                Танечка засыпает.

ДРУЖОК: Зверята, я тоже могу нечаянно заснуть. Мне надо  поспать  часок. Кто  за   меня один только часок  подежурит?
ЛИСЕНОК:Чур не я! Чур не я!
ЛОСЕНОК:Я боюсь. Я бы с кем-нибудь вдвоем ...
СОБОЛЕК:Я  уже сплю: потому что мышей нет.
МЕДВЕЖ.: Я тоже сплю. Я очень люблю спать.
СОБОЛЕК: И неправда. Ты только зимой спишь.
МЕДВЕЖ.: Сейчас я покажу тебе!
             Медвежонок лезет на дерево, но падает вниз.

СОБОЛЕК: Ну-ка! Навалились на него! Мала куча! Мала куча!

           Зверята наваливаются на Медвежонка, он отбивается, сильно ударяет Соболька, тот отлетает за пограничный столб - и каменеет.

МЕДВЕЖ.: Что  я  наделал?!  Друга  погубил! Я  плохой,   плохой!   ( Рас-качивается ).   Бейте меня! Бейте!
ЛИСЕНОК: Если бы не было столбов ...
МЕДВЕЖ.: Проклятые столбы! Хватит! Отодвину!
ЛИСЕНОК: Стой! Окаменеешь!

 Однако Медвежонок уже схватил столб. Он каменеет.

ЛОСЕНОК:Упрямый ... ( Плачет )  Еще  один  друг окаменел ...
ДРУЖОК: Глупые вы.  Но Юра всех спасет.  А теперь - спать! Я до утра буду вас сторожить!

Зверята засыпают. Справа подкрадываются хапипуги: Король Железокамень ( это Короткий в мантии и короне ), Нагстер ( это Длинный в генеральском мундире ) и Омерзант  (  Толстый во фраке ).

ЖЕЛЕЗ.:    Кто-то передвигал столбы! Тревога!
НАГСТЕР: Ваше величество Железокамень! Вот они, окаменелые:  Рысенок,  Соболек  и Медвежонок.
ОМЕРЗ.: А четвертый столб?!  Тот, кто его двигал, жив! Он не окаменел! Тревога!
ЖЕЛЕЗ.: Сдвинем сперва столбы к середине - и окаменеет  последний  клочок  Добролюбии. Генерал Нагстер!  Берите крайний столб!    Главный   министр   Омерзант! Хватайте вон тот!
ХАПИПУГИ: Слушаемся, ваше величество, великий король Железокамень!
ЖЕЛЕЗ.:  Несите его к центру этого последнего клочка проклятой Добролюбии!

Дружок с рычанием и лаем бросается на хапипугов, не прикасаясь к ним. Они поначалу пугаются, но приходят в себя. Просыпается Танечка и громко плачет.

ЛОСЕНОК: Страшно ... ( плачет ).  Не   плачь,  Танечка!  Эх, погибать, так с музыкой! Главного надо боднуть!

Лосенок бросается на короля. Бодает. Тот падает. Лосенок каменеет. Нагстер и Омерзант убегают.

ЖЕЛЕЗ.:     Эй, куда же вы? А я?
ОМЕРЗАНТ: Временное отступление, ваше величество! Бегите за нами! Вперед! Домой!

                Хапипуги убегают.

ЛИСЕНОК: Надо бы   Юру  предупредить!   А то нам  конец ... ( Сердито кашляет ).   Сейчас ка-ак разозлю-усь! У-ух, какой я храбрый! Спущусь в подздемный ход и скажу Юре, что Хапипуги все поняли.

                Лисенок спускается в подземный ход.

БУРУНДУЧОК ( свистит тревожно, кричит с дерева ): Возвращаются хапипуги! Бою-юсь!

ТАНЕЧКА ( просыпаясь ): Юра, где ты?

Хапипуги выходят на полянку. Дружок рычит и лает на них.

ЖЕЛЕЗ.:  Министр Омерзант,  приступить к обману Танечки!
ОМЕРЗАНТ:   Слушаюсь, ваше величество! ( Подходит к Танечке поближе, ласково говорит ей ) Ах, какая милая девочка!
ТАНЕЧ.:   Дружок, спаси меня! Это хапипуги!
ОМЕРЗАНТ:  Что ты,  куколка,  мы  не  хапипуги. Мы добролюбы. Нас трое осталось: король ... то есть нет ... лесник Шоколад, генерал ... то есть нет ... храбрый пожарник  Лимонад и  я ...  министр ...  то есть нет ...  умный и добрый учитель  Мармелад.  Мы  хорошие!   Но мы несчастные. Как тебя зовут?
ТАНЕЧ.:Меня? ( Дружок лает. Бурундучок злобно верещит ) Да перестаньте вы, зверята! Мешаете разговаривать! ( Омерзанту ) Я Танечка.
ОМЕРЗАНТ: Как зовут твою милую храбрую собачку?
ТАНЕЧ.:   Дружок.
ОМЕРЗАНТ: Дружок, песик, возьми конфетку! ( Бросает конфету, но Дружок не обращает на нее внимания ). Не ест. Жаль.
НАГСТЕР:А то мигом отравился бы и подох бы. Хе-хе.
ОМЕРЗАНТ: Замолчите, генер ... пожарник!  ( Обращается к Танечке )    Как  же  ты  здесь очутилась, деточка?
ТАНЕЧ.: Мы с Юрой и Дружком пришли спасти Добролюбию! ( Дружок лает на Танечку, Бурундучок верещит, Береза машет ветвями, но напрасно ). Не мешайте мне! Юра пошел в башню хапипугов ... 
НАГСТЕР: ... и окаменел. Го-го!
ТАНЕЧ.:   Нет!  У него  кольцо  царя Соломона!  И если хапипуги схватят Юру,  то сразу же превратятся  в  обыкновенных  людей. Не бойтесь, Юра всех нас спасет!
ЖЕЛЕЗ.:    Спасибо, глупая девчонк. Эй, хапипуги! В башню! Поймать Юрку!

                Хапипуги убегают.

ТАНЕЧ.:  Ой! Это же хапипуги! Я им Юрочку, братика родного выдала!

                Танечка плачет. Из подземного хода  появляется Юра.

ЮРА:    Дружок, что случилось?
ДРУЖОК: Хапипуги обманули Танечку, она им все про нас рассказала,  они тебя ищут.
ЮРА: Не плачь, Танечка, я еще живой.  А Лисенок окаменел. Зачем он полез в башню?
ДРУЖОК: Тебя  он хотел   предупредить  -   сказать тебе о  хапипугах.
ЮРА: Я  еле  нашел серебряный горн, но он прикован к потолку цепями, не достать.
БЕРЕЗА:   Как  же я об этом забыла, старая?! Юра, сними  с моей нижней ветки веревку с крюком. ( Нагибает ветку, Юра снимает с ветки веревку ). Видишь крюк?  Забросишь его на цепь, поднимешься   по  веревке и подуешь в серебряный горн.  Силы хватит  у  тебя?
ЮРА: У меня по физвоспитанию пять!
БЕРЕЗА: Спрячь веревку за пазуху. Хапипуги постараются  обмануть  тебя.  А тебе надо самому обмануть их.
ЮРА: Я никогда не вру!
БЕРЕЗА: Знаю, знаю. Да вот ведь беда, с ними нельзя по-честному ...
ЮРА: Я не хочу врать. Я и так сумею.
БЕРЕЗА: Что ж, удачи тебе!
ВСЕ:    Удачи тебе, Юра! Победы тебе!
      
            Появляются хапипуги. Несут столбы в левую часть сцены. Бурундучок каменеет. Хапипуги с трех сторон окружают Танечку и Дружка. Дружок проваливается в подземный ход. Танечка каменеет. Из-под земли слышен лай Дружка.

ЖЕЛЕЗ.: Ура! Нет больше Добролюбии!
НАГСТЕР:Ура! Везде - камни, везде – Хапипугия! Ура!
ЖЕЛЕЗ.:  А собаку - забросаем камнями! Оба выхода забросаем - и она подохнет от голода!
ОМЕРЗАНТ: Зачем? Пусть вылезет - и сразу окаменеет!
ЖЕЛЕЗ.:   Молчать! Забросать! (  Хапипуги  бросают камни. Лай Дружка все тише и глуше ). Всё! Берите каменную девчонку. Она пригодится, чтобы Юрку поймать.
НАГСТЕР И ОМЕРЗАНТ: Да здравствует мудрый король Железокамень! Ура!

                КОНЕЦ  ПЕРВОГО  ДЕЙСТВИЯ.


                ДЕЙСТВИЕ  ВТОРОЕ.

Башня хапипугов. Под потолком справа на цепях - горн. Внизу - красные цепи. Слева - окаменевший Лисенок. В центре - каменные пьедесталы с цифрами: на левом - 1, на среднем - 2, на правом - 3. Лисенок кем-то отодвигается, и из подземного хода, скрытого Лисенком, выходит Юра.

ЮРА: Вот он, бедный каменный Лисенок!  Ничего! Я спасу тебя! Я всех спасу!

ПЕСНЯ ЮРЫ:

Хапипуги сворой влезли
Потихонечку, не вдруг.
Стало каменно-железным
Все, что жить могло  вокруг.
ПРИПЕВ:
Если просят зверята меня,
Я не должен друзей подвести:
Я сегодня для нового дня
Добролюбию должен спасти.

Злы и лживы хапипуги,
И жестоки, и хитры.
Были все от них в испуге
До сегодняшней поры.
Припев.

Я, конечно, врать не стану:
Я немножечко боюсь.
Но бороться не устану -
И победы я добьюсь.
Припев.

( Забрасывает веревку но она оказывается короткой. )  Эх,  не хватает веревки!  Залезу-ка  я  на  камень. ( Залезает на камень " 3 ", потом - на камень  " 2 ". Не  достает. Слышен шум  голосов ). Хапипуги!  Куда бы мне спрятаться? ( Бегает по башне ). В подземный ход!

Прячет веревку за пазуху, скрывается, передвигает каменного Лисенка. Появляются хапипуги.

ЖЕЛЕЗ.: Вот  и  успели!  Горн  на месте.   Начинаем   совещание!  (  Пы-тается взобраться  на камень "1", срывается. Нагстер его подсаживает.   Сам взбирается на камень " 2 "). Теперь ...
ОМЕРЗАНТ: Я не  хочу  на  третье место: я умнее, хитрее и зловреднее, чем Нагстер.
ЖЕЛЕЗ.: Третье место  -  тоже хорошее. Или вы на мое место хотите?
ОМЕРЗАНТ: Нет, на ваше  -  не хочу. (Про  себя.) Если  Юрка  победит,  то  за все ответит самый главный.  ( Вслух ). Не хочу быть главным, ваше величество.
ЖЕЛЕЗОКАМ:  Совещание  продолжается.  Кто нам опасен?
ХАПИПУГИ: Юрка!
ЖЕЛЕЗ.:    Как превратить Юрку в камень?
ХАПИПУГИ: Снять кольцо!
ЖЕЛЕЗ.:  Кем  станет тот, кто  дотронется до кольца царя Соломона?
ХАПИПУГИ: Обыкновенным человеком.
ЖЕЛЕЗ.:   Хотим мы  стать обыкновенными людьми, да еще живыми?
ХАПИПУГИ: Нет! Нет! Нет!
ЖЕЛЕЗ.:   Что же вы предлагаете?
ОМЕРЗАНТ: Заковать  Юрку в цепи. Подохнет  от голода. И - все в порядке.
ЖЕЛЕЗ.:   Точно! Заковать! Сам подохнет.
ОМЕРЗАНТ: Дотронуться до того, у кого на пальце кольцо, - все равно, что дотронуться до самого кольца. И мы станем сразу обыкновенными людьми.  А этого мы не хотим. Ни за что. Значит, надо заставить самого мальчишку добровольно заковаться в цепи.
НАГСТЕР: Он не захочет!
ОМЕРЗАНТ: Надо запугать его.
ЖЕЛЕЗ.:  Точно!  Я знаю,  как это сделать! А теперь  вопрос  к  вам: как сюда попал Лисенок?  Он  не  мог пройти поверху. Он окаменел бы. Значит ... Ну! Думайте!
ОМЕРЗАНТ: Значит, есть подземный ход! Значит, и Юрка может пройти этим ходом!   
ЖЕЛЕЗ.: Генерал Нагстер, почему мы до сих пор не знали об этом подземном ...?
НАГСТЕР: Ваше величество,  такого  хода  нет. Я бы увидел его давно!
ОМЕРЗАНТ: Не смотрел. Вот и не увидел. Ход есть!
НАГСТЕР: Замолчи! А то как дам!
ЖЕЛЕЗ.:   Тихо! Посмотрим все вместе.

Хапипуги ходят по башне. Омерзант останавливается около Лисенка, думает. Сдвигает его и видит вход.

ОМЕРЗАНТ: Вот   откуда   пришел  Лисенок! Вот он, подземный ход!
ЖЕЛЕЗ.:  Генерал Нагстер, почему вы до сих  пор не видели эту дыру?
НАГСТЕР: Да никто из нас ее не видел. Почему? Просто ее не было, ее прогрыз Лисенок.
ОМЕРЗАНТ:Я не видел, потому что все время составлял план передвижения столбов в сторону Добролюбии. У меня времени не было вглядываться.
ЖЕЛЕЗ.:  А  я  -  король.Я  вообще ничего  не  обязан видеть. Мое дело - править вами.
ХАПИПУГИ: Да здравствует король! Ура! Ура! Ура!
ЖЕЛЕЗ.: Теперь   ясно, откуда может  вылезть  Юрка. Тут мы его и обхитрим. Внесите-ка  сюда  каменную  Танечку. Она наше оружие против мальчишки. ( Хапипуги уходят ). До чего я умный, хитрый и подлый! Хе-хе-хе! Хи-хи-хи!
ПЕСНЯ КОРОЛЯ ЖЕЛЕЗОКАМНЯ:
Я не верю никому.
Даже глазу своему.
Потому что я хитрей
Всех людей и всех зверей.
Вот я какой! Хе-хе!
  Не люблю я никого.
  Кроме камня одного.
  И крепка любовь моя,
  Потому что камень - я!
Вот я какой! Хи-хи!
Глупый мальчишка задумал победить хапипугов! Хе-хе! Меня, Железокамня, обмануть  захотел!   Хи-хи! Хо-хо!  Эй, Юрка! Я знаю, где ты! Вылезай!  Поговорим. Может, мы с тобой договоримся.( Молчание ). Молчи, молчи! Ты  умрешь  там от голода,  а   я и с места не сдвинусь:  я  ведь железокаменный, мне же не надо ни пить, ни есть, хе-хе.

Пауза. Затем медленно отодвигается окаменевший Лисенок, и появляется Юра. Железокамень бросается к нему, но спохватывается - и останавливается.

ЮРА: Поговорим.
ЖЕЛЕЗ.:  Ты думал, я тебя схвачу и стану из-за этого обыкновенным человеком?  А я - хитрее тебя. Отсюда ты не выйдешь!
ЮРА:    А я и не собираюсь уходить.
ЖЕЛЕЗ.: Хочешь,  чтоб заиграл волшебный серебряный горн?
ЮРА:    Да.   Хочу.   Хочу, чтобы  ожило    все живое. Чтобы и вы,  железокаменные хапипуги,  стали живыми людьми.
ЖЕЛЕЗ.:   А я не хочу. Не хочу! И всё тут!
ЮРА: Вы можете  стать хорошим человеком, приносить пользу. Вас за это все бы уважали, вас бы все любили ...
ЖЕЛЕЗ.:  Ну и дурак же ты, Юрка. Я король, я железокаменный. Зачем же мне становиться таким же никудышним, как живые люди, звери и птицы? Зачем болеть разными болезнями, трудиться и зарабатывать деньги  на еду и одежду, заботиться о детях и внуках? Не надо мне вашего уважения и любви! Я доволен собою и своим положением.
ЮРА ( про себя ): Я  должен   добраться до серебряного горна! Придется и мне  применить  хитрость! ( вслух ).  Что-то  долго  ваши  не  идут. Наверно, в яму провалились.
ЖЕЛЕЗ.: Обмануть меня хочешь? В яме - твоя собака, и мы  ее забросали камнями. Никто больше туда не провалится. Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Хо-хо-хо! Хи-хи-хи!
ЮРА (про себя): Бедный Дружок! Я спасу тебя. Только сначала ндо спасти Танечк!  (вслух ) Я ... не про ту яму, про другую.
ЖЕЛЕЗ.:    Какую еще другую? Другой - нет!
ЮРА:      Может быть, и не было раньше. Но ее могли выкопать.
ЖЕЛЕЗ.:   Кто?
ЮРА:      Кто-нибудь. Хе-хе. Го-го.
ЖЕЛЕЗ.:   И неправда, и неправда,  ты врешь!
ЮРА:      Ну да, вру. Хи-хи. Нет, нет никакой ямы. Я наврал. Хе-хе. Хо-хо.
ЖЕЛЕЗ.:   А-а! Нет, говоришь, второй ямы. Говори сейчас же, кто выкопал яму!   Где она?
ЮРА:      Хе-хе-хе. Грустно сидеть в яме. Даже хапипугам там не очень весело. Хи-хи!
ЖЕЛЕЗ.:   Да-а? Проверю. (Делает несколько шагов, но спохватывается). Ага,хитрый Юрка, я все   понял:  ты  хочешь,  чтобы  я ушел, а  ты  накинешь веревку,  доберешься до горна - и напакостишь мне и моим верным хапипугам! Не выйдет у тебя. Хе-хе.
ЮРА:      О какой  веревке  вы  говорите?  Где вы ее видели? Я не вижу нигде.
ЖЕЛЕЗ.:   Ты ее спрятал.
ЮРА:        Обыщите  всю  башню и меня тоже! Вы выдумщик. (Про себя). Как  мне  надоело врать! Самому противно ...
ЖЕЛЕЗ.:   Да? У тебя нет веревки? Поищу-ка я вторую яму и моих верных хапипугов. Стой тут!  ( Убегая ).  Сейчас  я  вернусь,  ты не двигайся,  стой на месте!
ЮРА:     Пожалуйста. Я даже сяду. Отдохну.

Едва Железокамень выходит, Юра становится на камень № 1, пытается забросить веревку. Ее не хватает. Юра пытается поставить камень №3 на камень №1. Не получается. Тогда он берет с пола кусок рельса и использует его как рычаг. Камень - на камне, веревка наброшена. Юра взбирается по веревке. Все медленнее.

ЮРА:   Ой, тяжело!  Устал!   Руки совсем затекли  ... Но нужно, нужно лезть дальше!

Входит Железокамень. За ним - Омерзант и Нагстер. Они несут окаменевшую Танечку.

ЖЕЛЕЗ.:   Ну, Юрка, где твоя яма? Наврал мне ты! Нет никакой ямы. Эй, где ты? ( Замечает Юру ). Остановись, не лезь дальше! А то бросим твою каменную сестру на бетонный пол - и разобьется! И ты ее никогда не оживишь! Эй! Юрка!
ЮРА:      Танечка! Сестричка милая! Как же так получилось?!Почему ты окаменела?   
ЖЕЛЕЗ.:   Она  тебе не ответит. Потому что она каменная,  она не разговаривает. Она не  живая.  Слезай!   ( Хапипугам ) Хапипуги!Поднимите девчонку,  хлопните ее об пол!
ЮРА:    Нет! Нет! Не надо! Положите ее  на пол. Осторожнее! Я уже слезаю.
         
            Хапипуги опускают Танечку.
            Юра спускается по веревке вниз.

ОМЕРЗАНТ: Теперь  иди  к красным цепям. И заковывайся в эти цепи.
ЮРА:      Я не умею заковываться в цепи.
НАГСТЕР:  Они сами все сделают. Ты только поближе подойди к ним.
ЮРА:      Зачем? Это что-то плохое. Я не хочу!
ЖЕЛЕЗ.:   Тогда сними кольцо с пальца и брось его на пол!
ЮРА:      Нет!
ЖЕЛЕЗ.:   Поднять девчонку!
ЮРА:      Подождите! (слезает вниз по веревке) Я подойду и положу его на пол. ( Подходит к хапипугам вплотную ).  А вот  сейчас я дотронусь  до  вас  -  и все вы станете людьми. Как  же  я сразу не догадался?! Ура! Сейчас вы станете живыми! Живыми!

Хапипуги убегают, Юра гонится за ними, но резко поворачивает назад, начинает взбираться по веревке. Хапипуги возвращаются. Железокамень взбирается по веревке, преследуя Юру, остальные хватают окаменевшую Танечку.

ЮРА:      Дружо-ок!  Дружо-ок!  Помоги!  (взбирается по веревке к горну) Где же ты, мой верный друг? Дружо-ок!

Из подземного хода выскакивает Дружок, сбивает с ног хапипугов - и каменеет. Они поднимаются и хотят поднять Танечку, но Юра уже схватил горн. Раздается мелодия, синтезирующая песни поло- жительных героев. Танечка и животные оживают. Хапипуги превращаются в браконьеров из первого действия пьесы. А рельсы - в ружья.

КОРОТК.: ( соскальзывая по веревке ): Хватайте девчонку! Что вы рты пооткрывали?! Живо!    ( Опомнившиеся  браконьеры хватают Танечку). Юрка,  отдавай кольцо царя Соломона!
ЮРА:      Зачем оно вам? Вы не любите природу!
ДЛИНН.:   Теперь мы ее полюбим, го-го!
ТОЛСТЫЙ: Мы  хотим   стать  такими  же хорошими, как ты, хи-хи. Вот и нужно нам кольцо. А ты и так, хи-хи, о-очень хороший. 
ТАНЕЧКА: Юрочка,  не  отдавай  им  наше кольцо! (Браконьерам)  Вы злые,  вы противные!
ЮРА:     Отпустите Танечку!
КОРОТК.: Нам   нужно  твое кольцо, а тебе нужна твоя сестра. Так? Давай меняться: мы тебе - сестру, а ты нам - кольцо. Хе-хе!
ЮРА: Дружок!
ДЛИНН. ( поднимая ружье с пола ):  Но-но!   А то ведь ружье стреляет! Не только в зверей ...
КОРОТКИЙ: Юра, ты сам  виноват: превратил нас в людей, поэтому нам надо  питаться, кушать. А кольцо нам поможет  поговорить со зверятами, подружиться с ними, и  они  нам расскажут, где есть хороший корм для нас, хи-хи!
ТОЛСТЫЙ: Шашлычок из лосятины! Го-го-го!
ДЛИНН.:   Не  то  мы уведем твою Танечку, и ты ее никогда больше не увидишь.
КОРОТК.: Или  тебя  самого убьем   из  ружья.   И  кольцо будет наше. А Танечка будет плакать ... Хи-хи-хи, хи-хи-хи!
ЮРА ( про себя ): Надо их поссорить. ( Вслух ). Я  отдам  кольцо  вам,  Длинный. Вы самый добрый. Но вы должны пользоваться кольцом только сами, должны ни с кем не делиться, никому не помогать, ни  Толстому,  ни Короткому. Хорошо?
ДЛИНН.:   Идет! Го-го-го!
КОРОТКИЙ: Так не пойдет! Кто у нас главный? Я! Отдай кольцо мне, мальчишка! А тебе, Длинный, я покажу, предатель!
ТОЛСТЫЙ: Юрочка, хороший мальчик! Дай мне это колечко, я  ведь  самый добрый,  самый слабый, самый несчастный из  нас троих!  Я был на побегушках у этих двух негодяев.
ЮРА: Да мне все  равно,  кому  отдать кольцо. Я его сейчас вам  брошу,  а вы подбирайте. Кто схватит, тому оно  и  будет.  (Юра швыряет  кольцо  на  пол.   Браконьеры отбрасывают ружья и  начинают драться, пытаясь схватить кольцо.   Но их опережает  Дружок,  он  хватает  кольцо   и  убегает ). На помощь, зверята! Сюда!

Зверята врываются в башню, нападают на браконьеров дружно, загоняют их в красные цепи, и цепи их, всех троих, схватывают.

ТАНЕЧКА: Спасибо, милые зверята!
ЮРА:        А   злые  хапи ...  браконьеры  останутся  здесь навсегда. Их будут показывать, как в зоопарке,  и  кормить,  чтобы они  не умерли от голода.
КОРОКИЙ: Мы будем жаловаться!
ДЛИННЫЙ: Вы не имеете права!
ТОЛСТЫЙ: Мы на вас в суд подадим!
ДРУЖОК:  Гав, гав, гав!
ЮРА:     Кольцо?! Как я забыл про него. (берет кольцо из пасти Дружка)Спасибо, милый Дружок!

Юра надевает на палец кольцо. Берет Танечку за руку.

ДРУЖОК: А я боялся, что ты без кольца не поймешь меня! Танечка, а ты меня понимаешь?
ТАНЕЧКА:  Да,  я  тоже  тебя понимаю,  я ведь Юру за  руку держу.
ЮРА:     Победила наша крепкая дружба.
ТАНЕЧКА: А хапипуги не умеют дружить.
ЮРА:     Мы  возвращаемся  домой. Мы выполнили свой долг.  Пора!
РЫСЕНОК Оставайтесь с нами насовсем!
ТАНЕЧКА: Нас ждет Дедушка. И Папа с Мамой уже, наверно, приехали за нами. Юре - пора в школу. Ведь завтра - первое сентября. А я в детский садик свой пойду.
БУРУНДУЧОК: Я боюсь хапипугов!
ЮРА:        Они навсегда в цепях. Не бойся.
МЕДВЕЖОНОК: Почему мне стало грустно?
СОБОЛЕК:    Возьми от нас в подарок волшебный горн!(Взбирается по веревке. Высвобождает  горн  и  дает  его  Юре. ) Мы же  победили хапипугов,  и цепи  его больше не держат. Возможно,  этот горн  еще  пригодится тебе и Танечке.
ЮРА:       Спасибо!
ДРУЖОК: Пора! Пора! Гав! Гав!

Дети и Дружок уходят. Их провожают зверята. Все ближе к ним волшебная Береза. На месте пограничных столбов стоят четыре молоденькие березки.

ЮРА:    Какие красивые березки! Откуда они?
БЕРЕЗА: Не узнаешь? Это же пограничные столбы. Когда  заиграл  серебряный  горн,  они стали молоденькими березками. Все вы   молодцы, друзья мои! Поздравляю вас с  победой!  А теперь  -  в  путь!  Прислонитесь ко мне!
ДЕТИ:    Прощайте,  славные зверята! Прощай,  страна Добролюбия!
ЗВЕРЯТА: Прощайте, дети!
БЕРЕЗА:   Десять.  Девять. Восемь. Семь. Шесть. Пять. Четыре. Три. Два. Один. Пуск!

             Гром. Темнота. Молния.
             Снова - двор Лесника.

ТАНЕЧКА: Спасибо тебе, Береза! Мы снова дома.  Как я спа-а-ать хочу-у!
ЮРА:   Ложись,  мы с Дружком посторожим.  ( Танечка ложится и засыпает. ) Дружок, отнеси горн  в  дом.  Я положу голову на руки, на минуточку закрою глаза. Спать не буду.

Дружок уносит горн. Слышна песня   Лесника.    Она  все ближе и ближе.

    ПЕСНЯ ЛЕСНИКА:
Берегу зеленый лес,
Потому что в нем чудес
Сосчитать нельзя.
Для людей и для зверей
Добрый лес всего нужней,
Мы его друзья.
Чтобы все могли дышать,
Лес нам надо защищать,
Потому я здесь.
Коль погиб бы лес родной,
Опустел бы шар земной.
Стал пустыней весь.
               
Лесник входит во двор. С ним - Дружок.

ДРУЖОК: Гав, гав, гав-гав!
ЛЕСНИК: Тише! Юра-то уснул за столом. Вон и Танечка спит под навесом. Он, видно, охранял ее. А сон его сморил.
ДРУЖОК: Гав!
ЮРА ( сквозь сон ):Опять  хапипуги   за   свое  взялись! Я вам не сдамся! Не выйдет по-вашему!
ЛЕСНИК: Сон  видит. (Гладит Юру по голове). Все хорошо, Юра, все у нас в порядке.
ЮРА ( просыпаясь ): Дедушка, мы с Танечкой и Дружком  были  в  Добролюбии!  Я  покажу  тебе волшебный  горн!  ( Убегает в дом. Возвращается.  Растерянно ).  Горна нет. И кольцо  с  моего пальца  пропало.  Дружок! Где горн? Где кольцо?
ДРУЖОК: Гав! Гав!
ЮРА:     Ну вот! Без кольца царя Соломона я не понимаю, что он говорит ...
ЛЕСНИК: Юра!  Ты что-то странное говоришь! У тебя нет температуры? Ты не заболел?
ЮРА:    Да нет же! Не-ет! Я здоров! Здоров!
ТАНЕЧКА ( проснулась ): Кто кричал? Дедушка, ты уже пришел! Как хорошо!
ЮРА:     Танечка! Наш горн украли!
ТАНЕЧКА: Какой горн?
ЮРА:     Да тот,  который висел в башне на цепях.   Который всех оживил!
ТАНЕЧКА: В какой башне? На каких цепях?
ЮРА:     В башне хапипугов!
ТАНЕЧКА: А - а ... Хапипуги хотели погубить Добролюбию. Их король Железокамень ...
ЮРА:     Ага, вспомнила! Значит, мы были с Дружком и с тобой там?!
ТАНЕЧКА: Где?
ЮРА:     В Добролюбии! И в Хапипугии! И в той башне! Нас Береза перенесла ...
ТАНЕЧКА: Нигде  мы не  были. Ты мне начал рассказывать  сказку,  которую  придумал, а я заснула. Ты тоже, наверно, заснул.
ЮРА:     Ну-у?! Да ... Удивительный сон я видел!
ТАНЕЧКА: Я тоже видела сон. Будто я зверят кормила -  и они радовались.
ЛЕСНИК:  Светает уже. День начинается.

                Во двор входит Лосенок.

ТАНЕЧКА: Смотрите, кто к нам   пришел!   Здравствуй, Лосенок!

              Лосенок подходит к Танечке,
              тянется к лицу ее.

ЛЕСНИК: Дай ему горбушку с солью!

                Танечка угощает Лосенка.

ЮРА: Вырасту  -  выучусь  на ученого,  стану умным-умным! Изобрету кольцо царя Соломона, поговорю с этим Лосенком.
ЛЕСНИК: К  тому   времени  он  станет   большим-пребольшим и старым-старым Лосем.
ЮРА:    Ничего.  Я  надену на  палец кольцо  и скажу: " Здравствуй, старый друг! "
ТАНЕЧКА:А он ответит: " Здравствуй, Юра ".
ЮРА:  И скажет: "  Это    здурово,   что  ты   изобрел такое кольцо! "
ТАНЕЧКА: Я  возьму  тебя  за   руку  и  буду  тоже разговаривать с ним.
ЮРА:     Мы   сделаем  много-много   таких   колец. И все люди,  все звери и птицы, все деревья и травы – станут друзьями.
ТАНЕЧКА. Потому  что  все будут  понимать друг друга. ( В зал ). И вам, ребята, дадим по одному колечку.
ЮРА:     А   если сумею сделать только одно такое кольцо ... и ни одного - больше ...
ТАНЕЧКА: ...тогда мы все-все возьмемся за руки - и все равно будем понимать друг друга.
ЛЕСНИК:  Да,  это  самое главное - всем понимать друг друга.

                КОНЕЦ   ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.
               
                ЗАНАВЕС ( ЕСЛИ ОН ЕСТЬ ).