Счастье и Деньги

Экатерина Данильченко
Предисловие

Я знаю, у вас было горе.

 Дело в том, что горе бывало с каждым. Главное, как люди к нему относятся.
Когда горе здесь, рядом, оно кажется огромным, тяжелым. Некоторые люди не могут его пережить. Но те, кто справился, становятся мудрыми. Они-то знают, что чем дальше ты шагаешь по жизни, тем меньше становится горе. И когда-нибудь, оглянувшись, ты увидишь не огромное горе, а маленькую, незначительную для такой большой жизни точку. А, может, и вовсе ничего не увидишь.
И с чем бы ни сравнивали жизнь – с зеброй ли или с шахматной доской… Главное знать, и верить, что черное рано или поздно закончится, день победит ночь, заблудившийся выйдет к свету, лучик солнца коснется ваших глаз.
Глава 1
Осенние листья беспечно танцевали по зеркалам холодных луж. Зябко кутаясь в пальто с поднятыми воротниками, у ворот стояли две девушки. За воротами возвышалось белое здание церкви.
- У меня больше нет сил сражаться с обстоятельствами. Кажется, мир вокруг меня рушится, - вздыхала девушка в синем пальто.
¬¬  Запомни, дорогая, выход есть всегда из любой ситуации, - бодро поддерживала разговор обладательница пальто в клетку. – Ну вот скажи, что тебя держит на этой работе? Тебя уже в который раз лишают премии. Да директор на тебе просто воду возит, а ты молчишь.
- А что мне делать? – простужено шмыгнула носом подруга.
- Искать выход, а может, даже другую работу. А помнишь, тебя приглашали в этот магазинчик, как там его, заведующей?
¬- Приглашали… Но тогда это был магазинчик, а теперь шикарный магазин самообслуживания – кто меня туда возьмет, они уже забыли о своем предложении.
- Забыли… - перекривляла «клетчатая». – А ты им напомни!
- Ай, кому я там нужна! Если даже Вадим меня бросил… - едва не плача продолжала усугублять бедняжка.
- Так! Это что такое, Лиза! Ты из-за мужика мне тут нюни распускать будешь! Ну, честное слово, не на развод же он подал?
- Нет, пока… - совсем расстроилась девушка.
- И не подаст! Вспомнишь мое слово!
- Он сказал, что больше не может так жить. Последнее время у нас все рушится. За разбитую машину деньги выплачивай, за кредит – выплачивай. Премии лишают. А тут еще его мама заболела. А мне врачи сказали, что детей не будет! А он сказал, что так жить невозможно и ушел к маме! – навзрыд перечисляла бедная Лиза. Подруге едва удалось перебить ее:
-Стоп! Что там врачи сказали?
- Что у меня детей не будет…
- И что, ничего нельзя сделать?
- Операцию. Но она дорого обойдется – у меня таких денег нету! – снова разревелась Елизавета.
- Да-с! Дело хрень, - задумалась подруга.- Ну не бывает же так, чтобы все в жизни шло насмарку! Я знаю, что тебе нужно!
- Что? – хмыкнула простуженным носом Лиза.
- Тебе нужно найти в своей жизни что-то светлое! Подумай хорошенько.
- Не знаю…
- Посмотри туда, - подруга указывала на церковь. – Вот, что тебе надо!
- Ты же знаешь, как я к этому отношусь.
- А я тебе не помолиться предлагаю. Я тебе предлагаю верить и надеяться. Плохое только кажется большим и черным. А когда все это пройдет, ты сама будешь вспоминать с улыбкой свои слезы. А теперь идем в церковь.
- Зачем?
- Свечку поставить – за здравие!
- Думаешь, поможет?
- А мы так, на всякий случай поставим. Ты, главное, верь и надейся.
***
Минут через пятнадцать девушки вышли из церкви.
- Ну что, полегчало? – спросила «клетчатая».
- Немного. Спасибо тебе, Анюта! А знаешь, я, кажется, уже нашла в своей жизни кое-что светлое.
- Ну вот видишь! – обрадовалась подруга. – И что же это?
- Это ты! – улыбнулась Лиза. – Я рада, что у меня есть такой друг.
- Ну вот! Уже улыбаешься. Значит, я действительно не зря старалась. А теперь пойдем ко мне – я тебя конфетами накормлю, тебе вообще хорошо станет.
- Постой… - Лиза открыла сумочку. – Мне тут мама билетик дала, лотерейный. Вдруг повезет, хоть в чем-то!
- А ну-ка!
Лиза достала билет и пошкрябала ногтем на заветном месте.
- Ну что? – поинтересовалась Аня.
- Тысяча рублей… - вздохнула Лиза.
- Так его ж еще разыгрывать будут.
- Будут, а толку. Мама говорит, если здесь ничего нет, то и сам билет пустой.
- Да?.. Ну ничего! Ты знаешь, как говорится, на судьбу надейся, но и сам не плошай. Не всем же в лотерею выигрывать. Поверь, есть люди, которым хуже, чем тебе – вот пусть они и выигрывают!  А у тебя потихонечку-потихонечку и все наладится. Главное – верить!
- Действительно! Вот бомжи, например, что под церковью с шапками стоят. Кусок хлеба в день – и за то Бога благодарят!
- Ага! – потерла рука об руку Анюта. – Пойдем скорей, а то я замерзла.
Проходя мимо стареньких, плохо одетых людей, просящих у церкви, Лиза положила одному из них, седому, нетрезвому старику с добрым лицом в неухоженной бороде, свой билетик.
II. Деньги
На холодном голом полу зябко кучковались пустые бутылки. Здесь же, прислонившись к стене, сидели двое стариков. Оба были небритые, одетые в то, что можно найти на свалке. Но их это не беспокоило. Они «сосали» окурки, собранные на улице в стеклянную банку, и разговаривали.
- Ну, что у тебя сегодня, Семен Борисыч? – спросил тот, что казался моложе, быть может, из-за укороченной ножом бороды и живых бегающих глазок.
- Ды як заўседы, Дзяніс. На буханку хлебу ды бутылку водкі хапіла, - закашлялся Семен Борисович.
- А чего нам еще надо! – хлопнул себя по коленке Денис. – Ты вот только, брат, давай по-нашему, по-русски. А то «гэтая твая мова» уже в печенке сидит.
- Не, я ў жыцці многа каму здраджваў. А мова, мая родная мова, - гэта і ўсё, што ў мяне засталося. – твердо, уверенно возразил старик.
- Ай, и Бог с тобой! – собеседник продрал горло и харкнул в противоположный угол комнаты. – Ты лучше скажи, что это ты такое в руке вертишь? Купюра некая зеленая. Неуж-то доллары давать стали?
- Не, гэта не даляр. Гэта білет.
- Да ты что ж это, уехать от меня вздумал?
- Супакойся! Гэта латэрэйны білет. Вось хтосьці тысячу рублёў выйграў, а абменьваць білет паляніўся.
- И кто ж это тебе такое счастье вручил? – загыгыкал Денис.
- Ды дзяўчына нейкая. Прыгожая, але нешта сумная была. Мабыць, грошы не ад усяго ратуюць…
- Нет, “грошы не ратуюць”, а вот водка, - Денис схватился грязной мозолистой рукой за единственную полную бутылку. – Она, родная, и спасет, и поможет. – Он откупорил бутылку и налил жидкость в грязный стакан. Семен Борисыч протер рукавом куртки второй стакан и подставил тоже.
- Дзе ж мне гэты білет абмяняць цяпер? – вздохнул старик.
- Да вон к Таньке подойдешь, деньги небольшие, она обменяет. Ну, за завтрашний день! Кому – счастье, кому – деньги, а нам с тобой лишь бы на водку хватило.
Собутыльники свели стаканы, хукнули в разные стороны – и прозрачная жгучая жидкость побежала по пустому пищеводу в желудок, разлилась по венам, разбавляя кровь, расслабила мышцы, достигла мозга, как война, убивая старые дряхлые клетки на своем пути.
***
Спустя пару недель, в том же заброшенном помещении, в одинокой, холодной комнате, на грязном полу выпивали те же старики.
- Ну что, Борис Семеныч! Тьфу! Семен Борисыч! Ну что, обменял ты свой “бялецик”? – поинтересовался Денис.
- Да ты ведаеш, што адбылося! Я ж пайшоў да Таццяны, яна пагледзела ў нейкай кнізе, ды неяк уся і збялела, а потым як заўсміхаецца, ды як пачне мяне віншаваць. Кажа, выйграў ты, дзед! Ды я ёй адказваю, што ведаю, маўляў, тысячу рублёў. А яна – ды не, дзед, ты на шмат больш выйграў! Ды як забегае вакол мяне. Усё, гаворыць, цяпер ты зажывеш, як чалавек, і хату сабе купіш, і адзежу, і нават аўтамабіль. Вось толькі, гаворыць, пабрыцца, памыцца, прыадзецца табе зараз трэба. А я пытаюся, на што гэта, а сам яшчэ нічога не разумею. А яна – як на што! Цябе ж, дзед, цяпер на камеру знімуць, па тэлевізары пакажуць. А я спужаўся – гэта яшчэ на што! А яна – да ты, дзед, не палохайся, у цябе цяпер усё добра будзе.
- Ну і где ж ты, Семен Борисович, теперь вымоешься-то? – пришел в себя заслушавшийся Денис.
- Ды Таццяна да сябе запрасіла. Кажа, усё знойдзецца. І адзежу з мужавага падбярэ.
- Эх, добрая Танюха баба! – восхитился Денис, зевая. – Ладно, дед, оно-то вроде все так, да только вилами по воде. Не даст наше государство обычному человеку выиграть. Подсунет мелочь какую, а по телику покажут, что милльены выиграл. Да, а сколько ты хоть выиграл?
- Ды кажуць, дзьвесце мільенаў!
- А… Хоть бы ты от них один получил, - Денис уже устраивался на сон, заворачиваясь в старую поношенную шубу.
- Пагледзем… - ответил Семен Борисович и долго еще сидел у стены, глядя перед собой. Пытаясь понять, что перед ним: мираж или явь? Пустые бутылки, голые стены и заплеванный пол… А где-то глубоко в душе грели сердце воспоминания о другом времени. Когда вместо всего этого дерьма у мужчины была жена, был сын – одним словом, семья. И этим все сказано. Все счастье, радость и смысл жизни в одном слове. Вот если б в лотерею разыгрывали желания! Он загадал бы вернуть свое прошлое и уже никогда не повторил бы прежних ошибок.
***
В зеркале отражался пожилой, но бодренький мужичок с впалыми глазами, обвисшими, но чисто выбритыми щеками, седыми, но чистыми волосами, в поношенном, но приличном костюме. Костюм висел на худощавом, потрепанном жизнью теле. Но перед зеркалом стоял уже не тот заросший, вонючий бомж. Дед улыбнулся. Этот, в зеркале, сделал то же самое, но как-то через силу, зажато.
- Ну что, Семен Борисович, любуетесь? – в зеркале появилась Татьяна и заботливо разгладила воротник рубашки, поджала галстук.
- Ды неяк не па сабе, Танюша. Як быццам і не я гэта…
- Костюмчик великоват, но ничего, в телевизоре этого никто не заметит, - все завихалась вокруг деда Таня, женщина лет сорока – одна из немногих людей, которые могут чистосердечно радоваться чужому счастью и сочувствовать горю.
Дед посмотрел на нее с благодарностью и она ответила искренней улыбкой, продолжая одергивать костюм.
- А как ваш сын, Семен Борисович? Вы к нему ходили?
- Ды не яшчэ… Вось, можа, калі грошы атрымаю…
- Давно вы у него не были?
- Ды ўжо пяты год пайшоў. Мабыць, думаюць, што я дзе памер пад плотам.
- И не ищут вас родственники?
Дед смутился:
- Ды я б і сам сябе не шукаў! Эх, Таццяна, ведала б ты, як там усё было! Ды мне на вочы ім паказацца сумлення не хопіць.
- Чего ж так? – по-простецки, но с душой спросила женщина, приглашая деда в кухню. – Вам покушать надо перед дорогой. У меня борщик наваристый. Сейчас мужа, сына позову, отобедаете с нами.
Дед и не знал, как отказать. Таким простым, чистосердечным было приглашение.
- Ды сам я вінаваты, Танюша, - рассказывал гость, пока хозяйка накрывала на стол. – Адрокся я ад сямьі, ад сына праз д’яблаву атраду – сагрэць душу водкай. А колькі гора я нарабіў сваім родным! І ўспомніць брыдка. З дому ўсё выцягваў, з бабамі ўсякімі па забягалаўкам цягаўся, на жонку, на сына руку падняў… - в горле у деда стал ком. Таня молча поставила перед дедом тарелку красного супа. Подошли муж и сын.
- Приятного аппетита! – пожелал ребенок лет двенадцати. У деда защемило сердце, в его тарелку упала крупная слеза, но даже через боль он смог улыбнуться безгрешному светлому существу. Так давно уже он не ел горячего борща в теплой семейной обстановке…
После обеда Таня собрала деда в дорогу.
- Вот, Семен Борисович, держите билет, тут еще бутерброды на дорогу, сигареты. Зря вы, конечно, отказались, чтобы муж вас сопровождал, а то мало ли.
- Ды добра ўсё будзе, Танюша! Бог паклапоціцца! І да таго ж ты мне дапамагла. Ды і заўсёды дапамагала… - с глаз вырвались так долго сдерживаемые слезы, а увидев слезы сочувствия на глазах женщины, дед шагнул и обнял ее, как дочку. – Дзякуй табе за ўсё, жанчына! Ніколі не забуду! Ніколі! – с этими словами он вышел из квартиры.
***
Поезд шел, равномерно покачиваясь, колеса своей песней убаюкивали пассажиров. Деду было не до сна – он сильно волновался. Как примет его столица? Как он будет выступать перед камерой? Неужели, хоть раз в жизни повезло! Такая сумма! А может, это обман? Может, сон?
Чтобы отвлечься от беспокойных мыслей, Семен Борисович решил помечтать. “Што я буду рабіць з гэткай вялікай сумай? Ну ўжо дакладна не прапью! Што ж я, зусім дурак, такі шанец упусціць! Гэта Бог, гэта ўсё ён! Ён дае мне другі шанец устроіць сваё жыццё, хаця б на старасці пажыць па-чалавечы, вярнуць упушчанае, выправіць памылкі… Але як?! Гэта ж грошы, усяго толькі грошы. Не, выправіць ужо нічога нельга. Памершую жонку не ўваскрэсіш нават, каб выбачэння спытаць. Гэта водка, яна ўсяму віной. Вось з ёй-та я і расквітаюся. Больш ні грама ў рот не вазьму! Я і піў-та яе толькі ад безвыхаднасці, што грошай не было. А зараз, калі грошы з’явяцца – не буду піць! А мінулае… Яго можна паспрабаваць выправіць. Я да сына пайду. Прабачэння спытаю. Унучке дапамагу. Побач з імі жыць стану, дапамагаць ім буду. Да… Але ж і нядаўняму свайму жыццю доўг вярнуць трэба. Колькі Дзянісу можна ў рукі даверыць? Не, ён усё прапье. А, я ведаю! Я яму прапаную кінуць гэта ўсё і разам са мной жыць. Уладкуем яго на працу, а там, глядзіш, і сямья з’явіцца, у людзі чалавек выйдзе. Ён маладзейшы за мяне гадоў на дваццаць, у яго яшчэ ўсё наперадзе.
І Танюшу аддзячыць трэба. За дабрыню яе, за сардэшнасць.
Ах, амаль не запамятаваў! І малодку гэту, што білецік мне свой аддала, яе знайсці трэба. Абавязкова! У прынцыпе-та гэта яе грошы. Вось ёй большую частку і аддам. Але не ўсе. Сама яна білецік-та кінула. Але ж знайсці яе трэба. Падзячыць ад душы.”
***
Яркий свет слепил глаза, дед шагнул вперед и ощутил на себе взгляды десятков пар глаз. Оглушили аплодисменты. Микрофон в ухе постоянно подсказывал: «Посмотрите в камеру справа!», «Помашите рукой!», «Сделайте шаг вперед!»… Ведущий что-то говорил без умолку, потом жал руку, потом вручал огромную табличку с цифрами… А потом попросил сказать пару слов.
- Дзякуй! – едва вымолвил дед. – Дзякуй Богу! Хай і вам пашчасціць!
Дед не знал, что еще сказать, из глаз покатились слезы… Прыткий ведущий снова что-то затараторил…
III. Счастье

По телевизору крупным планом показывали лицо пожилого мужчины, он прижимал к груди табличку с “красивыми” цифрами и плакал…
- Везет же кому-то! – вслух удивился парень, сидящий на диване. – Нет, Лиз, ты слышала, говорят, он из нашего города. А тут еще слухи ходят, что это якобы местный бомж.
К нему подошла молодая красивая женщина, нежно обняла за плечи и поцеловала.
- Вадим, какая разница, кто и сколько выиграл? Когда ты рядом, мне хочется, чтобы все на планете были счастливы, – промурлыкала она мужу.
- Лизенок, я так рад, что мы справились со всеми трудностями. Мы больше никому ничего не должны. У тебя прекрасная должность на работе, мне увеличили зарплату. Скоро у нас появится малыш, ведь теперь мы сможем собрать деньги на операцию за пару лет, а, может, и за год..
Елизавета выпустила мужа из объятий, ее улыбки и след простыл. Вздохнув, женщина с грустью высказала сомнение:
- Через пару лет шансы, что операция поможет, станут мизерными…
Горькие рассуждения прервал телефонный звонок. Лиза подняла трубку и услышала голос ближайшей подруги:
- Ты розыгрыш смотришь? Ты видела, кто там выиграл?
- Ну, дедушка какой-то…
- Какой-то! Да это же тот самый бомж, которому ты месяц назад свой билетик пожертвовала, тогда, у церкви…
- Ты думаешь? Что-то он на бомжа не похож, - удивилась Лиза.
- Это он! Я тебе точно говорю. Только без бороды и после хорошей бани. У меня ж память на лица ого какая! Отвечаю – это он! По твоему билетику деньги получил и даже спасибо не сказал.
Раздосадованная подруга только развеселила Лизу.
- И что ж мне теперь, в суд на него подавать? Если даже это и он, и с моим билетиком, что не факт, так я ж сама ему билет отдала.
- Ну, может, ты и права, - согласилась Аня. – Но поделиться-то мог бы – сумма не хиленькая, даже для бомжа.
- Знаешь, что я думаю, - задумчиво ответила Лиза. – Каждому дается по его заслугам. Я верю, что Бог справедлив. И если бы билет остался у меня, он наврядли бы выиграл. Я только теперь начинаю понимать, что все беды были даны мне только затем, чтобы пройдя их, я ощутила настоящее счастье от того, что имею.
- Но введь тебе не помешали бы эти деньги. Ты могла бы сделать операцию… - осторожно заметила подруга, зная, что задевает за больное.
Проглотив комок, Лиза ответила:
- Если мне суждено иметь детей, значит, они у меня будут не смотря ни на что.
***
Семен Борисович в нерешительности мялся у двери, такой знакомой, такой родной. Сердце щемило от воспоминаний.
В тот злополучный день он, как обычно, вернулся домой среди ночи, “на рогах”. “Заливал” увольнение с работы. Но вместо жены с привычными причитаниями на пороге его встретил сын. По его лицу Семен сразу понял – произошло что-то серьезное. Александр, так звали сына, молча впустил отца, заварил крепкий чай и сел с ним за стол.
- Что ты тут делаешь и где мать? – пьяным тоном спросил Семен.
- Протрезвей сперва, потом поговорим, - Саша придвинул к нему чашку с чаем.
- Не указывай мне! – стукнул кулаком по столу Семен.
- Мать в больнице, при смерти! Теперь понял, до чего ты ее довел? – не сдержался парень.
- Я довел? – не унимался мужчина. – Да как ты с отцом разговариваешь, недоносок!
- А кто ей нервы травил, кто избивал! Я представить не могу, как ей удавалось прощать твои похождения, терпеть твою пьяную рожу!
- Я твой отец! И ты не имеешь права ни в чем меня упрекать! Я старше! Умнее! – разошелся Семен.
- Ха! Это ты-то отец! – парировал двадцатипятилетний Саша. – Да ты хоть раз для меня что-то сделал? Ты даже на свадьбе моей так напился, что всю семью опозорил!
- Замолчи и иди вон из моей квартиры!
- Твоя квартира! Да ты хоть копейку за нее заплатил? Мама всю жизнь вкалывала. А ты-то и в квартире этой появлялся только когда свою зарплату пропивал.
Пьяный Семен не мог выдержать таких оскорблений от собственного сына, наверное, потому, что уж слишком они были справедливы. Он поднялся, перевернув стул, и замохнулся на сына. Тот перехватил его руку и первым ударил в лицо.
Семен заойкал, схватился за лицо. Через пару минут он опустил руки, по лицу текли слезы.
- Собственный сын! Я от тебя такого не ожидал…сынок…Как ты можешь? Родного отца, по лицу…
- Ладно, хватит собачиться, - предложил Александр. – Мать в больнице. Тебе надо вымыться, побриться, проспаться… Завтра пойдешь к ней, попрощаться.
От приказного тона сына кровь снова ударила в голову Семена.
- Что! Почему это всякое гавно указывает мне в собственном доме? А может, я сейчас напиться хочу, с горя? А ты убирайся из моей квартиры, собачий сын!
Сын посмотрел на отца разочарованно.
- Ничто тебя не пронимает! И матери не жалко. Хоть бы сейчас одумался.
- Я никому ничего не должен! – пьяно кричал Семен.
- Тогда проваливай! Ты мне больше не отец! – Саша схватил его за шиворот и вытолкал из кухни, потом открыл входную дверь. – Убирайся! Не хочешь быть человевком – сгниешь под забором.
Семен испугался не на шутку. Он понял, что сын сильнее его и сейчас не шутит.
- Да я… сынок… я же все понимаю…
- Вон! – уверенно отрезал Саша. В эту ночь он одновременно лишился и отца, и матери.
Семен ушел. Он еще долго плелся по ночным улицам, пока не свалился и заснул под какой-то стеной.
А потом… С утра, проспавшись, он не решился вернуться, поскольку смелым и задиристым был только при поддержке водки. Он понимал, что был не прав. Но… Душила обида на сына. А хмельная голова требовала “лекарства”. И он пошел к одному знакомому, еще молодому хлопцу. Денис жил в другом районе города, и в его квартире еще оставалось, что продать…или обменять на самогон.

***

Семен Борисович узнал, что сын теперь живет в их с матерью квартире. Узнал, когда вся семья бывает дома: сын Саша, его жена Анастасия, дети Алеся и Ваня, его родные внучата, которых он и в глаза-то никогда не видел. Как его здесь примут? Простят ли?
Дед прокашлялся, провел рукой по стриженым волосам и нажал на кнопку звонка.
Дверь тихонько отворилась, но дед сразу никого не заметил.
- Здравствуйте! А вам кого? – услышал он детский голосок, и, переведя взгляд вниз, увидел девочку лет пяти. Она повисла на ручках двери и открыто улыбалась незнакомому человеку.
У деда комок подпер горло. В дверях появился крепкий молодой мужчина. “Саша, такой же, как был…” – подумалось деду.
- Вам ко… - хотел спросить хозяин, но внезапно запнулся. Он узнал. “Трезвый, чисто выбритый, прилично одетый… Неужели он?” – скорее удивился, чем засомневался сын.
Он взял девочку на руки и открыл шире дверь.
- Заходи, раз пришел…
Когда Семен переступал порог дома, его сердце замерло от волнения. “Сколько же здесь всего было! Свадебное застолье, молодая, красивая жена, потом рождение сына… а потом все отобрала водка! И ровная спокойная жизнь превратилась в пьянки-гулянки и сплошную головную боль.”
Сын закрыл за ним дверь и пригласил в кухню.
Из комнаты вышла молодая женщина, вежливо поздоровалась. Александр передал ей дочку и попросил подождать в комнате.
Дед стоял посреди куни, вспоминая последние минуты, проведенные здесь.
- Ну, присаживайся за стол. Будешь чай, или, может, водки? – предложил Саша.
- Не, не. Дзякую! – присаживаясь, отказался Семен.
- Тогда говори, зачем пришел?
- Даведацца, як ты жывеш, - произнес старик, уставившись в пол. – Бо ў мяне нікога больш няма акрамя вас…
Сын молчал. Семен проглотил комок, подступивший к горлу, и уверенно добавил:
- Прабачэння спытаць я прыйшоў!
- За что? – требовательно спросил сын.
- Не сярдуй. Я ўсё асазнаў. Я быў ніхто і ёсць ніхто. Я маці загубіў, сямью загубіў, жыццё сваё загубіў… - на дрожащие руки закапали слезы.
Сын молчал, ему тоже мешал ком в горле.
- Спярша я нічога не разумеў. Але потым судьба прывяла мяне ў царкву. Я стаў бамжом і прасіў міласці у храма боскага. Я маліўся кожны дзень і Бог мяне пачуў… - дед сглотнул. Александр посмотрел на отца удивленно-недоверчиво. Тот подолжал.
- Адна добрая жанчына замест грошай дала мне латэрэйны білецік. Я атрымаў многа грошаў. Я хачу выкупіць сваю віну. Мінулага не вернеш. Я не магу гэтымі грошамі вярнуць маці, не магу даць табе той любові, якой табе не хапала ў дзяцінстве… Я разумею, як цяжка табе выбачыць мне. Але я хачу, каб ты ведаў, што ў цябе ёсць бацька, які цябе любіць.
Семен поднял глаза и увидел слезы на лице сына. Мужчины посмотрели друг другу в глаза и все поняли. Они встали из-за стола и обнялись крепко, по-мужски, как отец с сыном.
- Я вижу, отец, что ты не врешь. Я прощаю тебя. Давай, что ли, выпьем за встречу!
- Нее, - протянул семен. – Я зараз не пью – закадыраваўся.
- Да!.. – с гордостью посмотрел сын на отца. – Ну тогда давай, дедушка, с ввнуками тебя познакомлю.

В компании молодой семьи, приветливых детишек время пролетело незаметно. Уходя, Семен Борисович неприметно оставил на тумбочке в прихожей конверт с письмом-покаянием. Он не знал, впустит ли его сын, выслушает ли, поэтому обо всем написал. Еще в конверте был чек на приличную сумму денег. Семен подозревал, что сын не захочет взять у него деньги.
Александр записал адрес домика в дачном поселке, где сейчас проживал дед вместе с другом Денисом,который тоже закодировался и устроился на работу в колхоз. Сын обещал приезжать в гости всей семьей.

***

Маленький уютный домик притаился у самого леса. Рядом, между двух деревьев, были устроены самодельные качели. Мальчуган лет восьми раскачивал их, а девочка по-младше весело визжала, подлетая в высоту. Тут же у мангала суетились две молодые женщины и мужчина.
- Настя, какая же ты счастливая – у тебя прекрасные дети! – обратилась одна из женщин к другой, с улыбкой наблюдая за игрой детворы.
Переворачивая шампуры, ее обнял и притянул к себе мужчина:
- Нечего завидовать, любимая, скоро это счастье и нас настигнет! – весело сказал он, целуя жену.
Из дому вышел мужчина лет сорока пяти, выбритый, свежего вида. Вынес две табуретки. Не увспел он поставить табуретки на землю, как двое забияк повисли на его шее с криками:
- Дядька Денис, пойдем за грибами! – кричала девочка.
- Нет, сегодня на рыбалку! – упрямо требовал мальчуган.
Из лесу в это время вышли двое: Семен и Александр. Оба с охапками веток и поленьев.
- А вот и дрова! – обрадованно воскликнул Вадим, следивший за шашлыками.
- Первая партия мяса готова! – заявила Настя, жена Саши, тыкая вилкой в куски на шампурах. – Самый подходящий момент для фото – все в сборе!
- Давайте я вас всех сфоткаю, - предложил Денис.
- Успеем еще нафоткаться, - перебила Лиза. – Сперва я должна сделать додно предложение.
- Кажы, дачка, - одобрительно кивнул Семен Борисович.
- Дядя Семен, - обратилась женщина. – По благословению свыше судьба свела на всех вместе. Для того, чтобы мы помогли друг другу. Ведь справедливо утверждает поговорка: один в поле не воин. Одному человеку сложно справляться с трудностями. Но человек может преодолеть все, если у него в сердце живет любовь и всепрощение, и если рядом с ним находятся настоящие друзья. И, поскольку именно вы, дядя Семен, сделали так много, чтобы найти для меня хорошую клинику и специалиста… Благодаря вам мне вовремя сделали операцию и нашему с Вадимом ребенку больше ничего не угрожает… он вот-вот появится на свет…
- Але ж білет быў твой, Лізанька, - возразил мужчина.
- Нет-нет! – улыбнулась женщина. – Я все так же верю, что в моих руках он не принес бы счастья стольким людям. Я рада, что он попал именно к вам.
Никто не смог сдержаться – и раздались звонкие апплодисменты.
- И теперь все мы всегда будем счастливы! – сделал вывод Александр, обнимая жену.
- Но мое предложение! – вспомнила Лиза, взволнованная своей речью. – Семен Борисович, мы с Вадимом просим вас стать крестным отцом нашего будущего ребенка! Пожалуйста, не отказывайтесь! Это очень важно для нас!
Семен смутился от неожиданности. Хотел было что-то сказать, но молодежь перебила его, снова захлопав в ладоши.
- Ну все, счастливое семейство, становись в ширенгу – пора фотографироваться! – напомнил Денис,взяв в руки фотоаппарат.
На фотографии застыл веселый детский смех; нежность мужчин, обнимавших любимых женщин; слезы счастья на лицах любящих жен и мам; выражение благодарности Богу в грустных глазах и спокойствия на потрепанном жизнью лице старика…

***

Что такое счастье? Для одного тень дерева в знойный час, а для другого мираж, за которым гоняешься всю жизнь, а он все дальше и дальше…
Только тем счастье дается в руки, кто верит в него здесь и сейчас. Кто не отвергает его и не заменяет глупой надеждой на лучшее.
Тот, кто все время стремится в высь, всегда остается внизу, поскольку наибольшая высота, будучи достигнутой, кажется ему мелкой.
Деньги. Какую силу они имеют и какое влияние на человека? Помогают ли деньги осознать ошибки? Помогают ли они осознать свою вину? Дают ли они уверенность в счастье завтрашнего дня?
Поможет ли счастливый билетик тому, кто слаб надеждой и верой, тому, кто разочаровался в себе самом?
Не рука помогает упавшему, а человек, предложивший руку.