Имеющий уши да слышит, умеющий писать да пишет

Станислав Афонский
на фото - руководители ЛИТО Эльвира Бочкова и Владимир Половинкин


 Н И Ж Е Г О Р О Д С К О Е   Л И Т Е Р А Т У Р Н О Е   О Б Ъ Е Д И Н Е Н И Е

                «Ф  Е  Н  И  К  С»

                Записи, сделанные С. Афонским на  заседаниях

 В. Половинкин:  «Мы  все здесь  учимся  и  учим».               

17.03.2007 г.

Э.Бочкова (поэтесса, один из руководителей «Феникса» - зам. Половинкина - мэтра ):  «…Слова «муж у дел» слышатся как какое-то новое слово «мужудел», какого ни в одном словаре нет».
     «Надо дать себе возможность пережить то, что пишешь, на бумаге».
     «Поэты – такой народ, что они требуют продукции поэзии грамотной».

В.Половинкин (поэт, руководитель ЛИТО):
      «Произведение должно быть самодостаточно. .. Читатель делает с ним что хочет: читает или бросает… Стихи должны вызывать сочувствие: «я думал так же, как ты».

В.Важдаев (поэт – критик ЛИТО), разбирает стих:  «Вы пишете на звучание, на декламацию. Вы ищете громкие слова и находите их… Это фокус, циркачество, игра, но не поэзия… Этот стих – красивая открытка и не более».
       «Поэт сам себе создаёт законы и по ним пишет».

С.Афонский  прочёл свои стихи «Тайная любовь» и «Не люби – полюби».
В.Важдаев:  «Тайная любовь» - стилизация под народную песню.  Второй стих – есенинское «ну целуй меня, целуй». Только Есенин изложил это в четырнадцать строк, а Афонский очень длинно… И вообще он пишет длинные стихи».

Афонский возражает: «В том есенинском стихе  28 строк, а не 14, как Важдаев сказал. В моём же стихе 32 строки – всего на строфу больше и у меня четыре темы, а не только о поцелуе и совсем не по-есенински. Я каждую изложил в восемь строк – короче, чем Есенин. Если поэт «сам себе создаёт законы», то как определять достоинство стиха количеством строк и строф?»



25.03.2007 г.
    
Э.Бочкова (о детском стихе про бабушку «но люблю я бабушку вовсе не за это»): «Стихи существуют не только для того, чтобы их где-нибудь применять…»

В.Половинкин:  «Лучше было бы сказать БОЛЬШЕ  не за это…»
       «Нужно самим себе ставить препоны  стихотворения заранее. Не более, скажем, двадцати восьми строк. Чтобы не было длинно».

Э.Бочкова:  «Я вижу не пейзаж, а состояние души».

В.Половинкин:  «Слово душа было и ругательным. И это же слово  было основой нашей жизни, мира. Это понятие более широкое, чем сердце… В стихах же это смотрится иногда довольно банально. Это очень трудное слово…»

Поэт:  «Стих от имени умирающего солдата звучит  даже смешно – так длинно говорит».

В.Важдаев:  «Это форма поэзии принята…Звучит, как репортаж с поля боя».

В.Половинкин:  Простые слова, вложенные в уста умирающего, потрясают душу».
        «Вражью  кровь  проливал…»  Это звучит цинично».

Э.Бочкова:  « Человек выходит на пенсию и начинает писать стихи – ему нужно себя куда-то деть».
          «Стих надо перелопатить, не трогая то хорошее, что в нём есть».



Ноябрь. 2007.

Э.Бочкова (о стихах Афонского):  «После Пушкина, и особенно Есенина, об осени сказать что-то новое и особенно своё – очень трудно. Есенин выражал себя в осени…или через осень».
        «Станислав одновременно и художник, и поэт, и это всё в его стихах сочетается».
        «Молодец – стал писать коротко».
        «Ирония у Афонского выскакивает, как чёрт из табакерки».

В.Важдаев:  «Длиннота стиха Станиславу плюс.  Поняв преимущества коротких стихов…Но есть у него и длинные стихи, посвящённые России…»
         «Фантазия»  - стих проповедь».

Гавриковой досталось от Бочковой за стих «Любовь – костёр».

Гаврикова (поэтесса):  «Зачем Афонский выставляет себя эдаким воином, вокруг которого вьются тёмные силы, даже жаворонок камнем падает».

В.Половинкин:  «Стих «Фантазия» настолько личный, что его и обсуждать не хочется».



4.11.2007 г.

          О б с у ж д е н и е   к н и г и   В. В а ж д а е в а «Каждому даётся горизонт».

В.Половинкин:  «Стихарь» и «стихирь»?.. Что такое «стихирь» не нашёл в словарях».

         «Он не прочитал эти стихи, считая их, наверное, слишком старыми… А стихи Пушкина имеют возраст?»
         «В стихах нет мелочей».
         « Стихи бывают настолько яркими, что недоделки в них не замечаются. Недоделок полно и в стихах великих: Пушкин, Лермонтов…»
         «Тютчев сказал: точным придумать творчество не возможно».
         «Анализу тонких мыслей нужно иногда сопротивляться».
         «Ты строго к другим относишься, но к себе нужно относиться ещё строже».
         
         В тексте записи автор дальнейших слов не обозначен.  Возможно, нижеследующие слова – сумма сказанного поэтами «Феникса»:
        «Стихи Важдаева можно назвать всего лишь стихотворчеством. В его стихах нет чуда. Большим искусством, поэзией их не назвать. В них нет никаких открытий. Нет ничего нового. Об этом многие писали.  Много дежурных вещей. Он, Важдаев, умеет писать стихи, знает, как это делать. Он, судя по его стихам, о себе очень высокого мнения. Сделаны стихи красиво, но поэзии в его стихах нет».
        «Злопыхательство не воспринимайте, как злопыхательство».

М.Светлов:  «Книга должна выражать позицию автора». 

В.Важдаев:  «Меня жизнь поставила в такие условия… Критику считаю пользительной».

В.Половинкин:  «Разговор состоялся. Потому что есть о чём говорить. Значит, тема задела наши чувства… Мы, правда, ждали лучшего, но не дождались…»
      
Э.Бочкова:  «Очень мало людей понимают поэзию – два-три процента, не более».



21.09.2008.

В.Половинкин:  «Я рад, что, несмотря ни на что, мы собрались. Лето было странным. Швыряло событиями. Мы можем этого и не замечать.  8 августа со стороны Грузии пахнуло холодом. Россия сделала правильно. Мы не должны писать только о погоде и природе. Мы должны быть вместе с народом. Когда умер Солженицын, русские писатели почти не приняли участия в судьбе народа – он отрицал всю советскую литературу – считал её ложью. Вот с этим я яростно не могу согласиться. Солженицын, возвратясь в Россию, не был близок  народу…
 
Галактионова:  «Литературой сегодня управляют торговые работники – они воспитатели вкуса…Сегодня литература несуразная. Им нужно что покрикливее, погрубее».
         «Несколько лет назад «Литературка» была газетой не всех писателей. А «того угла» (резкий жест обеими руками вправо).

В.Половинкин:  «Поэзия должна быть немножко наивной, простоватой. Когда человек начинает умничать – лицо меняется.. Предметы поэзии должны выражать какую-то мысль.  Строчки должны стремиться к единому стержню. В последней строчке – озарение – смысл стиха.»

Э.Бочкова:  «Вы, как художник, пишете в стихах картину, а смысла в стихе нет».
         «Не надо метаться туда-сюда, где больше погладят». (Это в адрес тех, кто ходит в разные Лито за похвалой).
         «Мы занимаемся литературой профессионально».



21.12.2008.

Общие впечатления о книге  Ольги  Зыковой.

«Стихи производят хорошее впечатление Но есть недоработки. Автор приходит сюда научится чему-то, а не себя показать. Впечатление от чтения книги – одно, а если не читать – другое».

Э.Бочкова:  «Вам для чего книгу-то сделали?»

О.Зыкова:  «Лучше сделать мне пока не по силам».

Э.Бочкова:  «Книга больна. Кроме ваших переживаний я ничего в ней не увидела».

В.Половинкин:  «Первая книга, с одной стороны, несомненный праздник, а с другой – серьёзное испытание…. Раньше книгу давали рецензенту, писавшему что (на душу ляжет…) Главное – вторая книга. Силы на неё находятся или не  находятся… Потом редактору надо отдать…Можно быть и собственным редактором – и такое есть. Но на это нужно идти, только имея большой опыт. У книги должно быть своё определённое направление или несколько направлений. И, конечно, поэт может и не замечать, что отдельная строка портит стих… На вторую книгу можно идти только после того, как нос расквасят за первую книгу… Некоторые стихи у вас удались…Вы торопитесь, а торопливость успеха не добавляет».



17 мая 2008 г.

В.Половинкин:  «У нас состоялось пятнадцать заседаний за сезон 2007 – 2008 годов»
      
         «Со стороны некоторых нижегородских писателей к нашему «Фениксу» отношение прохладное: не замышляет ли чего против… Мы руководствуемся в своей учёбе стремлением сохранить приоритет нашей классической поэзии. Не рвёмся в модернистскую накипь и сохраняем лучшие традиции советской поэзии – в ней было много замечательных поэтов. Пока я руковожу «Фениксом» – так оно и будет. Не нравится – уйдите. Идите в другие места.
           Был на вечере одной известной поэтессы. Поразило её отношение к поэзии. Она живёт в выдуманном мире – ушла от действительности».

Э.Бочкова:  «Сейчас  в Нижегородской области считают себя поэтами четыре с половиной тысячи человек. Считают… Ну, считайся чем угодно и сколько угодно».
         «Если мы  вам в «Фениксе» что-то дали – мы очень этому рады».
          «  Получил премию Горького А.Фигарев».
         « Когда Володя Важдаев выйдет из своих личных переживаний, мы ему купим торт».

В.Половинкин (о чьём-то стихе):  «Видно, что стих сочинялся «на бегу». Но на бегу стихи получаются только у гениев…»

В.Важдаев:  «В этих стихах – разрозненные словеса из разных высоких сфер».

Э.Бочкова:  «Вам стихи – игрушечка для себя, любимого – разгрузка психологическая».

В.Половинкин:  «Самоирония в стихах всегда привлекает».

            «Читателю не интересен стих, в котором нет автора».

Э.Бочкова:  «Настоящий творец всегда из ничего сделает нечто».

В.Половинкин:  «Вы пишете:  «Волга – спящая царевна-девственница…» Не может быть Волга, которую наш народ называет матушкой, быть царевной-девственницей. Мы – дети Волги».
Э.Бочкова:  «Играть словами надо умеючи. Выбросьте изысканность фраз».


5.10.2008 г.

В.Половинкин:  «Стих должен быть современным, даже если он о чувствах… С другой стороны, перечень деталей мешает воспроизвести чувство».

        «О  Союзе писателей…Ну, что тут можно сказать… раньше в нём были люди общеизвестные, которые работали в литературе зримо для других.  Сегодня очень много, извините, лезет из районов. На семинарах принимают в Союз без предварительного голосования…И, по правде говоря, без достаточных оснований.
         На собрания СП приехать сегодня сложно – очень дорогие гостиницы. У самого СП денег нет. Из районов приехать затруднительно…
         Сегодня Союз писателей  неспособен к омоложению писателей за счёт Союза писателей. Преимущество в возрасте: чем моложе – тем лучше… До тридцати пяти лет».

       «Вы слишком мало знаете о том, что рассказываете».

Пронин (поэт):  «От чего можно отрекаться на свете?  От всего».

В.Половинкин:  «Надо дать понять читателю своим стихом – в чём же тут дело. Надо отдавать себя читателям».

После чтения своих стихов Важдаев неожиданно встаёт и разбирает свои сочинения по косточкам.
   
В.Половинкин:  «Ты, Володя, что-то попытался нам сказать, но так и не сказал… Нет Эльвиры Бочковой – она бы тебе сказала…»

          «Надо бороться за то, чтобы каждое слово было весомо».


23.11.2008 г.

Э.Бочкова:  «Каков бы возраст Половинкина ни был – он всегда нужен».
                О стихе Валентина Устинова: «Развёрнутое стихотворение, которое движется во времени».

                (Читает вслух стих-поэму. Важдаев, ярый сторонник  коротких форм, судя по лицу, страдает).

                «Доигрались иногда до дегенеродства…»
                «Убирай повторы!»
                «Нельзя совмещать название стиха с посвящением»
                « Стихотворение – не ребус, не шарада. В нём всё должно быть понятно   читателю».
                «Станислав письмо в Союз писателей написал об этом, как его…фестивале иронии. Я согласна. Правильно написал.  Я сама такая…»

18.01.2009.

                В начале заседания разговор о спаивании поэтов.
 Э.Бочкова:  «Спаивают намеренно».
В.Половинкин:  «Пьянство и у поэтов – русское безумие».

В.Половинкин: «Первое стихотворение – придуманное. Второе – более прочувствованное»

              «Стих должен что-то обозначать. Нужна какая-то сверхзадача».

Э.Бочкова:  «Выходит похоже на плагиат. Это чисто человеческое восприятие. Это к
             поэзии не имеет никакого отношения».

            «Поход в церковь более безопасен, чем творчество».

             «В стихе не виден образ поэта».

              «Ваша речь не соответствует принятым поэтами формам».

В.Важдаев:  «Маска – нет человека. То я – лирик, то, пожалуйста,  хохмач. Один стих – лирический, другой – сатирический».

В.Половинкин:  «Я всегда далёк от вынесения приговора».

Э.Бочкова:  «В стихе нет интриги».

                « Филология и поэзия – вещи разные. Если вы филолог по профессии –
                забудьте о том, что вы филолог.  Эта профессия вам не поможет, а только
                помешает в творчестве».

В.Важдаев:  «Для чего такое начало стиха?  Чтобы мы тут все удивились и упали?»


17.05.2009.

Э.Бочкова: «Этот человек стихи пишет не по потребности души, а по привычке – это стало образом жизни».          

В.Половинкин:  «Не выбрасывайте «старые» стихи – отложите просто – вы ещё вернётесь к ним – доработаете».
 
                «Надо концентрировать мысль – без многословия».

Э.Бочкова:  «Кому можно не хотеть показать весь тираж своих стихов?..»               

В.Половинкин:  «Друзья. А где тут что-то, что бы загоралось – сырело?»  (О стихе)

                «Не выверенные, не взвешенные слова не употребляйте в стихах. Надо иметь более завершённые слова».

Записи велись для себя. Отдельными фразами. Не для публикации.