Первый клинок Парижа. Глава 2

Алекс Оро
Глава 2. Действие.

Когда д'Арно и Коне показались на глаза лейтенанту королевских мушкетеров, тот подумал, что между двумя молодыми людьми, быть может, произошло некое недоразумение. Однако, рассказ дворян поставил все на свои места. Де Раден шесть раз перечитывал письмо, текст которого стал известен участникам истории при помощи рассеянности д'Арно. 
- Вот так история - промолвил военачальник - похоже, господа, мы впутались не в свое дело. Ситуация интересная. Как военный, я должен бы порвать письмо, выбросив текст из головы и заставив Вас молчать. Ведь армия - вне политики, а смысл послания явно политичен. Однако как честный подданный его Величества, я должен донести об сути его, письма... Черт возьми, откуда. молодой человек Вы свалились на наши головы!?
- Из Монт де Марсана..- ответил ученик мушкетеров.
- Не разыгрывайте из себя шута! У Вас будет случай показать свое искусство перед судьями! Коне, что Вы молчите, как будто Вас это вообще не касается?
- Позвольте заметить Вам, что вижу этого молодого человека в первый раз. И удовольствием видеть его я обязан Вам, господин Лейтенант. - с поклоном отвечал мушкетер.
- Нет, они оба издеваются. Не думаете ли Вы, господа, что я сам теперь буду выпутываться из этой истории? Нет, господа, нет. Итак, я спрашиваю Ваше мнение, господин солдат. Извольте не скрывать его.
- Я считаю, что письмо необходимо сжечь, а историю эту забыть.
- Ваше мнение, господин д'Арно.
Юноша задумался.
- Признаться, я нахожусь в странном положение..
- Это очевидно, говорите по существу, вы не в приходе монастыря!
- Дело в том, что я обещал доставить это письмо адресату и отступиться мне будет сложно..
- И потому Вы предпочитаете стать, заговорщиком, быть может даже против короны, черт возьми? В вопросах чести Вы как ребенок!
Д'Арно вспыхнул и быть может даже схватился за шпагу, но тут господин Коне, чуть было не подпрыгнул на месте:
- Господа, у меня есть идея!
- Мы все во внимание!
- Д'Арно пусть доставит письмо адресату, но пусть тут же между ними вспыхнет ссора и д'Арно убьет его!
- Интересное дело, теперь кроме как участия, пусть и невольного, в заговоре, мы еще сговариваемся на убийство! - казалось лейтенант вскипит.
- Но послушайте же, господин лейтенант, мне думается это тот самый выход из положения, который нам нужен! Честь военного и честь дворянина будет соблюдены. Кроме того - мы солдаты! И не все ли равно, где мы выполняем свой долг? На поле битвы или на приеме вельможи! Кроме того я, понимая молодость и неопытность этого господина, готов сам взяться за исполнение этого дела...
Д'Арно, казалось, находится в каком-то полусне. Люди, которые говорили о нем, казалось бы не нуждались в его мнение, а его личность не учитывалась в расчет. Он хотел что-то сказать, но сам не знал, что нужно говорить. Но когда Коне высказался о том, что готов что-то сделать за д'Арно, последний не выдержал.
- Нет, я сделаю это сам! Я вызову на дуэль этого господина и тем самым убью двух зайцев..
- Каких зайцев? - уперев руки на поясе де Раден подошел к окну. - Мне кажется, что Вы, господа, не понимаете серьезность положения. Это вовсе не игра. Вы даже не понимаете, о ком говорите, но уже готовы войти к этому господину с рукой на эфесе шпаги! Ха, это может быть старик, которому шестьдесят лет. Или быть может, это одноногий калека? А возможно, приближенный господина кардинала! Черт возьми, я еще могу понять этого молодого человека, который первый день приехав в Париж готов обнажить шпагу не разбирая правых и виноватых! Но Вы, Коне, Вы же не в первый раз проходите коридорами казармы! Что Вы такое говорите!
Воцарилась тишина, звон которой бил в уши сильнее чем пушечные залпы.
Д'Арно был отнюдь не глупец. Очутившись в незнакомой ситуации, он всегда умудрялся найти выход. Однако столь стремительно надвигающиеся события и слова искушенного в столичной жизни дворянина действовали на него угнетающе, словно выдавливая разум из головы.
- Я принял решение, господа. Ай, как же все скверно! Придется воспользоваться помошью судейских. Черт возьми, идти к кардиналу мне, лейтенанту королевских мушкетеров! Но ведь не беспокоить же этим его величество! Сегодня уже поздно господа. Завтра в восемь часов утра я жду Вас обоих у меня. Затем мы отправимся во дворец его Высоко преосвященства, кардинала Арман Жан дю Плесси. Ох и хорошенькое же будет утро, господа! Да, д'Арно, письмо останется у меня.
С тем дворяне и распрощались, каждый унося в своем сердце свой тяжелый камень, не предвещавший ничего хорошего не одному из участников завтрашнего собрания.
Коне, казалось бы забыв о молодом человеке, вышел из здания смешавшись с другими мушкетерами своей роты, что-то шумно обсуждавших во дворе.
Д'Арно, по прежнему находясь в растерянности от происшедшего, разуверившись уже и в будущем пошел по одной из улиц, еще не понимая, куда же он все таки идет.
- Ах, ну что же у меня за судьба! - говорил сам себе красивый юноша - Впутаться в такую дурацкую историю! А все почему? Уж наверное потому, что я доверчив как ягненок, которого хозяин ведет на бойню. И уж конечно потому, что наверное мне посулили деньги. Жалкие десять пистолей, я кину их в воду! И пусть это станет мне уроком! Но я не оставлю все так, как есть! Я сегодня же появлюсь к человеку, которому предназначено это письмо! И будь как будет!
Справившись у прохожих по поводу адреса гостиницы "Вольный стрелок", д'Арно без труда нашел и дом г-на Вирзе, который, в прочем не был каким-то приметным среди прочих. Слуга справился у гостя о цели прихода, последний не задумываясь сказал, что имеет поручение к г-ну Верзе.
Г-н Верзе представлял собой человека лет сорока пяти, имел округлую уже талию и маленькие бегающие глазки. Было также сложно представить его со шпагой в руке, как и щепку плывущею против течения Сенны.
- По крайней мере в одном г-н де Раден не ошибся! - подумал д'Арно - Вызвать на дуэль этого человека пожалуй не выйдет. Ну что же, попробую по другому.
- Что Вам от меня угодно, сударь? - спросил Верзе.
- Мне поручено передать Вам что-то. Но сделать это я могу лишь после того, как Вы назовете имя одного господина, внешность которого я Вам опишу. Я прошу Вас об этом лишь потому, что между Вам и этим человеком не было условлено никакого пароля. А между тем, то, что я передам Вам не предназначено для широкой огласки!
- Что ж, извольте.
Д'Арно подробно описал человека, который поручил ему передать злосчастное письмо.
- Что же, это просто. - отвечал выслушав молодого человека Верзе. - Это г-н де де Монлор.
- Что же, Вы правы! - с улыбкой отвечал молодой человек.
- Так что же он поручил Вам?
- Он поручил, передать Вам, что бы Вы ждали его и не предупредили действиями его появление.
- Какими действиями?
- Вам это известно!
- Ах, ну да... А как Вы связаны с господином де Монлор?
- Мы связаны с ним дружбой. А теперь, позвольте распрощаться!

Д'Арно вышел из дома и направился на поиск квартиры, которую намеревался снять поближе к казармам господ мушкетеров. Он нашел искомое на улице Бломи. И надо ли говорить, что решение кинуть злосчастные десять пистолей в воду были забыты им.
В душе наш герой считал себя реабилитированным перед глазами будущих товарищей.

Уже в половину восьмого д'Арно был уже в приемной господина Де Радена. Дождавшись хозяина кабинета, а так же прихода господина Коне, прибывшего к назначенному сроку, он начал свой отчет о предпринятых им действиях.
- И кем же оказался, Ваш неизвестный господин?
- Его имя - господин де Монлор.
- Как, черт возьми Вы сказали?! - вскричал лейтенант.
- Де Монлор..
- Граф де Монлор?
- Пожалуй, да!
- О небо, мы пропали...

Г-ну, д'Арно, было простительно, быть может не знать имя этого человека. Хотя во франции оно было неизвестно, пожалуй, лишь ему. Молодой и удачливый Граф де Монлор был известен не только своими успехами у женщин. Он пробивал себе дорогу тем же способом, что и множество других дворян того времени - клинком шпаги. Результаты его дуэлей были настолько впечатляющими, что были замечены Франсуа де Бессомпьером, принявшим маршальский жезл из рук Марии Медичи. Таким образом де Монлор, пользовавшийся покровительством Бессомпьера являл собой достойного противника как на поле дуэли, так и на поле пера. Возвести обвинения против него, по сути означало возвести обвинения против Бессомпьера, а последний, принявший сторону короля Людовика XIII во время несогласия его с королевой - матерью, обладал полным доверием как Людовика, так и его первого министра.
Ситуация начинала казаться критической.
 Лейтенант королевских мушкетеров Де Раден в душе проклинал тот день, когда молодой д'Арно появился в его приемной. Однако понимая, что виной молодого человека является только его доверчивость, он решил приложить все усилия, чтобы вытащить его из этой истории. Де Раден принял решение:
- По сути - начал он - для нас это мало чего меняет. Ах, как хотелось бы мне обратиться к моему начальнику, графу де Тревилю! Однако, в ближайшие две недели это сделать  затруднительно. А между тем, потом быть может будет поздно. Идемте господа, идемте к кардиналу.
Дворец господина кардинала, встретил молодых людей жужжанием улья. В ту пору, пору постоянных смут и интриг, посыльные великого министра сменяли один - другого с той скоростью, на которую только были способны их почтовые лошади. Одни приезжали из Испании, другие из Австрии, третьи спешили из под Ла-Рошели владетели которой требовали налоговых льгот. Случалось, что донесений было так много, что посыльные стояли в очереди и не могли дождаться своего часа.
Де Раден послал слуга сообщить об их приходе и так как приход лейтенанта королевских мушкетеров во дворец его высоко преосвященства не был делом обычным, Ришелье согласился принять их без всякой очереди.
Д'Арно трепетал. Чувство вины, внезапно нахлынувшее на юношу душило его. Он уже чувствовал на себе тяжелый взгляд его высоко преосвященства, хотя еще и не вошел в кабинет министра.
 Арман Жан дю Плесси;, кардинал де Ришелье, личность хорошо известная нам и наверное нет особого смысла отдельно описывать его внешность, она известна читателю. Министр выслушал гостей, принял письмо из рук де Радена и прочел его.
- Что же - наконец промолвил он - этот документ может оказаться очень важен для нас. Вы правильно поступили открывшись мне.
Мушкетеры поклонились.
- Письмо я оставляю себе. Вам же наказываю позабыть об этом деле и, если вдруг окажется, что эта история даст каким либо образом о себе знать, потрудиться и рассказать о таком случае. Судьба оказалась благосклонна к Вам, пусть так будет и далее. А теперь идите, господа. Идите, но помните то, что я сказал Вам.
Мушкетеры снова поклонились и пятясь вышли из кабинета кардинала.

- Черт возьми, лейтенант - шепотом сказал Коне - я чувствую себя жалким шпионом и доносчиком.
- Благодарите бога, что все так легко обернулось! - ответил де Раден мушкетеру - Хотя, чует мое сердце, это еще не конец истории. Д'Арно, черт возьми, вы в Париже лишь второй день, а уже успели натворить черте что!
Д'Арно опустил голову, не зная, что сказать.
-   Впутались в заговор - продолжал лейтенант - втянули туда и нас с Коне, побывали в шкуре шпиона кардинала, да еще и предстали перед его высоко преосвященства. Поверьте мой друг, таких успехов добивается не каждый дворянин!
- Ха, лейтенант, - сказал Коне - а ведь это в духе нашего полка. Командир, клянусь, что этот молодой человек себя еще покажет!
- Д'Арно, что Вы молчите?
Д'Арно поднял взгляд на командира:
- Могу Вам сказать лишь одно -  боле я не буду так неосторожен и приложу все силы, которые только имею, для того, что бы доказать Вам, что я достоин той чести, которую, быть может Вы окажите мне.
- Да-да - улыбнулся де Раден - Вам придется постараться. Завтра, господин ученик, я жду Вас у себя в кабинете, а также Вас, Коне.
- В котором часу, сударь?
- В девятом. Вы, Коне, получите от меня некоторые инструкции, а вы, д'Арно, после моей беседы с Коне получите от него указания, которое Вы и исполните. И без лишних вопросов, господа.
Мушкетеры распрощались и так как было еще утро д'Арно направился по извилистым улицам Парижа насладиться красотой великого города. Камень, так тяготивший сердце молодого человека упал и разбился о мостовые Парижа.

Между площадью Согласия и Лувром находился старый сад под названием Тюильри. В 15 веке здесь была окраина Парижа, где находилось свалка и добывалась глина, чтобы производить черепицу.
В 1564 году Катерина Медичи пожелала иметь дворец на этом месте и сад для прогулок. Парк соорудили в итальянском стиле: 6 аллей в длину сада и 8 в ширину. Медичи очень любила гулять по тенистым аллеям этого сада.
Вот туда-то и завели ноги нашего героя. Находясь в раздумьях он даже не заметил, как оказался в благословенной тени деревьев, которые, между тем, скрывали от посторонних глаз не только свои стволы. У красивой кованной ограды беседовали три господина. Внезапно двое из них выхватили шпаги и накинулись на третьего. Тот стал защищаться. Неравный бой, однако, продолжался не долго. За несколько секунд мужчина получил два удара шпагой, один в руку, другой в бедро. И на этом бы его история была бы закончена, если бы не подоспевший на выручку д'Арно. Увидев как двое нападают на одного он не раздумывая вступил в схватку. Дворяне, а эти люди без сомнения были дворянами, повернулись лицом к новому противнику. А этот противник, надо признаться, заслуживал пристального внимания. Вопреки всякой логике юноша вел строго наступательную игру. И хотя враги не были новичками в дуэльных делах, у них не оставалось времени предпринять атаку. С трудом отбивая удары д'Арно, враги отступали шаг за шагом. Они предприняли попытку разойтись по флангам, но эта попытка закончилась тем, что шпага юноши проткнула одному из противников грудь. Тот рухнул как подкошенный. Второй не стал искушать судьбу и бросился на утек.
Д'Арно не стал его преследовать, обратив внимание на человека, которому он бросился на защиту. Тот истекал кровью. Оторвав кусок своей нательной рубашки наш герой перевязал раненого и так как говорить последнему было почти не под силам, д'Арно помчался со всех ног в сторону улиц, в попытке найти карету. Найдя таковую, юноша перевез раненого в единственное ему доступное место - в свой дом. Человек же поверженный шпагой д'Арно уже не нуждался в чьей-либо помощи. Рана оказалась смертельной.
Вернувшись домой, первым делом д'Арно послал сына хозяина дома за лекарем. Прибывший лекарь показал, что раны не являются опасными, хотя больной и потерял много крови. Наложив повязки лекарь удалился не забыв, в прочем взять с юноши причитающиеся ему вознаграждение. Еще через час раненый пришел в себя.
Д'Арно подошел к нему.
- Что же, сударь, клянусь честью, Вы везучий человек! - сказал д'Арно.
- Не смею с Вами спорить! - отвечал раненый - Хотя, поверьте слову дворянина, те двое господ еще более везучи, раз им удалось застать меня врасплох! Эх, если бы я мог предугадать их намерения, им бы не было так легко разделаться со мной. Мерзавцы, но мы еще посмотрим..
- Не так уж им и повезло! По крайней мере одному из них.
- Что же с ним сталось, с этим одним?
- Он убит.
- Кем?
- Мною!
- Черт возьми, какой же из них?
- Тот, что выше ростом.
- Колини... Что ж, мерзавец получил по заслугам. Что же второй?
- Он бежал.
- А вот это, черт возьми, скверно.. Мда, сударь. Я благодарен Вам, по видимому Вы сохранили мне жизнь. Между тем, Вы впутались в историю. Знаете ли Вы, что дуэли запрещены указом Ришелье и многие дворяне уже поплатились жизнью за нарушения запретов?
- Да, мне это известно. Но то, что случилось едва ли можно назвать дуэлью! Я лишь пришел на помощь человеку, попавшему в засаду, не так ли?
- Да это так. Что же, вернемся к этому позже. Как ваше имя, юноша?
- Позвольте мне сначала узнать Ваше. После некоторых... гм... событий я решил никому не называть имя, прежде чем не узнаю имя собеседника.
- Странный обед.. Извольте. Мое имя де Монтале. Я корнет серых мушкетеров его величества.
- Серых мушкетеров? Но, что это?   
- Вам это не известно?
- Нет. Я прибыл на днях из провинции с целью просить у господина де Тревиля плащ его роты, но никогда не слышал о серых мушкетерах!
- Так вот сударь, мушкетеры его величества делятся на несколько рот. Одни несут службу непосредственно там, где находится король. Другие, "garde du dehors du Louvre" (гвардия вне Лувра), всегда там, где идет бой. И хотя на парадах мы стоим позади "Gardes du corps" (букв. - охрана тела Короля) на поле брани мы всегда впереди всех!
- Вот это да! - воскликнул д'Арно - Но как же мне не довелось слышать о Вас?
- Это деление условно. Ведь, все таки все мы служим его величеству верой и правдой, где бы мы не находились.
- Но почему же "серые мушкетерыы"?
- Все очень просто. Дело в том, что лошади нашей роты серые, тогда как телохранители его величества ездят на черных лошадях. Но мы отвлеклись. Вы спасли мне жизнь, а значит, я у Вас в долгу. Чем я могу отплатить этот долг, юноша?

Война всегда увлекает молодые умы. Им кажется, что ее романтику не может заменить ни что иное. И вот наш герой уже и не мечтает о большем счастье, чем вступить в роту "garde du dehors du Louvre":
- Я хочу просить Вас о помощи в зачисление в роту серых мушкетеров его величества.
- Где же Вы служите сейчас?
- Гм.. Я ученик мушкетеров, под началом лейтенанта де Радена и  мушкетера Коне.
- Ха, я хорошо знаком с ними обоими. И как давно?
- Вот уж второй день!
- Вот так история! Я готов просить за Вас, хотя рота де Радена понесет с Вашим уходом, видимо большую потерю.
- Мне думается - потупившись сказал д'Арно - что они согласятся с Вашей просьбой.
- С чем связана Ваша вера?
- Была одна история, но, я бы не хотел говорить о ней сейчас.
- Два дня в Париже и уже история? Вот так штука! А моя, стало быть, уже вторая? Что ж, в добрый путь. Мне даже это нравиться.
Больной попытался подняться и эта попытка ему удалась, хотя, что было видно, она и стоила ему много боли.
- А теперь, молодой человек, позвольте мне опереться на Вашу руку. Я напишу письмо, которое вы отнесете адресату, где Вам дадут карету, что бы отвезти меня в дом. О большем я не могу сейчас и мечтать. О Вашей карьере мы поговорим завтра вечером. Приходите этак, часов в семь в мой дом, который, как Вы понимаете всегда открыт для Вас...
Мушкетер набросал несколько строк и д'Арно, оставив раненого одного, окрыленный невысказанным обещанием, помчался за каретой, которая еще через час доставила больного в его дом.
Д'Арно же проводив гостя лег спать и уснул сном праведника, уже твердо веря в непременно светлое будущее.