Прощание со школой

Виктор Некрасов
На фото:  я на боевом посту (1998 год).

Глава 4
                Летом 1996 года здоровье Валентины Андреевны, моей тёщи и наставника, резко ухудшилось,  и она подала заявление на расчёт. С этого времени все  мои с женой помыслы и дела были направлены на  предотвращение развязки, но заключение врачей  не оставляло никакой надежды на выздоровление.  Со своей стороны я, а особенно Люда, старались использовать все средства как медикаментозные, так и  народные, чтобы   помочь матери в выздоровлении,  но,   несмотря на все наши усилия, 24 октября 1997 года Валентина Андреевна ушла из жизни.  Ровно 45 лет она отдала  школе, претворяя в жизнь глубокие слова поэта: «Учитель! Воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». Благодарные ученики, которые работают сегодня во всех  уголках нашей Родины, будут всегда помнить этого прекрасной души человека, лицо которого для всех светилось добротой и участием.


          Между тем я и сам   не мог  похвастаться  своим здоровьем.  Находясь однажды с каким-то отчётом в отделе народного образования,я почувствовал себя плохо, и  потерял сознание. Спасибо заместителю заведующей  Кочергиной Зое Трофимовне, которая немедленно вызвала скорую помощь. Это был первый серьёзный звонок  от  собственного сердца.  С 1992 года я стал постоянным пациентом кардиологического отделения  областной клинической больницы. Сама по себе работа в школе не предполагает спокойной и  размеренной жизни. Несмотря на то  что  на протяжении  всей моей директорской деятельности не было ни одного ЧП, сказать, что  обстановка была, как говорят,  «тишь и  гладь, да Божья благодать» не могу. Работа учителя, а директора вдвойне связана с большим  нервным напряжением.  Сколько   переживаний было связано  с  постоянными задержками в финансировании в  90-е годы, с  обеспечением  горючего  для котельной, подвозом детей в школу, ремонтом школьных помещений и многими  другими проблемами.  На протяжении многих лет  наша школа была экспериментальной площадкой по внедрению и распространению липецкого  передового педагогического опыта,  местом проведения районных и областных семинаров.  Всё это, несомненно, отражалось на моём здоровье.  И всё же  не эти факторы  являлись причиной его  ухудшения. Проблемы с сердцем  впервые были обнаружены ещё призывной комиссией  в 1967 году, а уж дальнейшее развитие или прогрессирование болезни развивалось постепенно.  Кроме букета сердечных болезней, в  1998 году стало ясно, что мне необходимо сделать несколько  операций. Одна из них была на голосовых связках,  а остальные…  Одним словом,  после  ухода на пенсию  по выслуге лет мне сделали четыре серьёзные операции.


          Как я уже отмечал ранее, в марте 98 года мне присвоили звание  «Заслуженный учитель РФ», а через некоторое время  заведующая  РОНО Тишанинова Нина Тихоновна  предложила коллективу школы принять  участие во Всероссийском конкурсе «Школа года – 98». Предложение было заманчивое,  да и не каждой школе выпадала такая честь быть достойной даже для  самого участия в конкурсе. Около двух месяцев мы  оформляли альбом,  писали всевозможные информации, заверяли различные документы по всем видам деятельности школы. Как приложение к этим материалам  был снят видеофильм, сделаны десятки фотографий, всевозможных схем, графиков и прочей информации. Работа была проделана колоссальная. Всё это отправили ценной посылкой в Москву, в оргкомитет конкурса. Наша работа на этом была закончена.


           Летом  мы, как обычно, приступили к  косметическому ремонту классных комнат и коридоров.   А в это время как раз проходила предвыборная кампания в областной Совет депутатов.  В школу по выборным делам заехал крупный чиновник областной администрации с одним из кандидатов в депутаты. Я собрал коллектив школы,  и  кандидат   изложил  свою   программу, как водится, пообещал  много всего, что обычно  не выполняется после их избрания.  А  чиновник вполне конкретно  предложил мне нанять мастеров и отремонтировать  парадную  входную  лестницу, а также  спортивный зал.  Лестница, действительно,  вся была в раковинах, частично  раскрошились углы и стали округлыми, а в спортзале требовалась замена полов и покраска стен масляной краской.  Деньги  на материалы и   оплату рабочим  чиновник гарантировал перечислить  в течение нескольких дней. Я  же планировал в августе   уйти на пенсию,   и хотелось напоследок  сделать  ещё одно  доброе дело для школы.


                Привыкший верить людям, тем более руководителям такого ранга, я  вскоре нанял бригаду строителей, которые и приступили  к работе. Цемент и краску взяли по доверенности в райпотребсоюзе под честное слово.  Дни проходили, за ними неделя, вторая, работа подходила к концу, а денег всё не было.  Я начал беспокоиться. Чиновник – то устно мне пообещал помощь, а я  письменно заверил договор, обязуясь оплатить работу в сумме около 16 тысяч рублей. В то время это были большие деньги. Во всяком случае,  до августа 98 года.  Дело в том, что в августе  произошёл дефолт, и деньги за несколько дней обесценились в разы.  Не расплатившись с людьми, вешать свои обязательства на преемника было для меня неприемлемо. Несколько раз звонил этому чиновнику, но секретарь  говорила, что шеф в отъезде. Я понял, что этот шеф и не думал выполнять своё обещание. Помню,  напоследок он ещё говорил, что отдаст даже свою зарплату в случае  форс - мажорных обстоятельствах.  «Ну, думаю, и влип же ты в историю, Виктор Иванович». Я умышленно не называю фамилии этого чиновника, так как после этого не пришлось разговаривать с ним непосредственно на эту тему, хотя и встречались несколько раз. Может, у него были какие – то оправдательные мотивы и осуждать его я не в праве. 


                Чтобы выйти из положения, я обратился к главе администрации района  Валерию Васильевичу  Тонких.  С деньгами была и в районе очень  напряжённая обстановка, как, кстати, и во всей стране. Однако надо отдать должное этому порядочному руководителю. В два  приёма, правда, но деньги мы получили и смогли рассчитаться за материалы и со строителями. Они, конечно, были уже обесценены в разы, но кто же мог   предвидеть   такие  обстоятельства. Мало того,  Валерий Васильевич помог  мне заплатить за  покупку дома для учителя английского языка, которую мы приняли на работу в школу.  Позволю  себе ещё  несколько слов   о Тонких В.В.  Мне много раз приходилось обращаться по различным вопросам к этому достойному руководителю,  и  его слово никогда не расходилось с делом.  К слову сказать, для себя лично я никогда ни у кого не просил ничего. Все обращения были только для  нужд  школы или для кого-то  из её  сотрудников.

Учебный год между тем начался, и  вопрос о моём уходе как – то отодвинулся.  И вот  совсем неожиданно на школу приходит пакет, в котором находились документы, извещающие о  присуждении почётного звания «Школа года-98», а директору – «Директор года – 98». В районной газете, как и в областной, сразу откликнулись на это  неординарное событие. Помещаю  статью  из районной газеты.



Газета  "Добринские вести" от 29 сентября 1998 года.


                ЛАУРЕАТ  ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
     Радостная весть пришла в район, вмиг став событием  номер один. Верхнематрёнская средняя школа, единственная в Липецкой области, признана лауреатом Всероссийского конкурса "Школа года - 98". При подведении итогов учитывались все стороны деятельности коллектива. Это и успеваемость (она здесь составляет 98 процентов), и качество знаний (45 процентов четвёрок  и пятёрок при среднерайонном показателе 34 процента), и целый ряд других критериев. Утопающее в цветах здание с первого же взгляда производит самое приятное впечатление. А как ухожены участки, на которых трудятся ребята. Кстати, школа сама полностью обеспечивает себя овощами. Питание для детей бесплатное. Свою роль при подведении итогов сыграло и отсутствие правонарушений.
     Вот как комментирует эту новость заместитель заведующего роно З.Т.Кочергина: " В Верхнематрёнской средней школе  каждый педагог работает для того, чтобы ребята получали не только прочные знания, но и много тепла, доброты, чувствовали себя в наше нелёгкое время защищёнными. Во всём этом велика роль руководителя. Не случайно директору школы Виктору Ивановичу Некрасову присвоено высокое звание "Заслуженный учитель Российской Федерации".
      Хочется от души поздравить коллектив с высоким достижением и пожелать:"Так держать, педагоги!".


Руководителей учебных заведений, победивших в конкурсе, пригласили в Москву для  вручения документов и соответствующих подарков на школу  на середину ноября.  На это мероприятие я направил завуча школы Крутских Альбину Алексеевну. У меня же резко ухудшилось здоровье, и я написал заявление об уходе на пенсию. Моё решение (в жизни оно уже не первое, такое  внезапное) было полной неожиданностью как для руководства, так и для коллектива школы.  Не буду  рассказывать о переговорах и уговорах, дабы не набивать себе цену.  Через месяц после подачи заявления, накануне Нового 1999 года, моя просьба была удовлетворена.  Так закончилась моя официальная трудовая деятельность.    Через  несколько дней уже пенсионером  я лёг на первую операцию.