Послесловие к записной книжке сержанта ВВС

Валерий Кравец 2
 
В мае-сентябре 1939 г. на берегу маленькой реки Халха (Халхин Гол, "гол" — по-монгольски "река") на восточном выступе Монголии полыхали боевые действия между частями Красной и Квантунской армий, усиленных, соответственно, монгольскими и японо-баргутскими частями.
           По советским официальным источникам, ко времени заключительной боевой операции 57-тысячной советской армии противостояла 75-тысячная, хорошо оснащенная японская. С каждой стороны были задействованы сотни самолетов, танков и орудий. И хотя дипломатические отношения между СССР и Японией не были разорваны, это была настоящая война с многочисленными для обеих сторон потерями.
             В фильме использовано большое количество хроники, а также комментарии ветеранов, участников тех событий и историков.

Ровно 30 лет после Халхин Гола, пишет мне отец в Борзю из дому. Конверт с писмом так и лежит в записной книжке. Не грех  перечитать это письмо еще раз:
...«…Что такое Борзя я знаю. Я молодым лейтенантом начинал там службу и 60 градусов мороза с ветром я тоже помню. Когда у меня при первом выезде в поле во взводе вышла одна машина - замерз радиатор, и к утру ее надо было восстановить, а руки прилипали к железу. Но это все позади…. Я служил 26 лет, и рассказывал об Армии самое наилучшее. Воспитывал людей и, никогда не был подлецом, т.е. я всегда честно смотрел на любой поступок солдата и офицера и если он заслуживал наказания, то это было достоянием всех моих подчиненных и они судили, обсуждали его на комсомольском - партийном или общем ротном , батальонном, полковом собрании и солдат или офицер сознавал свой поступок и приходил и сам избирал меру наказания и никогда не обижался на строгость мою как командира.
Валер, на отдельные явления нерадивых надо здраво реагировать, оценивая обстановку и делать так, как прежде всего совесть подсказывает - в связи с требованиями присяги и воинских уставов. А самое главное помни, что ты должен честно перед Родиной отслужить свой срок. Трудности в солдатской службе еще будут. Конечно, трудностей не страшно, если они вызваны сложившейся обстановкой, а не созданы умышленно отдельными подлецами, ничего общего не имеющими, с нашей Армией. Это отдельные карьеристы, которые шагают по трупам и думают, что они могут, и на них нет управы.
Дома у нас все в порядке. Мама чувствует себя удовлетворительно. Поздравляем тебя с наступающим 1970 годом, желаем тебе здоровья, успехов в службе.
По весне увидишь тарбаганов – они желтенькие, сидят у норок и свистят.
Думаю, мы испытание выдержали. Однако, тарбаганов встретить не получилось. Не до них было.
Вернуться к своим записям меня подвигнула круглая дата моего возвращения домой. И я  принимаю решение привести их к логическому завершению. Для этого необходимо было выяснить, что говорят современные средства связи по поводу моей войсковой части, к примеру.
Первая из указанных в военном билете, сразу же и отпала. Дело в том, что присвоение званий и классности идут за подписью командира в/ч 55345
Сегодня Google говорит, что эта в/ч это- АЧХ. Расположена в Чите. Проверил ь в/ч 55345  более тщательно. Выяснилось следующее:
- в/ч 55345 - 10-я бригада воздушно-космической обороны (в/ч 55345, 672000, г. Чита), подразделения которой к Борзе не имеет отношения.
 Следующийшаг в сети, показал мне  книгу СОВЕТСКАЯ АРМИЯ В ГОДЫ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ" (1945-1991), которую, как я уже успел заметить, цитируют все форумы, посвященные армейским делам. Книга оказалась буквально кладезем истории Советской Армии.
             Забайкальский (Забайкальско-Амурский) ВО - генерал армии генерал армии П.А. Белик (08.1966-12.1978).http://www.ulan-ude-eg.ru/about/pochet/
          Округ (штаб - Чита) подчинялся с февраля 1979 г. Главному командованию войск Дальнего Востока (ГКДВ) со штабом в Улан-Удэ.   2 военных округа (ЗБВО, ДВО). На его территории, включая Монголию, дислоцировались 3 общевойсковые армии (29, 36, 39-я), соединения центрального и окружного подчинения. Авиационную поддержку округа осуществляла 23-я ВА, а воздушное прикрытие -54-й отдельный гвардейский корпус ПВО.
 
              23-я воздушная краснознаменная армия Забайкальского военного округа (штаб – Чита; именно с ним мы и держали КВ-связь). Она была сформирована в августе 1967 года. Тогда Япония резко увеличила состав своих вооруженных сил, неспокойная обстановка была на южных границах государства. Необходимо было создать оперативное объединение, каковым стала 23-я воздушная армия. За 30 лет существования она подготовила не одну тысячу воздушных бойцов и наземных авиационных специалистов. Среди них генерал-лейтенант Горбенко, который был удостоен звания Героя России за участие в боевых действиях в Чечне и Герой Советского Союза. В 1974 году за укрепление юго-восточных границ удостоена ордена «Красного Знамени». Сегодня это знамя хранится в центральном музее Вооруженных сил в Москве.
        Учитывая сокращения конца 1980-х г.г. на 1989 год, выводимых из Монголии авиаполков истребителей-бомбардировщиков, сокращения затронули и состав армии на нашей территории. 
         Состав армии: 44-й смешанный авиакорпус (29-я истребительно-бомбардировочная и 246-я истребительная авиационные дивизии), 30-я истребительно-бомбардировочная.
        На советской территории в составе 23-й воздушной армии Забайкальского военного округа имелось  формирование фронтовой авиации, которое меня интересует своей дислокацией. Это 30-я авиационная дивизия  истребителей-бомбардировщиков (Степь, в р-не ст.Оловянная Читинская обл.). И в ней три полка, достойные внимания:
1.58-й авиационный Старорусский краснознаменный полк истребителей-бомбардировщиков (Степь): МиГ-27
2.189-й гвардейский Брестский ордена Суворова авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (Борзя): Су-17
3.101-й отдельный разведывательный авиационный полк (Чиндант-2, под г.Борзя): Су-17МЗР с 1976 года (год формирования- 1969)

Среди них, именно  101 полк и является для меня искомым. Если я не прав, то прошу высказаться тех, кто имеет  иную, более точную информацию.

           В феврале 1979 г. в связи с вторжением китайских войск во Вьетнам в Чите было развернуто Главное командование войск Дальнего Востока, объединившее войска Забайкальского и Дальневосточного военных округов, а состав советских войск в Монголии был несколько усилен. В целом, однако, группировка советских войск в Забайкалье (и на Дальнем Востоке вообще) не располагала и не могла располагать силами, способными противостоять многомиллионной Народно-освободительной армии Китая в боевых действиях, выходящих за рамки приграничных конфликтов.
        По мере потепления во второй половине 1980-х г.г. советско-китайских отношений группировка советских войск в Монголии первоначально была несколько сокращена, а в мае 1989 г. советским руководством было заявлено о выводе в течение ближайших двух лет из Монгольской Народной Республики 2 танковых и 1 мотострелковой дивизий в полном составе. Это, а вскоре и полный вывод войск из Монголии.
           А теперь выскажу личные наблюдения 1970 года и то, что мне удалось установить, благодаря личным связям с однополчанами.

1. Я был свидетелем полетов МиГ-17, но не Су-17, которые спутать между собой невозможно. Видимо они поступили на вооружение позже.

2. Многих специалистов из дивизиона связи элементарно переводили на аэродром в Чиндант, что указывает на тот факт, что строительство еще продолжалось и требовались рабочие руки по сей причине.
3. Из рассказа однополчанина Игоря Дегтерева (сержант май 1975- май 1977гг):
а) рядом с ПРЦ была база Аэростатчиков их подразделение было прикомандировано к нашей части, но  в конце лета 75 их перевели куда то. И в это же время к нашей части добавилась еще одна рота из Екабпилса (Крустпилса), что в 140 км от Риги.
Стало в нашем гарнизоне два полка, полк разведчиков на миг21 и полк на су17м, два БАО и дивизион связи из трех рот.
            б) в 1975 летом в ангаре гр.аэропорта разместили инженерный батальон. Он занимался строительством нового аэродрома дальше прежнего.
в) с 30 годов было летное училище, затем после войны базировались бомбардировщики, меня даже знакомили с бывшим стрелком радистом. После события на Даманском стали по границе Монголии и СССР с Китаем до Владивостока срочно укреплять. В наш гарнизон перевели полк из Барнаула - поселок в Алтайском крае, в честь его или по привычке жилой поселок нашего гарнизона стал Барнаулом.
г) в 80-х дивизион в/ч 42943  стал Отдельным батальоном связи и РТО.
д)  в 1992 году нашу часть ввели в состав батальона 62400.
е) в 93 году вывели из батальона но уже не 42943 ,а под номером 12808.
           ж) приемный центр переделали в гостинку для св.сл., а приемники перевели на передающий. В 1998 году гарнизон и часть расформировали.

Вот как всё повернулось. Если бы не интернет, так и думал бы, что все как было, так и осталось.
Ан, ничего не осталось. ТОЛЬКО ПАМЯТЬ.

        Cправка. (карач.-балк.Семенланы Магометни  джашы Владимир) — генерал армии; бывший президент Карачаево-Черкесской Республики (1999—2003). Интересная метаморфоза, но она мне показывает, откуда ноги развала растут. Изнутри прогнившего руководства.
        Распад ознаменовался для нашего взвода радиотелеграфистов моментом, когда к нам приперли радистками трех баб в феврале 1971. Это было время начала конца нашей части и я тому свидетель.
Но 23 Армия живет. 101-й Отдельный Разведывательный Авиационный Полк воевал в Афганистане - 263 ОАЭТР 1986-1987 гг. (Самолеты Су-17м3Р, Командир Эскадрильи п/п-к Лучкин А.И, Баграм).
 
Однако, может быть наш дивизион опять переформатирован, и теперь где-то в недрах армии служит службу? За неимением иной информации, остается гадать. Но мы гадать не станем. Двинемся далее.
Таковой получилась вводная часть моей записной, но уже электронной книжки, образца 2011 года.