8. Вера

Анатолий Шуклецов

Жизнь человека не стоит одной строки Бодлера.
Акутагава Рюноскэ.

8.1 – 8.15: Без веры успех невозможен. – Избегай тех. – Помещать вперёд фактов. – Чайковский с детства был уверен. – Мысли определяют судьбу. – Без дел мертва. – Хвостик неверия. – Возвышающий обман. – Необходима мания величия. – Прикинься гением. – Сомнения нежелательны. – Лучшее лекарство от сомнений. – Но он пишет и пишет. – Не поддавайся сомнениям. – Одна из прекраснейших легенд. 


8.1. Без веры успех невозможен…

Рассуждаем, как много радости доставляет слепая, безрассудная, ребяческая вера в себя. Золя вспоминает, как застал Курбе перед законченной картиной. Поглаживая бороду, тот громко смеялся и восклицал: «Ах, какая блистательная!» Эдмон Гонкур. // Сомневаясь в успехе, не начинай дела. Верой мало что сделаешь, но без веры нельзя добиться ничего. Самуэль Батлер. // Чтобы творить, мало уметь, надо ещё верить в себя. В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен. Уильям Джеймс. // Христос, исцеляя, спрашивал: «Веришь ли?» Получив утвердительный ответ, говорил: «Да будет по вере твоей». // Прежде чем вступить в битву, нужно верить в то, ради чего ты её затеял. Пауло Коэльо. // Вера – твои духовные мышцы. Без скромной, но обоснованной уверенности в своих силах не достичь вершины. Норман Пил. // И любовь и вера святы, этой верою согреты все великие безумцы, все пророки и поэты. Дмитрий Мережковский. // Молодому писателю необходимо быть внутренне напористым и стойким. Мни себя великим художником, даже будучи малым сим. В дело, которому служишь, веруй свято! Всеволод Иванов. // Мысль есть суть материи. Бенедикт Спиноза. // Мысль материальна, а высказанная тем паче. Прежде поверь в успех. Мысленно примерь желанное состояние как парадный сюртук. Материализация мысли наукой почти доказана. Наполеон Хилл. // Всякий человек, желающий подняться до познания чего-либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться. Николай Кузанский. // Если крыльев не имеешь, то чужие крылья тебя не поднимут. Эстонская пословица. // Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы. Людвиг Фейербах. // Развитие станет, если юность не мечтает, и зёрна великих идей не взрастают из юношеских утопий. Константин Ушинский. // Уже лет двадцати я был твёрдо убеждён, что сделаю нечто великое. Смешной и дерзкий юноша, который мог сослаться лишь на веру в себя. Александр Скрябин. // Будь внимателен к своим мыслям, они начало поступков. Лао-Цзы. // Самое главное – это вера в себя, в свои силы. То, что человек думает о самом себе, определяет или скорее направляет его судьбу. Генри Торо.


8.2. Избегай тех…

Глубочайшим стремлением человеческой натуры является желание быть значительным. Джон Дьюи. // Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору. Я в звезду свою верю! Иван Бунин. // Каждый художник верит в свою звезду, но окружающие её не видят. Ты судишь о себе по своей способности к свершению, другие же судят о тебе по тому, что ты уже совершил. Генри Лонгфелло. // Они называют тебя безумным, – жди завтрашнего дня и молчи. Они кидают пыль тебе в лицо, – жди завтрашнего дня, они принесут тебе цветы. Рабиндранат Тагор. // На реплику: «Через десять лет забудут», Марина Цветаева ответила: «Через двести вспомнят!» // Не надо колебаться, не надо уступать, когда дело касается искусства. Джузеппе Верди. // Мечта не выносит самого малого осмеяния. Константин Паустовский. // Избегай тех, кто старается подорвать твою веру в себя, в возможность добиться значительного в жизни. Эта черта свойственна мелким душонкам. Великий человек, наоборот, внушает тебе чувство, что и ты станешь вровень. Марк Твен. // Оптимизм – вот роскошь великих людей. Луи Арагон. // Я в себе уверен. Фёдор Достоевский, восемнадцати лет. // Если я упаду, не ржи придурок! Загадывай желание – Звезда упала. // Прекрасна вера в своё предназначение, способная стать гениальностью, если только не допустишь, чтобы душу трепали мелочи жизни. Оноре Бальзак. // Упования на людей зачастую оказываются пустыми призраками. Самый верный путь к достижению значения и веса – это вера в себя и надежда на себя. Микеланджело. // Он хотел стать великим писателем. Он почти был уверен, по-всякому чувствовал, что назло всему станет им, хотя это дастся нелегко. Эрнест Хемингуэй. // Если хочешь добиться успеха, сохраняй веру в себя, даже когда никто в тебя не верит. Всегда помни, что твоя решимость преуспеть важнее всего на свете. Авраам Линкольн. // Чтобы совершить нечто великое, ты должен не только действовать, но и мечтать, не только планировать, но и верить. Анатоль Франс. // Верь в мечту и у тебя всё получится! Не слушай пытающихся тебя осадить. Большинство побед одержано людьми, продолжавшими корпеть, когда никто уже не верил в успех. Дейл Карнеги. // Представители рабочего класса допускают грубую ошибку, говоря своим детям, что те никогда не добьются успеха, что иная жизнь не для них. «Эффект свиньи»: заклейми человека неудачником, и он поведёт себя подобающе. Джон Мортимер.


8.3. Помещать вперёд фактов…

Мне пришлось потеснить знание, чтобы освободить место вере. Иммануил Кант. // «Подожди, Маруся, не всё сразу. Это я сейчас так пишу. Вот напишу большую вещь, будут издавать у нас и за границей». Я поражалась! Это он в двадцать четвёртом году говорил. Только задумывал писать, а всё как наперёд знал. Мария Шолохова. // …глубинная, животная уверенность. По выражению Гоголя, ощущал в себе львиную силу. // Я нисколько не сомневался в успехе. Чётко не представлял будущее, но был убеждён, что достигну многого. Сложно выразить это чувство уверенности в себе. Я верил не столько в свой талант и творчество, сколько в успех моих усилий, что они окупятся. Эмиль Золя. // Искусство создают люди, надеющиеся создать искусство. Илья Репин. // Я чувствую в себе большую творческую силу, которую обязан развить, чтобы созидать достойные вещи. Ван Гог. // Я всегда увлекаюсь тем, во что хочу верить. Александр Солженицын. // Вера состоит в том, что ты веришь тому, чего не видишь. Наградой за веру является возможность увидеть то, во что ты веришь. Аврелий Августин. // Вера – любовь к незримому. Как только поверил в себя, ты поймёшь, как стоит жить. Иоганн Гёте. // Надо всегда помещать веру вперёд фактов. Разве были факты, утверждавшие, что я смогу писать стихи? Я просто в это поверил. Самое творческое начало в нас – это вера во что-то. Роберт Фрост. // Всегда есть альтернатива: верой приближать успех или сомненьями отдалять его. Хочешь изменить плоды – видимое, сначала измени невидимые корни. Больше думай о несбыточном, больше и сбудется. Александр Фадеев. // Не дано увидеть те силы, которые позволено только ощущать. Апулей. // Полагая себя плохим писателем, ничего достойного не создать. Уверенность – самая могучая творческая сила. Максим Горький. // Нужно верить в себя, в этом весь секрет. Когда я жил в сиротском доме, бродил по улицам в поисках пищи, даже тогда я думал о себе как о величайшем актёре. Чарли Чаплин. // Среди моей хандры и тоски по прошлому, в обстановке временной тесноты, в убогой комнате гнусного дома, у меня бывают наплывы уверенности и силы. Взмывает неукротимо мысль, и я верю, что как писатель неизмеримо сильнее всех, кого знаю. Михаил Булгаков. // Когда я был битлом, я считал, что мы – лучшая поп-группа в мире. Мы все так считали. Именно вера в это сделала нас тем, кем мы стали. Джон Леннон. // Достижимо всё, что можешь себе представить. Воображение – это мастерская души, где формируются планы личных достижений. Наполеон Хилл. // Во что поверил, то и происходит. На голые спины добровольцев клали монетки, докрасна разогретые на углях. Фокус состоял в том, что их скрытно подменяли на холодные. Однако, сила воплощения такова, что на коже вспухали ожоги. // Есть вещи, которые надо прежде видеть, чем в них верить; и есть другие, в которые надо прежде верить, чтобы их видеть. Пьер Буаст. // Вынашивай в голове великие мысли. Вера в героическое порождает героев. Бенджамин Дизраэли. // Вера в своё творчество – вот что должно стать убеждением художника. И единственный для него путь к успеху – труд, если природа не обошла талантом. Оноре Бальзак.


8.4. Чайковский с детства был уверен…

Ты чувствовал, что мы когда-нибудь прославимся? – Я знаю, что мы ещё и разбогатеем! // Гумилёв подростком, ложась спать, думал об одном: как бы прославиться. Воображал сотни способов осуществления мечты. Безразлично как, только бы люди повторяли имя Гумилёва, писали о нём книги, удивлялись и завидовали ему. Георгий Иванов. // Хочу ли я быть великим? Хочу и буду! Владимир Высоцкий. // Даже маленькой я смотрела на себя как на знаменитость. Некоторые люди становятся звёздами, а я сразу родилась такой. Леди Гага. // Если желание твоё велико, оно обязательно исполнится. Александр Солженицын. // Люди легко верят тому, чего страстно желают. Франсуа Вольтер. // А ты знал, что будешь знаменитым? А я – знал! Василий Шукшин. // К успеху я шла долго, пришлось потрудиться. Никогда не думала, что буду петь на лучших сценах, добьюсь славы. Всегда знала, что так будет. Когда живёшь с мыслью стать известной певицей, судьба потворствует этому. Ирина Аллегрова. // Я была уверена, что в жизни сбывается всё, чего беспрестанно и страстно желаешь. Ирина Одоевцева. // Чемпионам присуща гипертрофированная сила духа. Изготовляют их не в спортзалах, а из того, что запрятано глубоко в них самих. Мухаммед Али. // Поведение и достижения личности закономерно связаны с внутренним образом. Победы сперва одерживают в уме, и лишь затем – на поле битвы. Сун Цу. // Вера есть совершенно самостоятельная способность духа, которая неравно распределена между людьми. Есть таланты и гении веры. Сергей Булгаков. // Мозг поистине уникален, опора только внутри тебя. Что закрепил в воображении, может стать твоим. Уильям Джеймс. // Ещё мальчишкой я воображал себя суперменом. Я столько раз мысленно выиграл титул «Мистер Вселенная», что ничуть не сомневался в реальной победе. И буквально чуял вкус успеха, видя себя преуспевающим киноактёром. Для меня второе место хуже последнего. Арнольд Шварценеггер. // Жизненный успех – вопрос веры, а вера в себя исходит изнутри. Достижимо всё, что сумеешь представить и во что можешь поверить. Наполеон Хилл. // Высоцкий считал себя гениальным. Показывал мне линию гениальности на ладони, которая есть только у него. Оксана Афанасьева. // Единственный, первый и последний среди поэтов на свете том, на свете этом. Жизненная установка Юрия Кузнецова. // Победителем либо проигравшим тебя делает внутренняя духовная сила. Будь сызмала внимателен к ней. Сильвестр Сталлоне. // …родители Петра Чайковского верили, что сын будет замечательным музыкантом. И сам он с детства был уверен, что станет знаменитым композитором. На вопрос «Твой любимый художник?» юная Камилла Клодель отвечала: «Я сама». // Кем ты себя считаешь? Звездой? Что ж, ты прав. Ты станешь тем, кем себя мыслишь. Джон Леннон. // В девятнадцать лет я вдруг уверовал, что гениален. Некоторое время пребывал в сознании необыкновенного величия. Александр Твардовский. // Когда-нибудь обо мне заговорят как о Наполеоне. Я буду знаменит. Я в этом уверен! Я хочу закончить пером то, что он начал шпагой. Оноре Бальзак. // Мы все глядим в Наполеоны. Александр Пушкин. // Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду! Владимир Маяковский. // Миру придётся немного потесниться, и ещё вопрос, вместит ли он гения! Сальвадор Дали.


8.5. Мысли определяют судьбу…

В известном смысле каждый есть то, что он о себе думает. Жизнь человека определяется его мыслями. Ральф Эмерсон. // Каковы мысли в душе его, таков и он. Соломон. // Он считал себя несчастнейшим из людей, да и на самом деле был жалким ничтожеством, поскольку чувствовал себя таким. Анатоль Франс. // Маленьким человека делают маленькие мысли. Виктор Гюго. // Твои мысли определяют твою судьбу. То, о чём думаешь, определяет то, кем являешься, что делаешь и где находишься. Джон Максвелл. // Сегодня ты находишься там, куда тебя привели твои вчерашние мысли. А завтра будешь там, куда приведут сегодняшние. Джеймс Аллен. // Мы – то, что мы думаем. Всё, что мы есть, возникает из наших мыслей. Будда. // Во что человек верует, то он и есть. Антон Чехов. // Если ты считаешь, что способен на дело – ты прав, если думаешь, что у тебя не получится, ты тоже прав. Генри Форд. // Мы многому верим без доказательств, и это естественно. Люк Вовенарг. // Есть вещи, которым начинаешь верить, часто слыша, как их повторяют. Шарль Монтескьё. // Закон притяжения. Чтобы изменить внешние аспекты своей жизни, смени внутреннюю мыслительную установку. Человек внушаем, и есть совокупность своих доминирующих мыслей. Наполеон Хилл. // Твои мысли становятся твоей жизнью. Марк Аврелий. // Несомненный талант, умение подать себя и расположить к себе, почти вселенская самоуверенность, которой трудно воспротивиться. Казалось, ему всё по плечу. Жан Кокто. // Бензин кончился – летим на самолюбии. Валерий Чкалов, русский лётчик. // Успеха добивается тот, кто отринул возможность поражения. Публиковаться? Нет, не сейчас. Слава? Он ни минуты не сомневался, что она придёт. // Со мной не случалось ничего, что бы я не предвидел. Знаю наверняка, что достигну поставленной цели. Бог дал мне волю и силы для преодоления любых препятствий. Наполеон Бонапарт. // Для меня не существует слова невозможно. Я с сомнамбулической уверенностью иду путём, по которому ведёт меня Провидение. Адольф Гитлер. До сорока лет терпел неудачи во всём, за что ни брался. // Если ты не поверишь в себя, как ты можешь других просить поверить тебе? Вера в свои силы – первое необходимое условие великих начинаний. Самуэль Джонсон. // Пессимизм не побеждал ни в одном сражении. Дуайт Эйзенхауэр. // Мы верим только в тех, кто верит в себя. Шарль Талейран. // «Этот далеко пойдёт. Он верит в то, что говорит», – сказал Мирабо, слушая в Конвенте выступление Робеспьера, безвестного тогда молодого человека. // Самое страшное неверие – это неверие в себя. Томас Карлейль. // Сомнения в своём достоинстве – малодушное самоуничтожение. Уильям Шекспир. // Если у тебя нет уверенности в себе, ты дважды проиграл в гонке жизни. Сильные духом нередко побеждают до старта. Маркус Гарви.


8.6. Без дел мертва…

Вера в успех сочетает мысль и действие, самоуверенность и рабочее настроение. Без дела веры нет, оно её мерило. Жан Расин. // Пока не делаешь того, во что веришь, сам не знаешь – веришь или нет. Лев Толстой. // Когда человек мыслит, он сомневается, но он уверен, когда действует. Анатоль Франс. // Вера – это готовность действовать в интересах дела, положительный исход которого заранее неизвестен. В сущности, та же нравственная категория, что и смелость. Уильям Джеймс. // Недалёкие люди верят в удачу, сильные – в причину и следствие, верят в себя. Ральф Эмерсон. // За верой должны следовать дела. Феликс Дзержинский. // Я могу продолжать верить только при условии, что буду выполнять своё обязательство. Габриель Марсель. // Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва есть. Из Библии. // Праздность порождает в душе неуверенность. Лукан. // Не могу преодолеть страшную инерцию бездействия. Меня и в молодости мучило это, а ныне обернулось катастрофой. Совсем не осталось веры в себя, а без этого нельзя работать. Вера Инбер. // Без желания и целенаправленных усилий чтобы чем-то стать, ты ни при каких обстоятельствах ничем не станешь. Филипп Честерфилд. // Истинная вера человека направлена не на то, чтобы доставить ему покой, а чтобы дать силы на труд. Джон Рёскин. // Я очень верю в удачу, и чем напряжённее работаю, тем удачливее становлюсь. Стивен Ликок. // Если ты веришь в своё дело и непрестанно работаешь, у тебя не может быть разочарования, разве что ты слишком падок до славы. Только не можешь примириться с тем, как мало времени отпустил Господь на воплощение замыслов. Эрнест Хемингуэй. // Самый умный человек может не знать, что он будет думать, но должен быть уверен в том, что он будет делать. А.Арсенваль. // Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из данного уразумения обязанностей. Лев Толстой. // Как несчастен тот, кто сомневается! Ум его бросает туда-сюда как при штормовой качке. Против этого одно средство: противопоставить действительность натискам воображения. Поль Бурже. // Сомневаясь во всём, Джеймс Джойс не сомневался только в собственной гениальности. Чтобы доказать её, работал до полного изнеможения, до истощения нервов, зрения, физиологических функций организма. // Человек может быть великим насколько пожелает. Если ты веришь в себя, увлечён, готов житейскими благами платить должную цену за результат, твой успех реален. Франклин Рузвельт. // Истинное величие зиждется на осознании своей силы, ложное же – на знании слабости других. Иоганн Гердер.


8.7. Хвостик неверия…

Поэзия – лучшая школа неуверенности. Иосиф Бродский. // Не думайте, будто я страдаю неприступной гордыней. Сомнения мои в самом себе бесконечны. Я уверен лишь в своей львиной отваге да в несокрушимой работоспособности. Оноре Бальзак. // Как человек долго унижаемый я был всегда в себе не уверен. Писателем себя почувствовал только на Высших литературных курсах. Виктор Астафьев. // Когда неверие ко мне приходит, стихи мои мне кажутся плохими. Ксения Некрасова. // Кому нужны мои стихи?! Ни-ко-му. Я – бездарная тварь. Юрий Казарин. // Мой дух устал, меня качнуло, и это было страшно. Да с чего я взял, что могу писать настоящие книги? Кто посулил, что мне дано войти в избранные? Михаил Веллер. // Я убиваю себя день за днём, губя целый мир, который в себе ношу. Я ни во что не верю, а чтобы творить нужна вера, вера, вера! Вера в себя – вот истинная благодать. Эмиль Чоран. // Знание носит характер насильственный и безопасный. Вера – свободный и опасный. Николай Бердяев. // Половина меня думает, что я неудачник, другая половина – что я всемогущий Бог. Джон Леннон. // Нужно твёрдо держаться середины между двумя безрассудными крайностями: убеждением, что можешь всё, и сомнением, что ничего не можешь. Ален. // Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя разливается в человеке нескромностью. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач жизни и личности. Василий Розанов. // Когда природа оставляет прореху в чьём-либо уме, она обычно замазывает её толстым слоем самодовольства. Генри Лонгфелло. // Самодовольство не исключает таланта, но оно его компрометирует. Луи Бональд. // Человек подобен дроби: числитель – что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Какие бы ни были способности ума, учёности, всяких дарований, если человек чересчур самоуверен, все эти качества становятся недостатками. Лев Толстой. // Самомнение – помеха успеху, камень преткновения на пути к продвижению. Бион. // …побрякушки авторского самолюбия. Александр Грибоедов. // Сомнение неудобно, уверенность смехотворна. Франсуа Вольтер. // Павлин, горделиво распускающий пышный хвост перед другими птицами, слывёт животным красивым, но не умным. Виссарион Белинский. // Если личность упивается своим собственным значением, путь тотчас же упирается в тупик. Антуан Сент-Экзюпери. // Сомнение есть добросовестность познания, но до какого же рубежа отступать в сомнении? Александр Солженицын. // Одному художнику заказали символическое изображение веры. Мастер нарисовал непреклонную человеческую фигуру с ликом, обращённым к небу. Но из-под складок одежды высовывалась чёрная змейка. Даже в сильной степени веры есть хвостик неверия, глист сомнения. // Говоря по правде, я вовсе не уверен в том, что обладаю достаточным талантом, чтобы заставить читать меня. Иной раз мне доставляет большое удовольствие писать. Вот и всё. Анри Стендаль. // Есть нечто такое, что придаёт особое обаяние человеческой мысли: это неуверенность в себе. Самоуверенный ум раздражает и нагоняет скуку. Анатоль Франс. // Человек, не допускающий сомнений, ставит предел своему уму. Клод Гельвеций. // Исследователь должен иметь безграничную веру и при этом всё же сомневаться. Клод Бернар. // Вера, в которой нет сомнения, – мёртвая вера. Мигель Унамуно. // Тот живописец, который ни в чём не сомневается, немногого достигнет. Леонардо да Винчи. // Иду вперёд силой веры своей в лучшее, а путь расчищаю сомнением. Михаил Пришвин. // Сомнение и вера друг друга поправляют. Когда они полностью поправят друг друга, появится подлинное знание. Хун Цзычен. // Умеренные сомнения называют маяком мудреца. Уильям Шекспир. // Неверие в себя необходимо. Талантлив, кто не трусит ужасаться мучительной бездарности своей. Евгений Евтушенко. // Отрицание своего дарования – всегда ручательство таланта. Уильям Шекспир. // Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности. Мишель Монтень.


8.8. Возвышающий обман…

Вот видите, бездарно? Да, бездарно! Потому что он сам не верит тому, о чём пишет. Сыплет именами известных людей, а в себе неуверен. Александр Грин. // Книга обретает силу лишь тогда, когда сам автор верит в её значение. Сомерсет Моэм. // Поверь во что-то большее, чем в самого себя. Если ты искренне веришь в сделанное, вера вознаграждается, даже если сегодня это кажется несбыточным. Юрген Вольф. // Чтобы полюбить своё дело, нужно ещё и верить в смысл его. Иметь внутреннее ощущение целесообразности и важности того, что делаешь. Якуб Колас. // Блажен, кто верует, тепло ему на свете! Александр Грибоедов. // Если быть, то быть первым. Валерий Чкалов. // Я – лучший русский поэт. А русская поэзия – лучшая в мире. Поэтому я самый великий мировой поэт. Владислав Ходасевич. // Я самый лучший боец, которого создал Бог. Майк Тайсон. // Четырнадцати лет я сказал себе, что буду знаменит, или не стоит жить. Творения других не лучше того, что я сделаю сам. И это не самонадеянность, а директивный лозунг каждого, кто не хочет умереть безвестной заурядностью. Именно убеждение в своей исключительности служит источником творческой силы. Сначала скажи себе: я не такой как другие. Потом докажи это всем. Леонид Андреев. // В искусстве надо верить. Если не верить в себя самого, нельзя быть гением. Оноре Бальзак. // Чтобы творить, человек должен верить, что он талантлив, даже если это не так. Иллюзия даёт силу выстоять, убедить других, что делаешь нечто нужное и новое. Потом теряешь высоту, куда возвышающий обман поднял тебя. Начинаешь осознавать реальность и приходишь к радующему пониманию. Что ты творил настоящее, когда верил в необходимый возвышающий обман о себе самом. Он даёт толстовскую «энергию заблуждения», подвигающую на чрезвычайную смелость в деяниях. Андрей Кончаловский. // Всё как будто готово, чтобы исполнять свою земную обязанность, писать, а недостаёт толчка веры в себя, в важность дела. Недостаёт стихийной энергии заблуждения. И нельзя начинать. Лев Толстой. // Просто удивительно, какую отвагу, целеустремлённость и силу воли пробуждает уверенность в том, что исполняешь свой долг. Вальтер Скотт. // Умей нести свой крест и веруй. Антон Чехов. // Чтобы иметь талант, нужно быть уверенным, что обладаешь им. Гюстав Флобер. // Талант – это вера в себя, в свою силу. Максим Горький. // Если всё время думать «Я гений», обязательно станешь им. Сальвадор Дали. // Как притворишься каким, скоро таким ты и станешь. Часто бывало, я на пиру, чтоб не пить через силу, делая вид, что дремлю, вправду дремать начинал. Овидий. // Притворяясь кем-то, будь осторожен, ибо ты тот, кем притворяешься. Курт Воннегут. // Внушённое представление о гениальности придаёт решительность и уверенность действиям. Происходит кристаллизация потенциального таланта. Все идеи, прочно внедрённые в мозг, обладают внутренней силой самоосуществления. Уильям Джеймс. // Если хочешь иметь успех, постарайся выглядеть так, будто уже имеешь его. Томас Мур. // Даже когда птица ходит, видно, что у неё есть крылья. Антуан Лемьер. // Сильные убеждения предшествуют великим деяниям. «Что должна сделать птица, чтобы взлететь?» – спрашивает Станиславский учеников. «Взмахнуть крыльями. Толкнуться лапками», – говорит один, следом другой. «Она должна стать гордой!» – назидательно поправляет мэтр.


8.9. Необходима мания величия…

Каждый Виктор мнит себя Гюго. Старая шутка Велимира Хлебникова. // Я так велик и так уверен в себе, настолько убеждён – что всех прощу и каждой вере отдам почтительный поклон. Игорь Северянин. // Творческие личности – насмешливые нонконформисты. Бернард Шоу в молодости разговорился с невежественным френологом и тот обнаружил, что визави заражён скепсисом. «То есть, у меня нет шишки почитания?» – спросил Шоу. «Да у вас там зияет провал!» Непочтительность к авторитетам отличала его критический дар. Непомерные амбиции и скверный нрав составили Эйнштейну дурную славу среди коллег. // Вера не делает меня праведным, тем более вера в меня. Фридрих Ницше. Маниакально уверенный в собственном величии и миссионерстве. // Не сотвори себе кумира. Библейская заповедь. // Только тот имеет силу создать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным. Людвиг Фейербах. // Кого я считаю лучшим художником нашего времени? Потупившись, скромно отвечу: «Себя!» Сальвадор Дали. // Впервые они встретились при работе над музыкой к спектаклю «Клоп». Великий поэт был в дурном настроении и с вызывающей надменностью подал юному композитору два пальца. Несмотря на весь пиетет, Шостакович в ответ подал один палец. Маяковский дружелюбно расхохотался и протянул всю пятерню: «Ты далеко пойдёшь, Шостакович!..» // Я настолько самонадеянна, мне даже польстить невозможно. При всём знаю своё место. Режиссёру необходима тайная или явная мания величия. Только надев шапку Наполеона, признавая свою исключительность, сделаешь что-нибудь новое в искусстве. Кира Муратова. // Аллегрова – известная певица, звезда её заложена в асфальт. И пусть на сцене долго будет литься эффектный голос под названьем альт. И надо ж было так ей исхитриться, чтоб в своей песне стать Императрицей! На что моя фантазия бездонна, меня хватило лишь на Примадонну. Алла Пугачёва. // Достойных людей нет, поверьте мне, кроме флорентийца Леонардо. Леонардо да Винчи. // Гениальных людей новейших времён пятеро: Ньютон, Бэкон, Лейбниц, Монтескьё и я. Жорж Бюффон. // Выдающимся людям надлежит прощать, когда они заносятся. Тому, кто берётся за великие дела, потребны смелость в их осуществлении и вера в себя. Кастильоне. // Самоуверенность таланта простительна и плодотворна, самоуверенность посредственности смешна и бесплодна. Эдуард Севрус. // Вообразивший себя гением Достоевский работал над своим развитием и ушёл так далеко, что до сих пор никто не догнал. Кто знает, написал бы он свои великие произведения, не вообрази себя гением? Кнут Гамсун. // Каждый творец должен страдать манией величия. Александр Скрябин из современных ему композиторов игнорировал всех. Среди классиков почитал два-три имени и себя ненавязчиво мнил мессией.


8.10. Прикинься гением…

Меня упрекали во всём, окромя погоды, и сам я грозил себе часто суровой мздой. Но скоро, как говорят, я сниму погоны и стану просто одной звездой. Иосиф Бродский. // Основная черта всех лидеров – чудовищная вера в себя. Гениями их сделала самоуверенность. Записка из зала: «Не будь вы Владимиром Высоцким, кем бы хотели стать?» Незамедлительный ответ поэта: «Высоцким!» // Един есть Бог, един Державин. Гаврила Державин. // Гоголь обладал самомнением необыкновенным. Чудовищное самолюбие и самоуверенность Пикассо шагнули столь далеко, что основал собственное направление «кубизм». Одна из бровей юношеского автопортрета украшена надписью: «Я – король», повторенной трижды. // Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя. Александр Пушкин. // Я хочу проникнуть в Лувр со своими картинами. Хочу оказаться между Леонардо и Тицианом, Ватто и Делакруа, Гойей и Мане. Я не могу разгуливать перед ними как турист. Я часть их семьи. Может быть, я стану её главою. Пабло Пикассо. // Я чувствовал в себе присутствие гения. Ибо подсознательно никогда не сомневался, что займу своё место среди них. Бернард Шоу. // Сегодня – я гений. Александр Блок, закончив поэму «Двенадцать». // Ты, город, когда-нибудь станешь знаменит от того, что я в тебе жил и пел. Уолт Уитмен. // Я – изысканность русской медлительной речи, предо мною другие поэты – предтечи. Константин Бальмонт. // Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоён… Учите русский!.. Я книгу Тютчева и Фета продолжу книгою Рубцова. // Я хочу быть Шатобрианом, или никем. Виктор Гюго, в школьные годы. // Любой, кто не считает себя гением, не является даже талантом. Братья Гонкур. // Прикинься гением, и ты им станешь. Сальвадор Дали. // Вообрази себя тем, кем желаешь быть. Представь себе, что ты гений и не выходи из желанного образа. Наполеон Хилл. // Сознай себя большим – и ты станешь этим большим. Макс Штирнер. // …взявшись казаться таким, впрямь становился таков. Овидий. // Я гений, прочь сомненья, даёшь восторги, лавры и цветы. Владимир Высоцкий. // Разыскивая исчезнувшие портреты поэтов в рамах, комендант общежития Литинститута заглянул в одну из комнат и ахнул. Николай Рубцов сидел среди них, пьяно беседуя на равных. Лермонтов советовал своему камердинеру подбирать бумаги со стихами. Будут стоить большие деньги. Михаил Шолохов, повздорив с партийными бонзами, высказался резко: «Вы все пройдёте, о вас забудут, а я вечен!» // Хоть они проживут до седин, но сметёт их минутная стрелка. Звать меня Кузнецов. Я один. Остальные – обман и подделка.


8.11. Сомнения нежелательны…

Человек не может жить в полную силу без веры в себя. Олег Куваев. // Удача должна стать в твоём деле неизбежностью, а не случайностью. Равная возможность удачи и неудачи есть признак дилетантизма. Вольдемар Пансо. // Сомнение всегда должно быть лишь проявлением осторожности, иначе оно опасно. Георг Лихтенберг. // Сомнение – море; упади в него – и пропадёшь. Осетинская пословица. // При сомнениях лучше себя переоценить, чем принизить. Колеблющийся слаб, а слабости следует стыдиться. Если полагаешь, что способен на дело, – ты способен. Если считаешь, что нет, – ты совершенно прав. Принцип соответствия. // Никто из тех, кто сомневался в своей способности властвовать, не становился императором. Публий Тацит. // Тот способен, кто полагает себя способным, и тот неспособен, кто полагает себя неспособным. Это непреклонный, неоспоримый закон. Пабло Пикассо. // Шутка сказать, что этот народец создал. Захотелось ему – создал Христа и христианство; дал Маркса и социализм. Так неужто не явит миру живопись? Убейте меня, если нет. Марк Шагал. // Веришь ли ты, что способен что-то сделать, или веришь, что не способен, – ты прав в любом случае. Генри Форд. // Уверься, что нечто лежит за пределами твоих возможностей, и оно сразу станет недосягаемым. Если не верить в то, чего нет, оно и не появится. Ричард Бах. // Какова твоя уверенность, такова и способность. Считающий себя неудачником неизбежно им будет. Если ты полагаешь, что способен победить, то ты способен победить. Уильям Хэзлитт. // Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения. Франклин Рузвельт. // Как только ты вообразил, что не в состоянии выполнить определённое дело, с этого момента его осуществление для тебя становится невозможным. Бенедикт Спиноза. // Твои сомнения – предатели, они понуждают отказаться от попытки; и ты теряешь там, где мог бы обрести. Уильям Шекспир. // Сознание своей силы умножает её. Люк Вовенарг. // Могут те, которые думают, что могут. Вергилий. // Вера в себя способна творить такие же чудеса, как и вера в Господа Бога. Оноре Бальзак. // Я была не самым уверенным человеком, но одно знала наверняка: я могу рассказать историю. Жаждала писать и написала книгу. Что плохого могло случиться после? Меня могли отвергнуть все издатели. Подумаешь! Джоан Роулинг. // Кто верит в свою удачу, удачлив. Фридрих Геббель. // Удача – это вера в то, что тебе повезёт. Теннеси Уильямс.


8.12. Лучшее лекарство от сомнений…

Чтобы суметь что-то сделать, надо верить, что можешь это сделать. Если ты берёшься за мяч, и у тебя нет полной уверенности, что мяч должен пойти в кольцо, лучше не берись, он не пойдёт. Майкл Джордан. // Главные твои враги – сомнение в своих силах и робость при исполнении. Тяжёлые минуты сомнений омрачают и чело гениев. Объём предстоящей работы всегда ошеломляет: «Не осилить мне…» Но ведь иначе нет смысла жить. Исаак Дизраэли. // Иван Гончаров сам говорил, что всегда сомневался и всё не верил себе, справлялся с мнением и впечатлением других. Особенно дорожил советами Тургенева. «Я читал им свой роман, необработанный, в глине, в сору, с подмостками, с валяющимися инструментами, со всякой дрянью. Несмотря на то, Тургенев разверзал объятия за некоторые сцены, за другие яростно пищал: «Длинно, длинно; холодно подошёл». Боткин задремал, но при одной страстной сцене очнулся и кричал: «Перл! Перл!» // Сомнение терзает меня, но я не властен над прошедшим, сделанного не воротить. Если бы не стеснённые обстоятельства, не стал бы публиковать поэму. Может, не напечатал бы никогда: так сомневаюсь в её успехе. Торквато Тассо. // Последние дни я угнетён моим ничтожеством перед размахом взятой темы. Знаю, что и как нужно делать, и не верю, что справлюсь. Вчера записал себе в утешение. Даже если роман не удастся, его надо писать. Столько всего обдумано, что нельзя не высказать, хотя бы как разъяснительный этюд. Если не смогу я, ведь и никто из современных литераторов не может. Поздним будет ещё трудней без ощущения современности этих событий. Александр Солженицын. // Великий человек велик даже в сомнении, в слабости, в нерешительности. Генрих Манн. // Писателю нужно знать и принимать правду о своей работе, но не опускать руки. Начатое неуклонно доводить до конца. На пределе сил, иначе не выйдет ничего стоящего. Нужно быть оптимистом в начале работы и полным сомнений в конце её. Уильям Сароян. // Не отчаивайся, но если тебя охватило отчаяние, продолжай работать, невзирая на него. Эдмунд Берк. // Работа – лучшее лекарство против всякого рода сомнений. Иоганн Гёте. // Но пока я не рухну, не лягу, мой трофей – только вера одна, что смогу положить на бумагу жизнь свою. И не сгинет она. Владимир Зюськин. // Даже на время оставшись без веры, воин света продолжает идти вперёд и снова обретает утерянное. Пауло Коэльо.


8.13. Но он пишет и пишет…

Надежда видит невидимое, чувствует неосязаемое и совершает невозможное. Пессимист думает, что весь мир ополчился против него, – и его ожидания сбываются. // Кто робеет и колеблется, тот ничего не достигнет, потому что всё кажется ему невозможным. Вальтер Скотт. // Не теряй времени на сомнения в себе. Это пустейшее занятие из выдуманных человеком. Михаил Бакунин. // Любому настоящему писателю кажется, что пишет он не вполне совершенно. Но он пишет и пишет. Ведь чувство неудовлетворённости у него всегда. Он обязательно доведёт затеянную работу до конца, и многое наверняка выйдет хорошо. Уильям Сароян. // Тема слишком сильна, вне всякого сомнения, я напишу плохо. Будучи больше поэтом, чем художником, я вечно брал темы не по силам себе. И потому испорчу, наверное. Но поскольку, ни один из критиков не отказывал мне в некотором таланте, и в этом длинном романе будут места недурные. Фёдор Достоевский. // Я не умею писать плохие рассказы. Юрий Казаков. // У меня есть убеждение, что я написал книгу, которая будет жить века. Сохранился рукописный черновик, от него исходит эманация изящества. Вот как я говорю о себе! Юрий Олеша. // Лирическая деятельность требует противоположных качеств: безумной отваги и крайней осторожности. Кто не способен кинуться с вышки вниз, надеясь воспарить на крыльях своего дарования, тот не поэт. Но наряду с подобной дерзостью должно быть тончайшее чувство меры. Афанасий Фет. // Хочешь знать, на каком фундаменте можно строить, сохраняя душевный покой даже, когда ты одинок, никем не понят и утратил всякую надежду на гонорар? Этот фундамент – вера, которая жива при любых условиях, инстинктивное предвосхищение грядущих перемен. Ван Гог. // Я малодушию не предавался никогда. Мой девиз известный: «Дерзай! Вперёд к новым берегам!» Модест Мусоргский. // Чтобы победить, надо ожидать, что победишь. Ричард Бах. // Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть. Лев Толстой. // Я написал первые две книги и потерпел поражение. Тогда я написал третью книгу – и снова неудача, проигрыш. Мне ничего не оставалось делать, как сесть и написать «Сто лет одиночества». Габриель Маркес. // Ты должен быть уверен в своих способностях и достаточно упорен, чтобы довести дело до конца. Действуй так, словно неодолимых барьеров нет и поражение невозможно. Побеждает тот, кто мыслит как победитель. Кин Хаббард.
 

8.14. Не поддавайся сомнениям…

Творить – значит верить. Ромен Роллан. // Познание уничтожает деятельность: чтобы действовать, нужно быть ослеплённым иллюзией. Фридрих Ницше. // Излишние познания повергают в нерешительность: слепой идёт прямо перед собой. Пьер Буаст. // Верь, чтобы понимать. Латинская пословица. // Будь в поступках решительным. Если принял, твёрдо держись даже сомнительного взгляда как самого достоверного. Заблудившийся путник не должен в испуге метаться туда-сюда. Рене Декарт. // Будем же верить, если не можем уразуметь. Августин Блаженный. // Для всякого великого предприятия необходима уверенность в себе. Причина большинства неудач – неверие в самого себя. Томас Карлейль. // Усомниться, утратить дух – значит, утратить силу. Оноре Бальзак. // Сомневающийся подобен человеку, который вступил в ряды своих врагов. Александр Дюма. // В своих стихах я уверена непоколебимо! Марина Цветаева. // Знаю, что моё настоящее будет звучать в сердцах людей. Александр Грин. // Пускай критики превозносят Золя сколько им угодно. Предтечами нового, утончённо-нервного мироощущения останемся мы с братом. Эдмон Гонкур. // В сорок лет я перестал сомневаться. Конфуций. // Меня упрекают за уверенность в моих дарованиях и достоинствах. Отнесите её желанию следовать латинскому изречению «они побеждают потому, что не сомневаются в успехе». Френсис Бэкон. // Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе. Виссарион Белинский. // Но я верил в себя. Верил, что и один смогу что-то сделать для моей России. Илья Глазунов. // Деньги потерял – ничего не потерял, здоровье потерял – кое-что потерял, веру потерял – всё потерял. Восточная мудрость. // Отказываясь жить для себя, не поддавайся сомнениям. Если позволишь им завладеть тобой, будешь стыдиться своих возвышенных намерений. Хун Цзычэн. // Не трать попусту жизнь на сомнения и страхи. Ральф Эмерсон. // Секрет успеха в том, чтобы не падать духом. Эрнест Хемингуэй. // Сомневающимся был, слабым – никогда. Веруя во что-то, Белинский отстаивал это, не страшась никаких мнений и последствий. Ни капли раболепия и желания угодить. В своих идеях и выводах шёл до конца, в своих убеждениях был твёрд и непреклонен. Александр Герцен. // Сомнение – это злейший враг человеческого знания. Стефан Цвейг. // Верь в своё предназначение. Всякий человек обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чём он убеждён. Иоганн Гёте. // Исступлённо повторяй это. Леонардо да Винчи. // Если я уверен в том, что смогу выполнить дело, я вскоре приобрету и возможность делать, которой поначалу не было у меня. Махатма Ганди.


8.15. Одна из прекраснейших легенд…

Люблю в этой жизни людей фанатичных, неистовых в своей вере. Поклоняюсь таким. Фаина Раневская. // Первое условие успеха – решимость, а для того, чтобы действовать быстро и результативно, надо быть уверенным в удаче. Легче всего осуществить именно те мечты, в которых не сомневаешься. Александр Дюма. // Нужно верить в собственные силы. Владимир Ленин. // Пусть он верит в себя, и ему поверит весь мир. Фридрих Шиллер. // Одна из прекраснейших легенд, я очень люблю её за высокую мысль. Христос идёт по морю аки по суху. Пётр по волнам спешит ему навстречу. Но теряет присутствие духа и начинает тонуть. Иоганн Гёте. // Надо верить, что можешь многое, тогда оно станет возможным. Благодаря вере и мужеству осилишь всё. Литература будет там, где будем мы. Наша вера заставит это произойти. // Есть две позы: одна снаружи, другая внутри. Будь храбрым! Либо всегда делай вид, что ты такой. Никто никогда не заметит разницы. Анатолий Кашпировский. // Если есть у тебя вера, нет для тебя ничего невозможного. Вера может сдвинуть горы. Библейская истина. // Потерпи ещё немного. Я тебе так за всё благодарен! «Сто лет…» изменит нашу жизнь. Ты навсегда забудешь, что такое нужда. Я обещал тебе, помнишь? Когда мы поженились и летели из Барранкильи в Венесуэлу, я сказал, что в сорок лет создам шедевр. Он у нас есть, дорогая! О романе уже везде говорят и пишут. Габриель Маркес. // Мир принадлежит оптимистам, пессимисты – всего лишь зрители. Франсуа Гизо. // Пессимизм – это настроение, оптимизм – воля. Ален. // Люди с укоренившимся негативным мышлением не достигают успеха. Скептик не может быть сильным. Максим Горький. // Укрепляй в себе чувство довольства своей судьбою: с этим оружием ты непобедим. Эпиктет. // Я всегда предпочитаю верить в лучшее из всего возможного: это спасает меня от множества хлопот. Редьярд Киплинг. // В молодости я тешил себя самыми невероятными амбициями. Странное дело, все они удовлетворены. Уинстон Черчилль. // Вот иду я, уже усталый – столько выпало пережить! – но ведь кроме себя, пожалуй, больше некого предложить. Константин Ваншенкин. // Только художник привносит смысл в этот нелепый мир. Сомерсет Моэм. // Литературу надо любить страстно и ревниво. Мы в юности споры решали как? Помню, в Смоленске, в редакции газеты один кричит: «Лев Толстой дерьмо!» – «Что?!» – не думавши, разворачиваюсь и по зубам за такие слова! Александр Твардовский. // Быть может, всё в жизни – лишь средство для ярко-певучих стихов. Валерий Брюсов. // В сущности, мир существует лишь для того, чтобы могла появиться одна прекрасная книга. Стефан Малларме. ///