Часть вторая. Первые дни в монастыре...

Александр Ловкач
   Все! Стоп! После произошедшего в голове только одна мысль: «Похоже, вот именно так и сходят с ума» И это не просто слова, которые говорят на каждом углу. В данный момент ты на физическом уровне ощущаешь, что ты словно стоишь на мостике - шаг влево, и ты уже никогда не вернешься обратно и не будешь таким как прежде.


                Монастырь Копан

   К северу от Ступы Бодданатх, одной из главных буддистских святынь долины Катманду на вершине холма, с которого открывается вид на долину, расположен один из самых известных буддийских монастырей - Копан. Монастырь получил своё имя от названия этого холма и занимает территорию около 5 га. Он был основан ламами Тубтен Еше и Тубтен Сопа Ринпоче, которые выкупили землю у непальского королевского астролога в 1969 году. 1967 году они приехали в Непал и основали монастыри Копан и Лавудо. Лама Еше ушел из жизни в 1984 году. Вскоре была найдена его реинкарнация в Испании. Мальчик получил имя Лама Озел Ринпоче.
   Название "Монастырь Копан" относится к двум отдельным институтам - к самому Монастырю и Женскому Монастырю Кхачо Гхаки Линг, который расположен неподалёку. На сегодняшний день в Копане и в Кхачо Гхаки Линг живут и учатся более пятисот монахов и монахинь из гималайских стран, таких как Тибет, Индия, Бутан, Сикким, и даже Монголии.
   Монастырская жизнь в Копане во многом походит на жизнь других тибетских монастырей, но он стал особенно популярен за преподавание Дхармы западным посетителям. Первый месячный курс медитации был проведён в 1971 году, хотя ламы Лама Еше и Лама Сопа начали обучать западных людей ещё в 1965 году. С тех пор сотни европейцев приезжает в Копан в течение всего года. Эти курсы объединяют традиционные учения по Ламрим, неформальные обсуждения, медитации и вегетарианскую диету. Курсы продолжительностью 7-10 дней проводятся регулярно в течение года, в среднем один раз в 2 месяца. Руководитель курса и тибетские ламы монастыря проводят также индивидуальные консультации. Курсы обычно сопровождаются интенсивным 3-х дневным медитативным погружением под руководством опытных мастеров. Настоятелем монастыря является Лама Лхундруб.
   Естественно, что проживание в монастыре требует соблюдения в этот период определенных правил и воздержания от курения, употребления наркотиков и алкоголя, сексуальных связей. Ежедневная программа рассчитана с 6 часов утра до 8 часов вечера и включает в себя курсы медитации, изучение основ буддизма, дискуссии на религиозные темы. В монастыре имеется большая библиотека с литературой по буддизму на многих языках мира. Проживающие в монастыре обеспечиваются трехразовым вегетарианским питанием. Монастырь не имеет телевидения, радио и старается создать условия определенной изолированности от внешнего мира. Именно эти условия, в сочетании с прекрасной природой, окружающей монастырь, привлекают большинство гостей из индустриальных стран, ищущих покоя и уединения. Среди наиболее известных гостей монастыря можно назвать Ричарда Гира и Бориса Гребенщикова.
Монастырь Копан свое начало в Солу Кхумбу-области Гималайских гор. В 1971 году Лама Сопа Ринпоче, реинкарнация Лавудо-ламы, выполнил обещание, данное Лавудо Ламе, основать монашескую школу для местных детей. Школа была названа Эверест Центр.
   Теперь Копан это процветающий монастырь в 360 монахов, в основном из Непала и Тибета, а также духовный оазис для сотен посетителей ежегодно со всего мира. Рядом находится Кхачо Гхаки Линг монастырь, где проживает 380 монахинь. Оба монастыря находятся под духовным руководством Лама Сопа Ринпоче.
   Все помещения, питание, и образование в монастыре совершенно бесплатно для всех монахов и монахинь, чтобы дать возможность всем, кто пожелает следовать религиозной жизни. Это финансируется через программу курсов медитации для иностранных гостей, а также через спонсорство схему.

                Глава 4 из 13

   Огромные железные ворота открываются после продолжительного сигнала клаксона. Мы минуем их и через несколько метров останавливаемся. Первое, что я вижу перед собой, когда я покидаю салон машины – небольшая настенная доска (точь в точь как в аэропорту, так вот куда деваются устаревшие школьные доски из нашей страны) с надписью, которая гласит:
                «Yesterday was History,
                Tomorrow Mystery,
                Today is a Gift.»
(В свободном переводе означает: Прошлое Забыто,  Будущее Закрыто, Настоящее – Даровано)
   
   Где-то я с этой фразой уже сталкивался. Конечно, Угвэй  (черепаха - мастер Кунг-Фу  из мультфильма «Панда Кунг-Фу») произносил это. Ну что же – довольно символично для начала проживания в монастыре.  Надо будет еще понять, что за подарок это настоящее, но в том, что один из подарков, который я уже смог осознать – это отсутствие запаха, мне он по душе. Это хорошее начало.
Мы заходим в торец здания, 1 этаж которого, занимает администрация. Я заполняю документы, необходимые для вселения, а мой встречающий о чем-то бурно общается с администратором. Покончив со своим делом я так и продолжаю ожидать окончания их диалога, однако, по всей видимости они не планировали вскоре закругляться и поэтому уточнив место, где можно покурить – я отправляюсь за ворота. Курить на территории монастыря запрещено, но это было вполне ожидаемо.  На эту тему есть неплохой анекдот:
   «В один монастырь приехала комиссия Святейшего Синода. Один из членов комиссии с изумлением увидел, что монахи во время молитвы курят, о чём поспешил сообщить местному настоятелю.
  - Ну и что же, наш монастырь запрашивал Святейший синод, можно ли курить во время молитвы.
  - И вам разрешили?!!
  - Нет, но мы спросили, можно ли молиться во время курения, и нам сказали - можно! Видите, всё зависит от постановки вопроса!»
   Вернувшись, я замечаю на углу администрации табличку с немногочисленными правилами пребывания на территории монастыря: не убивать, не воровать, не лгать, соблюдать сексуальную этику, не принимать наркотических веществ (в том числе алкоголь), не курить. Ворота закрываются в 21.30 и я понимаю, что мне необходимо будет найти место, где можно будет покурить после… Таким образом едва переступив порог монастыря я точно знаю, что одно из них я точно уже нарушу (это про табак), а ежели меня спросят в конце пребывания не нарушал ли я какое-либо из правил, то я отвечу «Нет» – и несомненно будет нарушено второе правило (это уже про ложь). На самом деле, забегая вперед, я нарушу неоднократно еще и 3-е правило – не убивать. Оказывается под «не убивать» также предусматривается и убийство животных, в том числе комаров, над которыми я производил геноцид.
   И вот уже дискуссия между встречающим и принимающим подошла к завершению. Агент с некоторым сомнением уточняет у меня – в курсе ли я, что мои занятия будут проходить на английском языке. Заверив его, что с этим все будет в порядке, я с ним прощаюсь и, пожелав мне удачи, он покидает монастырь. Администратор №2 берет мой чемодан и предлагает следовать за ним. Мы проходим столовую, затем поднимаемся вверх вдоль естественной насыпи, поросшей травой; поворачиваем к возвышающейся клумбе, где помимо цветов восседают в виде статуэток Шакьямуни (первый Будда), Лама Кончог (настоятель этого монастыря) и некоторые божества; минуем фонтан, в центре которого почему-то 6-тиглавый, 18-тилицый и 8-мирукий Шива; обходим куполообразное строение и уже по ступенькам спускаемся к корпусу моего местожительства.
   Корпус имеет 3 этажа, на каждом из которых располагается по 5 комнат. На 2-х нижних этажах в центре находятся общий душ, 2 туалета и 3 раковины.    Здесь комнаты рассчитаны на 1-го постояльца. На верхнем этаже в каждой комнате присутствует и душ, и туалет – они двухместные.
   По дороге к комнате я узнаю, что администраторы, хоть и носят монашеское одеяние, не являют монахами – они здесь волонтеры. Также он рассказывает мне про расписание приема пищи и общие правила монастыря, с которыми я уже самостоятельно ознакомился и подготовил список из них для нарушения.
   Многие, наверное, смотрели фильм «Ешь. Молись. Люби», где главная героиня проживает в ашраме (индийское название монастыря) и помнят кадры, как она,  стоя на  четвереньках, драила полы. Причем это было не ее собственной прихотью, а обязательными общественными работами для проживающих мирян. В связи с этим моим первым вопросом к волонтеру был о распорядке общественных работ. Его ответ стал для меня успокоением – миряне к ним здесь вообще не привлекаются (да и монахи тоже, как я узнал впоследствии). При этом выясняется, что 2 недели до начала курса я полностью предоставлен сам себе.
   Моя комната находилась на 2-м этаже и имеет порядковый номер 8 (перевернутый знак бесконечности, что-то я совсем на знаках помешался). Карут, так звали сопровождающего меня волонтера, открыл ключом замок, висевший на двери, и передал его мне. После чего сказал, что если я голоден, то еще могу успеть на вечернюю трапезу, которая заканчивается через 15 минут. Есть, собственно говоря, мне не хотелось, однако интересно было посмотреть, что представляет из себя монастырская еда. Оставляю чемодан не разобранным и спешу в столовую. Сегодня на ужин – суп. Кухня меня не вдохновила, за исключением зеленого чая, когда он заваривается в кружке, чайные листочки быстро опускаются на дно, а лепестки жасмина так и плавают на поверхности.   После трапезы я вновь отправляюсь в свою комнату, раскладываю вещи по полкам и заваливаюсь на кровать. Надо выспаться. Пока повествование не ушло слишком далеко, я считаю необходимым провести небольшую экскурсию в мир монастырского питания.

                Словом о еде...

   Сразу хочу сказать, что для меня стало крайне приятным и неожиданным сюрпризом – это отсутствие палочек, как столовых приборов. Здесь все есться ложками. Вилки и ножи отсутствуют за ненадобностью – ведь меню полностью вегетарианское. Под «полностью вегетарианским» я подразумеваю исключение из рациона даже рыбу и продуктов животного происхождения.  Я уже молчу про вкуснейшие шедевры из мяса и блюда, приготовленные на его основе. Однако масло явилось приятым исключением, хотя в действительности не очень приятным, а больше схожим на маргарин или полученным (каким-то образом) из растений. Но в целом неплохо. Как говорится - дадим желудку отдохнуть и соскучиться по вкусному.
   Первый прием пищи осуществляется в 7.30. На завтрак обычно подается геркулесовая каша или орехово-злаковая смесь (состав: кукурузные хлопья, геркулес, арахис, воздушный рис, немного стружки кокоса). Иногда подаются оба блюда одновременно на выбор. В этом случае рекомендую смешать в единую субстанцию. На чайном столике с утра можно найти банку кофе, пакетированный или листовой чай. Также на столике находятся два больших термоса с краниками – один из которых, наполнен просто кипятком, второй же (для любителей побаловать себя кофе или чаем с молоком) кипятком, разбавленным молоком (по вкусу сухим или соевым). К завтраку у меня вообще претензий нет. Если бы не лень, я и дома каждое утро так потчевал.
   Следующим приемом пищи в 11.30 был ланч. Тут имеет смысл поговорить сразу и об ужине, который проходит в 18.30. Дело в том, что на ланч и ужин подают схожую продукцию. Разница заключается в следующем: если во время ланча подают суп, то на ужин будет гарнир, если же во время ланча ты скушал гарнир, то вечером тебя непременно будет ожидать суп. И еще одни отличием было то, что во время ужина к чаю дополнительно орехово-шоколадная паста, масло и апельсиновый джем.
   В промежутке между ланчем и ужином в 17.00 - проводилось чаепитие.
   На супе мне бы хотелось отдельно остановиться, а еще лучше, если бы его из меню вообще исключили. Так вот, этот самый суп (хотя я его с трудом бы так назвал) – дикая смесь овощей (половина мне известных, половина нет), каких-то листьев и слизи (так и кажется, что спустя какое-то мгновение там появится жизнь в виде какого-нибудь слизня или моллюска). Я до сих пор так и не разобрался, что это были за листья, но по вкусу похоже на листья от початков кукурузы (конечно же мне не приходилось пробовать листья от початков кукурузы, но я почему то уверен, что вкус у них именно такой!).
   С гарнирами все обстоит гораздо лучше. 50% предлагаемых гарниров составляет простой отварной рис. Правда есть одно «но». К любому гарниру предусматривается 2 вида похлебки, а также большой выбор индийских специй. Похлебка представляет собой перетертую фасоль или кукурузу в собственном соку и разбавленную кипятком (кстати, отварной рис с похлебкой из фасоли считается традиционным блюдом Непала). Также имеется всегда в наличии уксус и соевый соус (совет: со специями лучше не переусердствовать – желудок отреагирует спустя уже несколько часов). В остальное 50% входят макароны с овощами, острые спагетти, жареная картошка (всегда недожаренная, наверное, здесь так принято) и картофельное пюре с перетертыми кабачками и сыром тофу. Иногда все это комбинируется – рис с картошкой, картошка с макаронами, макароны с рисом.
   Еще отдельным словом необходимо упомянуть о салате. Салат состоит из листьев салата и КРУПНО нарезанных кружочков моркови. Фишка салата состоит в том, что он заправлен уж очень большим количеством уксуса с лимонным соком. Из тех, кто пробовал этот салат однажды, редко кто его берет повторно. Но и здесь находились гурманы, которым он приходился по душе – я себя к ним точно бы не отнес. Забавно было наблюдать, когда кто-нибудь из новеньких мирян накладывает себе полную тарелку такого салата в предвкушении получении порции витаминов. И тут важно не упустить момент, когда происходит первое знакомство вкусовых рецепторов с этим блюдом. Физиономия настолько сморщивается, будто съел 2 целых лимона одновременно.
   Конечно иногда нас баловали - выносили таз с овощами (дольки помидоров и кружки, ну просто огромных огурцов) и фруктами: бананами (честно говоря я бы назвал их детенышами бананов, настолько они были миниатюрными), манго (здесь я открыл для себя настоящий вкус этого плода – настолько сильно он разнится от того, что продают в России) и яблоки.
   А порой были даже эксклюзивные вещи в единичном экземпляре: вегетарианские пельмени (я долго гадал, пока стоял в очереди, какая же будет в них начинка, но не один из вариантов даже близко не был с истиной - вегетарианские пельмени оказались вовсе без начинки – просто тесто), вегетарианский БигМак (булочка с кунжутом, в разрезе которой лист салата, кружок помидора и ломтик сыра – единственный раз когда мы ели сыр животного происхождения) и… вот чему я действительно был удивлен, так это вегетарианской Coca-Cola (в которой 0 калорий).
   Если по каким-либо причинам ты пропускаешь прием пищи в установленные сроки, то голодным все равно не останешься. На территории монастыря имеется также небольшое кафе (меню также вегетарианское) для туристов. Правда им не брезгают как миряне, так и монахи. Побывав там уже на 3-й день своего пребывания (по причине просыпания завтрака), я наткнулся на интересное блюдо в меню - "Русский салат". Неужели винегрет - иного постного салата, распространенного в России я не припоминал. Заказываю, ожидаю, приносят. На вид ужасно, на вкус еще хуже. Состав: яблоко, морковь, кусочки цветной капусты и непальский лук!!! Я, конечно, понимаю в составе морковку, которую добавляют почти в каждый салат, ну еще как-то согласен с яблоком (редко, но бывает), ну чтобы в состав РУССКОГО салата входили куски цветной капусты и непальский лук, уж извольте.

                Глава 5 из 13

   Проснулся я довольно рано – на часах 6.15 (по московскому времени это как раз 4 часа утра). Даже дома я никогда не вставал так рано – ведь сон это мое хобби. Но когда после утренней умывательно-полоскательной процедуры я вновь посмотрел на часы, я сильно удивился. Не знаю… конечно может повлиял гималайский свежий воздух, быть может сыграл роль долгий перелет или все же хроническое недосыпание взяло свое (возможно и все 3 причины одновременно), но сегодняшняя дата высвечивается 13-м числом, день недели среда. Я точно помню, что заехал 11-го числа, в понедельник вечером. Получается, я проспал 36 часов.
   Зато чувствую я себя замечательно – не поспавшим, а именно выспавшемся. И как раз время завтрака. В столовой накладываю себе полную тарелку каши (дремавший все это время аппетит, также проснулся и стал требовать восполнение упущенного насыщения) и подсаживаюсь к 2 мирянам. Мы знакомимся. Одного зовут Педро – он из Испании, который впоследствии оказывается моим соседом на этаже, второго Мэтом, он немец – путешествует по Азии уже 4-й месяц. На самом деле желания общаться особо не было, но я из вежливости отвечал на вопросы и также задавал для продолжения беседы.
После завтрака я отправился на самостоятельную экскурсию по монастырю. Территория расположилась на холме, напоминающий большой многоярусный свадебный торт. Как раз на этих ярусах и располагаются многочисленные здания и сооружения.
   Решаю начать от самых ворот. Сразу после них находится здание школы, где молодые монашата (здесь и далее подразумеваются монахи от 5 лет) изучают различные дисциплины откуда в течение дня раздается распевание различных мантр. С торца это здания как раз и находится администрация. Напротив нее магазинчик, где можно приобрести что-нибудь по мелочи для хозяйства, сувениры и продукты (выбор не так уж и велик, ассортимент товара ограничивается чипсами, шоколадками и различными напитками). Здесь же в магазине находится небольшая комната – интернет-кафе. В нем находится 5 компьютеров и есть выход в интернет. За умеренную плату в 40 рупий/час (около 16 руб) можно попользоваться всемирной паутиной.
   Справа от здании школы находится беседка с огромным крутящимся барабаном – метра 3,5 в высоту. На этот барабан с низа до самого верха нанесены мантры. Если вам лень читать их вслух, то вы можете ходить по кругу и крутить барабан за поручень (сдвинуть с места который достаточно непросто). Он за вас внесет в мир положительную энергию. За беседкой располагается общественный туалет – настоящий тренировочный зал для будущих аквалангистов. В нем можно находиться, только задержав дыхание и желательно в маске, чтобы глаза не резало. Поднявшись от туалета по ступенькам вверх, сразу попадаешь к входу в центральную Гомпу. На территории их всего 3, но все церемонии проходят непременно в этой. Помимо Гомп, здания школы, магазина монастырь включает в себя еще и общежития для монашат, а также для мирян со всего света.
   Холм заканчивается небольшим круглым плато, где согласно схеме монастыря 2008 года, должна располагаться статуя медитирующего Будды – однако, взобравшись туда по ступенькам, его я там не обнаружил. Вместо Будды я увидел поразительный вид на долину Катманду. Отсюда все кажется таким маленьким и незначительным. Оглядевшись по сторонам, я увидел, что вся долина окольцована высокими горными хребтами.
Спустившись с плато, я оказываюсь возле того самого куполообразного строения, которое проходил ранее. Это Ступа Будды.

                Ступа Будды

   Ступа (санскр. st;pa  «макушка, куча земли, камней») - в буддийской архитектуре, монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий, имеющее куполовидную форму и не имеющее доступа внутрь. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей.
Одна из известнейших сутр Палийского канона посвященная последним дням жизни Будды, его смерти и событиям вскоре после его смерти, так описывает обстоятельства постройки первых буддийских ступ.
   После смерти (махапаринирваны) Будды в Кусинаре, его тело было кремировано с царскими почестями. После этого, восемь различных сторон, представлявших разные области Индии, потребовали отдать им священный прах Будды, для воздвижения ступы: царь Магадхи Аджатасатту, семейство Личчхави из Вайшали, семейство Шакьев из Капилавасту (семейство, из которого происходил сам Будда), семейство Булы из Аллакана, семейство Колии из Рамагама, брахман Ведхадипа, семейство Маллы Павские, семейство Маллы из Кусинара — заявили остальным сторонам, что поскольку Будда скончался в их области, они не уступят «ни одной частицы из останков Благословенного».
   Спор рассудил брахман Дона, предложив сторонам разделить прах Будды на восемь равных частей, с чем все согласились. По просьбе сторон, Дона произвёл указанное деление. Для построения собственной ступы, он попросил даровать ему сосуд, в котором был кремирован Будда, его просьбу удовлетворили. После этого, ещё одна сторона — Мории Пиппхаливанские — тоже попросили себе часть праха Будды, для постройки ступы. Получив ответ, что «не осталось более частиц святых останков Благословенного», они взяли себе золы из погребального костра.
Таким образом, согласно сутре, было воздвигнуто 10 первых ступ, из них 8 — священным останкам Будды, 1 — сосуду в котором кремирован Будда, и 1 — золе из погребального костра Будды.
   Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, и помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.
Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца. Эта практика считается возможностью получить более сильное, по сравнению с обычным посещением ступы, магическое воздействие ступы на себя и свою жизнь, и считается одним из видов совершения доброй кармы. При этом гораздо более ценным и полезным считается обход ступы в виде простираний на земле: cначала совершающий этот обряд ложится на землю, распростершись на земле, а затем поднимается и становится ногами на то место, которого коснулось его лицо; затем опять ложится и т. д. — и дальше продвигается подобным образом.
   При этом обход ступы (как обычным хождением, так и совершением простираний) обычно не ограничивается одним кругом вокруг неё — верующий может проходить/проползать много кругов в течение многих часов, в зависимости от того, насколько хватает сил и желания. Ламы, приезжающие к ступам, проходят 108 раз вокруг неё. Некоторые верующие совершают обход, с перерывами на отдых и сон, много дней.
   Таким образом, ступы являются одним из мест паломничества буддистов, в частности, с целью совершения ритуальных обходов вокруг них.
Также религиозной заслугой (и доброй кармой) считается совершение пожертвований (подношений) на постройку и ремонт ступ. Иногда при постройке новой ступы, все нужные для этого деньги жертвует один человек. Очень богатые люди иногда строят большие ступы полностью на свои деньги. Некоторые люди среднего достатка строят на свои деньги небольшие ступы (от 1 до 5 метров) и жертвуют их буддийским храмам и монастырям.
   Название ступа характерно только для Индии и Непала; в Шри-Ланке применяется название дагоба, в Мьянме — зеди и пато, в Таиланде — чеди и пранн, в Лаосе — тхат, в Тибете и Бутане — чортен, в Монголии — суварга; в России (Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтай) — субурган, в Китае и Вьетнаме — бао та, пагода и т. д.

                Глава 6 из 13

   Однако не смотря на смену обстановки и декораций, мое настроение оставляет желать лучшего. Внутри ничего не поменялось. Мне здесь не по себе и в тоже время скучно. «Не по себе» - это не то, что я чувствую себя здесь лишним или не в своей тарелке. Скорее всего, это чувство вызвано обрушившейся надеждой, что именно здесь я воспряну духом, а непонятный ком в груди, вдалеке от будничной жизни, рассосется сам по себе. Чудо не произошло…
Следующие 3 дня, после продолжительного сна, я провожу в чтении книг, взятых с собой из дома, и прогулках по территории монастыря, прерываясь лишь на сон и еду. Во время приемов пищи ко мне постоянно подсаживаются миряне, также проживающие здесь. Вначале я с ними еще поддерживаю беседу. При этом почти не интересуюсь кто они, откуда, зачем здесь – лишь отвечаю на вопросы, да и то, которые понимал. Не хотелось даже напрягаться и вникать.
   Я все больше в себе замыкаюсь.
   Я стараюсь не с кем не общаться - в столовой сажусь в дальний угол, чтобы лишний раз дать понять, что не настроен на общение.
   Новенькие, которые только прибыли, спешат на новое знакомство. Здесь уже откидывая вежливость в сторону, я отвечаю на два первых и самых распространенных вопроса «Откуда ты» и «Как тебя зовут» таким тоном, что после ответов у них вовсе пропадает желание  общаться со мной дальше. С кем я уже знаком, видя мое настроение, даже не садятся за один стол.
   На 4-й день за ужином ко мне за стол подсаживается старик. Может быть, он и не был стариком по возрасту, однако его голову устилали большие пряди поседевших волос, а подбородок и щеки покрывала густая борода. Я видел его ранее, но раньше он никогда не пытался со мной заговорить. После приветствия, на которое я даже не ответил, а лишь кивнул головой, я продолжил есть рис. Не проронив ни слова, мы просидели минут пятнадцать. Я даже не поднимал взгляда от своей тарелки.
  - Тебе надо побыть наедине с самим собой – прервал он молчание.
   Я ничего не ответил. Много он знает. Такое ощущение, что последние 3 дня я в праздных компаниях провел.
  - Ничего не делать. Просто побыть один на один с собой – продолжил старик.
   После чего он встал, поблагодарил меня (как будто это я ему чего-то посоветовал) и, забрав посуду, ушел. Больше я его после этого раза не видел.
   Кто он такой, что ему от меня нужно, зачем вообще мне это сказал? Я же слова даже не сказал. Правда моя замкнутость могла подтолкнуть его к этому совету.  Остановившись на этой версии и покончив с ужином, я направился в главную Гомпу - сегодня там должна состояться какая-то церемония.
Церемония, к тому моменту, когда я пришел, уже шла полным ходом. На ней даже присутствовал, восседая на огромном троне-кресле, настоятель этого монастыря Лама Зопа Ринпоче. Я устраиваюсь в уголке, чтобы никому не мешать. Геше читает мантру низким басом, остальные монахи вторят ему в след.  Периодически дули в трубы и били в барабаны. Монахи раскачивались из стороны в сторону, словно находились в трансе. Я закрываю глаза. Я хочу проникнуться этой атмосферой, до этого мне не приходилось бывать на таких мероприятиях. Спустя время я настраиваюсь на это пение. Удары в барабаны мне кажутся теперь не спонтанными – они задают ритм ударам сердца. Оно перестраивается и начинает следовать новому такту. Теперь и звуки труб призывают изменить частоту дыхание.  Мое дыхание замедляется. Я ощущаю, что все люди, находящие сейчас здесь, имеют одинаковое число ударов сердца и количество вдохов и выдохов. Очень странное состояние. Это не транс, я все контролирую, однако я ощущаю себя довольно легко, понимая, что, скорее всего все остальные испытывают тоже самое.
   И вдруг все мгновенно прекращается. Вокруг воцаряется тишина - ни голосов, ни звуков труб, ни ударов барабана. Я открываю глаза. Все согнуты в поклонах. Лама, при поддержке помощников, покидает свое место – после чего все начинают расходиться. Думаю и мне пора. Покурив, я направился в свою комнату, по дороге размышляя над советом того странного старика во время ужина. Почему бы и не попробовать, благо времени хоть отбавляй, и я принимаю решение – завтрашний день посвятить самому себе.

                9 фактов о скуке

   Первый: Скука – это человеческое. Ни одно животное не способно испытывать скуку, когда его жизненные потребности удовлетворены. Животные вполне комфортно чувствуют себя в состоянии покоя;
   Второй: Скука бывает нормальной и патологической. Нормальная скука – это естественная реакция на определенную ситуацию. Встречается также неситуативная и продолжительная скука: она может оказаться симптомом депрессии. Потому что начало депрессии, как правило, знаменуется не подавленным настроением, а как раз утратой интересов ко всему, что еще не так давно представлялось значимым. И, наконец, патологическая скука – это состояние, в котором человек скучает в течение всей своей жизни;
   Третий: Скука не всегда существовала в человеческой культуре. Скука, например, у древних греков так и не выявлена. В средневековье ее называли accedia – нечто среднее между ленью, вялостью и отказом от душевной работы: за все это человек должен испытывать чувство вины перед Всевышним. В эпоху Возрождения появилась меланхолия, которую связывали скорее с телесными недугами, чем с душевными. Позднее появились синонимичные хандра и сплин – уже томительная скука. С тех пор скука не проходила;
   Четвертый: Скука – это «неубиваемое» время. Согласно этому представлению, скука – неизбежный итог растерянности, которую испытывает человек, удовлетворивший свои базовые потребности и высвободивший немного свободного времени. Причем, эта закономерность работает как на частном уровне (например, скука пенсионера или безработного), так и на общесоциальном: неслучайно в индустриальную эпоху люди, работающие всего 8-9 часов в сутки, скучают гораздо отчаяннее, чем крестьяне, вынужденные работать постоянно, лишь с перерывами на сон. Психологи считают, что одна из возрастных задач, которую должен решить ребенок в 8-10 лет, – умение самостоятельно находить себе занятия и развлечения. Наверное, это идеалистическое представление: как показывает практика, многие люди не решают эту проблему и к 80 годам;
   Пятый: Скука – это невостребованность. Скука (а вместе с ней подавленность и апатия) часто возникает, если способности человека гораздо выше, чем требует его окружение и конкретные ситуации. В результате – отсутствие поглощенности и захваченности процессом;
   Шестой: Скука – это недостаток мотивации. Об этом так любят говорить все, кто имеет отношение к работе с персоналом. Согласно их представлениям, все очень просто: если человек мотивирован и видит перед собой цель, он просто не может заскучать. Все это здорово, но ситуации, в которых цели видны, а смысл не обнаружен, достаточно часты в нашей жизни (офисные работники знают). Поэтому скука как отсутствие мотивации является всего лишь проявлением большего: скуки как отсутствия смысла;
   Седьмой: Скука – оборотная сторона стремления к цели. Скуку, все нарастающую в европейском обществе можно связать не только с высвобождением большего количества свободного времени, но и с отрывом от традиционного мировосприятия. Иначе говоря, пока человек жил традицией, вопрос поиска целей и смыслов перед ним даже не стоял: живи так, как жили твои предки, и да продлятся твои годы на земле. С исчезновением традиционного общества оказалось, что для каждого цели – индивидуальны, среди их множества надо непременно найти свою. А жить без цели — вроде бы как и не жить вовсе. Лучше уж плохонькая, чужая, неподходящая, зато цель;
   Восьмой: Скука может быть осознанной и неосознанной. Ведь правда же можно жить в ежедневной рутине, просто не осознавая, что тебе скучно до скрежета зубовного? И так случается довольно часто, тем более что наготове куча оправданий: все так живут, ничего не поделать, надо же как-то существовать, все будет хорошо. Для того, чтобы осознать свою скуку, нужна немалая смелость – наверное, это имел в виду Бродский, когда писал: «Скука — обнажение корней бытия: чистых, ничем не прикрытых. Требуется мужество, чтобы это выдержать, не убегать от этого. Когда вас одолевает скука, предайтесь ей. Скука – это ваше окно на бесконечность времени, то есть на вашу незначительность в нем. Это, конечно, не прозвучит музыкой для вашего слуха; однако ощущение тщетности, ограниченной значимости ваших даже самых высоких, самых пылких действий лучше, чем иллюзия их плодотворности и сопутствующее этому самомнение»;
   Девятый: Скуку можно компенсировать. Можно лечить болезнь, борясь с симптомами, а не с причиной. Точно так же можно попытаться компенсировать скуку, вместо нудных разбирательств в том, чем же она вызвана. К счастью, общество предлагает некоторый набор средств легальной компенсации: СМИ (следим за ужасами и катастрофами, и жизнь покажется ярче), алкоголь (освобождаем расхристанное подсознание), туризм (внимательно смотрим на оригинальненькое). Для общества важно одно: чтобы компенсация не стала деструктивной – а уж то, что она дает временное облегчение, дело десятое.

                Глава 7 из 13

   Быть наедине с самим собой не так просто, как может показаться на первый взгляд. С самим собой остаешься после того как проходит время на так называемую "адаптацию" - тот период когда ты уже восстановил дыхание после постоянного "бега", когда тебе не нужно следить за временем, которого вечно на что-нибудь и не хватает, когда следующая страница твоего ежедневника остается не заполненной, но все же еще расчерченной согласно часам в сутках.
После этого в голове остается еще множество мыслей, который касаются прошлого и будущего. Но не настоящего. Именно в этот момент ты застреваешь между "завтра" и "вчера". В настоящем пока якобы ничего не происходит. Ты находишься в комнате, за окном идет дождь, остальные люди также сидят по своим комнатам - лишь с той только разницей, что каждый наверное занят чем-то своим. А ты нет, ты лежишь на кровати и ничего не делаешь. В буквальном смысле ничего: не читаешь, не слушаешь музыку, не копаешься в телефоне - просто лежишь с открытыми глазами.
   Некоторое время тебя занимает прокручивание различных событий, ранее с тобой произошедших. Рассматриваешь различные варианты на тему "а что если бы я поступил тогда иначе?". Но в итоге дорисовав окончания этих вариантов или же окончательно запутавшись в их многообразии, ты приходишь к согласию с русской поговоркой - все, что не происходит к лучшему. С ней так же солидарна фраза из теории хаоса: "Даже взмах крыла бабочки может вызвать цунами на другом конце света". Затем произошедшее уступает место еще не наступившему. Ты начинаешь рисовать в своем воображении несколько вариантов развития своей жизни в будущем - как ближайшем, так и отдаленном. Намечаешь несколько направлений, словно несколько тропинок, разбегающихся в совершенно различные стороны, в тоже время несомненно оканчивающихся у тихой гавани счастья. При этом ты даже и не думаешь о том, чтобы вот прямо сейчас определиться в пользу одной из них, а оставляешь это на момент, когда уже точно надо сделать выбор - пока еще есть время и почему бы еще не посмаковать этими вариантами, ведь все тропинки такие замечательные.
   Вскоре и эти мысли уходят в глубь бессознательного. А ты все лежишь на кровати и дел у тебя не то, что особо важных нет - их вообще нет. В связи с этим начинаешь считать все то, что в комнате поддается исчислению. 12 пустых бутылок из под негазированной минеральной воды в углу, 11 крышек, накрученных на эти бутылки, кстати куда подевалась 12-я; по 9 кружков-держателей у каждой из 2-х занавесок на карнизе в оконном проеме напротив, по 12 в проеме, что за спиной – итого 42 кружка-держателя. 39 прямоугольника (а 6 из них являются еще и квадратами) образуют железные арматуры в решетке, закрепленной все в тои же противоположном оконном проеме. 3 петли, на которые насажена дверь, 2 шпингалета ее блокирующих изнутри, 4 крючка для одежды с внутренней стороны и 1 дверной ограничитель в основании; 1 шкаф с 2 дверками, 2 отделения, разделяющие этот шкаф ровно на половину, в одном из которых 3 полки, а в соседнем 4 вешалки; 1 кровать; 2 стола – один прикроватный, второй письменный.
Затем в поле зрения попадает веник, так вовремя задетый ногой и теперь расположенный горизонтально, основанием к тебе. Напрягаешь и фокусируешь внимание и начинаешь считать количество прутиков в основании ручки. Прутиков ровно 30 (на всякий случай пересчитываешь дважды). Интересно, задумываешься ты, это количество предусмотрено технологией по изготовлению веников, что прутиков непременно должно быть именно 30 или все же их вяжут по объему и эта лишь случайная цифра, ведь толщина прутиков сильно разнится друг от друга.
   Единственным, несосчитанным в комнате, остается только пол. Точнее полоски ламината его покрывающие. Но на этот раз не все так просто. Полосы в ряду уложены не целые, вдобавок к этому некоторые из них скрываются от подсчета под кроватью и шкафом. Высчитываешь на глаз (а у тебя он довольно верный, по крайней мере, ты так полагаешь) площадь комнаты и площадь целой доски; вычисляешь путем простого арифметического действия должное количество полос, соответствующее данной площади; затем вычитаешь площади, видимые невооруженным глазом, кусочков полосок. И вот он результат – 58 целых и 44 кусочка полосок ламината.
   После того как все количественное в комнате заканчивается – скука лишь набирает обороты. Тебе прекрасно известно, что скука приходит когда проходит энтузиазм и умение наслаждаться жизнью во всех ее проявления просто так. Мозг так устроен, что постоянно нуждается в новых впечатлениях. Но сейчас тебе не нужны внешние стимуляторы - ты ищешь внутренние.
   Однако, взгляд по-прежнему ищет за что зацепиться. И ты начинаешь рассматривать пол и стены, ранее не участвующие в «празднике жизни». Не такие уж и ровные оказываются эти поверхности при детальном изучении. Если внимательно вглядываться, то можно увидеть много нового и интересного. Неровности начинают формироваться в различные предметы и животных. Вот заяц сидит на задних лапах и всматривается куда-то вдаль; вот солнышко над домиком с трубой; а вот морда злой собаки, такие часто изображают на табличках с подписью «Осторожно! Злая собака»; хотя нет постойте, это же огнедышащий дракон с расправленными крыльями; нет, все  же это дерево раскинуло свое огромные ветви. И тут же сам себе удивляешься - как ты только мог спутать массивное дерево с мордой собаки или драконом.
   Боже, как скучно! Сейчас как никогда заезженные фразы такие как «скучно так, хоть волком вой» и «хоть на стену от скуки лезь» образуют картины в воображении и наполняются новыми красками. Какие еще внутренние резервы должны активизироваться, чтобы не сбегать от этой скуки, но и  не испытывать этого чувства. Все-таки ее не зря характеризуют убийственной, адской, невыносимой, удручающей, щемящей и т.д. В данный момент ты полностью подписываешься под каждым из таких определений.
Все! Стоп! После происходящего в голове только одна мысль: «Похоже, вот именно так и сходят с ума» И это не просто слова, которые говорят на каждом углу. В данный момент ты на физическом уровне ощущаешь, что ты словно стоишь на мостике - шаг влево, и ты уже никогда не вернешься обратно и не будешь таким как прежде.
   Твой взгляд уже перестал цепляться за что-либо и устремлен только в одну точку. Через какое-то время сознание куда-то проваливается, но ты не спишь и даже не в обмороке. Ты понимаешь, что сейчас находишься в комнате, лежишь на кровати, твои глаза открыты, но они уже не видят перед собой потолок – взгляд устранен куда-то внутрь, будто глазные яблоки развернули на 180 градусов, не закрывая век. Это взгляд там что-то нащупывает. Вот теперь это что-то, словно потревоженное извне, выбирается наружу.  И на смену скуке приходит злость.

                Эффект бабочки

   После выхода в 2004 году фильма «Эффект бабочки» в сознании большинства это красивое название прочно срослось с событиями лихо закрученного популярного триллера. А ведь могло быть и иначе, если бы режиссеры Бресс и Грубер оставили для проката рабочее название, которое было неизмеримо прозаичнее - «Теория хаоса» (согласитесь, совершенно некоммерческое название).
Но оставим киноманам киношные страсти и перенесемся в далекий 1963 год, когда метеоролог Эдвард Лоренц потряс научный мир заявлением о существовании уникального феномена, который ученый, собственно, и назвал «Эффектом бабочки». Открытие Лоренца ни много, ни мало опровергало представление людей о том, что и жизнь, и все процессы в мире подчинены жестким законам, а причины четко соответствуют следствиям.
Итак, занимаясь компьютерным моделированием погоды, неугомонный метеоролог создал простейшую модель прогнозирования погоды на всем земном шаре, которая поначалу работала достаточно точно. Создатель модели прогнозирования искренне верил, что законы движения служат для его расчетов базой математической упорядоченности. «Кто поймет закон - поймет Вселенную!» - думал Лоренц, фанат компьютерного моделирования погоды.
Лоренц надеялся, что его модель даст устойчивые алгоритмы и не менее устойчивые результаты. Но на поверку, несмотря на четкие исходные данные, его детище порождало, против всех правил, накопительные отклонения и погрешности - эдакий упорядоченный хаос. Ученый вдруг осознал, что его модель может предсказать абсолютно четко только одно: спрогнозировать что-либо - невозможно!
   Почему? Да потому что в четкой системе всегда возникают погрешности, которые принято считать незначительными. Но именно эти незначительности и приводят, в конце концов, к непредсказуемым поворотам и глобальным ошибкам.
   Говоря научно, конечный результат сильно зависит от исходных данных и условий.
   Как в английском стишке в переводе Маршака:
                «Не было гвоздя - подкова пропала,
                Не было подковы - лошадь захромала,
                Лошадь захромала - командир убит,
                Конница разбита, армия бежит,
                Враг вступает в город, пленных не щадя,
                Оттого что в кузнице не было гвоздя».

   Как истинный метеоролог, Лоренц предположил, что взмах крыла бабочки где-нибудь в Сингапуре может запросто стать причиной возникновения мощного торнадо в Северной Каролине. Звучит фантастично, но ученый был недалек от истины, если таковая возможна.
   Любители фантастики помнят замечательный рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром...» про путешествия во времени. Сюжет прост и гениален: охотник на динозавров отправился в прошлое, нарушил маршрут и раздавил бабочку, что привело к необратимым последствиям - цепочка погрешностей привела к тому, что избиратели в США выбрали в президенты вместо демократа - фашиста. Есть предположение, что именно под влиянием этого рассказа неугомонный метеоролог назвал свое открытие «Эффектом бабочки» (Butterfly Effect).
   До сих пор ученые расценивают открытие Лоренца как самое весомое свидетельство диалектического симбиоза: мир совершенно непредсказуем в своих закономерностях и в их последствиях.

                Глава 8 из 13

   Злость, подобно вулканической лаве, мощным потоком поднимается откуда-то из глубины и с каждым ударом сердца, через кровь, распространяется по всему телу, отравляя сознание. Вот здесь концентрация внимания ко мне уже вернулась и передо мной вновь потолок. Но уже не о каких милых зверушках и деревьях не может быть и речи. Даже цвет сменился и стал более темным, даже мрачным. Меня начинает злить все, всё, в том числе и я сам. Я вспоминаю старика, который посоветовал побыть наедине с собой. Кто вообще  раздает такие советы, результаты которых могут быть столь непредсказуемыми!!! А если бы я с ума сдвинулся, пялясь в эту точку?!?! Конечно он молодец – сказал и был таков! Да и я не хуже, на слух от незнакомца всякий бред воспринимаю и практикую. Что я вообще здесь делаю? Надо было в такую даль тащиться, чтобы вот так в 4-х стенах сходить с ума!??! Погода отвратительная, мяса нет, курить чуть ли не по часам, так еще и «курилка» за пределами монастыря!!! Может все послать и поменять билеты домой на ближайшие даты?!?! Ладно, что-то я совсем разгорячился. Надо успокаиваться.
 Как у нас там с гневом в народе борются? Так... нужно начать глубоко дышать. Глубокий вдооох – выыыдох, глубокий вдооох – выыыдох, глубокий вдооох... К черту. Не помогает вовсе. Что у нас там еще осталось в запасе? Медленным и спокойным тоном несколько раз повторить различные успокаивающие слова и фразы. Хорошо попробуем, вот только в таком «жизнерадостном» настрое осталось их только вспомнить. Сажусь на кровать, закрываю глаза, как могу расслабляюсь и на всякий случай проговариваю вслух: «Все хорошо. Успокойся.» Но злость подобно костру, в который подкидывают сухие ветки – только разгоралась. Кто вообще придумывает эти методы? Он их на себе хоть раз тестирует или так - докторскую по психологии защитил и начал пописывает различные статейки для народа! Да и вообще я что-то не припомню, чтобы хоть раз слово «успокойся» действительно помогало сильновзволнованному  или агрессивно настроенному человеку успокоиться. От всего происходящего меня бросает в жар. Я вскакиваю с кровати. Начинаю ходить, по столь огромному пространству, из угла в угол – 5 шагов вперед, 5 шагов обратно. Я уже ненавижу не только того «доброго человека» с его советами, но и весь мир в целом. Надо что-то сделать, надо что-то сделать, осталось только понять, что именно!? Накидываю футболку и выхожу из комнаты. Крупные и частые капли дождя больно бьют по спине, рукам и лицу. Если бы мое тело состояло из металла и нагрелось бы до той температуры,  которой сейчас накален мой мозг, то капли дождя просто бы испарялись при соприкосновении с поверхностью. Даже прохлада дождя не помогает остыть. Надо поесть. Точно надо поесть. Раньше, когда я бывало злился – сытость неплохо с этим справлялась. Иду по дорожке вдоль ступы – несколько мирян, проживающих здесь, совершают свои молитвенные обходы, бубня под нос свои мантры и перебирая четки. 2-е из них даже остановились, чтобы посмотреть на столь уверенного шагающего вперед глупца, промокшего насквозь и даже не пытающегося укрыться или по крайней мере ускорить шаг. Так и подмывает сказать что-нибудь по-русски – все равно не понимают. Но что-то удерживает, наверное каким-то уголком сознания я понимаю – уж они здесь точно не при чем.
   Захожу в столовую, неужели так многих напугал столь сильный ливень, что она почти пустая. Смотрю на часы – через 15 минут окончание ужина, это все объясняет. В правом углу сидят новенькие – хоть бы сегодня не подходили знакомиться, ведь им и так можно с друг другом болтать. Наполняю тарелку больше обычного. оглядываюсь в поисках свободного стола. Хоть народу и немного, но почти все столы заняты: где один человек сидит, где по двое. Свободными остались только центральные. Но не стоя же есть – сажусь за один из них. Спустя какое-то время  замечаю, что многие косятся в мою сторону и даже божья коровка, сидящий в правом углу. Причина становится очевидной после осмотра себя. Ну конечно – я здесь самый мокрый, и даже не самый, а единственный. При всем при этом на пол с меня стекла уже приличная лужа. Игнорируя взгляды, доедаю все до последней рисинки и залпом выпиваю, уже успевший остыть чай.
Наполненный желудок даже не собирается хоть как-то повлиять на мое эмоциональное состояние.
   Точно. Как же я мог забыть про чудо-средство. Курение – оно всегда помогает сделать моему мозгу перезагрузку. Снаружи солнце уже печет. Большая часть воды осталась на полу в столовой и я добираюсь до входных ворот, если не сказать сухим, то по крайней мере перестал оставлять после себя мокрый след. 3 бычка от скуренных сигарет уже лежат рядом – эффекта ноль. Я все еще злюсь, хотя нет я уже пребываю в состоянии ярости. Лишь с той разницей, что теперь не понятно на что. Раздражение и обида, не дают покоя. Направляюсь в комнату, в надежде на то, что где злость проявилась там она и угаснет.
«Злость не зарождается в географических местах. Ее корни внутри меня - это уже мои мысли лежа на кровати. – и если сейчас нет внешних раздражающих факторов, то значит это мое приобретенное ранее. От себя все равно не убежать».
   В памяти тут же начинают всплывать различные обиды, тупые недомолвки, недосказанности. Ситуации, в которых я должен что-то был сделать, но не сумел. Где-то промолчал, когда должен был сказать свое слово, где-то наговорил лишнего, когда стоило промолчать. Случаи, когда я заражался злостью от других. Моменты, в которых я чувствуя свою правоту, доказывал свою точку зрения – но меня не понимали или не хотели понять. Ссоры, в которых я огорчал близких мне людей, при этом перекладывая всю ответственность на них. Злость, в конце концов оказывается не хорошим и не плохим чувством, она всего лишь катализатор эмоций – давно скопившихся, но все же запертыми сознанием внутри.
Выкинув наружу свои последние козыри, злость израсходовала себя окончательно. Но при этом, бессознательное не планировало сегодня закрывать свой ящик Пандоры – оно решило за раз избавиться от столь давно залежавшихся, уже запылившихся и совсем ненужных эмоций. И, словно, очищая луковицу слой за слоем – за внезапной злостью последовал страх.

                Комар Агата

   Погода в Непале в это время года характеризуется согласно Gismeteo муссонными дождями. В действительности это выглядит следующем образом. Солнцепёк и проливной дождь сменяют друг друга в течение светлого времени суток в процентном соотношении 50/50. Другой погоды здесь сложно наблюдать. Смена длится различные периоды. Может быть так: 30 минут палящего солнца, а потом на час зарядить ливень, чтобы затем снова смениться на полчаса жары. А может и весь день парить солнце, но в таком случае дождь будет идти всю ночь. Иногда на смену "караула" уходит 10 минут, в это время облака быстро обволакивают солнце и прямо на глазах наливаются в свинцовые тучи, а порой вода начинает падать с неба, когда еще достаточно сильно припекает, и тогда светило быстро и самостоятельным образом скрывается за тучи, словно извиняясь за свое опоздание.
   Местность с таким климатом просто идеальное место для процветания всякого рода мошкары. Им только подавай тепло и влагу и они будут множиться с невероятной скоростью и в том же невероятном количестве (хотя бы принять во внимание, что самка комара откладывает каждые 2-3 дня до 150 яиц). Основным временем для атаки на своих жертв комары обычно отдают темному времени суток. Однако наивно полагать, что в связи с этим здесь они вас оставят в покое хотя бы днем. Совсем нет. Просто днем им меньше удастся полакомиться кровушкой, т.к. днем мы на чеку и отслеживаем место, куда же эта дрянь пристраивается для своего ритуала. Хорошим средством является душ. Молочная кислота, содержащиеся в поте - является отличной приманкой для них. Для уменьшения количество встреч - в жаркую погоду приходиться принимать душ около 4-5 раз в день, в дождливую 2-3 раза.
   Обычно перед сном провожу своеобразный обряд. Назвал я его «Обряд по ЛикБезу». Только вот расшифровка ЛикБеза здесь несколько иная. ЛикБез – ликвидация безграмотных (при том ликвидация физическая). Я проветриваю комнату, затем выключаю свет и на некоторое время ложусь в кровать – при этом, не накрываясь одеялом. С наступлением темноты в комнате, спустя буквально несколько минут начинают активизироваться неразумные комары, другие кровососущие мошки и любители просто по тебе поползать. Ловить их приходиться на живца, т.е. на себя любимого. И в тот момент, когда я начинаю слышать жужжание, писк и подобные ожидаемые звуки, а также чувствовать первые неуверенные шажки по телу своих ночных посетителей - я встаю и включаю свет. Глупые насекомые не сразу соображают (если их действия, конечно, подкреплены хоть какими-нибудь соображениями), что надо скрываться и все еще продолжают летать и ползать возле теплого лежбища. И вот здесь начинается настоящее побоище – вот уж действительно, кто не спрятался, я не виноват. После заметаю веником миниатюрные трупики и уже со спокойной душой ложусь в постель. Но не стоит думать, что утром я просыпаюсь вовсе без укусов. Этот обряд проводится лишь с той целью, чтобы спокойно заснуть - а не размахивать руками полночи, отгоняя «жужжащих» и предпринимая тщетные попытки смахнуть с себя «ползающих».
   Однако, как говорится, в каждом правиле есть исключение (куда же без них), а на любого умника найдется свой продуман. В моем случае таким исключением и продуманом стала комар Агата. Почему Агата? На тот момент в памяти не всплыло не одного известного вампира женского пола, а имя Агата, как никакое другое, у меня, почему-то ассоциируется с хладнокровием кровососов. И поверьте эта Комариха заслуживает нареканием собственным именем, в отличие от неразумного полчища своих сосестер (наиболее адекватная аналогия, которую я смог подобрать в проведении с собратьями).
   История Агаты берет свое начало с того момента, как однажды я заметил, что один комар наглым образом игнорирует мой обряд. В то время как все "неразумные" после того как гаснет свет выбирались на "ужин" и "прогулку" - Агата как настоящий хищник стерегла свою жертву в засаде, ни писком, ни жужжанием, одним словом нечем себя не выдавая. И вот когда я уже после побоища принимал положение лежа, наступало ее время. Но Агата не была бы продуманом, если она тут же нападала. Она ожидала наиболее удобных для себя позиций - когда я лежу на животе, когда руки закинуты за голову или вовсе укрыты одеялом. Вот в эти моменты она ознаменовывала  свое присутствие высоким по тональности "писком" своих крыльев. Но даже тогда не точила свой хоботок для вонзания в кожу. Она лишь проверяла обстановку. Не садилась на открытые части тела, чтобы я смог хоть примерно сориентироваться, где ее местоположение. Она просто "пищит" над ухом, то над правым, то над левым - в зависимости от моей позы. Итак может продолжаться 30-40 минут. И не одной атаки, так словно летает по своим комариным делам и даже не думает нападать.
   Мои попытки прибить ночную гостью все как одна заканчивались провалом. Агата продолжала свою воздушную программу, а своеобразными аплодисментами ее таланту были мои звонкие пощечины по лицу и хлопки по различным частям тела. Когда я не выдерживал и поднимался, чтобы включить свет - она исчезала (в одну из ночей в голову закралось подозрение, что она невидима). Зрителем, а точнее слушателем этого мюзикла я был три ночи к ряду. В 3-ю ночь я даже проникся великим состраданием, как великие Будды (согласно истории одной из прошлых жизней Будды Шакьяшуки, он отдал свое тело на растерзание голодавшей тигрице, чтобы та смогла прокормить своих детенышей - честно говоря, я думаю у него был и не такой уж богатый выбор) и уже готов без попытки покушения на ее жизнь поделиться своей кровью, лишь бы не пищала под ухом и дала мне спокойно заснуть, а там пусть "пьет сколько душе угодно". Для ознакомления с новым условием я его даже вслух озвучил. Но похоже Агате свое представление доставляло не меньше удовольствие, чем сама кормежка. И она все "пищала" и "пищала" над ухом. Я даже не предпринимал более никаких попыток и просто лежал, в надежде на очередной антракт, в который возможно успею заснуть.
   На следующий день я окончательно решил покончить с Агатой. Наведываюсь в местный магазин для приобретения средств против комаров. Благо непальцы не понаслышке знакомы с этой проблемой и все необходимое находится на полках. В эту же ночь первым средством я использую антикомариную спираль, которая при поджигании начинает тлеть и испускать дым якобы отпугивающий комаров. Но толи Агата была токсиманка, то ли вовсе не восприимчива к дыму - в любом случае ночной спектакль не претерпел изменений. Оружием на следующую дуэль был выбран антикомариный адаптер. С трудом, конечно, это можно назвать дуэлью, здесь больше похоже на избиение младенца, с лишь той только разницей, что не смотря на то, что мой вес в десятки тысяч раз превышает вес моего оппонента - младенцем в данной ситуации все же являюсь именно я. Очередная безрезультативная попытка и очередной комариный концерт, вместо сладкого позевывания и перехода в сон. Наконец решив провести ночь во-всеоружие, я комбинирую все возможные варианты: я намазываюсь с ног до головы антикомариной мазью (благо ее завезли в магазин), включаю в сеть антикомариный адаптер и поджигаю антикомариную спираль. С замиранием сердца, после проведения ежевечернего «обряда по ЛикБезу» ложусь в кровать и начинаю ждать. Ждать пришлось недолго - минут десять. И под свой аккомпанемент "вплыла" Агата. Мне кажется ее "трель" на тот момент я бы узнал из 1000 подобных. Что это вообще за комар такой - на него не действует ни логика, ни средства.
   Есть такая поговорка - "сколько веревочке не виться, а конец всегда найдется". Проснувшись на следующее утро, я по привычке поплелся в ванну на утренние процедуры. Отражение в зеркале несказанно меня удивило. Вся щека была в крапинках крови, в районе уха под крупным трупом комара (конечно не размером с малярийного, но раза в 2 больше стандартного) достаточно большое засохшее пятно крови. В том, что это была ОНА, я не сомневался ни секунды. Размер тельца был дополнительным доказательством, да и обилие крови говорило лишь о том, что данный экземпляр не имел ни страха быть убитым, ни какой-либо грани своего чревоугодия. Но 100% доказательством смерти Агаты стали спокойные ночи, после непременно проведенного обряда.

                Глава 9 из 13

   Меня трясло. И я не мог понять, то ли это следствие моей прогулки под дождем, после которой я не удосужился даже снять мокрую одежду или хотя бы элементарно обтереться полотенцем; то ли это так физиологически проявляются мысли, уже завладевшие моей головой. А мысли были подчинены страху. При этом страх, в отличие от злости, не расщеплялся на какие-то определенные фрагменты, всплывающие в памяти; также он не был связан с чем-то конкретным. Он был беспредметным и представлял из себя разрастающийся ком, медленно вращающийся у меня в груди.
Уже потом, анализируя произошедшее, я связывал этот ком с детскими страхами, подавленными желаниями, разочарованиями, невыраженными реакциями – ожидающих своей очереди на выход.
   Но тогда не о чем таком, я думать не мог. Мнимая опасность, которая висела надо мной, пожирала все мысли, пытающиеся объяснить все логически и тем самым развеять этот страх. Шорохи за окном, мелькающие тени и не прекращающий барабанить дождь добавляли свою лепту в неопознанный ком, который с невероятной быстротой все рос и рос. Вслед за дрожью у меня начались спазмы в животе. Сердце уже не билось – оно предпринимало попытки проломить грудную клетку.
   Еще давно у меня был страх высоты. Впоследствии я с ним подружился. Я взглянул на него с другой стороны. И вот теперь я получаю от него уже положительные эмоции за счет адреналина, выбрасываемого в кровь. Но как можно бороться с тем, о чем не знаешь, не видишь и даже не понимаешь. Я вспоминаю.
   Что мне делать – я не представлял. И я стал ждать… ждать не понятно чего, может быть чуда, а может просто прекращения всех эмоций – ведь ничто на свете не вечно. Не знаю, сколько в итоге времени я провел в этом состоянии, но дождаться своеобразного финала и тем самым обрести столь долгожданное спокойствие мне не удалось – каким-то образом я заснул…

Продолжение...