Свобода слова. Нужны ли ей границы?

Такахаси Ниа
Свобода слова: нужны ли ей границы?

В наше время все чаще можно услышать на улице грубые выражения - не важно, касаются они самой речи или ее смысла — и те и другие режут слух. Если сделать кому-то замечание — за ним непременно последует ответ: «У нас в стране свобода слова!» Может, это и так, но о свободе оскорблений чужого (да и своего тоже) достоинства никто не говорил; так же как и о выражении своих радикальных взглядов на жизнь, тех, которые могли бы как-нибудь обидеть других людей. Свобода слова — это, конечно, вещь полезная, но только при правильном с ней обращении. К сожалению, не все люди умеют ее использовать по назначению.
  Можно понять подростков с их еще не созревшим для глубоких мыслей сознанием, с их максимализмом и прочими особенностями юношеской жизни. Но в последнее время, я часто стала встречать и взрослых людей, которые говорят в полный голос абсолютно неприемлемые выражения, и в первую очередь пугает смысл их слов.
К примеру, однажды в поезде мне довелось ехать с двумя пятидесятилетними мужчинами, хорошими друзьями, беседовавшими между собой поначалу на разные бытовые темы. Их разговор мало меня интересовал, поэтому я не прислушивалась, но когда мимо купе проходил маленький ребенок, и они стали с ним разговаривать, я не могла не оглянуться. Больше всего из их речи мне запомнилось только одно выражение: « Как говорил великий Геббельс...». Благо, трехлетние дети не знают, что оно означает, но ведь желание быть взрослым нередко заставляет повторять даже незнакомые фразы.
В этом случае, объективные границы свободы слова вовсе не нужны. Просто надо думать, когда, что и кому ты говоришь.
Вот другой пример. Одной моей подруге надо было написать сочинение по очень религиозному фильму на тему грехов и их искупления. Проверяла работу учительница русского, бывшая монашенка. Подруге поставили двойку. Мне стало интересно, почему, и я попросила почитать текст. Честно говоря, такого открытого выражения глубочайшего презрения к православному христианству и верующим людям, я еще не встречала. Хотя в каких-то идеях я и была согласна с подругой, я все же сочла оценку верной. Ведь оскорбление религии в сочинении было явным оскорблением и для глубоко верующей учительницы. Опять на поверхность всплывает свобода слова.
Конечно, каждый имеет право писать все, что захочет. Но кроме юридических законов есть еще и нравственные; именно они диктуют нам правила, по которым мы разделяем наши слова  и мысли вслух на «достойные» и «непозволительные». Набор циничных грубых высказываний, унижающих большую группу людей , не может заслуживать положительной оценки.

Рассмотрим теперь свободу слова с точки зрения политики. Мне кажется, изначально этот термин именно к политике и относился. Призванием такого права было дать людям возможность предложить что-то новое,
изменить страну не восстанием или революцией, а словом. Джордж Вашингтон говорил: «Без свободы слова нас можно вести немыми и тихими, как овец на убой,» - довольно правильное выражение, ясно выражающее положение тех, кто законами вынужден молчать. Здесь, на мой взгляд, совсем не нужны границы. Нужны скорее разумные деятели, которые понимают, что может принести пользу, а что следует признать бессмысленным или утопическим.

Таким образом, получается, что для свободы слова нет необходимости юридически устанавливать границы. Границы устанавливаются нравственностью, моралью и разумом. Очень жаль, что до сих пор встречаются люди (и их с каждым днем оказывается все больше), которые, судя по их поведению, вряд ли знают такие слова.