НЕРИНГА (ИРИНА ПРОЗОРСКИХ) http://proza.ru/avtor/nerynga - ПЕРВОЕ МЕСТО В ИМЕННОМ КОНКУРСЕ НИКОЛАЯ ИВАНЕНКО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ.
...Как-то вдруг, в процессе обсуждения самых разных тем за праздничным столом, возникла необходимость поговорить по поводу обучения медиков- задрал уже Охлобыстин с его интернами до икотки. Поговорить по поводу образования. Процесса приобретения знаний. И по поводу тех людей, которые, собственно, этот процесс и совершают. И о том, имеют ли они на это право (уж не взыщите, но и этот вопрос всплыл в нашем дружеском застолье после просмотра серии с глупостными шутками над молодыми докторами)- ну не совсем трезвые были, что поделать...
Если кто не знает, после 6-летнего обучения в мед ВУЗе нас, выпускников, к работе, слава Богу, сразу не допускают, а отправляют на интернатуру. Обучение там подразумевает шлифовку ранее полученных знаний и приобретение навыков работы вживую, так сказать,- под присмотром опытного врача мы лечим настоящих пациентов на протяжении года. А сейчас этот срок продлен даже до 3 лет.
По приезду на место интернатуры нас с подругой познакомили с нашим куратором- Сулоевой Галиной Павловной , сказав при этом, что нам крупно повезло… Сказано это было как-то так с сарказмом, да еще и так настойчиво, что мы даже немного приуныли…
Галина Павловна осмотрела нас с головы до ног, хмыкнула и увела в отделение.
Палату, которую я получила первой в своей жизни, я никогда не забуду… Дело в том, что там лежали в основном люди с заболеваниями крови, которые мы в институте проходили весьма поверхностно по причине отсутствия пациентов с этой патологией на тот момент на лечении. Интернатура наша пришлась на второй год после Чернобыля, а обучение гематологическим проблемам произошло за год до него- спектр больных по понятным причинам значительно поменялся.
Наивная и доверчивая, белая и суперстерильная я пришла к Галине Павловне с целью выслушать лекцию по данным заболеваниям, набраться мудрости и пойти лечить дальше…
-Деточка, - сказала мне ГП, -ты все это ДОЛЖНА ЗНАТЬ. Я не собираюсь ничего тебе расжевывать… А , чтоб быть уверенной, что ты все это знаешь, завтра предоставишь мне подробнейший конспект по этим болезням и сдашь тему. Все понятно?
На мои возражения - мол, не успею на завтра, уже вечер, а болячек много и писать, соответственно, много, ГП ответила витиеватой фразой о пользе труда, смысл которой сводился примерно в такому выражению: «А меня не гребет!» .
Всю ночь я писала конспект - надо же понравиться новому преподавателю!, а наутро сдала-таки экзамен, изрядно попотев и покраснев…
Я и представить себе не могла, что так будет каждый день! Этот кошмар повторялся с точностью до всех ехидных фраз, когда я обращалась к ГП с вопросами… И я перестала это делать, предпочитая докапываться до истины в одиночку и только крайне редко, если ответ действительно не находился, спрашивать у преподавателя. Могу только сказать, что бессонных ночей было не перечесть, а письма домой я подписывала не иначе как «врач- интерн...» , что жутко встревожило папу и маму и они предложили мне взять на некоторое время отпуск…
И вот однажды настал день, когда после произнесенного мною дрожащим голосом вопроса ГП посмотрела на меня с уважением. Ура! Это была победа- мой мудрый вопрос, широта моего ума и мой интеллект наконец-то вполне заслуженно оценены моим педагогом!
Я почивала на лаврах, как глупый гавайский попугай...
Но ГП была настороже- ее бумеранг быстро вернул меня на грешную землю. На следующий день на пятиминутке мне было предложено расшифровать все изменения в анализах больного и пояснить их. Это было мое фиаско- перья попугая долго кружили над столами ординаторской... ГП просто размазала меня по стенке- на половину ее вопросов ответа у меня не было.
Такие опросы продолжались месяца три, требования к знаниям результатов обследований и анализов ее не удовлетворяли- я должна была рассказать еще и технику постановки проб и возможные изменения в результатах при погрешности в этой технике или при низком качестве реактивов. При изменении температуры. При присоединении медикаментозного лечения. При халатности лаборанта. При гнусной хитрости больных...
Наконец ГП поняла, что достигла желаемого- я была уже на грани нервного срыва, но зато и результаты анализов и обследований читала шутя…
Следующий этап обучения пришел как-то незаметно. Мы смотрели вновь поступающую женщину вместе с ГП, сомнений по диагнозу у меня не было, и на ее вопрос я бодренько вывалила ответ.
-НЕТ! , - сказала ГП.
И ушла.
Я потерялась во времени и пространстве- как это нет??? Да быть не может?? А, может, и не оно, не то, что я думала? Может…
Я часа два рылась по справочникам, мозг кипел, руки тряслись, глаза отказывались читать, больная нервничала- наверное, что-то очень страшное, раз доктор так сильно мечет икру…
К исходу второго часа я, совершенно измученная, пришла к ГП с ультиматумом- или это то, что я сказала, или …я не знаю, что это такое!
-Иди думай до утра. Утром скажешь. А лист назначений я сама напишу и-чур! в него не смотреть!
Конечно-" не смотреть"!
Посмотрено было сразу же, как только сестры донесли, что он, этот лист назначений, положен на пост для выдачи медикаментов. Диагноз на нем стоял тот же, который и был предложен мной сразу… Обида и слезы, гнев и бессилие- это ничто по сравнению с теми чувствами, которые я тогда испытала. ГП обманула меня!!! ГП думает точно так же, она просто насмехалась! Сил нет больше терпеть это все!!!!!
Наутро гнев прошел, но обида заставила пойти и спросить- для чего, собственно, весь этот спектакль?
-А для того, деточка, чтоб ты думала только своей головой, не полагаясь на авторитеты, на мнения других людей. И чтоб всегда- даже в самых простых случаях, было место сомнениям…
Потом, еще через время, я уже спорила с ГП по поводу диагнозов, пусть еще по-щенячьи неуклюже, но достаточно аргументировано и со знанием дела.
Потом мне даже гордо удалось в одном из споров победить- сейчас я думаю, что ГП просто играла в поддавки…О, сладкий миг победы!
Итак, подытожим.
1. Процесс накопления фундаментальных знаний- своеобразная азбука.
2. Процесс осмысления этих знаний и построение системы знаний - синтез.
3. Процесс отказа от авторитетных мнений и здравое сомнение в своих выводах - анализ.
4. Только так и рождается специалист.
И только так следует учить- не только дарить свои знания другому человеку, но и заставлять их перерабатывать, адаптировать под собственный разум, заставлять думать, сомневаться, не верить никому, кроме себя…
Сериал "Интерны" - просто прикольный стеб. Интернатура на самом деле- адский труд, когда зарплата остается практически целой- некогда ходить по магазинам, когда ничего, кроме книг по специальности, читать не удается, когда письма домой подписываются совершенно машинально "врач-интерн", когда начинают спадать юбки и самой большой мечтой становится хороший полноценный выходной с качественным и длинным сном...
После трех лет настоящей работы я приехала на конференцию и встретилась со своим преподавателем. Я принесла ей цветы- в знак огромной признательности за тот труд, который она заставила меня проделать, за ее неравнодушие, за ее энциклопедические знания. ГП приняла цветы со слезами на глазах и сказала:
-Не обижайся, что я гоняла тебя, ладно? Это ведь- ради тебя, деточка, ради того, чтоб ты стала хорошим врачом, ради того, чтоб ты научилась учиться- всегда, везде и в любом возрасте. ..Что ты хочешь? Тему тебе рассказать??? А ты знаешь, что только труд сделал из обезьяны человека???...
Рядом с ГП стоял, смущенно потирая руки, молоденький мальчишка- интерн. Я только ободряюще улыбнулась страдальцу- терпи, казак!
Вот уж поистине: вытерпишь- станешь атаманом....
Я хороший врач и помню своего учителя- Сулоеву Галину Павловну- до сих пор.
И помнить буду всю жизнь.
А сериал "Интерны" на самом деле просто стеб...