Синяя борода. Исцеление сердца

Елена Станиславовна Сорокина
Хорошо рассказанная история может поменять настроение.
А правильно рассказанная сказка может изменить жизнь.
Елена Сорокина

У одного пожилого графа-вдовца было два сына и пять дочерей. Сыновья учились за границей, и основной заботой графа было выдать повзрослевших дочерей замуж. Две старшие уже обрели своё семейное счастье с соседскими графами. Средние успешно флиртовали на балах, поэтому за их судьбу отец был спокоен, а вот поведение младшей дочери Софии сильно тревожило графа. На балы она начала ездить рано и, будучи редкостной красавицей, пользовалась большим успехом у кавалеров, но к тому времени, когда она достигла брачного возраста, девушка успела сделать вывод о том, что все молодые люди одинаково неинтересны, а зрелые мужчины склонны были видеть в ней милого ребёнка, что Софии не нравилось.
Поэтому юная графиня проводила свои дни за чтением книг и размышлениями над перипетиями человеческих взаимоотношений. Благо, пищи для раздумий у неё было предостаточно, так как старшие замужние сёстры с удовольствием использовали её уши для своих жалоб на мужей.

Дни в графстве шли своим чередом, всё больше убеждая графа в том, что София останется старой девой, как вдруг у них в замке появился нежданный гость в лице графа Отто. Он был из дальних земель, и про него ходило множество недобрых слухов. Особенно множество домыслов порождало исчезновение его семи жён. Сам граф Отто с трагической миной утверждал, что все они умерли от туберкулёза и похоронены в семейном склепе внутри замка. Но поскольку никто этого склепа не видел и на похоронах не присутствовал, то графу мало кто верил. И когда он появлялся в чьей-нибудь гостиной, у присутствующих пробегал холодок по коже. Но поскольку таинственный граф был очень богат и влиятелен, то с ним все старались быть милыми и любезными.
У графа Отто была очень густая борода, поэтому, когда он её сбривал, кожа на щеках и подбородке выглядела синей, отчего граф получил прозвище Синяя борода.
И вот Синяя борода появился в замке графа-вдовца. Как оказалось, он хотел снова жениться и остановил свой выбор на дочерях пожилого графа. Отто было всё равно, какая из них станет его женой, поэтому он предложил графу обсудить эту тему с дочерьми и известить о результатах.

Вечером пожилой граф объявил своим дочерям о предложении Синей Бороды. «Я бы рад отказать ему, но вы знаете, что он очень влиятелен, и он мог бы помочь сделать прекрасную карьеру вашим братьям. И кто знает, как он поведёт себя, если я ему откажу? Вдруг он нажалуется на меня герцогу, и мы впадём в немилость…» - Граф был очень встревожен этой ситуацией. Средние сёстры были вне себя от возмущения. Синяя борода представлялся им самим дьяволом, и перспектива жить с ним под одной крышей вызывала у них ужас и отвращение. София же вспомнила свой сон, который ей приснился накануне посещения графа Отто. В этом сне она несла в руке двух кроликов – самца и самку, и у самца была голубоватая шерсть.

- Я пойду за графа Отто, - уверенно произнесла София.
- Но, дочь моя, - воскликнул граф-вдовец, - ты же ещё совсем дитя! Ты такая неопытная, ещё ничего не знаешь об этом мире, а про Синюю бороду ходят такие ужасные слухи!
- Отец, - спокойно ответила София, - я более склонна доверять своему сердцу, а не слухам. Мне граф Отто не показался ужасным, скорее очень одиноким и усталым. То, что, потеряв семь жён, он всё ещё хочет жениться, говорит о том, что он надеется обрести семейное счастье. Но то, что ему всё равно, на ком жениться, свидетельствует о его разочарованности в женском поле, а, может, и в человечестве в целом. Вот он и решил полностью отдаться воле случая. Мы с ним в этом похожи. И, я думаю, что я смогу подарить ему то, что он так старательно ищет, - любовь и доверие. Слушая жалобы старших сестёр на их мужей, я поняла, что главная проблема всех отношений – это неуважение людей друг к другу и нежелание понять другого. Поэтому я настроена на то, чтобы отнестись к своему мужу с полным уважением и приятием, и это позволит мне глубоко полюбить этого человека и, возможно, обрести и его любовь.

Отец и сёстры подивились словам Софии. Все они были против её брака с таинственным графом, но, видя её уверенность, поддались её решению.
Через неделю уже была сыграна свадьба, и юная женщина уехала в далёкие владения своего мужа.

Замок Синей бороды поразил Софию своей роскошью и красотой. Плодородные земли, густые леса, прозрачные озёра… Девушка даже не мечтала о том, чтобы когда-нибудь стать хозяйкой всего этого. Граф Отто был с ней вежлив и внимателен, но София быстро заметила, что слуги в замке ведут себя очень сдержанно, говорят полушепотом и почти никогда не улыбаются. «Неужели и они находятся во власти этих нелепых слухов?» - думала графиня, удивляясь тому, как они могли не видеть всей внутренней красоты своего хозяина: он был умён, начитан, воспитан, вежлив, заботлив, в меру щедр и в меру бережлив.

Синяя борода тем временем наблюдал за своей прекрасной женой: он ждал, что вот-вот проявятся свойственные его прежним жёнам качества – жадность, корысть, тщеславие, любовь к сплетням, лицемерие. Но София была столь непосредственна и открыта, столь светилась любовью и счастьем, что сердце графа стало таять. В конце концов он догадался, что женился на самой хитрой и коварной женщине в мире, раз ей удалось прокрасться в его сердце, и через несколько месяцев наблюдений решил, что пришла пора вывести её на чистую воду.

Было прекрасное утро. Граф и графиня завтракали в своей просторной столовой, украшенной античными скульптурами и прекрасными картинами. София думала, чем бы ей порадовать своего мужа, к которому она уже сильно привязалась, как он ей сообщил самым непринуждённым тоном: «Мне нужно уехать на три дня по важным делам. Ты остаёшься здесь за хозяйку. Вот тебе ключи от всех комнат и погребов. Все двери можешь открывать, кроме одной: той, что ведёт в подземелье под левым крылом замка». Отто пристально посмотрел в ясные глаза своей жены и протянул ей большую связку ключей, из которой он выделил один – серебряный с замысловатым узором: «Вот ключ от запретной двери». «Хорошо», - улыбнулась София и бережно положила связку себе на колени.
После завтрака она сунула ключи в кожаный мешочек, который надёжно закрепила у себя на поясе. «Как приятно быть хозяйкой!» - Думала она, ощущая на поясе непривычную тяжесть.

Граф же сел в карету и, сдержанно попрощавшись с супругой, поехал прочь от своего замка. В тот же миг резко испортилась погода: небо заволокло чёрными тучами, засверкала молния, и по местности прокатился раскатистый гром.
«Как я люблю грозу», - глубоко вдохнула в себя влажный воздух София.
«Вот и подошёл час очередного суда», - мрачно подумал Синяя борода. Он остановился на ближайшем постоялом дворе и закрылся в тесной комнатушке. Сидя на дубовой кровати, он вспомнил свою первую женитьбу, а также повторяющийся сценарий последующих шести женитьб. Первой женой его была юная красавица, которую так напоминала София: умная, искренняя, жизнерадостная. Граф Отто влюбился в неё без памяти, но их счастье длилось недолго: Гретель умерла от туберкулёза, так и не подарив безутешному мужу детей, которые смогли бы скрасить его одиночество. Вскоре граф решил жениться вторично: богатство его росло, и ему хотелось иметь наследников. Но вторая жена оказалась особой довольно жадной, ревнивой и завистливой. Как-то она пробралась в склеп внутри замка – ту самую секретную комнату под левым крылом – и была в ярости, увидев, что Гретель лежит в гробу, украшенном жемчугом и алмазами, а над гробом висит её портрет в золотой раме, инкрустированной драгоценными камнями.

Вечером того же дня ревнивица устроила мужу допрос со скандалом. Она обвиняла его в любви к мертвой женщине и пыталась всячески оскорбить память усопшей. С этого момента супружеская жизнь графа превратилась в ад: слежки, истерики, ревнивые сцены…
«Что тебе от меня нужно?!» - Кричал он в состоянии пьяного безумия. – «Ты хочешь, чтобы все эти стекляшки принадлежали тебе? Так на, возьми!» И он запер свою вторую жену в склепе, а сам уехал. Через неделю, когда он вернулся, её труп уложили в простой деревянный гроб и замуровали в стену, указав лишь дату смерти. Ни имени, ни эпитафии. А соседям и её родителям сообщили, что она умерла от туберкулёза, наличие которого она скрывала от всех, даже от мужа.
Все поломки, которые учинила женщина перед смертью, были устранены. Гроб и портрет Гретель были всё также восхитительны.
«Прости меня, что пытался заменить тебя другой. Её смерть ляжет на меня тяжким грузом вины, и это моя плата за неверность тебе…» - Рыдал Отто, обнимая драгоценный гроб.
Но прошёл год, и Синяя борода решил попытать счастье снова. Третья жена была довольно мила и учтива. Она с удовольствием слушала рассказы мужа о его путешествиях, старалась всячески угодить ему и с радостью ребёнка принимала от него подарки. За три года их супружеской жизни она была дважды беременна, но дети умерли во младенчестве. Однажды графу пришлось уехать на несколько дней, чтобы решить дела с наследством. Когда он вернулся, то первое, что он увидел, было искажённое злобой лицо жены. Как оказалось, в одну из ночей ей явился призрак женщины и поведал о секретной комнате под замком. История повторилась: скандалы, ссоры. К этому прибавились ещё обвинения в убийстве и угрозы.
Синяя борода пытался образумить жену, заваливал её подарками и нежными словами, но в неё как будто вселился бес. Она требовала, чтобы он немедленно уничтожил гроб и портрет Гретель, а саму комнату навсегда запер. После того как озлобленная женщина попыталась сжечь портрет и разбить гроб, её постигла та же участь, что и вторую жену. Только на этот раз граф приходил каждый день к склепу и ждал извинений. Но гордыня сгубила остатки здравого смысла в его третьей жене. Она умерла, осыпая супруга проклятиями.
И снова на стене значилась только дата смерти.
Про графа Отто поползли небезосновательные слухи. Там, где есть слуги, у стен есть уши. Но домыслы было никак не проверить, т.к. по большому счёту граф сам был себе судьёй.
Сердце его ожесточилась, вера в женскую добродетель погасла. Он знал, что вызывает ужас у людей, но обнаружил, что женская алчность сильнее страха. Размеры его благосостояния стали к тому времени огромны, перед ним пресмыкался сам герцог, отчего граф всё больше разочаровывался в людях.
С четвёртой, пятой и шестой жёнами его брак длился недолго. Как только он замечал, что жёны перестают быть учтивыми и начинают требовать всё больше подарков, он уезжал, оставляя их за хозяек и наказывая и не ходить в подземную комнату. Результат был всегда один и тот же. Шестую жену он даже не пытался образумить, а просто предложил ей выпить яд, рассказав ей, что её ждёт, если она этого не сделает. Несчастная женщина согласилась.
И вот Синяя борода услышал, что у одного графа есть три незамужние дочки, милого нрава и редкой красоты. Для графа Отто красивая женщина, - да и любая женщина, - была синонимом алчности и бессердечности. Поэтому он решил мстить им за своё разочарование в людях.
Ему было всё равно, кто станет его следующей жертвой. Главное, чтобы считалась красивой и милой. И вот теперь по его замку, гремя ключами, ходит Гретель…
Граф Отто мотнул головой. Лёжа в полумраке, он стал засыпать, и его мысли начали путаться. Гретель… Если бы она была до сих пор жива, то и он был бы жив – как человек. По замку теперь ходит София.
Что-то внутри графа сжалось, и по щеке скатилась слезы. «Дорогая, любимая, не ходи в эту комнату! Будь умницей! Хотя бы сейчас не ходи…»
И снова Синяя борода вспомнил, что все женщины – суть одно. А София самая коварная из них, так как сумела пробраться в его сердце.

София тем временем приказала запрячь лошадей и поехала в свой родной край, чтобы навестить свою семью и подругу детства.
Сёстры и отец встретили её множеством вопросов. Графиня рассказала им, как она счастлива в замужестве, упомянула также и о том, что муж начал ей доверять, но о ключах умолчала: она вдруг представила себе, как любопытные сёстры будут подбивать её к тому, чтобы исследовать замок, особенно запретную комнату. Софии стало неприятно, что кто-то будет пытаться лезть в дела её мужа, которого она очень уважала и границы личного пространства которого сама не хотела нарушать. Граф-вдовец был очень рад, что мрачные слухи по поводу Синей бороды не оправдались, сёстры же утверждали, что всё ещё впереди, и скоро граф Отто покажет своё истинное лицо. Такая позиция сестёр расстроила Софию, и она решила больше никогда не обсуждать с ними семейные дела.

На следующий день графиня поехала обратно в дом мужа: ей хотелось подготовить графу тёплый приём. Приехав в замок поздно вечером, она сразу легла спать и крепко уснула, надеясь увидеть во сне супруга. Ночью Софию разбудил какой-то шум. Когда девушка открыла глаза, то увидела посреди своей спальни полупрозрачную, светящуюся голубоватым светом женскую фигуру. Сердце графини сильно забилось, а в теле возникло ощущение холода. Она хотела закричать, но фигура произнесла: «Не спеши прогонять меня! Ты не знаешь, кто я, но я тебе расскажу. Я – вторая жена Синей бороды! Он заморил меня в своём семейном склепе, когда я узнала, что больше всего он любит труп своей первой жены. Ты думаешь, что ты любима? Ты думаешь, что ты нужна ему? Пойди в тайную комнату и посмотри, кого он действительно любит и кому отдаёт все свои сокровища! Ты живёшь с убийцей и некрофилом!»
Софии стало ещё холоднее, сердце её стало наполняться ужасом, но тут она вспомнила, как несколько дней тому назад граф Отто случайно назвал её именем «Гретель», потом извинился и добавил: «Так звали мою первую жену. Ты – единственная, кому удалось коснуться моего сердца после неё». После этого Синяя борода замкнулся в себе и мало общался с графиней до самого отъезда.
Как можно спокойней девушка ответила призраку: «Я не буду следовать твоему совету, потому что не думаю, что ты желаешь мне добра. От тебя веет страхом и холодом. А от моего мужа веет теплом и любовью. Я верю тому, что я чувствую, а не тому, что говорят другие». Она зажгла свечу, взяла Псалтырь и стала вслух читать любимые псалмы, постепенно наполняясь миром и покоем.
Когда забрезжил рассвет и в комнате стало достаточно светло, София отдалась утреннему сну, чтобы восстановить силы перед встречей с мужем.

Граф Отто возвращался домой хмурым и усталым. Левая часть его груди постоянно болела какой-то тупой болью, тело было как ватное, хотя он довольно много спал эти дни – спал, чтобы ни о чём не думать.
Чем ближе он подъезжал к замку, тем ярче всплывали перед его мысленным взором лица бывших жён – обиженные, сердитые, разъярённые… Сколько он испытал боли, унижения, ненависти. Синяя борода поймал себя на том, что внутри у него всё сжималось от страха, когда он пытался представить себе гневное лицо Софии. И он стал заставлять себя представлять её именно такой: безобразной в её ненависти к нему.
Грудина стала болеть невыносимо. Внутри тела как будто образовалась огромная дыра, в горле встал комок. Графу стало трудно дышать, и он уже приготовился выпрыгнуть из кареты, как вдруг она остановилась. Дверца распахнулась, и перед взором измученного мужчины предстало сияющее нежной улыбкой прелестное лицо Софии.
«Здравствуй, дорогой! Я так соскучилась по тебе! Как съездил? Я вижу, ты очень устал, у тебя измученный вид. Я как будто чувствовала, что ты вот-вот приедешь, и приказала нагреть для тебя воды. Думаю, что ванна уже готова». - Графиня была как всегда открыта и дружелюбна. Синяя борода внимательно вглядывался в её лицо, пытаясь разглядеть в нём признаки фальши, но видел лишь искреннюю заботу. Как в тумане он прошёл за ней в замок и поднялся в свою комнату, где сменил дорожный костюм на домашний.

Только когда тёплая ароматная вода окутала его тело, граф смог овладеть своими мыслями. «Видимо, она решила оставить разговор на потом. Или припасла какое-то другое коварство. Но я не дам ей шанса обмануть меня», - решил он, надевая халат.
Но его решимость постепенно таяла по мере того, как он подходил к столовой. Когда он увидел, ожидавшую его супругу в нарядном платье, в его ногах вдруг появилась слабость. Дрогнувшим голосом он спросил: «Ты открывала погреба?»
«Ой, совсем про ключи забыла. Я их ни разу не доставала, и они все три дня провисели у меня на поясе, так что я перестала их замечать». – София бережно отцепила кожаный мешочек от пояса и протянула мужу.
Граф выглядел крайне озадаченным.
«Разве тебе было не интересно?»
«Я подумала, что было бы намного лучше, если бы ты мне сам показал то, что нажил своим трудом. Тогда мы смогли бы вместе порадоваться. Я хочу, чтобы ты видел, как я тобой горжусь».
«А в запретную комнату ты ходила?»
«Ещё до нашей свадьбы я решила, что буду уважать тебя и твоё личное пространство. Поэтому у меня даже мысли не возникло, чтобы нарушить твой запрет. А ты привёз мне какой-нибудь подарок?» - София робко заглянула в глаза мужу.
«Вот оно!» - Торжествующе промелькнуло в голове графа.
Увидев напряжение на лице супруга, графиня интерпретировала его как недовольство и поспешила объяснить:
«Мой отец мне всегда привозил какой-нибудь небольшой сувенир из тех мест, куда ездил. Будь то платок, свистулька, зеркальце, глиняная игрушка или кружка. Ведь каждый город славится каким-нибудь ремеслом… Я постеснялась попросить тебя мне что-нибудь привезти. Подумала, что вдруг ты всё-таки сам захочешь порадовать свою супругу. Но ты, видимо, был очень занят. Или… переживал из-за своей тайной комнаты». – София немного помолчала и с чувством глубокой благодарности сказала: «Мне очень приятно, что ты доверил мне ключи. Я это очень ценю и надеюсь, мне удалось оправдать твоё доверие!» - София посмотрела в глаза Синей бороде и взяла его обе руки в свои.

Граф Отто не мог поверить своим ушам. Вся его концепция относительно людей и женщин в частности рушилась, и он судорожно пытался ухватиться хоть за что-нибудь.
«А ты ревнуешь меня к моим бывшим жёнам?»
«Какой смысл ревновать к призракам?» - Улыбнулась графиня. – «Ты уделяешь мне столько внимания, что я не сомневаюсь в твоём добром ко мне отношении. На моём месте любая женщина была бы счастлива».
Девушка вспомнила ночное посещение призрака, и ей вдруг стало жаль эту не нашедшую покоя душу: та женщина явно не умела любить и не хотела этому учиться, поэтому в её сердце поселилась ненависть. И теперь это чувство даже после смерти продолжает мучать её, лишая надежды на покой.

После ужина супруги разошлись по своим комнатам. Перед сном София долго молилась о своём муже, так как чувствовала, что его что-то гнетёт. Она старалась не допускать мрачных мыслей и думать о нём только с любовью. Но всё же один вопрос назойливо маячил в её сознании: «Почему Отто так странно себя вёл? Неужели хотел убить и меня тоже?» По спине Софии пробежал холодок. «Если я допущу эту мысль, я уже больше никогда не смогу доверять этому человеку и быть счастливой рядом с ним. Мой рассудок твердит мне, что я нахожусь в опасности. Но моё сердце спокойно. Если я пойду путём рассудка, возможно, я избегну какого-то несчастья, но я потеряю и то счастье, которое обрела в своём замужестве. Если же я поверю своему сердцу, то, даже подвергая себя опасности, я смогу воплотить в своей жизни свою давнюю мечту: обрести Бога в душе другого человека. Пусть мне может быть больно потом, но сейчас я выбираю любовь и доверие. Дорогой Отто, я люблю тебя!»
Успокоившись, девушка крепко уснула.

А Синяя борода всю ночь провёл без сна. С первыми лучами солнца он взял ключи и пошёл в подземелье левого крыла замка. Спустившись с факелом в руках по мраморным ступеням, он остановился перед небольшим узким коридором, в конце которого находилась заветная дверь. Синей бороде не было надобности идти дальше: тонкий слой пыли на полу, накопившийся со времени последней свадьбы, был не тронут.
Граф достал узорчатый серебряный ключ и стал пристально вглядываться в темноту, где свет факела тускло отражался от резной тяжёлой двери. Ему впервые со смерти Гретель не хотелось входить в это хранилище боли. Там, наверху, в своей белоснежной постели спала женщина, которая по своей чистоте и мудрости была подобна ангелу, - женщина, которая была его законной женой и которая любила его. А здесь внизу царили мрак и холод – подобно тёмным закоулкам его когда-то омертвелой души. Всего несколько ступней вели к этому коридору, всего несколько шагов отделяли спуск от двери. И всего одна дверь стояла между жизнью и смертью. И эти несколько ступеней, эти несколько шагов сделали из человека убийцу.
Граф Отто понял, что вместе со смертью Гретель умер он сам. Проводя столько времени у гроба, он предавал жизнь вокруг себя, и он был своей первой жертвой. Все свои лучшие минуты, самые большие ценности он отдавал умершей. Граф понял, что он не был искренен со своими шестью жёнами. По сути, они его вообще не интересовали, потому что всё его сердце было занято Гретель. Оно жило в прошлом и всё больше угасало для настоящего.
Синяя борода ещё раз подумал о своей нынешней супруге, и этот контраст между её комнатой, наполненной жизнью, и пахнущей смертью комнатой в подземелье заставил его содрогнуться.
Кем же он был все эти годы?..
В конце коридора вдруг появилась неясная фигура, которая становилась всё ярче и чётче. Когда она полностью проявилась, в её сером свечении граф Отто увидел самого себя. С лицом, обезображенным злобой и жестокостью, двойник протягивал графу баночку с ядом – ту самую, которую он когда-то предложил своей седьмой жене.
Синюю бороду охватил всепоглощающий ужас. «София!» - закричал он и погрузился во тьму.

От нежных рук Софии исходил запах роз и сандала. Она натирала мужу виски душистым маслом, чтобы помочь ему скорее прийти в себя. Синяя борода лежал в своей постели. За окном сияло утреннее солнце, проникая в комнату весёлыми солнечными зайчиками.
«София…» - По щекам графа потекли слёзы. «Прости меня, София», - прошептал он.
«Всё хорошо!» - Чуткая девушка старалась передать супругу всю свою любовь, потому что видела, что в нём рождается нечто новое и важное для них обоих.
«София», - зарыдал граф. – «Я – убийца! Ты живёшь с убийцей!»
«Возможно, я жила с убийцей. Но сегодня ночью он умер. Он остался там, в подземелье на полу. Думаю, что призраки уже забрали его с собой… Я так рада, что ты жив!» - Графиня с нежностью прижалась к груди супруга. Впервые с момента их венчания она услышала, как бьётся его сердце. Это была музыка их любви и их новой жизни.
В этот день новая жизнь зародилась не только в душе и сердце графа Отто, но и в теле Софии.

Пока графиня носила их первенца, склеп открыли, все тела были преданы земле на кладбище с отпеванием. На надгробных плитах стояли теперь имена и даты  жизни, а в качестве эпитафии на всех шести было написано лишь одно слово: «Прощаю». Портрет Гретель занял место в галерее замка среди портретов родителей графа и другой родни.

Граф и графиня жили долго и счастливо, родили много здоровых детей. Сейчас они нянчат внуков и правнуков и вас в гости зовут. Будете проезжать мимо, передавайте им привет от рассказчика.