Забудь об акциях и бондах, вкладывай в лоббистов

Михаил Абрамов
Забудь об акциях и бондах, вкладывай в лоббистов.
Forget Stocks Or Bonds, Invest In A Lobbyist

Разговорился я на днях с соседом по работе, Раджавом, выходцем из Индии. Речь зашла о коррупции. Оказалось, что в Индии, как было (и есть) на советских просторах, без взятки ничего не добьешся. Мы оба отметили, что в Америке такого рода поборы, если и случаются, то крайне редко. И тут мой индийский друг высказал очень интересное наблюдение.  - Да, сказал он, -  в Америке не покупают исполнителей законов. В Америке покупают законы.

Каждый год бизнесы в Америке тратят миллионы долларов на лоббирование. Возникает вопрос: а стоит ли овчинка выделки? Каков барыш? Ниже приводится беседа корреспондента американского радио НПР Алекса Блумберга с профессором университета в Канзасе Ракуэл Александер.

---

Блумберг. Ответить на вопрос, какой доход ты получаешь в результате лоббирования не так просто.

Александер. Мы знаем, что люди лоббируют не случайно. Мы знаем, что эти затраты многократно окупаются. Но мы никогда не могли точно подсчитать какой профит дают такие инвестиции.

Блумберг. Несколько лет назад профессор Александер и ее коллеги решили найти ответ на этот вопрос. Трудность в том, что есть много причин, почему люди лоббируют, и не всегда можно измерить в долларах результат. Например, одни борются за право носить оружие. Другие озабочены охраной природы. Если какие-нибудь правила станут жестче или легче, это в деньгах не измеришь.
Но в 2004 году профессор Александер и ее коллеги наконец-то наткнулись на пример, когда можно было сравнить затраты и бенефиты – Акт о создании работ в Америке (American Jobs Creation Act). Это был закон, на проталкивание которого очень многие корпорации потратили много денег, потому что он давал колоссальные налоговые поблажки. Закон позволял бизнесам возвращать профит, полученный за границей, не платя обычные 35% налоговой ставки, а только 5%.

Александер. Мы обнаружили 450 фирм, которые заполнили финансовые декларации и которые воспользовались этой финансовой поблажкой. Из них 93 фирмы занимались лоббированием.

Блумберг. Профессор Александер и ее коллеги сравнили затраты этих фирм на лоббирование с суммами, которые были сэкономлены на налогах. Этот показатель они назвали Доход от лоббирования. Сейчас хорошо, если вы получите 1% на ваш вклад в банке.
Оказалось, что профит от лоббирования 22 000% !!! На каждый потраченный доллар фирмы в среднем получали 220 долларов дохода.

Блумберг. Ожидали вы, что цифра так огромна?

Александер. Нет, не ожилала. Я подумала, что надо все перепроверить.

Блумберг. Фирмы потратили 3.5 миллиарда на лоббирование в 2010 году. Трудно предствить, что каждый доллар принес 22 000 процентов. Конечно, есть компании, которые потратили деньги, и не добились, чего хотели. Но Профессор Александер говорит, что после 2004 года корпорации опять накопили за границей в разных налоговых убежищах в три раза больше денег. И теперь они опять добиваются налоговой поблажки, чтобы вернуть деньги домой почти не платя налоги. И действительно, в 2011 году был внесен на рассмотрение новый закон Свобода инвестиций, где опять налоги будут на уровне 5%. Коалиция компаний, лоббирующих за новую налоговую поблажку уже потратили 50 миллионов на лоббирование. По оценкам речь идет о 200 миллиардах долларов, которые они прячут в налоговых убежищах за рубежом.

---

Да, прав мой друг Раджив, покупать законы куда выгоднее, чем исполнителей. И это никто не назовет коррупцией. Как говорит старая американская поговорка – Если ты украл булочку – вор, а если железную дорогу – губернатор.

Оригинал на английском здесь: