Фаэнца в период синьории Манфреди Гибель Оттавиано

Ковалева Марина 2
Очерк полностью содержится в монографии: Блейзизен С., Ковалева М.В., Киселева Е.П. Очерки по истории Италии эпохи  Возрождения.- Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК", 2011.
По техническим причинам иллюстрации и сноски не воспроизводятся.

 
Ковалева М.В. ФАЭНЦА В ПЕРИОД СИНЬОРИИ МАНФРЕДИ И ДО КОНЦА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ



7. Гибель Оттавиано Манфреди

В 1498 г. отношения между Фаэнцей и Венецией улучшились, и синьор Асторджо был принят военную службу в качестве капитана отряда с жалованьем 8000 дукатов в год и обязательством содержать 100 вооружённых человек. 
В том же году тёща Асторджо, Катерина Сфорца, попыталась использовать новые родственные связи в своих интересах.  Марино Санудо сообщает, что она, желая вовлечь зятя в войну в отношении Пизы на стороне флорентийцев, «как её дочери было обещано, послала сказать этому синьору Астору, что он мог бы приехать к той дочери и жене, и как хочет вознаградить себя совместно с ней». Из Фаэнцы, как с удовлетворением отмечает венецианский сенатор, пришёл отказ, вызванный нежеланием потерять покровительство венецианцев: «Он ответил, что не хочет, чтобы не потерять благоволение Синьории и жалованье в 8000 дукатов в год. И не захотел участвовать в этом безумстве».
Нужно отметить, что в данном случае синьором Фаэнцы двигал не только практический расчёт, но и  осторожность. Дело в том, что, нуждаясь в солдатах и кондотьерах для текущей войны, Флорентийская республика дала кондотту  в этой компании Оттавиано, его двоюродному брату и другому претенденту на фаэнтинскую синьорию. В военном лагере Оттавиано Манфреди познакомился с Оттавиано Риарио, старшим сыном Катерины Сфорца, и молодые люди очень подружились. Сын правительницы Форли привёз нового знакомого в гости, где последний чрезвычайно понравился его матери. В голове Катерины возник план сначала отказаться от свадьбы Асторджо с её дочерью, а затем поставить на его место в Фаэнце Оттавиано.  Причинами разрыва свадебного договора в письме к своему родственнику, герцогу Миланскому,  правительница Форли назвала слишком нежный возраст несостоявшегося зятя (разница между ним и его невестой Бианкой составляла семь лет), а также то, что он является внуком правителя Болоньи, Джованни Бентивольо, с которым у неё в последнее время были нелады. Тут же подвернулся и новый претендент на руку Бианки – граф Каяцо. Правда, его графиня Сфорца находила старым для своей дочери, но очень привлекательным в отношении родовитости и репутации. На всякий случай она написала письмо и самому Асторджо, требуя от него ответить ей «с хорошим «да» или с хорошим «нет» в этом деле.  Поскольку хорошее «да» требовало переориентации внешнеполитического курса Фаэнцы с Венеции на Флоренцию, в результате чего Асторджо терял основной источник своих доходов в виде жалованья и военное покровительство, а также рано или поздно должен был оказаться в опасной близости от своей решительной тёщи и двоюродного брата, положительного ответа она не дождалась.
Оттавиано Манфреди провёл в Форли самое счастливое время своей жизни  - последние месяцы 1498 г. и начало 1499 г.. Весной он решил поехать в Флоренцию, чтобы рассчитаться с флорентийской синьорией за последнюю кондотту. В дороге он был убит. Говорили, что преступление было совершено Галеотто де Бози из Фаэнцы, представителем  партии, враждебной Оттавиано, и его людьми,  то ли ради заработка и достижения благоволения синьора Асторджо, то ли  потому, что он полагал для своей семьи опасным возвращение Оттавиано.
Тело Оттавиано сначала было похоронено в аббатстве Сан Бенедетто, возле которого произошло убийство, а позже по приказу Катерины Сфорца переправлено в Форли и с великолепными почестями захоронено в церкви святого Джироламо под надгробием его родственницы Барбары Манфреди. Флорентийцы и лично Катерина жестоко отомстили за смерть Оттавиано, уничтожив исполнителей убийства и их собственность. 
В 1499 г. в Фаэнцу был прислан новый венецианский проведитор Кристофоро Моро.