В Начале сотворил Бог

Андрей Незванов
В первых стихах Генезиса читаем:
«В Начале сотворил Бог небо и землю».  (In Principio creavit Deus caelum et terram).
Именно так: не «вначале», как в последовательности творения, а в Начале, или Архэ, как трансцендентальном основании всего Эона, окормляемого (от слова «кормчий») вечным событием Начала.
Фаза  События, о котором говорится в данном библейском стихе – сотворение неба и земли.
Но эти сотворенные суть вовсе не физические и не планетарные «небо» и «земля». Не твердь, которую Бог назвал «небом» и не «земля», или суша, которая обнажилась после собирания вод в моря.
Эти Небо и Земля – причастные Бытию бытия,  которым в существе своем принадлежит человек, и которые принадлежат человеку.
Иными словами, они суть возможности существования человека, возможности осуществления  личности; и одновременно два бытия  человека, сообщающиеся друг с другом через Слово (Логос).
Они сообщаются нематериально, через слово (или знак, символ), потому что разделил Бог воды, которые вверху, от вод, которые внизу. (Генезис 1,7). И этому разделению предшествовало возмущение вод души духом Божьим, исконным Ветром (Руах)- "и дух Божий носяшеся над водами". Именно Дух Свят взметнул часть первозданных душевных вод на Небо.

Метафизическое понимание соответствующего стиха толкует библейские «воды, которые внизу», как воды моря, а «воды, которые вверху», как воды дождевые. 
На для «имеющих уши, чтобы слышать», речь идет о водах души. Разделение вод на две части (небесную и земную) указывает на две души человека, которые в современном говорении мы именуем «духом» (верхняя душа) и «душой» (нижняя душа).
Верхний, небесный человек ходит по нижним водам, не омочив ног; и он погибает, утопая в водах души земной, и тогда взывает из глубины.

Как известно, евреи отличали себя от прочих языков именно тем, что у еврея две души: небесная и земная; в то время как у прочих – лишь одна, земная душа.
Также Иисус из Назарета говорил, что нужно «родиться свыше», то есть обрести верхнее дыхание (верхнюю душу), чтобы войти в царствие Божие. Это же обретение второй, верхней души может трактоваться как становление истинным евреем, имеющим две души.
Таким образом, первый стих Генезиса, кажущийся космогоническим, на деле – антропоцентричен. И говорит о бытийных основах человека, которые суть «небо» и «земля» – не как стихии (элементы), а как бытия человека.

«И сотворил Бог Свет». С физической точки зрения, это совершенно бессмысленно, поскольку свет существует только в очах. Если нет глаз, которые видят, то нет и света. Поэтому «свет» может пониматься здесь только в духовном смысле как основание свободы человека. Это основной изначальный свет духовных очей, в котором различаем между добром и злом. Первое сознание человека.

С разделением душевной влаги на верхнюю и нижнюю соотносится разделение Богом Света от Тьмы, которые названы «днем» и «ночью».
Свет здесь – умной свет, в котором видит душа свой путь; и день есть бодрствование души.
Тьма же есть умная слепота души; и ночь есть сон души.
«Свет» и «Тьма» как «день» и «ночь» разнесены соответственно разделению душ человека, их взаимо-дополнительной активности, так что бодрствование (день) верхней души есть сон (ночь) души нижней; и наоборот. Подобно тому, как день разума есть ночь чувств, и бодрствование чувств есть сон разума. Точно так в мифологии солнца дневной путь светила – есть день в верхнем мире и ночь в нижнем, а ночной путь солнца есть день в нижнем мире, и ночь в верхнем.
Если бы речь шла о принципе зрения, то не было бы разделения света от тьмы, так как зрение есть единство света и тьмы: ведь, чистый свет без теней равен полной тьме и слепоте. Но разделяются осуществления человека в его возможностях быть, и Быть: спать и бодрствовать в духе.

И, когда мы читаем:
«земля же была пуста и праздна, и дух Божий дующе над водами» (Генезис 1,2),
то понимаем, что речь идет не  о ранней стадии планетной эволюции, а об иерархии жизни.
Воды здесь суть души всего живого, спящие в потенции существования; и земля, плоть всего живого – пуста и праздна, как жена без мужа, именно потому, что души спят, и некому оплодотворить её животворной влагой.
Они спят, потому что дух Божий, или ветер Божий, дующий над водами, еще не сошел на воды души и не взбурлил их. Подобно водам того источника Силоамского, воды которого бурлили и обретали животворящую силу, когда сходил на них дух Божий.
Дух быстро движется над водами, но воды стоят недвижно. И только когда Дух двинет воды души, и они взбурлят и оросят землю как семенная жидкость (семенные логосы), тогда земля перестанет быть праздна, но забеременеет, и породит живых существ, и к тому не будет уже пуста.
Вот что прочитывается в первых скупых стихах Генезиса. Как видим, это вовсе не космогоническая гипотеза происхождения Земли, с которой могли бы конкурировать научные гипотезы астрофизиков. Но  – мудрость, лежащая в основании самосознания христианина.

Из сказанного выше можем убедиться, что смысл Священного Писания здесь, как и везде, подобен двусторонней поверхности. Он одновременно отвечает любопытству глупца и любви к мудрости умного: он – разом, и для детей, и для взрослых: для профанов, и посвященных – соответственно двум душам человека, традиционно представленных здесь разделенными Богом «водами».