Школа фэнтези. Дейв Дункан 4. Принцесса Инос

Ирина Маракуева
     Эту тетралогию я читала в издании изд-ва «Армада», 1997г:

     1. «Волшебное окно», перевод О.Серебровской
     2. « Таинственные земли», перевод У.Сапциной
     3. «Грозные моря», перевод Е.Марковой
     4. «Император и шут», перевод В.Северцевой.

     Похоже, именно эта тетралогия привлекла читателей к имени Дэйва Дункана. Она значительно ближе широкому кругу читателей. Не предъявляя им никаких идеологических размышлений, Дункан экспериментирует здесь с построением мира, применяя свою недюжинную фантазию. Мне кажется, что тетралогия родилась «на заказ», и в тексте явно присутствует женская составляющая. Местами влияние эгерии заметно почти как у Роберта Джордана: мужская рука просто не способна выписать отдельные «дамские» сцены. И как раз с такой начинается первый том тетралогии. Даю мужчинам совет: преодолейте начало и не пугайтесь. Фантазию Дункана и его мужскую суть не смогут преодолеть ни семейные комплексы, ни эгерии.
     Сюжет стройный, многоплановый, мир интересный. Атмосфера тёплая — впору тем, кто хочет на мгновение спрятаться от тягот жизни — а элемент сказочности как раз таков, что все выписанные здесь страдания проскальзывают по поверхности мозга. Они могут рождать размышления, но не сопереживание. В этом смысле тетралогия не способна встать в ряд с предыдущими рассмотренными здесь книгами: она легковесна.
     Дункан с жаром управляет государствами, в особенности любимым Краснегаром — крошечным островным, спартанским, ветхозаветным королевством.
     Предложенные темы для размышления: дружба и любовь. Им приносятся в жертву высшие цели. Выбор — семейный покой или, соответственно силе, участие в решении судеб мира. В сюжете проигрываются темы «Красавица и чудовище» и «Мальчик-Золушка»: принцесса и конюшенный мальчик; человек и фавн; фавн и гоблин. В парах нестойкое равновесие дружбы, любви и предательства, хотя последнее чаще по глупости.
     Психологически неудачен юношеский портрет главной героини, ведь из этого подростка вырастет волевая и умная женщина. А описана фигура, непригодная к коллективной дружбе, разве лишь способная обрести поклонников. Взрослая Инос в детстве либо не красавицей должна быть, либо не такой давящей и капризной. Ведь последующие испытания приходят слишком поздно, чтобы в корне перестроить характер героини.
     Однако взрослая Инос, героиня не только этой, но и последующей тетралогии, выписана идеально, как слуга двух господ: королевства и мужа, и как госпожа двух рабов: королевства и мужа. Её мир, невзирая на приключения, замкнут и узок. То ли дело её тётушка Кэролайн, что очень украсила собой повествование!
     Не нужно отказывать авторам в (иногда неосознанном) включении в произведение своего идеала. И они здесь явные: Рэп — идеал мужчины и Инос — идеал женщины для Дункана. Их ошибки — его ошибки; их победы — его мечта. В этом выдуманном мире он отождествлён. Потому он пристрастен. И потому — менее откровенен, менее реалистичен в описании героев: он скрывает многое, не решается на более глубокие мысли, стесняется антуража сказки. Возможно, именно сюжетом обдумывает собственные приоритеты и реальную жизнь...
     Антураж богат: государства на всех возможных уровнях развития; люди, фаэри, гномы, эльфы, фавны, гоблины, тролли; людоеды, джотунны - «викинги», джинны с их султаном, империя и Краснегарское королевство. Их нравы описаны в подробностях, ибо главные герои узнают их, скитаясь по миру.
     Все расы, кроме фаэри, дают миру магов, колдунов и полубогов, обладающих «волшебными словами».  И лишь фаэри магичны по природе: их имена равны их жизненной силе, и именно имена фаэри — те самые волшебные слова. Кровью фаэри питается магия мира.
     Колдовской арсенал планеты более-менее обычен: пиротехника и защитные заклинания; оборотничество; управление живым и, в том числе, драконами.
     Находка — помещение пятерых друзей-мальчишек в тело оборотня, их долгожительство за счёт поочерёдного владения телом. Они выросли в этих условиях в великих в своём роде: учёного-философа; менестреля; героя-любовника; берсерка; вора, в последующей тетралогии становящегося столь же великим финансистом( о родстве — NB!). Ясно, что в приключениях главных героев им отведена важная роль.
     Краснегарское королевство значимо и для Богов: там создаётся будущее и собираются магические силы мира. И непутёвой, подчас глупой принцессе надо указать цель...
     А пока — юная принцесса разбирается со своими чувствами под давлением женихов — соискателей её королевства, Рэп пытается спасти её, проходя закалку в немыслимых приключениях под надзором главных волшебников мира, спасает Краснегар, жизнь императора, решает судьбу оставшихся фаэри, освободив их от соискателей их магии, добивается любви Инос, жертвуя так многим из-за её недомыслия...
     Хэппиэнд и сосущее чувство жалости из-за потери Рэпом магических свойств. Заложена основа для следующей тетралогии.