Война и мир

Евгений Белоненко
Война и мир

А я вот задумался, а почему в древние, рабовладельческие, средневековые времена, да даже и в начале 20-го века войны большие и малые, межгосударственные и междоусобные были весьма часты. А в наше время – относительно редки.

Думаю, причин здесь много.

В старые времена, как правило, чтобы начать войну, достаточно было решения одного человека. Главного в государстве, княжестве, феоде и так далее.  Причем решения эти могли быть ни на чем не основаны. Захотел – и точка. Ну не нравится ему тот, с которым хочется воевать! Или даже и не то, чтобы не нравится, а просто дружина (армия, рать) у него, что называется, застоялась. Или, что еще хуже, на самого властителя «косо смотрит». Тогда лучший вариант – послать ее куда нибудь в боевой поход. Авось вернутся с трофеями и пленными, и все будет в шоколаде. Потенциальные человеческие потери своей армии тоже мало кого из властителей останавливали в решении о войне. Цена отдельной человеческой жизни была несоизмеримо ниже.

Сейчас такие решения в большинстве стран принимаются более коллегиально. И это хорошо.

О цене войны для собственного народа в старые времена мало кто из правителей задумывался. А сейчас все на экономике завязано. С другой стороны сейчас именно из-за экономики войны и начинаются. За контроль над ресурсами. Но это отдельная большая проблема.

А теперь вопрос: а почему раньше было так, а сейчас так?

Рискну предположить: мужчины раньше были другие. Другие в плане гормонального фона. Уровень тестостерона, основного мужского гормона у среднестатистического мужчины был выше. Как известно, чем выше уровень тестостерона, тем больше у мужчины склонность к агрессии и сексуальность и тем ниже чувство самосохранения.

Возможно, это было связано с употреблением в пищу только натуральных продуктов. Мясо уровень тестостерона повышает, а тогда оно было настоящим, а не производящимися массово суррогатами, как сейчас.

Конечно, я прекрасно понимаю, что мое предположение не подтвердить и не опровергнуть. Гормональный анализ и сейчас не весьма популярен и не весьма дешев, а древних людей ему уже не подвергнуть.

Но и сейчас, я уверен, воинственность или миролюбивость тех или иных народов в первую очередь объясняется разницей в гормональном фоне среднестатистических представителей этих народов. К примеру, у всех кавказцев померить и у всех прибалтов померить и среднее по Кавказу будет выше.

А еще у современного человека безотносительно национальности появились другие способы выхода тестостерона. Диапазон приемлемости в сексуальных отношениях и в их общественном восприятии несоизмеримо расширился в 20-м веке. А что касается агрессивности, то избыточно агрессивный современный мужчина имеет возможность посмотреть по телеку фильм, где кого-то «мочат в сортире». Сесть за комп и самому участвовать в избиении монстров или пришельцев, спасая от них планету:) Пойти в спортзал, борьбой заняться (не политической:) Или просто сесть за руль авто и поучаствовать в «войне всех против всех» у нас на дорогах, обгоняя и подрезая противников. Короче, возможностей много. А в древности ничего этого не было, оставались драка и война.

Если ничего интересного этим своим опусом не сказал, не судите строго. Зато, по крайней мере, короче, чем у Толстого, а краткость – сестра таланта:)))